Священномученик Пахомий Кедров

Священномученик Пахомий (Кедров), схиархиепископ Черниговский.

Дни памяти:
29.10/11.11 – погиб (1937 г.)
15/28.05 – тезоименитство

Священномученик схиархиепископ Пахомий (Кедров Петр Петрович) родился 30 июля 1876 года в городе Яранске Вятской губернии в семье священника.
Его родные братья – архиепископ Аверкий (Кедров Поликарп Петрович), епископ Михаил (Кедров Михаил Петрович) Вроцлавский в Польше и протоиерей Александр Кедров. Владыка Аверкий позже вспоминал, как они в детстве помогали отцу-священнику «петь, читать и храм прибирать».
 
Закончил Яранское духовное училище.
В 1896 году – Вятскую Духовную семинарию.
В том же 1896 году поступил в Казанскую Духовную академию.
В 1900 году окончил ее курс со степенью кандидата Богословия. Тема кандидатской работы: "Библейские основания христианского аскетизма".
В академии на одном курсе с ним учился Александр Поздеевский, будущий ректор Московской Духовной академии, а затем архиепископ Феодор, который в своих воспоминаниях отмечал, что «пономарем академической церкви был смиренный и кроткий юноша Петр Кедров».

6 декабря 1898 года принял монашеский постриг.
В декабре 1898 года рукоположен во иеродиакона.
22 ноября 1899 года – во иеромонаха.

С 1900 года иеромонах Пахомий – помощник смотрителя Липецкого духовного училища в Воронежской губернии, а с 1903-го – смотритель.

С 1904-го по 1911 год – заведующий Свято-Феодоровской церковной учительской школой при Троицком Дерманском монастыре, что в Дубенском уезде Волынской губернии.
В 1905 году возведен в сан архимандрита.
В 1906-м – настоятель Троицкого Дерманского монастыря.
Семь лет, проведенные в этом тихом живописном волынском уголке, по признанию владыки Пахомия, были лучшими в его жизни: «В школе учились только дети крестьян, и я в этой обстановке чувствовал себя очень хорошо».

30 августа 1911 года в Свято-Успенской Почаевской лавре, что в Тернопольской области, хиротонисан во епископа архиепископом Волынским Антонием (Храповицким), епископом Кременецким Никоном (Бессоновым), епископом Белостокским Владимиром (Тихоницким), епископом Владимиро-Волынским Фаддем (Успенским).
С 30 августа 1911 года по 17 сентября 1916 года – епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии.
С 17 сентября 1916 года – епископ Стародубский, викарий Черниговской епархии.
С 1917 года – епископ Черниговский.
Любил проповедовать. Обладал феноменальной памятью. Знаток церковного устава.
О нем есть такие интересные воспоминания: "Отличался большой любовью к ночной молитве. Его современники рассказывали, что он однажды, когда был еще студентом академии, встал на молитву в ночное время и начал усердно молиться. Неожиданно услышал какой-то голос, восхвалявший его в совершенстве духовном и повелевавший подойти к горящей свече и опалить себе глаз. Не уразумев козни искусителя, он подошел к свече и подставил левый глаз. Пламя свечи настолько сильно опалило его, что он потерял зрение на этот глаз. Так и остался с одним глазом. Горький опыт прелести научил его осторожности в делах Божиих".
С проповедью о Христе Владыка обошел всю Украину, за что получил в народе ласковое прозвание "наш апостол". По его молитвам Господь исцелял людей от душевных и телесных недугов.

С 15 августа 1917 года епископ Пахомий – член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-18 годов.
После настолования и молебствия с крестным ходом внутри Московского Кремля, разоренного и поруганного, Святейший Патриарх Тихон, по древнему обычаю, совершил объезд Кремля. Он выехал из Кремля в открытом экипаже, выбрав спутниками своими архиепископа Анастасия (Грибановского) и епископа Пахомия (Кедрова), следовавших за ним в отдельной коляске.

В 1919 году был арестован в Чернигове, но вскоре выпущен на свободу с запрещением возвращаться на кафедру. Подвергался в Чернигове еще арестам в 1921 (на несколько дней в качестве заложника) и 1922 годах.
В 1922 году приговорен к трем годам высылки из Черниговской губернии, в результате чего некоторое время подвизался в Москве в Свято-Данииловом монастыре у своего сокурсника архиепископа Феодора (Поздеевского).

В августе 1922 года избран членом Собора епископов, управлявшего Украинской Церковью.
29 ноября 1923 года возведен в архиепископа.

В 1923-24 годах проживал в Киеве без права выезда.
В 1924-м – до 30 ноября 1925 года – в Москве без права выезда.

30 ноября 1925 года был арестован по групповому делу митрополита Петра (Полянского) и др.
Содержался в московской Бутырской тюрьме.
Обвинение при аресте: "укрывательство и пособничество правой организации церковников".
Осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР 5 ноября 1926 года по статье 68 УК РСФСР.
Приговор: 3 года ссылки в Коми-Зырянский край.

С 1926-го по 1928 год пребывал в селе Деревянское Зырянского края.
В следственном деле 1930 года так сказано об этом периоде: "Проживая в Коми-Зырянской области, он поселился в селе Деревенское и, несмотря на то, что им была дана подписка власти о том, что он не будет связываться с административно высланными контрреволюционерами, собирались у него на квартире, обсуждали разные контрреволюционные вопросы, выступая перед ними и говорил: «Соввласть заставляет попов живой церкви быть агентами ГПУ. Нам нужно организовываться, чтобы противодействовать им и отстоять Православную монархическую церковь».<...>
Он, поп Кедров, также связался с попом села Деревянское, стал ходить и править в церкви и во время проповеди выступал перед селянством и говорил: «Советская власть – власть жидовская, она создает орел мученичества для селян, духовенства и церкви. Нужно организовываться и выступить против власти». <...>
Поп Кедров, живя в Деревенском, стал агитировать против пионерской организации, собирал отцов детей и говорил: «Своих детей в пионерские организации не пускайте и в школу также не пускайте. Там их учат против религии и против церкви». Он практиковал подслеживать, когда дети возвращаются из школы, собирал их, раздавал им кресты и угощал конфектами, чтобы дети носили вот эти кресты".

В 1930 году владыка Пахомий – архиепископ Черниговский.
Об этом периоде – из следственного дела 1930 года: «Начал практиковать исполнение различных религиозных обрядов во время Богослужения малолетними 13-14-летними мальчиками». И еще: «Поп-архиепископ Кедров Пахомий Петрович имеет большие связи с духовенством и черносотенцами, группирует их, организовывает, агитируя за выступление против власти и за отстояние православной церкви».

Время это, после Декларации митрополита Сергия (Страгородского), отмечено волнениями и сомнениями в напряженной внутрицерковной жизни. Об отношении владыки Пахомия к Декларации и к тогдашним событиям в жизни Церкви в русском зарубежье свидетельствуется, что он совместно со своим братом епископом Житомирским Аверкием (Кедровым) был автором послания, в котором прозвучала критика политики митрополита Сергия.
Прочитаем выдержки из этого послания: «Митр. Сергий является полным рабом, послушным орудием в руках известных нам... советских учреждений и утратил вполне свой морально-церковный авторитет... Словом, такого унижения и оплевания Святая Церковь еще не переживала.
Святая Церковь может быть подвергнута внешним бедствиям: гонениям и стеснениям, но отказаться от своей духовной свободы и достоинства не может, напротив, в бедствиях она еще более внутренне просветляется и непрестанно обновляется (2 Кор. 4, 16-17). Таков закон духовной жизни и отдельного христианина, и всей Церкви Христовой, почему узы и скорби мы понимаем как милость Божию, ибо увенчивает за них Господь верных Своих рабов (2 Кор. 4, 17). Но на унижение Святой Церкви, на попрание ее внутренней свободы Церковь никогда не согласиться. Нельзя свободу Церкви и ее достоинство предавать на попрание, «чтобы не быть гонимым за крест Христов» (Гал. 6, 12) – по слову апостола.
Легализация, которую стараются проводить митр. Сергий и его Синод, является совершенно неприемлемой и невозможной, потому что она... противна природе Церкви, противна разуму, ибо стремится соединить несовместимое... В церковном отношении она преступна, ибо продает свободу внутренней жизни Церкви и кощунственно унижает ее святость и достоинство...
Новая церковная политика митр. Сергия вызывает великое смущение и соблазн в церковном народе и вообще у большинства верующих, от иерархов до мирян.
Сердце доброго пастыря, естественно, сжимается от нестерпимой скорби при виде этой потрясающей картины великого церковного разорения, наполовину произведенного рукою Предстоятеля Церкви. Не нужно нам таких реформ церковных. Лучше мы все вновь и вновь пойдем в узы и изгнание, лишь бы сохранить души вверенного нам народа Божия. Ибо все дадим великий ответ за погибель чад своих...
Если же временный Заместитель Патриаршего Местоблюстителя будет упорствовать в своей затее и не освободит своего поста, то мы уйдем от него всею Церковью. Если же митр. Сергий преслушает голос Церкви, будет упорствовать в своей политике и претендовать на власть первоиерарха, тогда он, конечно окажется церковным бесчинником и отщепенцем».

15 октября 1930 года владыка Пахомий был арестован.
Обвинен в "контрреволюционной деятельности".
В обвинительном заключении значится: "Поп архиепископ гор. Чернигова Кедров Пахомий Петрович как враг революции и советской власти с начала революции, особенно с завоеванием власти пролетариатом и становлением Советской власти стал вести к/р работу, группируя и организовывая попов, церковников религиозных общин, ведя агитацию выступать против власти, чтобы отстоять закрытие церквей". И еще: "Кедров всегда выступал против пионер[ской] организации, стараясь развращать детей, ловя их, когда идут со школы и надевая им на шеи кресты".
4 ноября 1930 года осужден судебной тройкой при коллегии ГПУ УССР по статье 54-10 УК УССР.
Приговор: 6 лет концлагерей.

Отсчет срока начинался с 1 ноября 1930 года. Таким образом, последний крестный путь Владыки начался в день Казанской иконы Божией Матери.

Заключение отбывал в 1930 году в Соловецком лагере особого назначения, в 1931 году – в лагере Май-Губа, Беломорканал, в 1932 году – в лагере для инвалидов Кузема Мурманской железной дороги.

После отбытия срока заключения был направлен в ссылку в город Яранск Кировской области. Был тяжело болен. Физические силы его оставляли, старая травма способствовала развитию паралича лица. Некоторое время жил в Яранске у брата, священника Николая, а перед смертью был помещен в больницу для умалишенных города Котельнич Кировской области.
11 ноября 1937 года погиб в заключении в Котельниче. Земной путь архиепископа Пахомия окончился там, где и начался.
Был захоронен на городском кладбище Котельнича.

С 2001 года 28-го мая, в день памяти преподобного Пахомия Великого (небесного покровителя владыки Пахомия), в Котельниче совершается крестный ход.
Сейчас мощи схиархиепископа Пахомия обретены и пребывают в Никольском соборе города Котельнича. По свидетельствам очевидцев, люди, почитающие мощи священномученика, получают по его молитвам от Господа утешения и исцеления.

20 августа 2000 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церковью Заграницей.

Литература:
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 877.
2. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 5. С. 369-372.
3. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С. 172-173.
4. Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных). М.: Современный писатель, 1998. 208 с., илл.Просим освободить С. 169-171.
5. Сухих А., прот. Вспомним поименно: Кн.2. Киров (Вятка), 2004. 64 с. С. 41-42.
6. (Вятская епархия. Обзор следственного дела архиепископа Черниговского Пахомия (Кедрова)).
7. http://ru.wikipedia.org (Википедия, архиепископ Пахомий (Кедров)).
8. А.В. Маркелов. Обзор следственного дела 1930 года архиепископа Черниговского Пахомия (Кедрова).
9. Александр Федорович Тарасенко. Новомученик Черниговский архиепископ Пахомий (Кедров).
10. Н. Тальберг. Памяти митрополита Анастасия. Русская Православная Церковь Заграницей. В 2-х томах. 1968. Printed in the U.S.A. Т. 1, С. 274-287.
11. http://pstbi.ru

Документы:
1. ЦА ФСБ РФ. Д.Н-3677.
2. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Том_Лист Л.85.
3. Государственный архив Черниговской области. Ф.Р-8840. Оп.3. Д.6832. Л.3.


Рецензии