Священномученик Прокопий Титов

Священномученик Прокопий (Титов), архиепископ Одесский.

Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских
09.08/22.08 – Собор новомучеников и исповедников Соловецких
3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Санкт-Петербургских святых
10/23.11 – день мученической кончины (1937 г.)

Священномученик архиепископ Прокопий (Титов Петр Семенович) родился 25 декабря 1877 года в городе Кузнецк Томской губернии в семье протоиерея кафедрального собора.

В 1897 году окончил Томскую Духовную семинарию.
В 1901 году – Казанскую Духовную академию со степенью кандидата Богословия.

В 1901 году Петр Семенович служил учителем в Томском Духовном училище.

21 августа 1901 года в Успенском монастыре города Уфы он принял монашеский постриг и в том же году рукоположен во иеродиакона и иеромонаха.

С сентября 1901-го до 1906 года иеромонах Прокопий – заведующий в церковно-учительской школе в Томске. В это время во главе Томской епархии стоял выдающийся миссионер и просветитель Алтая епископ Макарий (Невский), который был инициатором многих церковных мероприятий в епархии и, в частности, основателем церковно-учительской школы.
С 1906 года отец Прокопий – преподаватель Священного Писания в Иркутской Духовной семинарии, ректором которой был тогда архимандрит Евгений (Зернов).
Для того чтобы послушать его в собраниях церковного Иркутского Братства во имя святителя Иннокентия, сходились сотни людей. Во все праздники он служил акафисты в Крестовой архиерейской церкви, причем его служение отличалось большой молитвенностью, и после каждой службы он произносил глубоко назидательное слово.

В 1909 году был назначен членом комиссии по освидетельствованию останков святителя Софрония Иркутского, по молитвам которого происходили многочисленные чудеса и исцеления, и присутствовал при этом освидетельствовании.
30 августа 1909 года иеромонах Прокопий был возведен в сан архимандрита и назначен на должность помощника заведующего пастырского училища в городе Житомире в Волынской губернии. С искренним сожалением прощались с отцом Прокопием ректор семинарии архимандрит Евгений, преподаватели, учащиеся и духовенство Иркутска.
Прихожане настолько любили его, что во время последней службы и проповеди многие искренне плакали. Отец Прокопий был вдохновителем и организатором благотворительного отдела при Братстве святителя Иннокентия. Благодаря главным образом его трудам, удалось помочь многим беднякам. Отмечая при прощании деятельность отца Прокопия в качестве преподавателя семинарии, архимандрит Евгений сказал: «Преподавание Священного Писания в настоящее время – труд весьма тяжелый, при той холодности, какая нередко наблюдается в учащихся к этому предмету, и надо иметь много ума, любви и старания, чтобы им заинтересовать учеников и заставить относиться к нему если не с любовью, то во всяком случае с вниманием и уважением. И Вы этого достигли. В этом отношении немалое значение имела Ваша личность как человека доброго, искреннего и последовательного. Ученики не могли не понять, что то, чему Вы учили, – для Вас не звук, а жизнь, и что Вы стремитесь не только научить, но и воспитать. Честь и слава Вам за это».

Основанное в 1908 году при Богоявленском монастыре в городе Житомире стараниями архиепископа Волынского Антония (Храповицкого) пастырское училище в 1913 году посетил обер-прокурор Святейшего Синода Владимир Карлович Саблер, на которого жизнь училища произвела большое впечатление. Подводя итоги своего посещения, обер-прокурор, обращаясь к учащимся, сказал: «Не взирая на окружающий вас городской соблазн с его безнравственной атмосферой, громом музыки и треском кинематографов, вы в своем тихом уединении за монастырской стеной, своими незримыми подвигами и молитвой приносите Богу единую яркую лампаду... Это воистину – училище благочестия!»
Жизнь училища за все шесть лет пребывания в нем архимандрита Прокопия в качестве помощника начальника не знала со стороны учеников каких-либо проступков. Напротив, их приходилось удерживать от чрезмерного прилежания к учению и молитве. Огромная заслуга в организации духовной жизни училища принадлежала отцу Прокопию. Вот воспоминания о нем тех лет: «Образ отца Прокопия, его блестящий огнем праведности взгляд, с милой и всепрощающей улыбкой на добром открытом русском лице, навсегда запечатлелся в душах знавших его».

30 августа 1914 года в Одесском кафедральном соборе архимандрит Прокопий был хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсоно-Одесской епархии.

Епископ Прокопий – член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-18 годов. На Соборе был назначен наместником Александро-Невской лавры.

С 1917 года до 26 января 1918 года – наместник Александро-Невской Свято-Троицкой лавры.
Председатель братства защиты Александро-Невской лавры. Вместе с членами братства перед ракой с мощами святого благоверного князя Александра Невского дал обет защищать обитель до последнего вздоха.
Указом от 26 января 1918 года освобожден от обязанностей наместника лавры.

8 февраля 1918 года арестован вместе с митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским) и всем Духовным собором лавры за отказ оставить монастырь для размещения в его помещениях лазарета. В результате привлечения набатным звоном множества народа красногвардейцы были вынуждены на время бежать из лавры.

С 8 февраля 1918-го до 1921 года Владыка – епископ Николаевский, викарий Одесской епархии.
В 1921-23 годах – епископ Одесский и Херсонский.
С этого времени началась его активная деятельность как православного архипастыря в условиях гонений на Русскую Православную Церковь.
В дни гражданской войны Святейший Патриарх Тихон издал указ о временном самоуправлении на местах. В связи с этим некоторое время епископ Прокопий исполнял обязанности управляющего Екатеринославской епархией, и тогда он возвел в сан архимандрита отца Онуфрия (Гагалюка), будущего священномученика.
В 1922 году владыка Прокопий познакомился с иереем Иоанном Скадовским. Эта встреча стала началом большой духовной дружбы, прошедшей через все испытания и сохранившейся до самой их мученической кончины.

В 1923 году в Херсоне активно стали действовать обновленцы, на борьбу с которыми епископ Прокопий употребил все свои силы, за что и был арестован 16 февраля. Поводом послужили обвинения в том, что несколько лет тому назад он устраивал молебны для белых и собирал для них пожертвования.
В августе 1923 года обвинен в "противодействии изъятию церковных ценностей, моральной и материальной поддержке Русской Добровольческой армии, сборе пожертвований для ее солдат".
Приговор: высшая мера наказания – расстрел. Был заменен на высылку за пределы Украины.
До 25 августа Епископ сдержался в тюрьме в Херсоне.
В Херсоне в то время образовалась нелегальная религиозная община духовных чад и духовных единомышленников Владыки под руководством священника Иоанна Скадовского и диакона Михаила Захарова. Богослужения совершались на квартире диакона Михаила (Пролетарская, 55), где жил и отец Иоанн. Имя Владыки неопустительно поминалось за Богослужением.
В дальнейшем члены общины осуществляли постоянную связь Владыки с херсонской паствой, собирали для него посылки и передачи, сопровождали его на этапах, доставляли ему передачи и письма, благодаря которым он был в курсе всех епархиальных дел. Невзирая на заключения, этапы и на непрекращающиеся ссылки, Архиепископ при первой возможности отвечал на все письма. В своих ответах он не только утешал скорбящих, но и делал распоряжения, давал советы и благословлял.
Он до самой мученической кончины оставался не только формально, но и реально главой своей епархии.

26 августа 1923 года Владыка был переведен в Одесскую тюрьму, в которой содержался до 12 января 1925 года и где состоялся суд.
После окончания судебного процесса был выслан в Москву.

До ноября 1925 года владыка Прокопий проживал в Москве без права выезда. Определенного прихода не имел, служил по приглашениям.
В течение девяти месяцев, что Владыка пребывал в Москве, он принимал активное участие в церковных событиях. Регулярно присутствовал и высказывал свои суждения по церковным вопросам на совещаниях епископов в Свято-Данииловом монастыре, нередко проходивших в присутствии представителей ОГПУ. Содержание этих суждений впоследствии (после его ареста) явилось одним из оснований для его обвинения.
Владыка Прокопий оказался в числе кандидатур, выдвинутых Святейшим Патриархом Тихоном в члены Синода, подготовка к созыву которого велась в то время. Но с учреждением Синода вопрос не был разрешен, так как в это время Святейший Патриарх Тихон скончался. На похоронах Святейшего Патриарха епископ Прокопий служил панихиду с сонмом духовенства. Он присутствовал при оглашении завещания патриарха Тихона и вместе с другими иерархами Русской Православной Церкви 12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому). Вместе с некоторыми другими архиереями епископ Прокопий принимал активное участие в помощи Местоблюстителю в делах по управлению Русской Православной Церковью.
В июне 1925 года был возведен в сан архиепископа.

Осенью 1925 года власти провели акцию по уничтожению канонического возглавия Русской Православной Церкви, в результате которой были арестованы десятки выдающихся архиереев во главе с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром. Среди других 19 ноября 1925 года был арестован и архиепископ Прокопий. Был арестован вместе с епископом Парфением (Брянских), епископом Гурием (Степановым), епископом Пахомием (Кедровым), епископом Дамаскиным (Цедриком) и другими архиереями, священнослужителями и мирянами.
С 19 ноября 1925 года по июнь 1926 года содержался в Бутырской тюрьме в Москве.
Арестован по "Делу митрополита Петра (Полянского)" и при аресте обвинен в том, что "состоял и принимал участие в деятельности монархической группы епископов и мирян, поставившей себе задачей использование церкви и ее аппарата для нанесения ущерба диктатуре пролетариата".
Архиепископы Прокопий (Титов) и Николай (Добронравов), епископы Амвросий (Полянский), Парфений (Брянских), Дамаскин (Цедрик), Герман (Ряшенцев) и Гурий (Степанов) обвинялись в том, что «составили так называемый "Даниловский синод" и служили в качестве такового проводниками всех указаний двух бывших обер-прокуроров — Самарина и Саблера, устраивая совещания и советы между собой для обсуждения вопросов практического проведения самарино-саблеровской линии, как например, в вопросе об оставлении Киевской митрополичьей кафедры за белогвардейским эмигрантом Антонием Храповицким; для обсуждения и корректирования готовящихся к выпуску документов митрополита Петра, как например, декларации, и в придании этим документам антисоветского характера; для сообщения и распространения сведений о движении эмигрантской части церкви, зачитки контрреволюционных документов, для обсуждения вопросов о воздействии на непокорных самарино-саблеровской указке, как например, о воздействии на митрополита Михаила и т.п., проделывая все это для отвода глаз или за обедом, или тотчас после него».
Архиепископ Прокопий был обвинен по статье 68 УК РСФСР по групповому "Делу митрополита Петра (Полянского) и др., Москва, 1926 года".
Приговор: 3 года исправительно-трудовых лагерей.
В Бутырскую тюрьму приезжал на свидание с Владыкой священник Иоанн Скадовский.

С июня 1926 года Владыка пребывал в Соловецком лагере особого назначения.
В Соловецком лагере архиепископ Прокопий последний раз встретился со своим начальником по Иркутской семинарии епископом Приамурским и Благовещенским Евгением (Зерновым). После освобождения последнего владыка Прокопий был избран старшим соловецким архиереем. Участвовал в составлении "Соловецкого послания" (обращения к правительству СССР православных епископов из Соловецкого лагеря).
Пробыв на Соловках до 3 декабря 1928 года, владыка Прокопий был отправлен этапом в ссылку на Урал сроком на три года вместе с епископом Амвросием (Полянским).

В сентябре 1928 года заключенный архипастырь был смещен митрополитом Сергием (Страгородским) с Херсонской кафедры, что вызвало недовольство у многих священнослужителей епархии, не согласных с текстом Декларации 1927 года. Сам Владыка выпустил Послание, осуждавшее Декларацию. До августа 1930 года он состоял в переписке с митрополитом Петром (Полянским).

С марта 1929 года содержался в Тобольске, Тюменской области, в тюремном изоляторе.
От Ленинграда до Тобольска ссыльных архиереев сопровождала супруга священника Иоанна Скадовского Екатерина Владимировна Скадовская, специально приехавшая из Херсона, чтобы послужить святителям. Архиепископ Прокопий и епископ Амвросий шли этапом, а Екатерина Владимировна ехала свободно и на остановках приносила им передачи в дома заключения. В Тобольске владыку Прокопия, епископа Амвросия и Екатерину Владимировну арестовали по обвинению в антисоветской агитации. При аресте у них была изъята рукописная и напечатанная на машинке церковная литература, характеризовавшая общее состояние церковной жизни, которую привезла Екатерина Владимировна.
В тобольском тюремном изоляторе архиереев продержали полтора месяца. После этого дело было прекращено за отсутствием состава преступления. Екатерина Владимировна уехала в Херсон, а святителей отправили в город Обдорск (недалеко от Тобольска).

В Обдорске владыки Прокопий и Амвросий прожили месяц, после чего епископа Амвросия определили на жительство в село Шурышкары, а архиепископа Прокопия – в село Мужи, расположенные в окрестностях Обдорска.
В Мужах владыка Прокопий прожил всего пять-шесть дней и был отправлен в еще более глухое село Новый Киеват.
До июля 1931 года проживал в селе Новый Киеват, в котором было всего пять домов.
Владыка поддерживал связь с митрополитом Петром (Полянским) и другими ссыльными архиереями через Христину Терентьеву, бывшую членом церковного совета.
В октябре 1929 года к Владыке приехала Екатерина Владимировна Скадовская и привезла ему антиминсы, облачения и церковную утварь, а также продукты. Пробыв у Святителя до 21 января 1930 года, она выехала в Херсон, но по дороге была арестована. За связь со ссыльным архиереем были арестованы и многие другие члены нелегальной Херсонской общины духовных чад Владыки (отец Иоанн Скадовский, диакон Михаил Захаров и другие). Все они в 1931 году были приговорены к различным срокам заключения.

Летом 1931 года Владыка был арестован в селе Новый Киеват и Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР 14 декабря 1931 года обвинен по групповому "делу архиепископа Прокопия (Титова) и епископа Амвросия (Полянского), Тобольская губ., 1931 г." в "контрреволюционной деятельности, тесной связи с местным зыряно-остяцким населением, настраивании его против советской власти, переписке с Херсонской епархией".
Приговор: 3 года ссылки в Казахстан, считая с 23 июля 1930 года.

Проездом в ссылку через Томск, Владыка встречался со своими родителями и со своей старшей сестрой.
В ссылке в Алма-Ате, Семипалатинской области, был до 1933 года. Там заболел малярией, но Господь сохранил ему жизнь.

По окончании ссылки Владыка побывал в Москве, где останавливался у брата.
Некоторое время жил в Томске у своей матери, но климат ему не подошел, и Владыка выбрал местом поселения город Камышин, Сталинградской [ныне – Волгоградской] области, где находился в ссылке священник Иоанн Скадовский, его ближайший сподвижник и друг.
16 сентября 1934 года Владыка поселился в Камышине у Дарьи Алексеевны Фунтиковой, где жили отец Иоанн Скадовский с матушкой Екатериной Владимировной и высланный с Украины епископ Иоасаф (Попов).
По всем церковным вопросам они были единомысленны и единодушны. Жили ссыльные на пожертвования из Херсонской епархии, связь с которой не прерывалась. Письма регулярно передавались через монаха Афанасия (Стореуса). В Камышине Владыка и отец Иоанн организовали домашнюю церковь.

В конце октября 1934 года владыка Прокопий был арестован вместе с епископом Иоасафом (Поповым), священником Иоанном Скадовским и священником Евстафием Норицем по доносу запрещенного епископом Сталинградским Петром (Соколовым) за неблаговидное поведение священника Георгия Чудновского.
На допросе о своих политических взглядах сказал Владыка: «Я являюсь убежденным последователем Православной Церкви и, как представитель последней, естественно, не могу относиться безразлично к тому, какая власть существует в стране – преследующая Церковь или, наоборот, покровительствующая Церкви. Совершенно естественно, что к политическому режиму, который покровительствует деятельности Церкви, у меня больше симпатий, чем к политическому режиму, который преследует Церковь или ограничивает свободу ее деятельности. В этом отношении я разделяю симпатии Скадовского к идее Монархической власти, возглавляемой Монархом – Помазанником Божьим...»
А вот показания священномученика пресвитера Иоанна Скадовского: «Я придерживаюсь монархических убеждений и считаю наиболее нормальной формой государственного правления – Монархию во главе с Помазанником Божиим. Советскую власть считаю властью богоборческою, властью сатанинскою, которая послана людям за их грехи. Я националист и люблю Россию. Я люблю Россию в том виде, в каком она существовала до революции, с ее мощью и величием, с ее необъятностью, с ее завоеваниями. Происшедшее после революции дробление России, и в частности выделение Украины, Белоруссии и так далее, я рассматриваю как явления политического упадка, тем более печального, что для этого дробления нет никаких оснований. Украинцы и русские всегда составляли единое целое. Украинцы и русские один народ, одна нация, и выделять Украину в какой бы то ни было форме из общего целого нет никаких оснований».
11 января следствие было закончено. Архиепископ Прокопий обвинялся в том, что, «будучи контрреволюционно настроенным и имея монархические убеждения, примыкал к организованной Поповым контрреволюционной группировке церковников в городе Камышине, куда был специально вызван членом группировки Скадовским».

17 марта 1935 года Особым Совещанием при НКВД СССР обвинен в "принадлежности к "ИПЦ" (Истинно-Православной Церкви), контрреволюционной пропаганде, нелегальных богослужениях на дому, связи с Херсонской епархией".
Приговор: 5 лет ссылки в Каракалпакию.

С мая 1935 года владыка Прокопий находился в ссылке в Каракалпакии вместе со священником Иоанном Скадовским и его супругой Екатериной Владимировной.
Жили они в городе Турткуле. Организовали домашнюю церковь, доступную для местных жителей. Те, кто внушал доверие и был внутренне расположен к Православию, находили в лице исповедников деятельное участие и духовную поддержку. Жили ссыльные на те же пожертвования из Херсонской епархии.
Один из осведомителей НКВД дал такие показания: «Будучи религиозным, я случайно узнал, что в городе Турткуле по Чимбайской улице в доме № 40 организована молельня, в которой происходит Богослужение. В один из воскресных дней в начале августа 1937 года я отправился в эту молельню для того, чтобы прослушать литургию. Прежде чем допустить меня в церковь, священник Скадовский спросил меня, давно ли я говел, и когда я ему ответил, что лет десять тому назад, то на литургию меня не допустил, а предложил в один из ближайших дней прийти на исповедь. Через несколько дней я пришел на исповедь, и Скадовский, допустив меня в молельню, стал меня исповедовать. Во время исповеди Скадовский вел контрреволюционную агитацию... После окончания исповеди в доме, где живут Титов и Скадовский, тут же при молельне, оба они в моем присутствии продолжали вести контрреволюционную агитацию, убеждать меня в том, что единственная законная власть – это монархический строй, что советскую власть признавать не нужно, а надо против нее всячески бороться».

24 августа 1937 года архиепископ Прокопий вместе с отцом Иоанном был арестован.
Хотя допросы в то время проводились с применением пыток, архиепископ и священник держались мужественно.
28 октября 1937 года Тройкой при УНКВД Узбекской ССР обвинены по статье 66 УК УзССР по групповому "делу архиепископа Прокопия (Титова) и священника Иоанна Скадовского, г. Турткуль, 1937 г." в "систематической контрреволюционной монархической агитации, принадлежности к ИПЦ".
Приговор: высшая мера наказания – расстрел.

23 ноября 1937 года Владыка был расстрелян в городе Турткуль Узбекской ССР. Вместе с ним был расстрелян священник Иоанн Скадовский.

Священномученики Прокопий и Иоанн прославлены в 1996 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви, а также причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года, для общецерковного почитания.

Литература:
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 887.
2. Королева В. И стоять храму, и звонить колоколам// Простор. 1995. № 6. С. 85.
3. Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917-1997. Т. 9. М., 1997. С. 49, 54, 119, 251, 759.
4. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 5. С. 488-489.
5. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С. 179.
6. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. С. 11.
7. Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.
8. Соловецкий мартиролог// Православный церковный календарь 2001 г. Издание Соловецкого монастыря.
9. Житие священномученика Прокопия, архиепископа Херсонского/ Сост. прот. Н. Доненко. Люберцы: Издательство храма Преображения Господня, 2000.
10. Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. 384 с. С. 90-91.
11. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280 с. С. 7-8.
12. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416 с. С. 7-8.
13. Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000. С. 387, 396, 415.
14. http://pstbi.ru

Документы:
1. ЦА ФСБ РФ. Д.Н-3677. Том_Лист Т.2. Л.158-158об.
2. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Том_Лист Л.86.


Рецензии