Рассиды, зайдитские имамы Йемена
Зайдизм, представляющий из себя одно из умеренных шиитских течений, зародился в первой половине VIII в. в Куфе. Его основоположником считается сын четвертого шиитского имама Зайна ал-Абедина, Зайд ибн Али (http://www.proza.ru/2018/07/15/655). В 739 г. он поднял вооруженное восстание против омейядского халифа Хишама (http://www.proza.ru/2011/01/01/201), но потерпел поражение. Восстание было подавлено, а Зайд ибн Али убит. Его последователи основали особую шиитскую секту, отличавшуюся некоторыми особенностями вероучения. Зайдиты, в частности, учили, что пророк Мухаммад назначил халифа Али ибн Абу Талиба имамом мусульманской общины скорее из-за его личных достоинств, чем в силу божественного предписания. Они считали также, что пятым шиитским имамом с большим правом должен был стать не Мухаммад ал-Бакир, а его брат Зайд, принявший, как уже говорилось, мученическую смерть в борьбе за веру. Потомкам и приверженцам Зайда позднее удалось привлечь на свою сторону жителей юго-западного побережья Каспийского моря и создать в 864 г. в Табаристане, Дейлеме и Гиляне зайдитское государство, просуществовавшее около трех столетий.
Другим важным центром зайдизма в первой половине VIII в. был Хиджаз. Родоначальником династии здешних имамов считается Турджуман ад-дин ал-Касим ар-Расси – потомок Али ибн Абу Талиба в седьмом колене. Но подлинным основателем зайдистского движения на юге Аравийского полуострова стал его внук – великий имам Йахйа ал-Хади I. Он родился в 859 г. в Медине, а уже в 893 г. зайдиты Хиджаза избрали его своим главой. Известно, что в это время жив был еще его отец и старшие братья. Доверие, оказанное Йахйе стало данью уважения к его высоким личным достоинствам и замечательным организаторским способностям. (Кади Хусайн писал о нем: "Йахйа ибн Хусайн отличался простотой, был известен своим красноречием. Рано познав науки, будущий имам зайдитов привлекал многочисленных сторонников своим умом и физической силой, готовностью принести себя в жертву ради торжества идей зайдизма").
Сделавшись имамом, Йахйа ал-Хади (893-911) сразу развернул бурную деятельность. Его целью стало создание независимого зайдитского государства, по примеру того, которое уже существовало в это время в Дейлеме. Поскольку в Хиджазе добиться это было невозможно, имам обратил свое внимание на лежащий южнее Йемен – горную, труднодоступную страну, социальная обстановка в которой во многом напоминала ту, что существовала на берегах Каспийского моря. Уже в 893 г. Йахйа совершил первый поход на юг, окончившийся провалом. (На пути в Сану в местности аш-Шафра он потерпел поражение и должен был вернуться в Хиджаз). Неудача не обескуражила его. В марте 897 г. Йахйа вторично появился в Йемене. В это время местные племена вели ожесточенную междоусобную войну. Имам выступил в качестве посредника и сумел примирить враждующие стороны. Его авторитет стал расти. Вскоре Йахйа овладел Баратом и Саадой, а в октябре покорил лежащий севернее Ниджран. Его власть признали также многие горные племена. В 899 г. в Сааду прибыла большая группа зайдитов из Табаристана, составившая ядро армии Йахйи. С их помощью в 901 г. он занял Сану и распространил свой контроль на большую часть Йемена, вплоть до Джибал Баадана и Рыда.
Но уже в 906 г. против зайдитов выступили исмаилиты (http://www.proza.ru/2018/07/15/809) – представители другого, гораздо более радикального шиитского течения, во главе которых стоял имам Али ибн Фадла. Сын Йахйи, Мухаммад ал-Муртада (911-913), наследовавший ему в 911 г., должен был оставить Дамар и отступил в Сааду. Поскольку он явно не справлялся со своими обязанностями, община лишила его власти. В 913 г. имамом был провозглашен его брат Ахмад ан-Насир (913-937). Энергичными мерами ему удалось собрать 80-тыс. войско и вновь покорить с его помощью горные районы Йемена вплоть до Адена и потеснить исмаилитов. Однако взять Сану он не смог, а в 934 г. потерпел тяжелое поражение от утвердившихся в этом городе Йуфиридов (http://www.proza.ru/2018/07/23/1847). Победители захватили Сааду и заставили Ахмада признать свою власть.
Таким образом началась в Йемене борьба между светскими и духовными правителями, продолжавшаяся затем на протяжении нескольких веков. Вверх в ней поочередно брала то одна, то другая сторона. Внук Ахмада, Йусуф ад-Даи (976-1012) сумел на короткое время в конце X в. вновь подчинить Сану. Вскоре он был изгнан из этого города новым имамом ал-Касимом ал-Мансуром (999-1003), представителем другой ветви Рассидов. Этот имам начал свои проповеди в 999 г. и вскоре при помощи племени хатам утвердился в Сааде, а потом захватил и Сану. Он умер в 1003 г. Его сын ал-Хусайн (1003-1013) правил в Сааде и Сане десять лет и был убит в 1013 г.
Следующий великий имам Абу-л-Фатх ан-Насир (1039-1062), происхождение которого не совсем ясно, пришел в 1039 г. из Дейлема. Ему удалось захватить Сааду и некоторые другие местности в Северном Йемене. В 1062 г. он был убит в бою с Сулайхидами, надолго подчинившими себе Сану. Затем городом завладели Хамданиды.
Исламский мир после распада Халифата. Реконкиста http://www.proza.ru/2018/07/15/209
Свидетельство о публикации №218072301787