Ещё раз о рыбаке и золотой рыбке

На прошлой, рыболовной теме  "Письмо браконьера"     https://cont.ws/@vitimbabi4ev/1004288 

Каких тумаков я только не получил, каких только матов не выслушал из 88 комментариев, два или три были положительные, остальные, либо ругань либо пустая брехня. И лишь один человек Михаил Колманов, отнёсся со всей серьёзностью к вопросу и из 3480 человек которые посмотрели материал только на КОНТе, это был единственный читатель серьёзно болеющий за дело, за Россию, за рыбное хозяйство страны.
Спасибо Михаил, ты настоящий воин! Эх, тебе бы ещё Воинство Святое, как у твоего Небесного покровителя Архистратига Михаила! Вот тогда бы в России наконец-то появилась дешёвая рыба.
Ну, а сегодня поговорим о "морской рыбалке", - о том откуда берётся и куда девается лишняя рыба.
Миллион тонн улова ежегодно выбрасывается за борт
Рыбный бизнес в море интересует только прибыль, что вполне естественно, для бездумных торгашей. В этой ситуации государству необходимо добиваться снижения негативного воздействия на морские экосистемы через законодательные инициативы.

маленький пример:       
У берегов Крыма сокращается популяция промысловой рыбы.  «Бездумный вылов рыбы донным тралом полностью подорвал запасы некоторых видов.
Экосистеме нанесен катастрофический ущерб, подорвана кормовая база, началась экспансия новых видов». В свою очередь, научный руководитель института Юрий Токарев рассказал, что хищническое, браконьерское донное траление на протяжении последних 10 - 15 лет поставили под угрозу исчезновения черноморскую камбалу калкан.       
«На рынках Стамбула эту рыбу продают по 20-50 евро за килограмм. В итоге запасы камбалы исчерпаны на 80%. Нужны годы, чтобы восстановить популяцию».
         
Также происходит сокращение популяции рапана. «Морским жителям хорошо живется до тех пор, пока к ним не начинает проявлять интерес человек», — посетовал научный руководитель института. Сейчас ученые работают над тем, чтобы не дать некоторым видам рыб исчезнуть из Черного моря.
         
Сегодня количество пойманной рыбы судном в открытом море определяется через коэффициенты от выпущенной в течение суток продукции. Разумеется, предприятия, ограниченные квотами, заинтересованы в максимальной конечной стоимости готовых товаров, именно поэтому капитаны предпочитают избавляться от сырья с потенциально низкой рыночной стоимостью:
первой за борт уходит молодь, травмированная рыба и низкоценные неквотируемые виды.
Нередко за борт идут не только отходы производства, но и ценные виды рыб, на которые у предприятия или конкретного судна попросту нет квот.      
Лишь крупные рыбопромысловые компании имеют квоту на вылов сразу нескольких видов, они на законных основаниях могут позволить себе списывать приловленные виды в рамках имеющегося лимита. Мелкие же рыбопромышленники лишены такой возможности и вынуждены прибегать к нечестной игре, выбрасывая часть улова в открытых водах, где отследить выбросы и привлечь предприятие к ответственности нелегко.
Так же часто поступают и с отходами переработки. Считается, что из полутора тонн сырца, поднятого на борт, получается не более тонны мороженой продукции (рыба без внутренностей и головы). При производстве филе в отходы записывают уже до 60% от объема вылова, а на некоторых производствах, по экспертным данным, — до 90%.
       
Если промысловое судно не оснащено установками по производству рыбной муки, оно не заинтересовано в хранении отходов. Такие выбросы считаются легальными выбросами, так как при соблюдении определенных требований составляют часть выбранной квоты. И хотя с юридической точки зрения придраться не к чему, по воздействию на экосистемы эти выбросы идентичны прочим.

Таким образом, по самым скромным оценкам, отечественные рыбаки ежегодно отправляют за борт не менее миллиона тонн рыбного сырья.
Надеюсь теперь понятно, куда делась с прилавков дешёвая рыба - ушла за борт!
         
В настоящее время наиболее популярны радикальные методы борьбы с выбросами, которые при определенных условиях могут быть очень эффективны. Например, следует добиваться стопроцентной переработки улова, это может происходить как на борту судна, так и на береговом предприятии. Решить проблему выбросов можно сразу несколькими способами.
Во-первых, для судов, ведущих промысел тралом, необходимо установить правило взвешивания всего улова без предварительной сортировки. Взвешивание и регистрацию должны проводить автономные системы, что станет препятствием для выброса молоди, которая, как правило, первой «уходит за борт» ввиду своего размера и низкой стоимости.
Во-вторых, суда, перерабатывающие улов на борту, должны быть оснащены установками по производству рыбной муки. Особое внимание следует уделить тем судам, которые еще не сошли со стапелей и строятся в рамках инвестиционных квот. Мукомольные установки в свою очередь окажут услугу аквакультуре, растущие масштабы которой требуют большого количества комбикормов.
И в-третьих, необходимо законодательно запретить любые выбросы сырья на промысле.
  Успешным внедрением таких законодательных инициатив может похвастать ближайший сосед России по Баренцевоморскому региону — Норвегия.
         
При этом необходимо понимать, что акт выброса — это только вершина айсберга, о который разбиваются многочисленные попытки ликвидировать это явление, в то время как основная его часть скрыта под водой.
Для эффективной борьбы с выбросами одних запретительных мер или отдельных решений по тем или иным аспектам промысла явно недостаточно. Решение проблемы требует системного подхода.

Для каждого конкретного промысла необходимо изучить причинный механизм выбросов, оценить условия, в которых осуществляется каждая фаза промыслового цикла, проработать весь спектр факторов, сопутствующих ННН-прилову (незаконному, несообщаемому и нерегулируемому) и выбросам с учетом их взаимосвязей и приоритетов.

Иностранцев выдавливают из рыбной отрасли
Количество иностранных судов в рыбной отрасли только в Северном бассейне составляет порядка 70%.
      
Заменить их отечественными практически невозможно. Но и у пограничников совсем немного возможностей проверить иностранное транспортное судно, особенно если оно не нарушало российскую морскую границу
Новость о том, что ФСБ рассматривает вопрос о запрете или об ограничении использования иностранного флота для перевозки выловленной российской рыбы, как обычно, вызвала массу эмоций со стороны рыбопромышленников и Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ). Правда, в отличие от ситуации с крабовыми аукционами здесь публичная реакция была куда более аккуратной и сдержанной в выражениях.
      
На самом деле готового нормативного акта о запрете транспортных судов, принадлежащих иностранным лицах, на бумаге еще нет. Есть только предупреждение, которое де-факто носит рекомендательный характер. Рабочая группа с участием Пограничной службы ФСБ и представителей ВАРПЭ как раз и собиралась в Росрыболовстве, чтобы изучить вопрос и проработать меры по его решению.
Некоторые рыбаки сразу же увидели в этом совещании завуалированное административное давление со стороны государства, чтобы смягчить их непримиримую позицию по поводу крабовых аукционов.
Дескать, если не прекратите штамповать свои бесчисленные слезные обращения к первым лицам страны, то лишим вас возможности использовать иностранных перевозчиков рыбы, которую вы ловите. 
Руководитель ВАРПЭ Герман Зверев уже подсчитал, что это будет означать дополнительные 12 млрд рублей в год, которые компании будут тратить на логистику. Он же посетовал, что эти расходы в конечном итоге рыбаки вынуждены будут компенсировать за счет повышения отпускных цен на рыбу и морепродукты.

На самом деле искать здесь какую-то теорию заговора не приходится
Росрыболовство действительно в последнее время стало максимально плотно взаимодействовать с Федеральной пограничной службой на предмет противодействия нелегальному промыслу и сбыту браконьерской рыбной продукции. Долгие годы это сотрудничество ограничивалось поимкой пограничниками зарубежных рыбаков, которые случайно или осознанно заплывали в российские территориальные воды за косяком кеты, минтая или сайры.

Но одно дело — раз в квартал задерживать какую-нибудь мелкую китайскую шхуну или лодку из Северной Кореи, и совсем другое — искоренять всю систему браконьерских поставок за рубеж.
В этом вопросе Росрыболовство постаралось подойти к делу системно, отладило мониторинг вылова, установило на судах программный комплекс, известный как ЭПЖ (Электронный промысловый журнал), в котором капитаны траулеров должны в режиме реального времени отмечать количество пойманной рыбы. Но электроника, как известно, иногда дает сбои, а внезапно налетевший шторм может вывести из строя судовой интернет, поэтому лазейки для «серой» перевалки рыбы по-прежнему остаются.      
Как известно, львиная доля российских рыбных запасов уходит на экспорт, и их перевалка в море как раз и осуществляется на такие суда, принадлежащие иностранным компаниям и гражданам. А возможностей эффективно проверить иностранное транспортное судно, а заодно и его владельцев у пограничников уже гораздо меньше, особенно если оно не нарушало российскую морскую границу. Отсюда и желание органов власти удалить из торгово-промышленной цепочки этот сегмент, который им видится потенциально токсичным.
Другой вопрос, что количество иностранных транспортников в рыбной отрасли только в Северном бассейне составляет порядка 70% и заменить их отечественными судами практически невозможно. Инвестиционные квоты распространяются на строительство современных траулеров, то есть добывающих судов с возможностью глубокой переработки рыбы на борту, но рыночных стимулов строить собственные транспортные суда у российских рыбаков объективно нет.

Проще и дешевле пользоваться иностранным транспортно-рефрижераторным флотом, тем более что до недавнего времени эта опция допускалась, если транспортник имел право ходить под российским флагом и у него были российские эксплуатанты, фрахтующие судно без экипажа по договору так называемого бербоут-чартера.

Понятно, что какого-то судебного решения эта история не имеет, хотя ВАРПЭ и апеллировала к действующему закону «О рыболовстве», где транспортировка водных биоресурсов входит в понятие рыболовства. Правда, скорее всего речь идет о транспортировке рыбы на том же самом траулере, который эту рыбу и выловил. Но даже если рыбаки и захотят углубиться в дебри юридической казуистики, то ничего путного из таких действий скорее всего не выйдет.      
В то же время понятно, что у пограничников нет цели парализовать сложившуюся логистическую цепочку, что может привести к элементарному простою на промысле, поскольку некуда будет сгружать новые уловы. Так же как у них нет цели еще больше повысить цену на российскую рыбу.

В то же время и статус-кво, оставляющий серые экспортные лазейки, сохранять больше нельзя.

Можно предположить, что стороны в итоге выработают некий цивилизованный компромисс, например, обязывающий открывать бенефециаров транспортников при заключении договора бербоут-чартера, или введут какой-нибудь лимит на использование иностранных судов при транспортировке рыбы, или добавят инвестквот именно под строительство транспортников на российских верфях.

Вариантов может быть много, особенно если обойтись без эмоциональных открытых писем и срочных отраслевых съездов. Так ведь можно лодку раскачать и в прямом смысле слова, тем более иностранную.
Что же на самом деле волнует надзорных государственных чиновников, которые на рыбе, как говорится - "СОБАКУ СЪЕЛИ"
Не думаю, что им кто-то поменял мышление с тех далёких советских времён.

Борьба с незаконной добычей — важнейший вопрос для всех участников рыбного рынка, от производителя до розничных продавцов.
"Браконьерская" продукция, оказываясь на прилавках, не только несет угрозу несоответствия стандарта, но, что самое важное влияет на ценовую политику.
Слово "браконьерская", здесь конечно же не уместно. Так как, эта та самая рыба, которую не выкинули за борт и решили накормить население нашей необъятной Родины, а особенно малоимущих - дешёвой и качественной рыбой.
Но чиновнику, это не выгодно ему зажравшемуся упырю, плевать на малоимущих, ему нужна прибыль.

Региональное решение этого вопроса лежит в повышении требований не только к ветеринарному контролю всей добывающей и производственной составляющей, но и к стандартам качества конечного продукта. А каким путём это происходит уже понятно, всё что дёшево, то за борт!

По обоим фронтам в 2017 году в России была проведена колоссальная работа, и теперь благодаря постепенному внедрению новых ГОСТов на икру лососевых и системы «Меркурий» "браконьерской" - то есть дешёвой продукции стало сложнее попасть в продажу.

Чиновник, сидящий на икре, считает что и этих мер явно недостаточно для полного уничтожения нестандартного вылова. На Дальнем Востоке это само собой разумеющийся вариант заработка, и браконьеры - те кто выбрасывает нестандартную и дешёвую рыбу за борт, живут в тесной связке с официальными заводами, через которые можно получить документы на продукцию.

В осетровых ситуация гораздо лучше, благодаря тотальному контролю со стороны отдельных государственных чиновников, ведь там с ценами всё в порядке и навар приличный. Только вот народу они не доступны, уж больно цены кусаются.       
Вопрос создания благоприятной инвестиционной среды в отрасли — он, наверное, самый интересный с точки зрения бизнеса.
И происходит это потому, что слишком много лазеек для хищений, приписок и вывоза продукции за рубеж, где платят валютой. Кому из этих дельцов нужна нищая Россия, с жадными чиновниками, когда под боком полтора миллиарда китайцев и 127 млн. японцев       
«Высокая, по сравнению с большинством отраслей реального сектора, рентабельность рыбного промысла — ключевой драйвер инвестиционного процесса.
Необходимо сформировать такие условия и формы привлечения частных инвестиций, которые будут понятны и приемлемы для широкого круга инвесторов. При этом важным аспектом инвестиций будет сохранение ресурсной базы рыболовства.
Учитывая международную повестку, инвестиции в модернизацию российской рыбной отрасли должны обеспечить выход на оптимальные мощности по вылову водных биоресурсов, основанные на научных оценках допустимого улова, обеспечение 100% переработки рыбы», — отметил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, анонсируя отраслевое участие в ПМЭФ.
         
Напомню, что миллион тонн улова ежегодно выбрасывается за борт, а какой-то дурачок, к прошлой стате, кричал на меня, что мой герой статьи, при помощи пяти метровой сетки и удочки всю его рыбу выловил... 


Рецензии