Йуфириды Саны

ЙУФИРИДЫ. Династия эмиров, правившая в 861-997 гг. в Сане (Йемен).

1. Йуфир ибн Абд ар-Рахман ал-Хивали (861-872)
2/1. Мухаммад ибн Йуфир (872-876)
3/1. Ахмад
4/2. Ибрахим (876-892)
5/3. Абд ал-Кадир ибн Ахмад (892)
6/4. Асад (892-905,912-944)
7/4. Мухаммад ибн Ибрахим (944-963)
8/4. Кахтан
9/8. Абдаллах ибн Кахтан (963-997)

В середине IX в., когда власть наместника багдадского халифа в Сане с каждым годом делалась все более призрачной, в Центральном Йемене стало усиливаться влияние шейха Йуфира ибн Абд ар-Рахмана ал-Хивали, владевшего в Джибал Зухаре горным замком Шибам Акйан и пользовавшегося большим авторитетом у горных племен. В 841 г.  он ненадолго захватил Сану, затем вернулся в свой Шибам и с успехом отбил несколько нападений аббасидских войск. В 861 г. он стал подлинным господином Санской равнины. Через пятнадцать лет, когда у власти находился его сын Мухаммад, сложившееся положение вещей было официально признано Багдадом. В 876 г. грамотой халифа ал-Мутамида (http://www.proza.ru/2011/05/15/257) Мухаммада  объявили йеменским наместником. Ему были даны полномочия руководить молитвой, управлять рудниками и поместьями, вести военные действия как в самой Сане, так и в прилегающих к ней районах. В ведение Мухаммада отдавалось командование городским ополчением, сбор налогов и чеканка монеты. Сам Мухаммад недолго пользовался предоставленными ему правами, так как увлекся изучением хадисов и богоугодными делами. В том же году он передал власть сыну Ибрахиму. Однако новый эмир не оправдал возлагавшиеся на него надежды.  В 883 г., толи в состоянии опьянения, толи вследствие неизвестных нам интриг, он оказался виновником смерти своего отца и дяди Ахмада, убитых прямо в шибамской мечети. Это преступление, а также многочисленные злоупотребления и притеснения со стороны властей, вызвали всеобщее недовольство. Вожди племен хамдан и мазхидж обратились с жалобой на Ибрахима к халифу. В 892 г. он был официально смещен с поста наместника Саны. В том же году жители столицы восстали против Ибрахима и убили его.

    Следствием этих событий стало значительное ослабление власти Йуфиридов, которые к тому же оказались расколоты распрей, начавшейся между сыном Ибрахима Асадом и сыном Ахмада Усманом.  В это время Сана стала подвергаться ожесточенным нападениям со стороны сектантов – зайдитского имама Йахйи ал-Хади, создавшего свое государство в Сааде (http://www.proza.ru/2018/07/23/1787), и исмаилитского имама Али ибн Фадла, резиденцией которого стала ал-Музайхара. Асаду удалось в конце концов добиться официального признания со стороны Багдада и взять вверх над своим соперником, но война с сектантами шла очень трудно. В 901 Сану ненадолго заняли зайдиты, а в 905 г. Асад был выбит из своей столицы исмаилитами. Он бежал в степи Джауфа, потом в центральные химйаритские районы. Собрав здесь армию, он возобновил военные действия, то отбивая, то оставляя Сану и Шибам. В 912 г. он заключил с Ибн ал-Фадлом мир и смог вернуться в Сану в качестве наместника исмаилитов. Это позволило ему сосредоточить свои силы на зайдитах, нанести им несколько тяжелых поражений и отбросить обратно в Сааду. Когда опасность с этой стороны миновала,  Асад в 914 г. подослал к Али ибн ал-Фадлу врача-отравителя, а затем захватил и разрушил его столицу ал-Музайхару. Положение его стало поправляться, и вскоре он получил от халифа ал-Муктадира новую грамоту на наместничество. При этом кроме старых областей в подчинение ему были отданы Аден, Абийан и Лахедж.

    При брате Асада Мухаммаде ибн Ибрахиме, сменившем его в 944 г. на престоле, государство Йуфиродов опять попало в затруднительное положение, с трудом справляясь с набегами зайдитов и непокорных племен. Племяннику Ибрахима, Абдаллаху ибн Кахтану, удалось укрепить эмират. Около 980 г. он нанес тяжелое поражение тихамским Зийадидам (http://www.proza.ru/2018/07/23/218) и захватил их столицу Забид. Однако сразу после его смерти, в 997 г., государство Йуфиридов окончательно распалось. Впрочем, члены этого рода оставались еще некоторое время амирами Саны, а Шибамом правили вплоть до XII в.

Исламский мир после распада Халифата. Реконкиста  http://www.proza.ru/2018/07/15/209


Рецензии