conc. Korenetz and Sacks Levels of Torah interpret
Содержанием статьи я заинтересовался, прочитав подзаголовок. Оказалось, что она представляет собой пересказ, частичный или полный (?), лекции раввина и философа Джонатана Сакса, который имеет еще и титул лорда, о чем автор умолчал. Сразу скажу, что связку понятий, упомянутых в заголовке, обсуждать не намерен, поскольку не вижу в этом смысла – в огороде бузина, а в Киеве дядька. Личная точка зрения, опирающаяся на множество неоднозначностей, не может считаться объективной, даже если её высказал обремененный эрудицией человек (как сказал Есенин, «мне и Ленин не икона»). В статье же Л.К. для меня интересно другое. Не совсем, правда, понятно, где кончаются собственно его слова, а где начинаются, пусть и как пересказ, мысли Дж.С. Похоже, однако, что почти вся первая колонка статьи – это введение самого Л.К. Так же неясно, по какой причине Л.К. ограничился «пересказом мыслей Сакса о ненаучном анализе их», тем более что, по словам автора, раввин позаимствовал «все базовые идеи... из книги «The Right Mind» известного нейробиолога Р.Орнштейна». Теперь по сути.
В статье дана классификация уровней комментариев к Торе (Пятикнижие Моисея, Хумаш). Констатируется наличие трех уровней и, по мнению автора, несформированность четвертого уровня. Здесь необходимо отметить, что некоторые авторитетные современные исследователи-теологи придерживаются той точки зрения, что на горе Синай Моше получил, находясь там в течение 40 дней, не только скрижали, но и всю Тору в расширенном смысле этого слова – устную, письменную, Талмуд и даже комментарии ко всей этой массе материала, не только канонизированные впоследствии, но и частично сформулированные позднее встречи Моше с Создателем. С секулярной точки зрения такого быть не может, разве что в фантастике. В рамках же одного из распространенных иудейских теологических представлений – время, ход его течения определяются Его законами, которые Он может менять без согласования со своими творениями (и никакие леваки ничего не могут с этим поделать!). В этом аспекте упомянутый взгляд следует понимать так – Создатель по определению единый, единственный, вечный, всемогущий и вездесущий, который «и мысли, и дела знает наперед», знал, что к идее расширенной Торы придут и некоторые из его созданий (на самом деле не они сами, а им это будет внушено свыше). Можно всё это рассматривать и в ином ключе. Прямой контакт с Всевышним из всех евреев имели только пророки, иначе они не были бы... пророками. В связи с этим всё, что было сотворено уважаемыми раввинами, адморами, гаонами после ухода последнего пророка, как-то трудно считать имеющим непосредственное отношение к Создателю, все-таки это скорее тварное, человеческое, часто слишком человеческое и даже если говорить об интерпретациях на стр. «Евр.мира», простите, местечковое - при всем уважении к упомянутым авторитетам. Интересно провести в вопросе о компетенции пророков параллели с исламом (Коран, как известно, во многом опирался на Тору). Хотя Мохаммед позиционируется как пророк, тем не менее далеко не всё из его высказываний признается шиизмом как слова, внушенные Аллахом. В частности сунны шиитами не приравниваются к Корану (в этом одно из отличий, помимо системы наследования Мохаммеду, шиизма от суннизма). В общем вопрос спорный...
Меня несколько удивило отношение автора к хасидской литературе, которая «не может даже близко претендовать на место комментариев четвертого уровня». Не припоминаю, чтобы идеологи хасидизма делали специальные заявления о том, что уровень их комментариев является самым высоким, а поэтому реплика автора свидетельствует лишь о его личном неприятии хасидизма как такового. Разве «Тания» не может рассматриваться как основа очередного уровня толкования Торы? Здесь интересно напомнить, что в свое время хасидизм был встречен в штыки ортодоксальной традицией – имели место даже доносы со стороны отдельных лидеров ортодоксии на хасидов как якобы новых еретиков!
Я не являюсь однозначным приверженцем какого-либо из иудейских направлений во всех деталях. Однако вышесказанное вовсе не отрицает наличия во многих из них некоей правды.
Л.К. повидимому в рамках неприятия христианства в целом, хотя христианские евангелисты на современном этапе как бы содействуют еврейству, представляет еврейское просвещение как впрямую связанное с идеями древних греков, которые, естественно, жили до христианства. Но если быть объективным, то именно благодаря христианству и через христианство еврейские просветители «пришли» к древним грекам (Гаскала), а позднее в этой просвещенной сфере не только догнали, но и во многом перегнали своих предшественников, что однако у ортодоксов не вызывает особого энтузиазма.
Несколько слов касательно пересказа Л.К. мыслей Дж. Сакса. Для справки. Левая половина человеческого мозга хороша не просто для анализа в системе понятий. Благодаря своему существенно превосходящему уровню развития в сравнении с животными она послужила основой для второй сигнальной системы, упрощенно для речи и логики, составляя главное отличие человека от животных. Левая половина занимается и синтезом, но на основе предварительного анализа, т.е. очень многие достижения человечества были совершены без явного участия правой стороны мозга, хотя конечно и в этом случае влияние правого полушария имело место. В то же время существенное поражение левой половины приводит фактически к выпадению человека из активных общественных отношений, во многом приближая его к животному состоянию, т.к. одного правого недостаточно, чтобы оставаться Человеком (здесь я не имею в виду юридическую сторону этого момента). Можно предположить, что скульптура и живопись были запрещены Создателем исключительно в связи с тем, что недостаточно цивилизованные евреи, потомки Якова, должны были развивать в себе именно логические, выражаемые словесно, потенции для того, чтобы постигать Закон – здесь никакой интуиции, художеств не требуется. Другое дело, что впоследствии, после ухода последнего пророка, а особенно в новое время, развитие искусств тормозилось религиозными инвективами в меньшей степени.
Так что первичные языческие представления, фрагментирующие мир, послужили основанием для дальнейшего прогресса цивилизации.
В целом с содержанием упомянутых лекций лорда Сакса я не знаком, но представляется, что они носят исключительно просветительский характер и с религиозной стороны вряд ли имеют прямое отношение к ортодоксии. Возможно, Сакс является «светским» раввином.
Aleksandr Voloshin Group, Odessa – Los Angeles
Свидетельство о публикации №218072300032