Выпускное сочинение

По мере приближении выпускных экзаменов, возрастало общее волнение.Особенную тревогу вызывало экзаменационное сочинение. И хотя учительница по литературе подготовила с нами сочинения на все возможные темы, мы с ума сходили от объёма литературы, который надо держать в голове.Мои охи и вздохи подействовали на родных, и отец подступил ко мне с предложением:
- Ты знаешь у меня есть тётя, её сын Лёня-мой двоюродный брат-работает учителем литературы в школе.Может быть, обратиться к нему
-Зачем? У меня всегда по сочинению и русскому языку - пятёрки.
- Возможно он знает примерные темы, которые будут на экзамене.К чему готовить весь материал.Он очень талантливый молодой человек и далеко пойдёт. После окончания пединститута вынужден отработать по распределению в школе.
-Я помню как твоя тётя приехала с ним и хвасталась, что её сыночек-вундеркинд всю "Сказку о царе Салтане" рассказывает наизусть.
-Да. Это он, и как ты помнишь: столько лет прошло.Так я ему позвоню и договорюсь о встрече.
Мама услышала наш разговор и подошла к нам:
- Если ты поедешь к ним, не обращай внимание на то, что делается в квартире.Тётя-старая и больная женщина.Она всегда много читала книг и привила любовь к книгам сыну.Ну а если интересная книга, совсем забрасывала дом, чтоб не отрываться от чтения.
У меня тоже есть такой "заскок".Перед экзаменом по математике дочитывала "Воскресение".
Трамвай привёз меня в Канавино, ещё минут десять ходьбы. Какой хороший солнечный день.Снег почти везде сошёл, оставив после себя грязь и лужи. Свежий, тёплый ветер ласкает лицо. Я расстегнула верхнюю пуговицу пальто и вздохнула всей грудью пьянящий воздух Весны.
 
Весна в груди моей стучит и рвется ввысь.
Весь мир вокруг меня наполнен музыкой Весны.
Весна звенит капелью и журчаньем ручейков.
И щебетанье птиц вливается в симфонию Весны.
И всё во мне трепещет и поёт, и я лечу кружась,
Охваченная музыкою этой.
Так только в юности бывает, когда твоя весна с весной природы совпадает.
Душа наполнена надеждой, что будет всё прекрасно.
Что впереди ждёт только Радость и Любовь.
И каждый день, как ожидание чуда.
И каждый день-открытие Вселенной.

Подошла к двухэтажному, деревянному дому, на котором красовался нужный номер и нажала на звонок –никакого ответа. Ещё раз долго жму и слышу скрип ступеней под сбегающими ногами. Дверь открыл стройный парень в очках.
- Привет!Поднимайся за мной. Он отрыл тяжёлую дверь в квартиру.
Какая темнота, возможно, так кажется после солнечного света. Проходим по коридору, слева в начале кухни раковина полная грязной посуды.Наверно, тётя читает интересную книгу, от которой не возможно оторваться, а может быть просто нет горячей воды. Лёня провёл меня в огромный салон. Все окна закрыты тёмными шторами; темно и зябко. Низко повешенный красный абажур высветил круг на большом столе. В этом круге лежали чистые листы бумаги и ручка, с дух сторон от круга – стопки книг. Сразу видно, что Лёня подготовился к встрече.
- Сними пальто или тебе холодно?
- Оно лёгкое, я, пожалуй, останусь в нём.
- Ну, садись; вот тебе листочки для записи. Он подвинул по-ближе чистые листы.
- Конечно, никто сейчас не может сказать точно какая будет тема сочинения. Всё же, можно предположить две темы: "Образ матери в советской литературе", или "Маяковский – певец революции".Поэтому я приготовил для нашей встречи две стопки книг: слева к теме "мать", справа –" Маяковский". Он взял из левой стопки книгу и раскрыл её.
- Безусловно тема "Мать" – это прежде всего роман М. Горького "Мать".
 - Вы знаете, наша литераторша подробно нам разъяснила эту тему, и мы написали такое сочинение.
Лёня воззрился на меня, как будто я неведомое существо.Что он себе вообразил, что я совсем ничего не знаю и будет читать мне часовую лекцию.
- Ты хочешь сказать, что не надо тебе раскрывать тему?
- У нас хорошая учительница, и я не думаю, что надо ещё раз тоже самое мусолить.
-Хорошо. Но вот эти стихи Расула Гамзатова вряд ли она вам давала; думаю стоит их включить в сочинение. Я тебе прочту одно стихотворение, послушай. Он раскрыл тоненькую книжку стихов и начал читать.

Не оставляйте матерей одних,
Они от одиночества стареют.
Среди забот, влюбленности и книг…
Не забывайте с ними быть добрее.
Им нежность ваша – целый мир.
Попробуйте перехватить хотя б на миг
Вы в молодости собственную старость,
Когда ни писем от детей, ни встреч,
И самый близкий друг вам – телевизор.
Чтоб маму в этой жизни поберечь,
Неужто нужны просьбы или визы?
Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.

Я с интересом разглядывала парня: интеллигентное лицо с огромным лбом, серо-голубоватые глаза разбежались и поблёскивают из-под очков, серый свитер крупной вязки очень красиво смотрится. Бесподобное исполнение, дикция, жесты – такое чтение стихов только от больших артистов по телевизору слышала. Я не могла скрыть свой восторг. Молодой человек был доволен произведённым эффектом. Вдруг артистическую паузу прервали шаркающие шаги, и в салон вплыла куча платков и шалей. Я не сразу поняла что это. Из кучи раздался тоненький голосок.
- Лёнечка, сынок! Сходи за дровами, затопим печку: так уж холодно у нас.
- Дура, старая!Что припёрлась!? Не видишиь, я с человеком занят.
Старушка в шалях как-то сжалась, и шаркая, удалилась. Я расстерялась, чувствовала себя виноватой в происшедшем.
- Лёня, скажите с какой стороны двора ваши дрова, я сбегаю, принесу.
- Да ладно, сиди. Я потом схожу. Думаю с темой "Мать" тебе всё ясно, давай перейдём к следующей теме "Маяковский - певец революции".
- Скажи, ты вообще-то любишь Маяковского?
- Да, люблю. Много его стихов знаю наизусть.
- Хорошо. Помнишь, у него есть такие строчки, которые очень соответствуют теме. Послушай!

В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.

Конечно, я помню это стихотворение.Я много размышляла: как поэт может в интимных ситуациях думать об революции. Рождение стиха как таинство.Неважно что дало толчок к его рождению: ощущения тела, или работа разума.
Полутёмный зал, такое проникновенное чтения стиха. Лёня заметил моё смущение, и усмешка изогнула его чувственные губы.
- Это стихотворение называется "Письмо Татьяне Яковлевой". Про окна РОСТа вам говорили?
- Да. Эту тему мы тоже подробно разбирали.
- Наверняка вам предложили эпиграфом взять строчки:

Мы говорим Ленин, подразумеваем — партия,
Мы говорим партия, подразумеваем — Ленин.

Я предлагаю закончить сочинение, перефразируя Маяковского, следующими строчками:

Мы говорим Маяковский, подразумеваем - революция.
Мы говорим революция, подразумеваем - Маяковский.

- Как написать такое? "Ленин – партия" –как девиз государства.
- Что это, святые слова? Маяковский же их написал.
- Когда мы говорим революция, сразу вспоминаем Маяковского, или Ленина и большевиков?
- Кто ещё так воспел революцию, как Маяковский? Он принял её всей душой.К тому же, сочинение на тему "Маяковский – певец революции". В этом контексте будет очень эффектная концовка. Вообщем-то твоё дело писать или нет,я только рекомендации даю.
- Да, да, спасибо.- Я встаю и прощаюсь.
Наконец-то выйти из тёмной квартиры на солнечный свет. Не знаю, зачем я поехала – только время потеряла. С другой стороны, можно сосредоточиться только на этих двух темах, и меньше шпаргалок делать.
И вот этот страшный день настал. Объявили пять тем и среди них "Маяковский – певец революции".–Ура!
Написала сочинение как нас учили, проверила по шпаргалкам пунктуацию в приведённых стихах и задумалась: писать предложенную Лёней концовку или нет. Не знаю откуда этот страх: всё же он родственник и не посоветует плохое. Действительно, очень эффектно так закончить предложенную тему.
- Ребята, осталось десять минут.Заканчивайте и сдавайте сочинения.
Да, надо решиться, и я дописываю заключительные строчки. Вышла довольная собой, с облегчением стряхнув тяжёлый груз переживаний, уверенная, что получилось блестящее сочинение.
Через несколько дней вывесили результаты на доске в коридоре школы.К стене нельзя было подступиться; я из далека увидела свою фамилию и взглядом по линейки провела до оценки – нет, нет, этого не может быть. Подошла к толпе и под локтями пробралась к доске. Поставила пальчик на своё имя,повела и упёрлась: литература – 3, русский язык – 4.Как так может быть:, возможно, какая- то ошибка. Со слезами на глазах пошла искать литераторшу.
- Валентина Васильевна, почему у меня по литературе "тройка"?
- Скажи "спасибо" и за это. Мы на уроке обсуждали как написать сочинение на тему "Маяковский-певец революции".Как можно было перевернуть слова: "Мы говорим Ленин-подразумеваем партия"?
- Я не перевернула, а перефразировала Маяковского - это же его слова.
- Эти слова - не просто слова; это политика нашего государства, нашей партии. Скажу больше.Только из-за твоего сочинения собралась комиссия облисполкома и решала: засчитать тебе это сочинение или нет. И если тебя не устраивает оценка, можешь подавать просьбу на пересдачу экзамена.
Нет, ничего больше не хочу, хватит с меня. Бегу домой, жму изо всех сил на звонок. Папа открывает дверь, и видя мою зарёванную физиономию ,спрашивает:
- Что случилось?
-Всё из-за тебя и твоего родственничка.Чёрт меня дернул поехать к нему. – И я кинулась с рыданиями на кровать.
После, успокоившись, я вышла к папе и рассказала о случившемся.
- Позвони к Лёне, может быть,он что-то подскажет.
- Смысла нет: или пересдавать или смириться с такой оценкой.
Но папа настаивал, и я позвонила Лёне.
- Привет, ну как сдала экзамен?
- Сделала глупость: написала по Вашему совету концовку - в результате получила "тройку".
- Не может быть, чтоб две строчки снизили оценку. Хочешь я позвоню в облисполком?
- К чему? Они из-за моего сочинения собирали комиссию и великодушно поставили эту оценку. А ведь меня в школе тянули на серебряную медаль. Предполагалось, что русский язык и литература будут "пятёрки".
-Так, что ты хочешь от меня? –Металлические звуки, вырвавшись из телефонной трубки, вонзились мне в ухо.
- Ничего.Просто папа просил позвонить и сообщить о результатах нашей встречи.
Вот и всё. Надо взять себя в руки. Очень обидно,но жизнь продолжается. Тем более, я иду поступать на учёбу в технический ВУЗ- для них не имеет значение оценка по литературе.
Пора что-то понять в этой жизни: кто ты, с кем ты, где живёшь.И всю свою "оригинальность" - засунь как можно дальше ... ,да так, чтоб и не выглядывала.




 
 


Рецензии
Здравствуйте! Спасибо за интересный рассказ! Живая и думающая героиня сразу располагает к себе, чего не скажешь об это Лёне... Подтекст рассказа вполне ясен, но история хороша и без привязки к нему.
Спасибо!

Дмитрий Гостищев   18.02.2019 12:13     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.Рассказ не придуман - это кусочек моей жизни.

Авигайль Барс   18.02.2019 21:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.