Выпрямление имен. Книга 3. Глава 19

Почитать судьбу не имеет смысла

Как указано в архивных данных БРЭМ, Владимир Чакиров симпатизировал фашистам. Решил разобраться чем это было вызвано Зародилась эта организация в Маньчжурии на Юридическом факультете в Харбине. В 1926-1927 гг. она обнародовала свои программные документы «Наши требования» и «Тезисы русского фашизма». Официально РФП (партия) появилась в мае 1931 года. Возглавил ее К.В. Родзаевский, выходец из Благовещенска. Что интересно, почитатели фашизма поминали имена Московского митрополита Макария (времен Ивана Грозного) и его «славных сотрудников» Сильвестра и боярина Адашева, как основателей Русского Народного фашизма. И лозунг у них был: «Бог, Нация, Труд».

Попытался поглубже разобраться с «Русским фашизмом» и выяснил, что многие наши знаменитости к нему относились положительно. Бердяев, например, говорил: «В Италии фашизм состоит из положительных элементов и во главе его замечательный человек». Знаменитый философ И. Ильин и того больше. В своем журнале «Русский колокол» открыто называл себя и своих единомышленников фашистами.

При этом, Иван Александрович Ильин считал, что революция 1917 года явилась завершением религиозного кризиса. Она явилась попыткой создания антихристианского государственного и общественного строя, отказа  от подлинного духовного опыта, связанного с христианством и традициями. Выход возможен через возврат к вечным христианским основам: вера, любовь, свобода, совесть, семья, родина и нация. Записал несколько «крылатых фраз»:
"Истинный патриотизм — любовь к духу своего народа.

Христиане веруют в того, кого они распяли.
Любовь к Богу может быть выражена только делами, а не словами. (Св. Федосей).
Не в силе Бог, а в правде.
Не введи нас в искушение, и избави нас от лукавого.
Свеча бы не угасла.......
Царство без грозы, что конь без узды".

Именно последнее взяли на вооружение сторонники российского фашизма. Они считали, что Российская империя пала от либерализма и вседозволенности. Ей нужен вождь с властными полномочиями.
Председатель Российского Общевоинского союза (РОВС), генерал Миллер отмечал: «Мы чины РОВС, являемся, как бы, идейными фашистами. Ознакомление с теорией и практикой фашизма для нас обязательно». С ним соглашался П. Струве: «Это белое, но и революционное движение, по методам». Более всех за фашизм ратовал А.В. Ланин (Белград): «Пора и нам русским, сбросив все ереси и ложные учения, осенив себя знамением Креста, с верой в Бога, в Царя и Династию, образовать сомкнутые ряды, верных извечному лозунгу «За Веру, Царя и Отечество». Вместе с национальными силами всего мира снова занять передовую позицию для схватки с красно - жидовским и коммунистическим интернационалом и его слугами».

Фашизм являлся достаточно модным движением. В 1924 году была попытка создать в Сербии Русскую фашистскую партию. Инициаторы профессор Д.П. Рузский и генерал П.В. Черский. Фашизм проповедовался через журнал «Клич» в финском Выборге?! Имелась цель – создание Российского национального фронта против Коминтерна, еврейства и масонства. Делались выводы, что либерализм убил Россию. Может, он убил и СССР? Это самое «Уря, Уря», когда «Или любовь до гроба или медвежья болезнь». Много лозунгов и мало дела. Потому и разбежались в разные стороны, как тараканы. Россия без вождя, без царя, без лидера – не может".

Выяснилось, что первыми «фашистами» на Юридическом факультете Харбина стали Александр Покровский, Евгений Кораблев и Борис Румянцев. С ними в движении участвовали жена Покровского, поэтесса Марина Колосова (псевдонимы Елена Инсарова и Джунгар) и ее подруга Ольга Скопиченко. Занес в «Избранное» книгу А. Окорокова и М. Блиновой «Фашизм и русская эмиграция», а также материалы по А. Покровскому и его жене М. Колосовой, ранее близкой знакомой Валерьяна Куйбышева. Запланировал посмотреть журнал «Проблемы Дальнего Востока» №2 за 1991 год и Челябинский журнал «Русская Атлантида».

Колосова боролась как с большевиками, так и с японцами. В Китае оказалась, предположительно, с войсками атамана Анненкова. Из Харбина с мужем уехали в Шанхай из-за размолвок с японцами. Бедствовали, через Филлипины добрались в Бразилию, а потом в Чили, в Саньяго. Там они и упокоились. Записал понравившуюся мне эпитафию на памятнике Марины:

Смертны и ты и я,
сомкнулись усталые веки.
Но Россия жива моя
и теперь, и потом и навеки.

Что же такое русский фашизм?  По мнению организаторов движения: "Это традиционное религиозно-национальное движение русского народа, стремящегося к установлению на своей земле такого государственного строя, которые возникли в Италии, Испании, Германии и Португалии. Они на практике показали блестящие результаты, названного фашизмом.

Потому этим словом общепринято определять духовную структуру «нового человека» в отличие от «старого человека», воспитанного на идеалах либерализма, демократизма, социализма и коммунизма». Основной целью было определено: "Активная вооруженная борьба с коммунизмом, безбожием, восстановления русского православия во всей чистоте и святости, установления на русской земле царства социальной справедливости – Трудовой русской империи". Оговаривалось, что для этого нужны восстания Красной  Армии и народа".

Отдельно ставился антиеврейский вопрос. В чем евреи обвинялись? "Неверие в загробную жизнь, а в деньги и достаток. Чувство превосходства и постоянное стремление к возглавлению. Мессианство, то есть руководство духовным развитием народов, а отсюда и революционность, как стремление нарушить старые устои не отвечающие еврейской психологии".

Автор статьи рекомендует почитать книгу Т. Горячкина «Первый русский фашист Петр Аркадьевич Столыпин». Якобы в политике Столыпина просматривалась «Экономическая политика  справедливого распределения между людей Божьих даров на земле, и сообща соборно в Бога, богатеющими».
К российским фашистам причисляли и известного С.В. Зубатова, начальника особого отдела Департамента полиции. Он якобы стоял за легализацию социально-экономического движения рабочих., за создание профсоюзов, за их участие в прибылях и контроле. Предлагал установить рабочим пенсии. Идеи Зубатова одобрял министр внутренних дел Сипягин. Чем все закончилось фашистское движение в Маньчжурии можно узнать из покаятельного письма  его руководителя К.В. Родзаевского в 1945 году.

"Вождю народов. Председателю Совета Народных Комиссаров СССР, Генералиссимусу Красной Армии Иосифу Виссарионовичу Сталину
Каждый рабочий, каждый колхозник может обратиться с письмом к Вождю русского народа — Вождю народов Советского Союза — товарищу И.В. Сталину. Может быть, это будет позволено и мне, российскому эмигранту, 20 лет своей жизни убившему на борьбу, казавшуюся мне и тем, кто шел за мной, борьбой за освобождение и возрождение нашей Родины — России.

Я хочу объяснить мотивы существования и деятельности так называемого Российского фашистского союза и найти понимание мучительной драмы так называемой российской эмиграции. Поэтому это письмо имеет не столько личное значение, сколько пытается наметить выход из тупика многим и многим русским людям, стремящимся принести посильную  пользу Родине.....

20 лет тому назад, окончив в Советском Союзе школу 2-й ступени, я покинул Советский Союз для продолжения образования, в котором мне было отказано дома, впервые я столкнулся с реальностью советской жизни: несмотря на то, что школьный совет рекомендовал меня в вуз. Я уехал с неясными стремлениями к справедливости, к национальной жизни нашего народа и попал в кипящий противоречиями мир харбинской эмиграции, вчерашних «белых» и сегодняшних «красных», где нашел молодежные организации, импонировавшие моим тогдашним настроениям.

В среде студенчества Харбинского юридического факультета, на который я поступил в 1925 г., нашел я группу активистов Русской фашистской организации и без колебаний, порвав с семьей, оставшейся на советском берегу, вступил в ряды этой организации, чтобы бороться с коммунизмом, как мне казалось, за грядущее величие и славу России! В 1935 г. я был избран главой «Всероссийской фашистской партии», как стала называться наша так называемая организация в это время.....

Но долгое время нас смущал еврейский вопрос. В Харбине еврейские капиталисты ставили рекорды спекуляции и эксплуататорского отношения к трудящемуся люду. Евреи всех подданств, как СССР, так и буржуазных стран, составляли одну еврейскую общину, работавшую в интересах своего класса и своей нации — международной и внутренней по отношению ко всем другим народам еврейской нации. У нас не было расового подхода к евреям, но, изучив историю еврейства, мы пришли к выводу, что еврейская религия, внушающая каждому еврею мысль о божественном избранничестве, о том, что только евреи — люди, а все остальные лишь «человекообразные твари» — этот звериный талмудизм превращает каждого еврея в антисоциального врага каждой самобытной нации.

Коммунизм в виде марксизма казался нам одним из орудий мирового еврейского капитала по захвату власти над миром, и, предубежденные, мы выискивали в составе правящих органов СССР еврейские фамилии, доказывающие, что наша страна как бы оккупирована мировым еврейством. Только недавно мы пришли к выводу, что именно мировая социальная революция, лишила еврейских капиталистов  средств и орудий ...
Так шли годы, тяжелые, страшные годы беспросветного эмигрантского существования.

 Со всех сторон мы получали удары в лоб и в спину. Нас называли «советскими», «американскими», «японскими» и «германскими» агентами. Нас травили эмигрантские реакционеры за сдержанное отношение к идее монархии. Нас старались использовать иностранные разведки. Нас арестовывали, пытали и убивали те, с кем мы вынуждены были вместе работать. Так судьба мстила за бессознательный отход от Родины, постепенно превращавшийся в отрыв и измену.

Нам приходилось говорить и действовать вовсе не так, как мы хотели. Нам приходилось славословить немцев и японцев. Но, выступая против коммунизма и ВКП(б), мы старались не выступать против Советского государства, хотя внушали себе, что СССР не Россия, а «тюрьма России», и мы всегда, везде и невзирая на все запреты с любовью говорили о Родине, о России, о великом русском народе. Мрачное заблуждение! Из любви к Родине действовать против Родины!

Мы приветствовали германо-советский пакт, считая, что взаимное влияние Германии и СССР приведет к ослаблению еврейского влияния в России и в мире, и к ослаблению Англии, исторического врага нашей страны. Несмотря на явную опасность таких высказываний в Маньчжурии, я опубликовал в «Нации» статью И.Т. Щелокова «Адольф Гитлер и Вячеслав Молотов». Однако мы приветствовали и поход Германии против СССР, считая, что освобождение Родины любой ценой лучше, чем продолжение ее «плена», как я думал, «под игом евреев».

Бюро русских эмигрантов в Маньчжурии, будучи фактически русским отделом японской военной миссии и лишенное всякого контроля как со стороны эмигрантской общественности, так и со стороны властей, за 10 лет его скандальной работы вело главным образом борьбу с фашизмом (нашей партией), что с точки зрения вредительства, конечно, можно поставить ему в заслугу, если бы наряду с этой борьбой Бюро не занималось бы угнетением и разорением российской эмиграции.

Вместо защиты русских интересов Бюро занималось презренным лизоблюдством, отвратительным подхалимажем и прислужничеством. Только в 1942 г. мне удалось покинуть Бюро, после того, как благодаря провокации начальника восточного его районного органа Б.Н. Шепунова несколько десятков честных людей, граждан СССР и эмигрантов, в том числе молодые руководители наших организаций на восточной линии КВЖД, после пыток и вынужденных признаний в советской работе были расстреляны японцами в Муданьцзяне.

Секретарь нашего Верховного совета К.В. Арсеньев, от которого, между прочим, вымогали признание, что в советской работе была замешена якобы и моя жена, едва избежал смерти. Реализовав все связи, мы с огромным трудом через полгода добились его освобождения. Но, освободившись в 1942 г. от Бюро, я был в принудительном порядке мобилизован на службу ниппонской военной миссии, к каковой службе отнесся настолько пассивно, что вскоре мне было разрешено не являться на службу и делать что хочу. В 1943 г. после очередного ареста, пятого в моей жизни, я был возвращен в состав «реорганизованного» руководства Бюро эмигрантов, причем от этой «реорганизации» работа Бюро только ухудшилась.
Почему же я уехал из Харбина на третий день войны СССР с Японией в зону влияния англо-американцев? Потому что не хотел участвовать в войне против нашей Родины, что казалось неизбежным...

С тяжелым чувством отчаяния, близкий к самоубийству, садился я в поезд, увозивший от родных и близких в неизвестную даль. С минуты на минуту ожидали мы смерти, что нас прикончат в поезде.
Как блудные дети, накануне смерти нашедшие потерянную Родину-Мать, мы искренне и честно, открыто и откровенно, хотим примириться с Родиной, хотим, чтобы родные, наши русские люди и их вожди поняли бы, что вовсе не своекорыстные личные или классовые мотивы двигали нами, а пламенная любовь, любовь к Родине и к народу, национальное чувство и заблудившееся в противоречиях среды национальное сознание обрекли нас на упорный труд, на тяжелые жертвы, на беспросветные муки и жестокий тупик. Просим Иосифа Виссарионовича Сталина и советских представителей указать нам выход из тупика......

Пять дней вагона смерти перековали меня и моих спутников — нашу жизнерадостную и самоотверженную трудовую молодежь и опытных политических бойцов — из квази «фашистов» и антикоммунистов — в национал-коммунистов, беспартийных большевиков и убежденных сталинцев....

И я в 38 лет, большая половина которых была проведена вне Родины, хочу начать новую жизнь. Да здравствует Сталин, Вождь народов! Да здравствует непобедимая Российская Красная Армия, освободительница народов! Да здравствует Союз Советских Социалистических Республик — оплот народов! Да здравствует советская нация — Российская нация! Слава великому русскому народу! Слава России!  Тяньцзинь, 22 августа 1945 г."

Думаю, что подобное настроение испытывал и Владимир Чакиров. Хотя у него имелись свои счеты с советской властью — он воевал и был ранен. Записал, как звучит по-китайски «Не надо вешать лапшу на уши» - «Бу яо ба мяньбао гуадао ерто».
Раньше обращал внимание на отсутствие у русских карт и разговорников в Маньчжурии. И вот узнаю, что в 1904 г. в Харбине  П.К. Межак составил и издал разговорник «Русско-китайский переводчик». Биография составителя весьма интересна: участник русско-японской, Великой и Гражданской войн, генерал-губернатор Читы. В эмиграции жил в Харбине, с 1921 года выполнял обязанности консула Латвии.

Перечитал биографию харбинца, поэта Арсения Несмелова (Митропольского). Выяснилось, что он преподавал в японской разведывательной школе в Харбине, был официальным сотрудником 4-го отдела ЯВМ (имел псевдоним «Дроздов»), членом фашисткой партии и автором ряда антисоветских произведений. Умер в пересыльной тюрьме в Гродеково. Еще одна знаменитая и загадочная  личность Василий Сергеевич Ощепков, сахалинец, имел черный пояс по дзюдо, основал борьбу самбо в СССР.

Ощепков Сергей Васильевич родился на Сахалине, где мать отбывала ссылку. После передачи в 1905 году Южного Сахалина японцам по Портсмутскому миру оставшийся в 1904 году полным сиротой Василий был отправлен на учёбу в Японию, где с сентября 1907 года обучался в Духовной семинарии Токио при православной миссии, организованной будущим святым Николаем Японским. В семинарии преподавалось дзю-до, и по рекомендации тренера как лучший дзюдоист семинарии 29 октября 1911 года Василий был допущен к вступительным испытаниям и принят в институт дзюдо Кодокан в Токио, основанный Дзигоро Кано.

15 июня 1913 года Ощепков получил первую мастерскую степень — сёдан (первый дан); в октябре 1917 года, во время командировки в Японию, сдал экзамены на второй дан, став первым русским и третьим европейцем, получившим второй дан по дзюдо[. Следует отметить что в то время в дзю-до было не 10 данов, как сейчас, а только 5.
Закончив семинарию, в 1913 году вернулся в Россию. Работал переводчиком в контрразведке сначала Заамурского округа пограничной Стражи в городе Харбине, затем — в отделе контрразведки штаба Владивостокской крепости Приамурского военного округа во Владивостоке. В 1914 году основал там просуществовавшую до 1920 года первую в России секцию дзю-до и впервые в мире провёл международные соревнования по дзю-до в 1915 и 1917 годах. Неоднократно выезжал в командировки в Японию. В 1918 году обучал дзю-до милиционеров Владивостока.

В 1919 году был мобилизован колчаковцами и откомандирован в японское Управление военно-полевых сообщений, где работал переводчиком; в этот период он через сослуживца, земляка и сокурсника по Токийской семинарии Трофима Юркевича установил связь с Осведомительным отделом подполья РКП(б).

После вывода японских войск из Приморья Ощепков получил предложение о сотрудничестве с советской разведкой, и 1 сентября 1923 года дал подписку о сотрудничестве с Отделом агентурной разведки 5-ой армии РККА, после чего был отправлен на Северный Сахалин, до 1925 года ещё остававшийся под японской оккупацией. Обвинён в растрате казённых средств. Чтобы компенсировать 3140 иен, израсходованных на агентов, но не подкреплённых расписками, ему пришлось распродать практически всё личное имущество.

Ощепков «назначается на должность переводчика 7-го отделения Штаба округа» в Новосибирске, причём назначение было оформлено задним числом — с 15 апреля 1926 года, с выплатой всего положенного за этот период денежного довольствия. В  сентябре 1929 года был вызван в Москву.  Преподавал в органах милиции созданную им борьбу самбо. В ночь с 1 на 2 октября 1937 года был арестован.  Умер в камере Бутырской тюрьмы по официальной версии от сердечного приступа.


Рецензии