Педагоги, студенты, структура. Часть II

1) Педагогические навыки – это тоже своего рода оружие. Не стоит нацеливать на человека оружие, если ты не готов стрелять; не стоит призывать обучаемых к тем действиям, в необходимости выполнения которых ты сам не уверен. Не подрывай свой авторитет и не создавай себе дурных привычек. Делай только то, что тебе надо, но делай на 100%.

2) Сознание 80% студентов подобно решету: одни идеи проходят сквозь него, не задерживаясь, как мука; другие, словно булыжник, разрывают это сито сильным ударом и летят дальше, ошарашив обучаемого и не дав ему толком понять, «а что, вообще, произошло?». Семена знаний подходящего для решета калибра отшлифовываются лишь со временем, но ограниченный учебный процесс, завязанный больше на бюрократизмах, нежели на постижении сути знаний, этого времени, как правило, не даёт. Например, этика в течение всего лишь одного семестра (по факту, 3-4 месяца) – это всего лишь пустой звук для неофита, ранее не рефлексировавшего на обсуждаемые аудиторные темы.

3) Некоторые студенты спрашивают, какая вообще польза от науки. Вопрос, в принципе, уместен, поскольку ответы на него не всегда очевидны, тем более, если мы анализируем социальную роль различных дисциплин. Однако, в свою очередь я задаю им вопрос: «А какова практическая польза от того ширпотреба, который вы смотрите по развлекательным телеканалам?».

4) Некоторые студенты совершают грубейшую ошибку, думая, что матерясь, хамя, самоутверждаясь (не всегда в позитивных формах), они тем самым уникальны. Они полагают, что это только они самоуверенны, дерзки, скандальны. На самом деле преподаватели сами могли проходить через всё это и даже через большее, раз всё-таки стали преподавателями. На любой выпад найдётся контратака, а контратака опытного преподавателя может размазать глупого неофита по стене.

5) Для глупых студентов хороший преподаватель – это тот, кто ставит им хорошие оценки нахаляву, кто «добрый»; для умных – тот, кто оценивает их адекватно успехам или неудачам в деле постижения знаний. Соплежуйство, неумение контролировать учебный процесс, неумение дисциплинировать и сподвигать своих учеников на что-то высшее не доводит до добра никого: ни страну в целом, ни учеников и учителей в частностях. К сильным и дисциплинированным можно относиться неоднозначно, но слабых не ценит точно никто.

6) Не каждый ученик достоин знаний Учителя.

7) Каждый ученик не для каждого Учителя.

8) Истинные миссионеры неназойливо знакомят людей с Абсолютной Истиной, обладают терпением и забрасывают семена мудрости в сердца людей с расчётом на то, что они прорастут именно тогда, когда это действительно будет нужно: самому человеку, другим людям и Богу. Еретики же, наоборот, пытаются всю истину сузить ровно до масштабов своих собственных ограниченных взглядов и навязать сочинённые собой догматы в краткие сроки, чтобы извлечь быструю выгоду от насаждения слепого религиозного фанатизма.



25.03.2008 – 22.07.2010


Рецензии