Струны понимания. Глава 103

1. В этой главе мы рассмотрим первый смысловой фактор "узел" (04001) символономной контекстной модальности.

2. Как я упоминал в прошлой главе символономика IBJA (где I центральное поле смысловых взаимодействий, В правое верхнее контекстное поле жизненных форм и традиций, J верхнее центральное месономное контекстное поле Блага/смысловых соответствий/резонансов, а А левое верхнее контекстное поле общих принципов истины и справедливости) состоит из двух половинок: нижней экзистенциальной перцептономики IBA и верхней агатономики BJA (от греческого слова to agathon благо).

3. В нижней перцептономике конкретные формы В и непрерывность (например в математическом смысле линия непрерывна и не состоит из точек согласно основному теоретику понятия форм Аристотелю) противопоставлены общим принципам/нормам А и прерывности, традиция инновации. А в верхней агатономике это противоречие снимается и уступает место взаимодополнительности внутри системы соответствий/резонансов, открывающей возможность творчесской, гибкой многообразной связи явлений как соподчинённых моментов мирового целого. Таким образом перцептономика выражает собой аспект разделения, а агатономика аспект преодолевающей это разделение связи.

4. Выражаясь метафорически можно сказать что агатономика связывает в "узлы", а перцептономика эти "узлы" развязывает. И то и другое одинаково необходимо для жизни, где изменение и обновление также важно как и преемственность. Связность и разрывность являются различными аспектами процессов развития и исторического времени как осмысленного сочетания и последовательности событий. В этом случае линейная причинно-следственная логика выражает минимум связности и многообразия, а контекстная смысловая логика напротив обозначает максимум связности.

5. С практической жизненной точки зрения очень важно развивать перцептономную способность видеть ситуацию как экзистенциальную проблему (и таким образом научиться ее развязывать, определяя ее экзистенциальный смысл). Ведь узел может быть завязан не так и не там, где нужно, а излишнее количество узлов связывает движения, создаёт ощущение несвободы, мешает творчеству и не даёт пробиться новому.

6. Именно там, где перцептономная способность "развязать" ситуацию, выявив ее экзистенциальную проблематику, не развита, возникают предпосылки для разрезающих или рубящих экзистенциальные узлы войн и революций.

7. С другой стороны там где перцептономные навыки гипертрофируются и заслоняют агатономику, жизнь общества и личности превращается в ряд не связанных между собой разрозненных ролей и моментов, каждый из которых норовит подменить собой целое. Люди в таком обществе живут в отрезковом времени, их усилия и энергия распыляются и это приводит к творческому бесплодию и депрессии, ощущению бессмысленности самой жизни и хаотичности мирового целого как случайного и непрочного сочетания  множества никак не соотнесенных между собой фрагментов.

8. Из сказанного выше следует, что и перцептономика и агатономика могут иметь различный смысл в зависимости от характера их тематизации, которая может быть интенсивной или экстенсивной. Соответственно и сам смысловой фактор "узел" может быть интенсивным (интенсором) или экстенсивным (фрагментором) в зависимости от его употребления.

9. Узлы это связи между разрозненными элементами действительности, они основываются на тех или иных резонансных соответствиях (агатономика) и могут быть конструктивными или обременительными и даже разрушительными. Но без них не существует действительности как в той или иной степени упорядоченного целого и тогда человеку приходится иметь дело с данностью, как набором разрозненных фактов и обстоятельств. Данность как таковая ведёт к бесполезному распылению человеческих сил и энергии. Узлы превращают данность в действительность.

10. Наличие горизонтального "сообщительного", а не только вертикального инструментального компонента является предпосылкой любого узла. Попробуйте связать друг с другом два лежащих рядом шнурка, чтобы сделать это вам неизбежно придётся нарушить их вертикальность.

11. Идея того, что социальные связи должны основываться исключительно или главным образом на вертикальных инструментальных интересах затрудняет создание таких связей и делает их непрочными и хрупкими. Трудно или же невозможно связать шнурки на ботинке если нет достаточной свободной длины с той и другой стороны.

12. В плане контекстного анализа присутствует то же соотношение между "сообщительной" горизонтальностью и инструментальной вертикальностью, что и в приведённом выше примере. Мы можем например сравнить между собой полувертикальные и полугоризонтальные тематизации одономной СВА и энергономной DAB контекстных групп. Напомню, что контекстными группами я называю сравнительно большие и сложные составные парадигмы идентичности, которые могут быть проанализированы с точки зрения их структуры и соотношения входящих в них элементов.

13. Одономика СВА допускает полувертикальную тематизацию, образующую эндономику CBF и катаномику CFA. Здесь С это нижнее правое контекстное поле автономной личности, В верхнее правое контекстное поле жизненных форм и традиций, F центральное верхнее контекстное поле субьекта власти, а А левое верхнее контекстное поле общих нормы и принципов таких как истина и справедливость.

14. Но и консервативная эндономика, ставящая "красоту" выше добра (эстетизация контекстного поля жизненных форм В)и воспринимающая жизнь как схватку за место под солнцем, и вроде бы противопоставленная ей либерально-нормативистская катаномика, скрывающая культ успеха за счёт чужого благополучия (диссоциативная линия CF) за красивыми фразами о справедливости и общем благе (нормативная линия CA)являются экстенсивными парадигмами идентичности, связанными с расщеплением смыслового диапазона АВ (о расщеплении смыслового диапазона см. книгу Единство и разделение глава 8).

15. Таким образом полувертикальная тематизации одономной контекстной группы и центральной горизонтальной оси АВ символономики даёт экстенсивные парадигмы и расщепляет смысловой диапазон. А как насчёт полугоризонтальной тематизации той же одономной контекстной группы?

16. Такая полугоризонтальная тематизация даёт нам две интенсивные парадигмы идентичности: реформаномику GBA (основой которой является трансформативная полугоризонталь GA, соединяющая среднее правое контекстное поле "своих" G с верхним левым контекстным полем А общих принципов справедливости и истины) и уже рассмотренную в прошлой главе парадигму индивидуальной совести сюнейдономику ACG (от греческого слова syneidesis совесть).

17. Наконец остаётся третья промежуточная тематизация той же контекстной группы. Эту тематизацию мы можем назвать диагональной. Она даёт нам сочетание оригономики CIB с перцептономикой BIA.

18. Рассмотрим теперь тематизации энергономной контекстной группы DAB симметрично противопоставленной одономике и имеющей общую с ней верхнюю сигнификативную горизонталь АВ смыслового диапазона.

19. Также как и в случае одономики полувертикальная тематизация энергономной контекстной группы DAB даёт две экстенсивных парадигмы идентичности: экзономику DAF, парадигму социального революционного возмездия и диктатуры и параномику DFB парадигму контрреволюционного насилия и беззакония. В первом томе книги Время Смыслов на примере анализа коммунистического гимна Интернационал и других текстов я выяснил, что экзономика была одной из важнейших парадигм большевистской революции. Что касается параномики, то она безусловно сыграла центральную роль в развитии фашистских движений и идеологических позиций.

20. Зато полугоризонтальная тематизация той же энергономной контекстной группы даёт нам две интенсивных парадигмы: верхнюю репарономику ВАЕ, парадигму покаяния и позитивного переосмысления индивидуального и общественного поведения и нижнюю трансферономику BED, парадигму милосердия к "чужим"/ отчуждённым (среднее левое контекстное роле "чужих" Е и признавательная/рекогнитивная полугоризонталь ВЕ)и исцеления (направленный вверх формативный вектор DB, соединяющий нижнее левое контекстное поле страдающего мира с верхним правым контекстным полем В совершенных жизненных форм).

21. Суммируя эти размышления мы можем сделать вывод о том, что горизонтальный сообщительный элемент самосознания играет важную роль в преодолении господства индивидуальной и коллективной самости и связанных с ней экстенсивных типов поведения.


Рецензии