Бог несовпадений

Сначала небольшое вступление. Я несколько лет прошу почти всех, с кем более-менее сближаюсь, присылать мне сюжеты для рассказов, причем пойдут не только связные истории, но и их обрывки, необычные стыки событий, характерные зарисовки, портреты интересных типажей и подобное сырье. И вот нашелся человек, который отозвался и начал присылать мне истории из своей жизни. Назовем его Игорь (его зовут иначе, он попросил не упоминать его имя).

Я еще не решил, как буду записывать истории от него и других отозвавшихся – в первом лице или в третьем (скорее всего, в третьем), с документальной точностью или художественно приукрашивая (скорее всего, буду наращивать мясо и недостающие кости вымыслом или кусками из своего опыта), но вот эту первую историю (точнее, ряд коротеньких историй) запишу в формате as is, ничего не добавляя и не убавляя. И имена все, кроме одного, будут подлинными.

Так вот. Игорь однажды разговаривал с Денисом Самариным. И тот рассказал ему случай. Денис берет уроки английского языка. Обучение происходит в режиме онлайн, уроки ведет русскоязычная девушка, которая говорит по-английски. На занятиях они обсуждают разные вещи. И как-то раз Денис рассказал ей, что он христианин и пастор. Объяснил что-то. Фактически провел занятие о христианстве и о церкви.

Прошла неделя. У Дениса снова занятие с этой девушкой. И она ему говорит: «Денис, произошло в моей жизни чудо. В прошлый раз, когда закончился наш урок, я вышла из дома, спустилась вниз, стою на остановке, ко мне подходит молодой человек и говорит: «Девушка, я хотел бы вам что-то подарить. Это бесплатно». И дал мне газету под названием «Веришь ли ты». Я взяла ее, села в маршрутку, еду. Читаю одну из статей и в конце упираюсь в имя автора: Денис Самарин».

Она была в шоке: надо же, какое совпадение Бог устроил! Она занимается с Денисом, он как раз рассказал ей о своей вере, и ей случайный человек как раз подарил газету, в которой как раз есть статья Дениса, и она как раз эту статью и прочитала… Девушка эта живет не в том городе, где Денис. Узнала адрес, где проходят богослужения, и пришла в Дом молитвы.

Когда Денис это рассказал, у Игоря такое чувство возникло: ну вот глянь, у брата такие вещи в жизни происходят интересные – заметно особенное действие Бога. А у него, у Игоря такого нету. Через день было молодежное общение. Игорь провел его. И пришла девушка, которая редко посещает это молодежное. Игорь решил ей после этого написать. Спросил через вайбер, как она поживает. И по разговору понял, что надо с ней встретиться, пообщаться, что-то в ее жизни не ладится. Предложил ей встречу на четверг – позавтракать в булочной, поговорить.

И она говорит ему потом: «Игорь, ты написал мне прямо в самое правильное время. У меня сейчас серьезный кризис, а во вторник был пик этого кризиса. Лежала на кровати и не знала, что делать дальше». У нее есть одна профессия и она учится на вторую. Но не уверена, подходит ли эта профессия ей как христианке. Точнее, понимает, что не подходит, но не бросает обучение. В ее жизни начались проблемы, и она сознает, что Богу ее учеба не угодна.

И вот решила сходить на молодежное. И как раз Игорь ей написал, назначил встречу. А все это случилось как раз сразу после того, как Игорь запереживал, что у него не бывает таких чудесных совпадений, как у Дениса. И брат возрадовался: выходит, в его жизни тоже есть моменты, когда Бог его использует, чтобы кому-то помочь в нужный момент.

Когда Игорь эти две истории мне рассказал, я ему говорю: «Вот и ладненько, осталось мне дождаться тоже какого-нибудь чудесного совпадения – и напишу рассказик об этом. А что, хорошая структура – три истории про три совпадения. Твоя история последовала после рассказа Дениса, а моя будет после твоей».

Жду я день, жду два. Помолился об этом раз, помолился два. Ну, я-то ведь уже хоть сколько-нибудь заслуженный и бывалый верующий, что у меня, за неделю ничего замечательного и чудесного не случится? Не случилось ни за неделю, ни за две. Именно такого рода происшествия, о чем рассказали Денис и Игорь, не случилось. Несовпадение какое-то.

А случилось другое. Разговариваю с одним братом. Назовем его Мишей, хотя на самом деле он не Миша. Засомневался он, рожден ли свыше. А одна из причин вот какая: Бог не отвечает ему на молитвы. По его словам, раз двадцать так было. Например, молится Миша, чтобы после покраски машины на нее не села мошка – и обязательно сядет. А один раз для проверки специально не помолился – и не села. Такое вот чудо наоборот. Не просто отсутствие чуда, а последовательные обратные ответы на молитву. Не совпадают молитва и отсутствие мошек – и все тут.

Что тут сказать… И я вспомнил, что мне Бог тоже не всегда отвечает на молитвы. Даже в основном не отвечает немедленно и чудесно. И прошедшая неделя – как раз тому подтверждение. Рассказал я Мише про это. Про то, что многое мы должны делать сами. И в Библии не написано, чтобы мы полагались на чудеса, но чтобы работали прилежно и делали свое дело.

А мошки… Может, Бог хочет побыстрее научить его профессионализму, например, надоумить занавески какие-то вешать или средство специальное использовать. У меня тоже случались проблемы по работе, после которых я начинал искать способы, как избежать этих проблем в дальнейшем, внедрял у себя новые вещи – а в результате рос как профессионал. И если бы Бог чудесно избавлял меня от этих проблем, я бы просто не освоил новых программ и подходов к работе, а в конечном счете, не перешел бы на следующие уровни в своем профессиональном росте. И однажды, когда чудо наконец не случилось бы, у меня была бы проблема еще большего размера.

Я рассказал Мише библейскую историю про царя, который проиграл евреям в сражении в горах. А к нему пришли слуги и говорят: «Они нас победили, потому что их Бог – Бог гор. Давай в следующем году сразимся с ними на равнине – точно одолеем». Царь согласился. А когда год прошел, и два войска выстроились друг напротив друга, к израильскому царю подошел пророк и сказал ему от Бога: «Так говорит Господь: за то, что Сирияне говорят: "Господь есть Бог гор, а не Бог долин", Я все это большое полчище предам в руку твою, чтобы вы знали, что Я – Господь» (3Цар.20:28). И евреи снова разбили чужеземцев. Наш Бог – Бог не только гор, но и равнин тоже. Бог бытовых ситуаций, проблем, скуки, рутины, работы. Бог несовпадений.

Мало у кого случались такие яркие встречи с Богом и ответы на молитву, как у Авраама. Но сколько этих ярких моментов было в его почти двухвековой жизни? Буквально несколько. Несколько встреч с Богом гор. А между ними – десятилетия несовпадений и ожидания. Пришел в чужую землю, при знакомстве тебя спрашивают, почему тебя зовут «отец множества» и сколько же у тебя детей, раз у тебя такое интересное имя, а ответить особо и нечего. И выходит, что вера – это не только про чудеса, но и про терпение. И основную часть жизни Авраам и Сарра ходили перед Богом равнин. «Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением» (Пс.83:7).

Думает Миша еще, сомневается. Его ведь как научили: «Покаешься – Бог будет на все молитвы отвечать, чудеса в жизни начнутся». Выходит, неправильно научили? Такие вот две истории про совпадение и две про несовпадение. И знаете что? Я только сейчас заметил, что моя «нечудесная» неделя пришлась как раз перед разговором с засомневавшимся Мишей… Совпадение?

Да, кстати, написал это все, прочитал и вспомнил еще одну историю. Влад Насонов рассказывал. Встал он однажды утром и подумал: «Как все плохо». Денег нет, на одной работе отправили в бессрочный неоплачиваемый отпуск, на другой задерживают аванс, да и зарплату, скорее всего, позже выдадут. Подходит срок оплаты за квартиру, про сроки банковских платежей вообще вспоминать не хочется… Навалилось как-то все разом.

Встал, умылся, оделся, склонился на колени. «Господи, помоги моему неверию: дай хоть какое-нибудь, хоть самое маленькое чудо. Найти бы сто рублей. Не надо чемодан с деньгами, мне лишь бы понять, что Ты рядом, следишь за моей жизнью. Я знаю, что я грешник, и есть масса причин, чтобы меня наказывать. Но ведь, Господи, я не грешней других! Ведь я всю свою жизнь с момента духовного рождения посвящал служению и церкви! Я много чего делал не так и сам зашел в текущую ситуацию, но ведь я и не прошу организовать мне финансовый лифт, который вытянет меня из этой пучины на этажи свободы от долгов. Я просто прошу сто рублей. Сто. Рублей».

Вышел из дома, проверил баланс на карте – 5 рублей… Печально, деньги сами собой на счете не образовались. Чтобы «помочь Богу», шел к метро самой дальней дорогой, внимательно глядя на газон и под ноги. Так ждал желтоватой бумажки, запутавшейся в траве. Но ее нигде не было. Дошел до метро – чуда не произошло. К разочарованию добавилось чувство собственной никчемности: глупо было идти дальней дорогой и внимательно рассматривать траву в поисках денег. Словно не был членом церкви 12 лет уже. Знал ведь, что мог преспокойно найти деньги в собственном доме, не выходя на улицу.

Ехал на метро и думал. О том, что надо просто довериться Богу. Не переживать и не волноваться. «Он точно знает, сколько денег в моем кошельке. Я сделал все, что мог, для решения проблем». И тут приходит мысль: раз не нашел эти несчастные сто рублей, значит, есть в нем еще вера! Значит, он еще может идти через все проблемы! Значит, Бог видит в нем эту способность! Так, как Он видел в Иове силы для того, чтобы пройти через все испытания (а уж его-то испытания были в миллион раз тяжелее) – так Он видит их в нем. И проблемы эти у него приключились не потому, что он грешнее или хуже других, наоборот, Бог нашел в нем веру и дает возможность прославить Его, проходя через все эти проблемы.

Кого-то мошки после молитвы атакуют, у кого-то сто рублей после молитвы не находятся. Несовпадения... Исключения из правил, которые не случаются, когда так о них просишь… «Кто это говорит: "и то бывает, чему Господь не повелел быть"? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие? Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои. Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу» (Пл.Иер.3:37-40). «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим.11:36).

10.07.2018


Рецензии