Свидетели веры

Действующие лица:

1. София, богатая вдова-римлянка.
2. Вера, ее старшая дочь.
3. Надежда, ее средняя дочь.
4. Любовь, ее младшая дочь.
5. Палладия, придворная дама.
6. Адриан, римский император.
7. Антиох, префект города Рима.
8. Север, нотарий (писец, чиновник).
9. Палач.
10. Человек-огонь.

Действие 1.

Интерьер богатого римского дома. В центре сцены колодец-фонтан.

Сцена 1. София, Вера, Надежда и Любовь.

В правой части сцены вполоборота к зрителям сидят за партами Вера, Надежда и Любовь. На партах дощечки и стилосы. Слева возле доски София. У всех на шее медальоны с изображением символа рыбы. Идет урок.
София (прохаживаясь туда-сюда). Вера, дочь моя, назови имена четырех великих пророков!
Вера. Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил!
София (кивает головой). А каков главный предмет пророчеств?
Вера.  Главный предмет пророчеств – это проповедь о грядущем Мессии!
София. Надежда, дочь моя, скажи мне, что предсказали пророки?
Надежда. Пророк Даниил открыл время появления Мессия. А пророк Исайя предсказал, что Мессия родится от Девы.
София (как будто не доверяя). Родится от Девы? Неужели?
Надежда. Да! «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог».
София (кивает головой, говорит Любови). А кто такой этот Мессия?
Любовь не слышит вопроса, потому что что-то пишет на дощечке.
София (строго). Любовь, дочь моя! Что ты делаешь?
Любовь. Рисую, мама!
София (с еще большей строгостью) И что же?
Любовь. Рыбку!
София (немного смягчившись) И что означает твоя рыбка?
Любовь. Что Иисус Христос – Божий Сын и Спаситель!
София (довольная, улыбается) А почему так?
Любовь (пытается вспомнить) Не помню!
София. А кто помнит?
Вера (первая поднимает руку). По-гречески рыба – это «;;;;;» («ихтис»)…
Надежда (перебивает). А «ихтис» есть монограмма имени Иисуса Христа…
Вера (перебивает) Она составлена из начальных букв предложения, которое составляет самую суть христианской веры…
Надежда (рисует на доске). ; (йота) – означает Иисус, ; (хи) – Христос, ; (тета) – Божий, ; (ипсилон) – Сын, ; (сигма) – Спаситель.
София (Любови). Понятно, почему Христос – рыба?
Любовь Понятно! Потому что у нее есть жабры!
София (смеется) Нет, дочь моя, Христос – рыба, потому что в житейском море Он не тонет. Подражая Ему, мы тоже носим на шее изображения рыб. Покажите мне их… (дети показывают рыбок: золотую, серебряную и медную) Эти рыбки не дадут вам утонуть, дети мои, когда придет время испытания нашей веры… Итак, урок окончен. Перекреститесь и отдыхайте.

Дети крестят лоб и выходят за кулисы по старшинству.

Сцена 2. София и Палладия.

Палладия. Привет, дорогая моя София! Как долго я тебя не видала!
София. Привет, дорогая моя Палладия! Ты с дороги?
Палладия (принимает гордый вид) Я была при дворе императора!
София (делает вид, что изумлена) Да неужели?
Палладия (с самоупоением). Да! Мы были в Греции. Любовались статуями, смотрели олимпийские игры. Ах, какие замечательные там борцы!
София «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс.1:1).
Палладия. А ты разве не ходишь в Колизей – смотреть бои гладиаторов?
София. Нет! Мне жалко людей, которых там убивают.
Палладия (потрясенно). Но ведь это презренные рабы!
София. Это, прежде всего, люди! Перед лицом Божиим «нет раба, ни свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:11).
Палладия (с уважением). Это какой-то новый философ из стоиков?
София. Нет, это христианское учение.
Палладия (осторожно) Так ты, София, почитаешь Христа?
София. Да! И детей учу соблюдать заповеди Божии.
Палладия. У тебя ведь их трое? Три девочки?
София. Да! Вера, Надежда и Любовь.
Палладия (встает). Скажу честно: из-за Веры-то я и пришла. Скажи мне, твоя старшая дочь, Вера, достигла совершеннолетия?
София. Да, а что?
Палладия. Отлично! Открою тебе секрет: я пришла к тебе как сваха. У тебя есть невеста, а у меня есть жених!
София (недовольно). И кто жених?
Палладия. Антиох, наш городской префект.
София. Ему пятьдесят лет и у него бородавка на щеке!
Палладия. Ну и что? Зато у него дом на Капитолийских холмах, важная должность и доступ к самому императору!
София (помедлив). Я не собираюсь пока выдавать Веру замуж.
Палладия. А я не говорю, что свадьбу нужно играть уже завтра. Можно через год-два. Антиох готов ждать. Он хочет поговорить с тобой!
София. Антиох – язычник. А мы христиане, как ты знаешь.
Палладия. София, послушай меня! Антиох стоит за этой дверью. Ждет, когда я расскажу тебе о его предложении. Ради нашей дружбы, прими его! Выслушай, что он скажет!
София (недовольно) Пусть войдет, но знай, что я скажу ему то же, что и тебе!
Палладия (очень обрадованная) Я обещала Антиоху устроить встречу с тобой. Ты мне помогла. Придет время, я тоже помогу тебе. Можешь не сомневаться!
Выходит.


Сцена 3. София, Антиох, Север.

София сидит в кресле. Входит Антиох, одетый, как на свадьбу, и останавливается перед ней. Север останавливает у входа. В руках у него табличка и стилос.

Антиох. Привет, госпожа! Как твое здоровье?
София. Хорошо. Что за человек вместе с тобой?
Антиох. Это мой помощник, нотарий Север. Он всегда со мной.
София. Давай о деле. Зачем пришел?
Антиох. Палладия, я полагаю, сказала тебе, что я…
София. Да, сказала. Только я пока не собираюсь выдавать Веру замуж.
Антиох. Я готов ждать. Только пообещай, что выдашь замуж Веру за меня.
София. Я не выдам Веру за тебя, потому что мы – христиане, а ты – идолопоклонник. Ибо поклоняешься императору, как богу.
Антиох. А разве наш божественный император Адриан не бог?
София. Нет! «Господь Бог наш есть Господь единый» (Мар.12:29).
Антиох. Мне безразлично, какая вера будет у моей жены! В нашем римском пантеоне стоят боги всех покоренных нами народов.
София. А мне не безразлично, с каким человеком будет жить моя дочь! Поэтому «твоим предложением не воспользуюсь».
Антиох (в раздражении). Но почему? Я богат, занимаю пост префекта города Рима, каждую неделю бываю с докладом у императора. Почему?
София (мягко). Я тебе уже сказала. Антиох. И закончим этот разговор.
Антиох. Не закончим! Твоя дочь достигла совершеннолетия. Может, спросим ее? Узнаем, что думает она сама?
София (в сторону) Какой же ты надоедливый! Ну, хорошо! Вера! Иди сюда!

Сцена 4. София, Вера, Антиох, Север.

Появляется Вера с Библией в руке.

София. Вера! Ты знаешь этого человека?
Вера. Нет! А кто он?
София. Это Антиох. Он префект нашего города. И просит твоей руки.
Вера (удивленно). Сейчас читала первое послание к Коринфянам. В седьмой главе говорится о разнице между замужней женой и незамужней девушкой. Замужняя заботится о том, как угодить мужу. А незамужняя заботится о том, как угодить Богу. Я не замужем и желаю угождать Господу моему.
София (мягко) Моя дочь не хочет выходить замуж, Антиох!
Антиох (в бешенстве). Не хочет? Захочет! Иначе, предупреждаю вас, вы все окажетесь под судом. А председательствовать на этом суде буду я! Ведь я префект! Хотите вы этого?
София (мягко). Подлинно ли правду говоришь ты, судья? И справедливо ли
судишь? Верховный Судия есть Бог. Он будет судить всю вселенную.
Антиох (отводит глаза, но потом преисполнившись гордости говорит) Нет! Я буду вас судить! Знайте, против всей вашей фамилии открыт уголовный процесс по делу о безбожии и оскорблении величества. В течении 10 дней вы обязаны явиться в суд!

Уходит.

София. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем (Рим.3:4). Вера, Надежда, Любовь!

Дети осторожно подходят к матери и выстраиваются, как на иконе.

София. Всесильный Боже, сотвори с нами по Твоей святой воле!
Вера. Не оставь нас, но пошли нам Твою святую помощь, чтобы сердце наше не устрашилось гордого мучителя!
Надежда. Чтобы не убоялись мы страшных его мучений, и не пришли в ужас от смерти!
Любовь. Пусть ничто не отторгнет нас от Тебя, Бога нашего.

Действие 2.
;;
Интерьер претории (зала для судебных заседаний). В левом углу сцены на возвышении находится кресло префекта. В правом углу сцены боком к зрителям столик нотария. За ним сидит Север. В центре за перегородкой – место для допроса свидетеля (подсудимого). Чуть правее – изображение Афродиты.

Сцена 1. Антиох, Север.

Антиох (входит). Ты произвел обыск в доме Софии?
Север. Да, господин!
Антиох. Что нашел?
Север. У них в доме большая библиотека! Они читают древнегреческих философов и драматургов, Цицерона и Вергилия, Светония и Тацита…
Антиох. Я не об этом! Есть доказательства принадлежности этой фамилии к христианству?
Север. Сколько угодно! Я нашел целых четыре священных книги христиан.
Антиох. Четыре Библии?
Север. Да, вот они лежат на моем столе.
Антиох. Отлично! Подсудимые явились?
Север. Явились.
Антиох. Тогда зови сюда всех. Кроме Веры. С Верой у меня будет особый разговор…

Антиох выходит за кулисы и возвращается с Софией, Надеждой и Любовью.

Сцена 2.

София стоит перед Антиохом, ее дочери сидят на стульях.

Антиох. Ты именуешься Софией, вдовой Марка Юлия Катона?
София. Да, это я.
Антиох. В канцелярию нашего городского суда поступило донесение Севера Флавия, моего нотария, согласно которому ты, София, обвиняешься в оскорблении величества и нечестии. Мой долг – допросить тебя, рассмотреть все доказательства и вынести вердикт, согласно закону. 
София. Всегда готова всякому, требующему у меня отчета в моем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
Антиох. Как верноподданная римского государя, живущая под римскими законами, ты должна, конечно, любить своего государя?
София. Кто же больше любит римского императора, как не христиане, которые постоянно молятся о благоденствии всей римской империи?
Антиох. Значит, ты христианка?
София. Христианка.
Антиох. И эти священные книги, что на столе у моего нотария, принадлежат тебе?
София. Да, эти книги принадлежат нашей фамилии.
Антиох (Северу) Записал?
Север. Записал!
Антиох. Это хорошо, что ты любишь императора, но, чтобы твое верноподданничество сделалось еще яснее, ты должна принести ему жертву.
София. Жертвы следует приносить Богу, а не человеку!
Антиох. Значит, ты отказываешься воскурять фимиам пред статуей императора и не признаешь его богом?
София. Отказываюсь и не признаю!
Антиох (Северу) Записал?
Север. Да-да, записал!
Антиох. Тогда принеси жертву богине Артемиде!
София. Вы язычники, приносите жертвы безгласным идолам, а не Богу. Идол в мире ничто, и нет иного Бога, кроме Единого.
Антиох (с радостью потирает руки). Она отказывается… Записал?
Север (с некоторым раздражением). Да записал я!
Антиох. А ты знаешь, что законы двенадцати таблиц, запрещают чтить других богов, кроме собственных, и вводить другие культы, кроме установленных государством?
София (кротко, но с силой). А ты знаешь, судья, что император Адриан издал указ, ограждающий права личности христиан? Император требует, цитирую, «чтобы невинные не были в беспокойстве, а клеветникам не было повода заниматься гнусным ремеслом». Тебе это известно?
Антиох (меняется в лице).  Север, уведи ее!

Сцена 3. Антиох, Север, Надежда и Любовь.

Антиох нервно расхаживает по залу судебных заседаний.

Антиох (останавливается перед Надеждой и Любовью). Как вас зовут, дети?
Надежда. Меня зовут Надеждой.
Любовь. Меня зовут Любовью.
Антиох. Вы ведь любите нашего императора Адриана?
Надежда. Конечно, любим. И почитаем, как земного царя.
Антиох. Тогда вам нетрудно будет бросить кусочек ладана на жертвенник перед статуей императора?
Надежда. Нет! Мы не можем признать статую Богом, ибо Ваши статуи-идолы не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить.
Антиох. Даже если это так, какой может быть вред от принесенной вами жертвы? Ведь вы рискуете жизнью из-за каких-то пустяков!
Надежда. Для нас это не пустяки! Мы не можем приносить жертвы идолам, ибо совесть наша тогда осквернится.
Антиох (недоуменно) Совесть?
Надежда. Да, совесть. Наше внутреннее со-евангелие.
Антиох (Любови) Ты тоже так думаешь?
Любовь. Нет! Я думаю по-другому.
Антиох. И как же? Скажи мне, и я дам тебе вот эту игрушку!
Любовь. Мама нас учила, что каждый человек есть храм Бога живого. Ибо сказал Бог: буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. А какая совместность храма Божия с идолами?
Антиох (в сильном раздражении и недовольстве Северу) Записал? Уведи их и приведи ко мне Веру.

Сцена 4. Антиох, Север, Вера.

Антиох. Привет, Вера! Скажи мне…
Вера. Что?
Антиох. Твоя мать воспитывала вас одинаково?
Вера. Совершенно одинаково.
Антиох. И ты тоже не будешь приносить жертвы нашим богам?
Вера. Не буду!
Антиох. Ты понимаешь, чем это грозит всей вашей семье? По закону я должен буду произнести вердикт и приговорить вас к смерти.
Вера. Я хорошо это понимаю. И готова предоставить свое тело «в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим.12:1).
Антиох. Однако у меня к тебе деловое предложение… Север, не для протокола! Записывать не нужно!
Вера. Какое?
Антиох. Предлагаю заключить договор. Между нами…
Вера. Что ты хочешь от меня?
Антиох. Ты приносишь жертву нашим богам и выходишь за меня замуж. А я отпускаю с миром всю твою фамилию.
Вера. Нет!
Антиох. Другой вариант. Ты не приносишь никакой жертвы нашим богам, но выходишь за меня замуж. А я отпускаю домой всю твою фамилию.
Вера (после минутного колебания) Нет!
Антиох. Третий вариант. Я отпускаю тебя просто, без всяких условий…
Вера. Нет! Я останусь вместе с моими родными.
Антиох (растерянно пожимая плечами) Тогда я вынужден объявить приговор… Север, пригласи сюда всю фамилию Софии.
Север. Записал!
Антиох. Что ты там записал?? Это не нужно было записывать! (рвет протокол на клочки) Тебе велено пригласить сюда всю фамилию Софии. Вот и приглашай.
Сцена 5. Антиох, Север, София и ее дочери.

Антиох. София, вдова Марка Юлия Катона, я рассмотрел преступление, совершенное тобой и твоей фамилией, ознакомился с уликами, взвесил все доводы и готов вынести приговор. Можешь произнести речь в свою защиту, либо воспользоваться помощью адвоката из нашей канцелярии.
София. Я сама произнесу речь. Она будет короткой. Ты, как префект города, основываешься на собственном преторском праве. Но помимо преторского права существуют императорские постановления. Они выше преторского права. А император Адриан запретил преследовать невинных христиан. И даже поклялся жестоко наказать тех, кто на них клевещет.
Антиох. Вы не являетесь невинными христианами! Вы виновны в нечестии и в оскорблении величества. За это полагается строгое наказание. И вот мой приговор: вся фамилия Катонов: София, Вера, Надежда и Любовь – все вы  приговариваетесь к усечению мечом. У вас остается право убежища в императорских храмах. Это временно может спасти вас от ареста.
София. У нас остается еще право подать апелляцию императору Адриану. Мы римские граждане. И требуем суда кесарева.
Антиох. Требуете суда кесарева? К кесарю и отправитесь. Север, проводи арестованных к начальнику стражи. До суда кесаря посидите в тюрьме.
София (собирает детей возле себя). Дети мои возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.

Действие 3.

Интерьер императорского дворца. В левом углу сцены находится императорский трон. Рядом – столик нотария. В центре – скамья подсудимых. В правом углу сцены пианино, музыкальные инструменты.

Сцена 1. Адриан и Антиох.

Адриан (декламирует, расхаживая по сцене). «Битвы и мужа пою, кто в Италию первым из Трои // Роком ведомый беглец – к берегам приплыл Лавинийским. // Долго его по морям и далеким землям бросала // Воля богов, злопамятный гнев жестокой Юноны». Вергилий великолепен! Ты не находишь, мой дорогой Антиох?
Антиох (льстиво). О да, божественный! О да, великолепен, конечно!
Адриан (игриво). А кто этот муж, о котором рассказывает Вергилий?
Антиох (напряженно морща лоб) Это ты – Божественный!
Адриан (смеется) О нет! Я тогда еще не родился… Речь идет об Энее!
Антиох (конфузится) Я не знал, о божественный!
Адриан. Это да! Ты всю жизнь, я знаю, занимаешься судебными делами. Убийства, кражи, да разбои… Ну, что у тебя сегодня?
Антиох. В целом количество преступлений по Риму снижается из года в год. Поэтому количество смертных приговоров на сегодня невелико. Пять человек потребовали суда кесаря. Среди них…
Адриан. Ну, договаривай!
Антиох. Среди них – София, вдова Марка Юлия Катона.
Адриан. Я не ослышался? Вдова Катона? Владелица третьей части Сицилии? Она – под судом? Это за что же?
Антиох. За безбожие и оскорбление величества. Я лично разбирал дело и…
Адриан (хмурится) Ты в своем уме? Я знаком с Софией, а с ее мужем мы вместе служили под началом Траяна в Дакии!
Антиох (начиная дрожать). Государь! Я выполнял свой долг! София отказалась приносить тебе жертву, как богу!
Адриан (бросает Вергилия на столик нотария). Она не верит, что я бог?
Антиох. Прости государь, но не верит!
Адриан. Какое безумие! Где она?
Антиох. В тюрьме, государь! Ждет своей участи.
Адриан. Немедленно позови!

Антиох уходит. Появляется София в сопровождении Севера.

Сцена 2. Адриан и София.

София (тихо про себя). Помоги мне, Боже, Спаситель наш, прославления ради Твоего святого Имени.
Адриан. Привет, дорогая моя София! Я только сейчас узнал, что ты под арестом. Скажи мне, умоляю, как ты себя чувствуешь?
София. Благодарю, государь. Я чувствую себя хорошо, насколько это возможно. А вот, что касается моих дочерей, то видеть тюремные стены им довольно непривычно.
Адриан. Так этот Антиох упек в тюрьму и твоих дочерей?
София. Да, государь.
Адриан. Но почему? Какая муха его укусила?
София. Антиох сватался к моей старшей дочери. Я отказала. И вот, что из этого вышло.
Адриан. Твой муж был моим другом! Я обещаю наказать клеветника-Антиоха по всей строгости закона. Только поклянись гением кесаря, что ты уважаешь отеческих богов. Скажи: «смерть безбожным!».
София (после некоторого колебания). Мне очень жаль тех, кто чужд заветов обетования, не имеет надежды и живет безбожником в мире.
Адриан. Я ожидал клятвы гением кесаря, но ладно… Похули теперь Христа.
София. Я 45 лет верую в Него и никакой обиды от Него не потерпела. Как же я могу похулить Царя моего, Который меня спас?
Адриан. Ты христианка?
София. Да. Вот то драгоценное имя, коим я могу похвалиться.
Адриан. А твои дети?
София. И дочерей своих я обручила Христу, дабы нетленную свою чистоту они сохранили для нетленного Жениха – Сына Божия.
Адриан. Я не преследую христиан без вины… А тебя, София, не хочу преследовать даже за обвинение в безбожии и оскорблении величества. Во-первых, потому, что ты женщина умная и образованная. Во-вторых, потому что с твоим мужем мы вместе сражались с даками при императоре Траяне.
София. Тогда отпусти нас, государь!
Адриан. Я не могу просто так вас отпустить! На вас заведено уголовное дело. Я должен решать его по закону. Возможно, что-то изменится, когда я допрошу твоих дочерей… Север, уведи Софию и приведи сюда девочек.
Север уходит с Софией и возвращается с Верой, Надеждой и Любовью.

Сцена 3. Адриан и Вера.

Вера подходит к императору, ее сестры присаживаются на скамью подсудимых.

Адриан (внимательно смотрит на Веру). Ты достигла совершеннолетия?
Вера. Да, государь.
Адриан. Ты молода и красива… Не желаешь выйти замуж за Антиоха?
Вера. Нет, государь!
Адриан. В Риме много молодых и красивых юношей. Может, тебе нравится кто-нибудь из них? Скажи мне его имя, и я устрою пышную свадьбу.
Вера. Я мечтаю о небесном женихе – Господе Иисусе Христе.
Адриан (едва сдерживая недовольство). Значит, ты христианка?
Вера. Да, государь!
Адриан. Но ведь христиане, как говорит Тацит, ненавидят весь человеческий род. Они отвергают культуру: музыку, живопись, литературу… Послушай эту композицию (садится за пианино и играет). Разве это не божественно?
Вера. Мы не отвергаем культуру. Вот послушай! (садится за пианино и играет).
Адриан (пораженный) Это божественно красиво! Но… Живопись!

Сцена 4. Адриан и Надежда.

Вера присаживает нас скамью подсудимых и к Адриану подходит Надежда.

Надежда. Я немного рисую. В тюрьме у меня было много свободного времени, и я написала этот образ.
Адриан. Что это??
Надежда. Это икона Страшного суда. Он произойдет во время второго пришествия Господня. Председательствовать на этом суде будет Сам Иисус Христос. На иконе Он размещен в верхней части. Нижняя часть изображения рассказывает о том, что будет происходить с праведниками и грешниками.
Адриан. И что с ними будет происходить?
Надежда. После суда человеку будет прямая дорога либо в ад, либо в рай, согласно его поступкам.
Адриан (морщится). Ты хочешь меня запугать этой иконой?
Надежда. Нет, государь! Эта икона нужна для того, чтобы люди задумались над своими деяниями, над совершенными грехами. Не стоит отчаиваться и терять надежду, нужно раскаяться и начать меняться.
Адриан (морщится) Начать меняться? Мне? О нет! Ты пишешь только иконы?
Надежда. Нет, государь! Я умею работать с серебром. Вот этот медальон с рыбкой я сама сделала и раскрасила! (показывает медальон на груди).
Адриан (рассматривает рыбку). Твоя рыбка, наверно, особенная? Она умеет говорить?
Надежда. Да, умеет! Греческое слово «ихтис» представляет собой анаграмму. ; (йота) – означает Иисус, ; (хи) – Христос, ; (тета) – Божий, ; (ипсилон) – Сын, ; (сигма) – Спаситель.

Сцена 5. Адриан и Любовь.

Адриан (морщится и обращается к Любови) Ну, а ты чем меня удивишь?
Любовь. Я могу рассказать наизусть стихотворение!
Адриан (кривит губы с отвращением) Автор – христианин?
Любовь. Нет! Это Вергилий Публий Марон.
Адриан. Да неужели?? Внимательно тебя слушаю!
Любовь. Буколики. Эклога IV.
Круг последний настал по вещанью пророчицы Кумской,
Сызнова ныне времен зачинается строй величавый,
Дева  грядет к нам опять, грядет Сатурново царство.
Снова с высоких небес посылается новое племя.
К новорождённому будь благосклонна, с которым на смену
Роду железному род золотой по земле расселится.
Адриан. В этих стихах, конечно, есть некий тайный смысл?
Любовь. О да, государь! Здесь пророчество о рождении Господа Иисуса Христа. Ибо Он и есть тот таинственный Младенец, рождение Которого означает начало новой благословенной эры спасения.
Адриан. А Дева кто?
Любовь. Это Пресвятая Дева Мария, Матерь Божия.
Адриан. А новое племя?
Любовь. Это христиане!
Адриан (хватается за голову). До чего я дошел! Малые дети дают мне уроки литературы! Куда катится Рим! И все же… в этом что-то есть… (думает) Освободить я вас не могу, но окончательное решение по вашему делу откладываю на 10 дней. Посидите пока в тюрьме. Палладия будет ухаживать за вами. Эй, Север, уведи их и позови мне Палладию.

Сцена 6. Адриан и Палладия.

Адриан. Палладия!
Палладия. Да, государь!
Адриан. Хочу поручить тебе одну важную миссию.
Палладия. Слушаю, государь.
Адриан. Тебе известно об уголовном процессе против фамилии Катонов?
Палладия. Да, государь.
Адриан. По закону они должны умереть, но я не хочу доводить дело до смерти…
Палладия. Что я должна сделать?
Адриан. Задача минимум: уговорить их поклясться гением кесаря. То есть сказать: «Смерть безбожным». Задача максимум: уговорить их принести жертвы отеческим богам и мне. Начни с задачи минимум.
Палладия. Хорошо государь. А что, если они будут упорствовать?
Адриан. Тогда пригрози им смертью. И даже пытками. Чтобы работать было легче возьми этот мешочек. В нем сто золотых монет.

Палладия с радостью берет мешочек, прижимает к сердцу и вешает на пояс.


Действие 4.

Тюрьма. В центре сцены находится решетка. За ней – фамилия Катонов. Слева – судейское кресло. Справа – комната пыток, орудия пыток.

Сцена 1. Вера, Надежда, Любовь и София.

София (говорит, как учительница). Дочери мои возлюбленные, ныне время вашего подвига, ныне настал день уневещения вашего бессмертному Жениху. Теперь вы сообразно именам вашим должны показать веру твердую, надежду несомненную, любовь нелицемерную и вечную. Все происходит по Слову Господа. Он предупреждал, что верующих в Него будут отдавать в судилища и поведут к царям для свидетельства перед ними и язычниками.
Любовь. А о чем мы должны свидетельствовать перед кесарем?
Вера (поднимает руку). О Христе как Сыне Божием!
Любовь. А что мы должны будем говорить?
Надежда. Я помню! «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать. Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Матф.10:19-20).
Любовь. Нас будут только допрашивать?
Вера. Я отвечу! Нас будут поносить, бить и всячески неправедно злословить за имя Христово. Претерпевший же до конца спасется.
Любовь. Что значить «претерпеть до конца»?
Надежда. Это значит быть верным Христу, любить Его до самой смерти.
София. Молодцы! Правильно! И последнее – самое главное. Дети мои! «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Иоан.3:18)
Любовь. Что значит – «любить делом»?

Неожиданно появляется Палладия со стопкой книг в руках.

Сцена 2. София, Вера, Надежда, Любовь и Палладия.

Палладия. Привет вам!
София. Привет и тебе, дорогая Палладия!
Палладия (грустно). Не могу по обычаю сказать «радуйтесь»! Потому что вы в темнице. И, наверно, меня считаете корнем всех зол…
София. Почему именно тебя?
Палладия. Ведь это я привела в ваш дом этого предателя – Антиоха…
София. Но ведь ты не знала, чем кончится твое сватовство, правда?
Палладия. Конечно, не знала! Я не думала, что он возьмет с собой платного доносчика, а потом заведет уголовное дело…
София. Не печалься, Палладия! Мы не обвиняем тебя. По апостолу Павлу, корень всех зол есть сребролюбие.

Палладия (трогает мешочек на поясе и опускает глаза). Гляжу я на вас – за решеткой – и сердце разрывается! София! Ведь что ожидает твоих деток!
София (вытирает слезы). Известно что…
Палладия. Я состою при дворе императора. И многое знаю… Император вовсе не хочет вашей смерти! Он знал твоего мужа, София, и хочет вас оправдать. Он ищет малейший предлог для этого.
София. Что же он ищет?
Палладия. Прежде всего, он ищет почитания отеческих богов. Для этого достаточно поклясться гением кесаря и сказать: «Смерть безбожным!». После этого обвинение в оскорблении величества отпадет само собой.
София. Потому что такая клятва, согласно закону, подразумевает почитание всех римских богов. В том числе и гения кесаря. Нет!
Палладия (вздыхает). Я принесла вам ваши Священные книги. Возьмите!

Раздает Библии. Дети радостно переговариваются.

София. Благодарю за книги. И за посещение… Пусть даже ты сюда пришла и не по своей воле…
Палладия. Ты права! Меня прислал император!
София. Что он еще велел передать нам?
Палладия. Он велел передать, что применит пытки, если вы будете упорствовать… Вот, кажется, он идет… Мне пора.

Палладия уходит. В дверях встречается с императором, шепчет ему на ухо. Адриан мрачнеет и занимает судейское место.

Сцена 3. Адриан, Север, София, Вера, Надежда и Любовь.

Адриан (торжественно). Обвиняемые Вера, Надежда и Любовь! Я, император Цезарь Траян Адриан Август, Великий Понтифик и Отец отечества, рассмотрел ваше дело и нашел вас виновными в безбожии и оскорблении величества. Вы должны будете быть усечены мечом, если не откажетесь под пытками от своих заблуждений.
София (потрясенно). А как же я?
Адриан. Я решил помиловать тебя на том основании, что ты произнесла клятву гением кесаря.
София. Я? Когда?
Адриан. Север! Зачитай протокол прошлого допроса Софии.
Север. Император сказал: «Поклянись гением кесаря… Скажи: «смерть безбожным!». А ты сказала: «Мне очень жаль тех, кто чужд заветов обетования, не имеет надежды и живет безбожником в мире».
София. Но ведь это перифраз послания апостола Павла к Ефесянам!
Адриан. Для суда кесаря – моего суда – этого вполне достаточно, чтобы отпустить тебя. И я тебя отпускаю. Можешь идти домой.
София. Как я пойду домой, когда мои дети приговорены к смерти!
Адриан. Тогда оставайся здесь и смотри, как их подвергают ужаснейшим пыткам!!! Либо уговори их принести жертву нашим богам!
София (в ярости). Так вот каков твой замысел! Ах ты, змей!
Адриан (Северу)  Уведи ее отсюда. Пусть смотрит на суд издали. И попроси сюда палача. Самое время ему явиться.

Сцена 4. Адриан, Север, палач, Вера, Надежда, Любовь.

Адриан (льстиво). Дети мои! Вы молоды и красивы. Советую вам, как отец: поклонитесь нашим богам.
Вера. Отец наш – Бог, на небесах живущий.
Надежда. Он промышляет о нас и нашей жизни и милует наши души.
Любовь. Мы хотим быть Им любимыми и желаем называться Его истинными детьми.
Адриан. Если вы не исполните моего повеления, то причините себе великое зло. Ибо я предам вас лютой смерти!
Вера. Мы поклоняемся единому Богу!
Надежда. На твоих богов мы плюем, а твоей угрозы не боимся!
Любовь. Ибо готовы пострадать ради Господа нашего, Иисуса Христа.
Адриан. Вы плюете на отеческих богов??? Кто осмелится сделать это?
Вера. Я! (разрывает изображение Артемилы) Вот, смотри, я плюю на твою Артемиду. И из этого узнаю, что она никакая не богиня, а идол, сделанный руками человеческими.
Адриан (в бешенстве). Эй, палач!
Палач (входит, размахивая мечом). Кого тут?
Адриан. Положи Веру на раскаленную решетку!
Палач. Да, государь!
Вера. Помолись за меня, мать моя, чтобы мне окончить шествие мое, дойти до желанного конца и увидеть возлюбленного Господа и Спасителя моего.

Палач кладет Веру на раскаленную решетку (включает лампу). Как только Вера прикасается к ней, та остывает (лампа гаснет). И так 3 раза. Палач с удивлением пожимает плечами и с недоумением смотрит на Адриана.

Адриан. Эй, палач!
Палач. Да, государь!
Адриан. Брось Веру в котел с кипящим маслом!
Палач. Да, государь!

Палач заводит Веру за котел и прикладывает к котлу огонь. Но огонь падает и не хочет гореть. И так до трех раз.

Палач. Огонь не горит! (в сторону) Чем эта красивая девица согрешила, и за что так страдает? О, горе безумию царя и его зверской жестокости!
Адриан. Я и сам вижу, что не горит… Действуй тогда мечом! Заставь только их снять медальоны. Шея должна быть чистой.
Вера. Помните, любезные мои сестры, Кому мы дали обет, Кому уневестились. Пусть буду я для вас примером, дабы и вы шли за мною к призывающему нас Жениху нашему.

Снимает с шеи медальон, вешает его на печь-ширму. Палач заводит Веру за ширму, взмахивает мечом.Слышен характерный удар.

Адриан (Надежде). Любезное дитя! Прими мой совет: поклонись великой Артемиде, чтобы не погибнуть и тебе, как погибла твоя старшая сестра.
Надежда. Царь! Разве я не сестра той, которую ты умертвил? Я росла вместе с нею. Мы читали одни и те же книги. Не медли, но лучше приступи к самому делу, и ты увидишь мое единомыслие с сестрой.
Адриан. Эй, палач! Положи ее на раскаленную решетку!
Надежда. Христос моя помощь, и я не только не боюсь муки, но желаю ее как сладости райской.

Палач кладет Надежду на раскаленную решетку. Происходит то же, что с Верой.

Палач. Я такого никогда не видел, государь!
Адриан. Не твое дело! Ввергни ее в котел с маслом!
Палач заводит Веру за котел, но огонь гаснет. И так 3 раза.
Палач.  Это чудо, государь! Посмотри, огонь не горит!
Адриан. Тогда действуй мечом!
Надежда (Адриану). Знай, мучитель, что тебя ожидает мука в геенне огненной вместе с бесами, коих ты почитаешь за богов (подходит к Любови). Не оставайся здесь и ты, сестра, предстанем вместе пред Святою Троицею.

Надежда снимает с шеи медальон и вешает его рядом с Вериным. Палач заводит Надежду за ширму и взмахивает мечом.
;;
Адриан (Любови льстиво) Сколько тебе лет?
Любовь. 9.
Адриан. У меня есть для тебя игрушки. Вот и вот… Возьми их.
Любовь. А взамен ты потребуешь, чтобы я принесла жертву Артемиде?
Адриан. Нет-нет, что ты! Я же знаю, что ты верующая девочка. Ты почитаешь богов…
Любовь. Я почитаю Единого Бога!
Адриан. И не любишь безбожников… Ведь так?
Любовь. Мне жаль безбожников… Но твоим гением я клясться не буду!
Адриан (разводя руками). Палач! Ввергнем ее в печь огненную!

Палач вместе с императором заводит Любовь в печь, но из печи вырывается огонь (человек-пламя в костюме огня и опаляет царя). Тот бегает по сцене с криками «О, горе мне!». Пламя бегает за ним.

Адриан (забирается в кресло). Палач, отруби ей голову!
Палач. Государь! Я не могу рубить голову ребенку, вся вина которого заключается в том, что он верит в чужих богов!
Адриан. Ты… Ты отказываешься?
Палач (угрожающе взмахивает мечом перед лицом Адриана, но потом бросает меч под ноги императору). Сам руби!
Адриан. У меня тонкая, благородная душа! Я не терплю крови! Позови Антиоха. Антиох затеял это судилище. Он виноват… Эй, Антиох!

Адриан садится на судейское место. Любовь снимает с шеи медальон и вешает его рядом с двумя другими. Антиох заводит Любовь за ширму, взмахивает мечом и мяч катится по полу.
;
Любовь. Господи Иисусе Христе, пою и благословляю многопетое имя Твое за то, что принимаешь меня вместе с сестрами, сподобив и меня претерпеть за имя Твое то же, что и они претерпели.

Адриан смотрит на мяч и закрывает лицо руками. Антиох уходит. Палач снимает с гвоздика рыбок и подает Адриану. Тот берет их и, не понимая, рассматривает.

Сцена 5. София, Вера, Надежда и Любовь.

София (простирает руки к небу). Венцы для вас сплетены, дети мои, и отверзся уготованный чертог. Помяните и меня, мать вашу, в царстве Жениха своего, чтобы он оказал милость и мне и не лишил меня участвовать и пребывать с вами в славе Его святой.

Вера, Надежда и Любовь выходят с венцами (коронами) на головах, надевают еще одну корону на голову матери и все вместе, взявшись за руки, уходят в отверстые царские врата.

Сцена 6. Адриан, Палладия, Север, палач.

Палач (надевает на шею 1-й медальон). Я объявляю себя христианином!
Адриан (вздрагивает). Ты?
Палладия (бросает под ноги Адриану мешочек с деньгами и надевает 2-й медальон). Я объявляю себя христианкой!
Адриан (потрясенно) И Ты??
Север (надевает 3-й медальон). Я тоже объявляю себя христианином!
Адриан. И ты??? (хватается за голову и убегает с криком) Ты победил меня, Галилеянин!

Занавес.


Рецензии