Старуха. Глава 1

                СТАРУХА

                Новелла

                Что мне до тебя, женщина?

                От Иоанна.


1.

Старуха проснулась уже давно (она и раньше не имела обыкновения спать слишком долго, а с тех пор как тяжелая старческая бессонница стала оставлять ей для сна всего два-три часа в сутки, ей все чаще казалось, что кто-то просто зло насмехается над ее усталым сознанием), но продолжала лежать с закрытыми глазами на своем жестком, скрипучем ложе, покрытом дырявой рогожей, подложив под голову костлявую, высохшую руку, обвитую нездоровыми фиолетовыми жилами. Она точно знала, что на дворе уже рассвело. Чтобы быть в этом уверенной, ей не нужно было даже слышать хриплое кукареканье дикого петуха за окном. Однако открывать глаза ей не хотелось. Собственно, в этом просто не было никакого смысла, потому что, даже если бы она это сделала, то все равно бы не увидела ничего, кроме опротивевшей ей густой тьмы, полной какого-то непонятного колебания. Старуха полностью потеряла зрение два месяца назад, и хотя уже задолго до того дня ясно отдавала себе отчет, что такая участь ее непременно постигнет, и готовилась к наступлению слепоты, привыкая на ощупь находить в доме все необходимые вещи, – все-таки ей до сих пор было трудно смириться со своим новым положением, и она очень страдала. Впрочем, свет от тьмы она отличала и без помощи глаз, буквально кожей, и никогда не ошибалась, светло или темно в комнате, даже если в ней чуть теплилась всего лишь какая-нибудь крошечная лампадка, при которой даже человек с отличным зрением чувствовал бы себя подслеповатым кротом.
Эта непонятная способность старухи очень удивляла и раздражала ее мужа.
– Чертова баба… – часто ворчал он, сидя у окна и чиня сеть или зашивая свою холщовую рубашку толстой ржавой иглой. – Похоже, сам Светоносный назло Основодателю брызгает тебе в бельма своей росой… Иначе откуда бы тебе знать, что на дворе солнечно, а моя тень падает как раз на твою морщинистую рожу? Тьфу!..
Старуха молчала. Ей не нравилось, когда в ее доме говорили о Светоносном. Однако перечить мужу – все равно что на камень кричать, тем более что камень хоть лежит себе спокойно, а этот ведь может встать и дать по шее. Сколько уже оплеух и затрещин снесла от него старуха на своем веку! Она прекрасно знала, что муж никогда не любил ее, хоть и прожили они вместе столько долгих и трудных лет…
По-настоящему счастливы они не были никогда, хотя, конечно, далеко не всегда все у них было так плохо, как сейчас. Старуха с болью в душе вспоминала те веселые и полные света дни, когда она была еще молода, здорова и красива, когда их дом полнился звонкими детскими голосами и когда у нее было вдоволь и еды, и сладкого вина, и красивой одежды. А сегодня ее бесчисленные дети, внуки и правнуки разбрелись по всей земле и забыли свою прародительницу. Из всего, что знала она о них сейчас, главным было то, что им, будто бы, в последнее время сам Светоносный, недавно самозванно провозгласивший себя князем мира, помогает жить, хотя и непонятно, зачем ему этим заниматься, как будто дел у него больше нет. Впрочем, у Светоносного всегда были свои, далеко идущие планы,  в которых не только она, глупая женщина, но даже и сам Основодатель не всегда мог разобраться. Время от времени до старухи доходили вести, что многие ее потомки живут совсем даже не плохо, каждый по-своему приспосабливаясь к обстоятельствам, и это ее очень радовало, хотя в глубине души она все-таки продолжала сомневаться, что их союз со Светоносным действительно целесообразен, ведь, как вы себе хотите, а он давний и заклятый соперник Основодателя и даже смеет считать себя выше его. Ах, не вышло бы худа из всего этого!..
Муж смеялся над ее страхами, и этой ей тоже не нравилось.
– Грешник, ждет тебя вечная погибель… – как-то раз отважилась возразить ему она.
Эти слова привели его в ярость.
– Вечная погибель, говоришь?! – кричал он, таская ее за седые волосы и выдирая целые пряди. – Безмозглая баба! Ведь это было бы блаженством по сравнению с такой жизнью – вдруг просто перестать существовать! Знаешь, почему я до сих пор не покончил с собой и почему до сих пор слушаю твой постоянный скулеж? Все это назло Ему! Да, я и живу назло Ему! Он-то думал, что я сдохну сразу, как только он оставит меня одного с такою гадиной, как ты, а я вот выжил! Представь себе, выжил, и сдыхать не собираюсь! Знаю, ты ждешь моей смерти. Ты и Он – оба ждете. Да только не дождетесь, не дождетесь!


Рецензии