Приглашение жить

        ПРИГЛАШЕНИЕ ЖИТЬ
 
    В начале 2013 года в издательстве «Мегаполис» вышел сборник стихов Юлии Чуковой «Поэзия Серебряного бора». Книга объемом 350 страниц читается на одном дыхании. Это Летопись нашей жизни, увиденная поэтом-живописцем. Выбрать лучшие стихи затруднительно – все они как родники на пути, неописуемая красота чистого цвета, звука, ясной мысли и вдохновляющая радость.
                ***
    Поэзия – всегда чудо, и «поэт в России больше чем поэт». А как можно рассказать о чуде нашим «трехмерным языком»? Его можно и не заметить, особенно в наше время    переизбытка информации. Мне помог случай: необходимо было в короткий срок написать отзывы на конкурсные работы психологов. После прочтения 5 -10 статей мои силы утекали: за каждой конкурсной работой стояла самоотверженность специалиста, разделившего горе с детьми и взрослыми. Боль другого они переложили на себя, не сумев преобразовать страдания детей и взрослых. Читая одну за другой конкурсные работы, я сама чувствовала крайнюю усталость и не могла преодолеть ее. В минуты отдыха перечитывала стихи Юлии Чуковой: силы возвращались ко мне! Так я смогла за три недели прочитать 161 работу психологов в номинации «Практическая психология», перемежая чтение стихов и конкурсных работ.
     Впервые такую мощную поддержку в кризисной ситуации я ощутила в период работы в детском доме. Моим спасителем был Русский Музей. Кульминацией исцеляющего маршрута стали картины Рокотова: достаточно было постоять около них 5 - 10 минут, как я переживала обновление. А теперь исцеляли стихи. Я их перечитывала снова и снова, открывая новые грани, чувствовала себя все лучше. Заинтригованная, я искала ответ на вопрос: в чем же загадка стихов Ю.П.Чуковой. И, кажется, я нашла его.
                ***
     Читаешь стихи Ю.П.Чуковой и видишь мир ясно, возникает эффект присутствия. Свежие, легкие как волна, динамичные образы освобождают от плена надоевших штампов. Вдруг слышишь: и наст звенит под лыжей, поет как клавесин… сам воздух стал звончей… бежит и смеется вода… Веришь и видишь: Луна листала звездные страницы… однажды ель встревожено проснулась, росистой шалью поутру искрясь… проснулась сопка, чихнув камнями, огнем дыша… к изголовью склонились все туманы Земли… смеётся лужей мокрая дорога… печаль играет радугой надежд… Ощущаешь вздрогнув сердцем… поцелуй, коснувшийся руки…
      Автор стихов смотрит на мир одновременно глазами природы, и человека. Это отражено и в названии сборника «Поэзия Серебряного бора», и в главах книги: «Дикая утка», «Монолог розовой чайки», «Под крик журавлей»», «Дандур» (Дандур – название реки), «Кариатида». Образ природы, чей голос тих, а главная ее нота – «дивная тишина» - объемнее, мощнее слов и смыслов: оживает душа, легко соединяются  противоречивые образы. Так, на обложке книги фото золотистых деревьев, хотя в названии говорится о серебряном боре. Сложность цветового образа, представленная словом, перестраивает видение, взгляд на события. Мы вглядываемся и вслушиваемся в образы: о снег разбилось солнце… на соснах клочья снега, как гнёзда первых птиц… поднялся словно памятник на грани вечной замети над Арктикой смеющийся ликующий газон… и лес уже стоял немой и обнажённый, как веер долговязых пней… подобравши юбки, от испуга куда-то убежали облака…
В этом дающем жизнь всему Серебряном бору, немного сказочном и все же абсолютно реальном, живут утки и чайки; реки и ручные волки; журавли и мышонок;  синица, распластавшаяся у ног автора стихов, и её собака Ярик; снег, которому не хотелось умирать, и путешественники, идущие с рюкзаком за плечами; ветер и города;  Мама и Россия… Мы и в настоящем, и в нарождающемся будущем, воспринимаем одновременно события внутреннего и внешнего миров.
     Цикл «Дикая утка» – начало пути души. Летишь вместе с уткой: не догнать. Какая-то сказочная утка... Назовем некоторые произведения этого цикла, стихи «как нежная рука, что слезу стряхнула»: «Шутка», «Вопросы», «Снег падал и таял», «Туман в Серебряном бору», «Дом», «А ты в дороге…», «Не зови…», «Мимолетность, условность, беспечность…». Вместе с автором минуем основные вехи жизни последних десятилетий. Читаешь «Норильские газоны», слышишь-вспоминаешь песню нашей молодости «А мимо пролетают поезда…» – эхо светлой и задорной волны прошлого. (Такой эффект есть и у некоторых других стихотворений автора). Слово поэта освобождает от недодуманных мыслей, неточных оценок: архитектоника стиха обладает особой силой. Это «живопись словом в поляризованном свете»: изменяется ритм нашего дыхания и сама жизнь («Как мы дышим, так и пишем»)…
     В цикле «Монолог розовой чайки» все стихи останавливают взгляд. Многие из них могут быть основой сценария к фильму, эпиграфом к ученым трудам и творениям писателей... Приведём лишь один пример. «…Ну, как откликнуться на зов // Наотмашь срубленной рябины, // Негодной даже в кладку дров, // И уж теперь не сиротины? // Я наклонилась над повалом, // Взяла протянутую гроздь. // И сердцу сразу легче стало. // Как будто вытащила гвоздь….(«Гроздь рябины»).
    Цикл «Под крик журавлей» пленяет акварельностью, многоцветием. Как будто поэту-живописцу доступна вся палитра цвета, даже невидимая часть его. Это помогает и читателю увидеть свою жизнь многопланово, найти «свою стезю» и не сворачивать с нее, идти по зову души. В кустах кричали журавли, // Протяжно, жалобно кричали… // И застонала в такт душа // от переполнившей печали…(«Под крик журавлей»).
     Цикл «Дандур» может быть основой для создания сценария – сказки «Волшебный сад для взрослых и детей». Представьте, вы гуляете по прекрасному волшебному саду… Вот скамеечка, дотронулись и… стихи зазвучали. Идем дальше: около ручья слышим другое стихотворение:… «расплескалось солнце на воде…». Поворот, небольшой спуск: белые цветы весь год сменяют друг друга, тихо журчит небольшая речка. Присядешь на скамеечку и слышишь: « …Пока плывут по небу облака // Медлительной прелестной кавалькадой, // Мне ничего ни от  кого не надо // И хочется, чтоб это на века…» («Облака…»)… Вот сломанная ветка… Друг, дотронься до нее, и она тебе расскажет о трагедии… («После бури в Москве…»). Далее развилка у камня, цветник, ручьи: звучит стихотворение «Прощай» (а слышится «прости» …). И опять день: тени от кустов и деревьев, затейливый рисунок… Дорога ведет к березе… («Там»). Сказочная поляна «пастельных тонов»… Мама поет ребенку песню, уставшему от впечатлений и счастливому… («Колыбельная»)… Золотистый дом. Это дом детства (стихотворение «Маме»). Новый парк – проход в него через туннель («Кусочек солнечного света…», «Осеннею порой»)… Вот ещё парк, собака… («В парке Джордано»). Красивый дом. Войдём, дверь открыта. Здесь есть зал одного портрета («Юлия Петровна Вревская»), тропинка («Унесут меня мечты…») ведет к двери. Одолев притяженье поверья, // Поменяв и дома и пути, // Я стою пред закрытою дверью: // Как открыть? Кто поможет войти? // Не надейся: никто не поможет! // Своё чудо сама сотвори. // Если путь к этой двери проложен, // ты сама эту дверь отопри. («Стихи о закрытой двери»).
     Почему же открыть дверь – чудо? Не потому ли, что эта дверь к душе? (Помните детскую считалку: «На золотом крыльце сидели…». Золотое крыльцо ведет к золотой двери, а за золотой дверью наша душа…)
Цикл «Кариатида» – лава стихов о людях, природе, творчестве. Все стихи как звёзды. После прочтения этого цикла я продолжала читать конкурсные работы специалистов: в меня как будто вливалась живая вода. За окнами такая красота! // Пушистый снег лежит на каждой ветке, // Безветрие хранит его розетки // И пышность форм. Не отвести глаза! // // Кудесница-природа ночью // Весну вдруг сделала зимой. // Пейзаж прелестный и немой // Из-за гардин глядит воочью.… («20 марта 2003 года»).
    Кажется, волны времени участвовали в создании стихов. Вот стихи, как будто высеченные из бронзы.

      Анне Ахматовой

 Как Ленинград в сороковые,
 в кольце войны,
 Так ты держала оборону
 своей судьбы.
    …
   И всегда читатель – участник событий, приглашенный автором к деликатной беседе, идет ли речь о природе или встрече с негармоничным человеком. Забытый пруд… Забытый мною пруд, // Где липы одуряющее цветут, // И над водой который день подряд // Плывёт их тонкий, сладкий аромат.//… («Забытый пруд»).
Ты не тряси своей тоской // на вымытый мной пол, // И излиянием души // меня не беспокой.// … («Ты не тряси своей тоской»).
     В цикле «Русский плен» физически ощущаешь «смещение времен и расстояний» и понимаешь – это суть книги. Всё, что достойно внимания, запечатлено в вечности – живописным глаголом в 64 стихотворениях этого цикла. В этих зарисовках отражены состояния души, в момент выхода из замкнутого пространства бытия и выбора нового пути: от грусти… печали…– к …почти не унываю…, а затем действию внутреннему и внешнему: …Наперекор своей судьбины // Стремился выйти на простор («Туман в горах»), песне души: …Я прохожу, почти купаясь, // На волнах пражской тишины… и «Оглянись на закат быстротечного дня // И запомни его красоту… //… // Будет ночь… Будет новый восход… // Может, к лучшему то, что нам знать не дано,// что на новой дороге нас ждёт (стихи «Оглянись на закат быстротечного дня…»).
     Человек несвободен и свободен, он в плену – в пеленах. «Просторна Русь и сладостна душа», есть сила в простоте житья! И есть призвание (стихотворение «Русский плен»). Следование зову, запечатленному  в слове, освобождает душу от плена, возвращает ей голос: Всю ночь шёл дождь, а утром выпал снег, // И осень завершилась в одночасье. // Она была похожая на счастье, // Которое берет крутой разбег. («Всю ночь шёл дождь…»). Чуть позже появляется стихотворение «Благословенье небесам!!!». В нём  такие строки: Со временем поймёшь ты сам, // Что никогда не обрастает жиром // Душа, парящая над миром. Человеку свободному, необходима вертикаль жизни!  Об этом в стихотворении  «Фонтан в сквере Жукова»: …Фонтан стремился в небеса // От повседневности спасая…
    Чувствуешь себя обновлённой: из глубины сердца изливаются потоки дружеских слов поэта на печальных и не верящих весне людей: «Не живи на тоскующей ноте»! Такова сила стихов. Вызов времени и судьбе… зов к себе… себя звать на свободу из чуждого плена в тот плен, что пленительней всего – творчество. Из «пелен» в творчестве рождаешься вновь… Ах (или "Эх!"), сколько в России возможностей и свободы для создания нового!
    Цикл «Рюкзак». Рюкзак-чемодан - это и нужная в пути вещь, и символ перехода в новое пространство жизни, к новому витку и повороту в судьбе. Что взять с собой? В новый век? Главное – дорога… Разноцветная дорога… И еще, одно. Рюкзак. Как «постиран, разглажен рюкзак», такова и жизнь – просмотри: что не так? Мысли «всмятку», идеи, слова приведи в образ ясный. Посмотри на прошлое ясно, легко, честно: останется самое важное – опыт.
     Каждый из нас мечтал о своей вершине... И мы уже на своей вершине, нужно лишь увидеть это. Сейчас мы все отдыхаем, приходим в себя после потрясений восхождения «со своим рюкзаком» к «запечатанной пока двери души».
Стоит отметить также лёгкость и даже невесомость стихов, умение ловить подъемную волну, юмор. Люблю античные легенды. // В них факты, юмор, верный тон. // Произведенья без изъяна: // их редактировал Платон («Люблю античные легенды»).
                ***
    За окном мелькали острые струи ледяного внезапного апрельского питерского дождя. Популярная музыка мешала нам разговаривать. Моя собеседница уже давно записала электронный адрес Юлии Чуковой, чтобы заказать книгу, но беседа наша продолжалась. Мы говорили прозой, вставляя цитаты из стихов автора, говорили о двух путях к совершенству. Первый – короткий, честный, прямой. Этот путь начинается с принятия я отвечаю за всё, что происходит со мной… Это путь самодисциплины, чуткости, творчества и совершенства. И тогда человек выбирает не между «плохим и очень плохим», а между «хорошим, и очень хорошим». Второй – путь огромных страданий. Понят, усвоен «урок» – выйдешь на первый путь непременно.
Я мечтаю о том, чтобы с этими стихами встретились все, кто любит поэзию. …Останавливаешься, оставляешь все дела и чувствуешь, что-то прекрасное происходит с тобой… Вот «…На улочке кривой и чуть горбатой // Осталась навсегда моя душа.» («На улочке кривой и чуть горбатой»).
     Хочется перечитывать стихи еще и еще. Как представить сборник стихов, чтобы его не пропустили читатели? Может быть, так? Вы входите в красивый зал или уединенный сад: он пустой. Тишина. В центре зала или сада вы видите только одну книгу. Стихи Юлии Чуковой. Неяркое освещение, радужный луч света освещает книгу. Вы подходите к книге, читаете стихотворение. Например, это…
  …
 Когда одним веленьем высших сил
 Наперекор и логике, и смыслу
 Ты вдруг оставил город, где ты жил,
 И пересек границу, Рейн и Вислу.

 А я, отбросив важные дела,
 Влекомая какой-то странной силой,
 Один билет в Аэрофлот сдала,
 Ну, а другой немедленно купила.

 Гирлянду славословий не плети
 Про странности, случайность, вероятья.
 Уж коли что должно произойти,
 Произойдет! Да здравствуют объятья!

    Автор сборника ненавязчиво указывает направление жизненного пути в момент выбора (а мы совершаем выборы много сотен раз в день!) Благодатный огонь живописных глаголов зовет к ясному действию, освещая путь для души. Достигается гармония – пусть пока ненадолго, завершаясь каденцией действия-импровизации. Проявляясь и изливаясь в мир, вновь найденная гармония преображает и его. Для мудрецов единство чувств-мыслей-действий само собой важная фигура совершенствования себя и жизни. Мы же как-то незаметно ушли от понимания ценности этого гена пробужденной души, перестали воспринимать мир целостно, закрылись от поэтического слова.
     Все сказанное выше о поэзии Юлии Чуковой определяет сочувственный и ясный взгляд поэта на ошибки и просчёты наших соотечественников (и нас самих!!!). Слово поэта как бы преобразует их из реальных событий в предметы: скульптуру, рисунок, камень… Они перестают беспокоить, их место в жизни теперь определено: это музейные экспонаты. Вот несколько строчек о денежной реформе 90-х годов: «Народ хотел, чтоб было лучше… // Народ шумел, митинговал. // Ему сначала для острастки // Мальчишка вывернул карман…» («Народ хотел, чтоб было лучше…»). И больше не нужно тратить силы на возвращение к нерешенной проблеме: «Как так могло случиться, что твоя семья в одночасье осталась далеко за чертой бедности, где и что ты лично безответственно пропустил?». Найдено слово-фокус, ты понял происшедшее не только логикой, ты в потоке настоящего, волна нового времени несёт  тебя в будущее и… теперь ты свободен, и сможешь управлять своей жизнью сам. Континенты внутреннего мира собираются в единый материк, новый, прекрасный. Их столкновение друг с другом не погубит тебя, не раздавит. Окрыленный и освобожденный от печали словом поэта нового времени ты просто вынырнул в следующий, 21-й век с приглашением в жизнь.

2013


Рецензии
Рассказ понравился. Желаю удачи!

Евгения Черная   10.11.2022 22:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.