Уроки, которые дает нам жизнь

 С некоторых пор я стала задумываться над тем, что все в нашей жизни происходит не случайно.
 Мы попадаем в водоворот каких-то событий, встречаем тех или иных людей, что-то теряем и обретаем...
 И все это имеет СМЫСЛ.

 Жизнь вовсе не бьет нас пресловутым ключом по голове. Мы проходим через испытания, чтобы что-то получить, взять какой-то урок.
 И в результате стать сильнее, разумнее, человечнее.

 Когда-то эти мысли смутно беспокоили меня, потом я обнаружила книги на эту тему. И с удивлением и радостью узнала, что я не одна так мыслю, что множество людей думают сходно со мной.
 И я начала учиться, приподнимаясь над событиями, узнавать, в чем их смысл, для чего это  происходит.
 Скажем, в моей жизни снова и снова появлялся какой-то "плохой человек", который приносил много неприятностей, осложнений.
 И от позиции "какой же он негодяй" я стала переходить в другую позицию: для чего он мне дан.
 И, шаг за шагом, приходила к выводу, что присутствие такого человека в жизни приводит к тому, что, взаимодействуя с ним, я обретаю умение быть устойчивой, держать удар, не бояться, не сдаваться.
 То есть, очень ценные качества.

 И дальше: когда урок взят, когда навыки обретены, этот "негодяй" уходит из твоей жизни так или иначе. Ты ему становишься не по зубам, и он находит другую жертву. Или просто теряет к тебе интерес и исчезает из твоей жизни.

  Жизнь справедлива, и мы получаем лишь то, что заслужили своими мыслями и поступками. Так жить, то есть жить осмысленно, намного интереснее.

 Оглядываясь назад, я вижу, что  жизнь учила меня очень многому полезному: устойчивости в мире людей, умению говорить "нет", искусству дружеского общения, умению прощать и отпускать.

 Есть уроки, которые в целом взяты, а есть такие, которые даются с огромным трудом.
 Например, любить себя и принимать такой, какая я есть, - один из самых сложных уроков.
 Когда-то в книгах по психологии я нашла  рекомендации по работе с зеркалом: надо взглянуть на свое отражение и сказать себе несколько добрых слов.
 Вроде, так просто...
Но не тут-то было! Глядя на себя, я всякий раз недовольно морщилась и совершенно не понимала, как можно говорить что-то доброе  тому, что я вижу.
 Вот если бы я была не такой, а...
И в памяти всплывали представления о том, какой следует быть.

 Вот уже много лет  я продолжаю прокачивать этот навык.
Проходя мимо зеркала где-нибудь в торговом центре, улыбаюсь себе ласково и говорю: "Привет, Ирина!". Когда-то  отказывалась смотреть на себя, а сейчас делаю это спокойно и просто.

 Кстати, об улыбке. Помню, как я училась улыбаться. Как-то раз провела эксперимент: сфотографировала свою физиономию неожиданно, без подготовки. И увидела, какое отстраненное, слегка замкнутое выражение лица  предъявляю людям. Так вот почему они, взглянув на меня, быстро отводят взгляд.
 Да ведь и я сама при взгляде на человека с равнодушным или неприязненным выражением лица стараюсь поскорее отвернуться, словно наткнувшись на что-то холодное и неприятное.

А если своим обычным выражением сделать лёгкую, едва уловимую улыбку, то происходят  чудесные изменения. Ты словно сообщаешь миру, что любишь его, ценишь жизнь. И жизнь в ответ тоже дарит тебе улыбку.
 В чем это проявляется?
 Люди стали относиться ко мне мягче, добрее, внимательнее. Если я стою на остановке и ко мне подходят, чтобы спросить, как доехать куда-то, значит с моим выражением лица все в порядке. Да и сама я выделяю в толпе людей с приветливым выражением лица. И не важно, красив человек или не очень.

 Я и сейчас учусь. Например, оттачиваю умение быстро выходить из неприятностей. Когда что-то складывается не лучшим образом, трёт и давит, выбираю момент и начинаю для начала наговаривать на диктофон, в чем  вижу проблему, какие испытываю эмоции по этому поводу. А потом, высказавшись, пытаюсь подобрать решение. С первого раза получается не всегда. Но уже становится гораздо легче. Потом начинаю, делая что-то по хозяйству, слушать, что я наговорила. То есть, выслушиваю себя как бы со стороны. И проблема словно уменьшается, перестаёт меня пугать. Впечатление, что я прикрепила ее, как бабочку, на лист бумаги, и рассматриваю. Так  легче искать её решение.

 А вот рассказы о своих бедах и болячках другим людям я очень сильно сократила. Так же как и выслушивание чужих проблем. Почему? Да просто потому, что стала отчётливо осознавать, что проблемы даются каждому из нас, чтобы мы развивались, наращивали свои духовные мускулы. Поэтому не стоит, чуть что, бежать к друзьям и знакомым и вываливать на них все свои переживания.

 Мне не раз встречались в жизни люди, которые обожают рассказывать о своих передрягах.
 В прежние времена я выслушивала их и пыталась чем-то помочь. Но с некоторых пор стала замечать, что человек просто рассказывает, но ничего не делает, чтобы изменить трудную ситуацию. И вот мы в который уже раз говорим о том, что у него плохая работа или ещё что-то не так. Но при этом никаких попыток изменить что-то он не делает. Я спросила себя, почему. И поняла, что некоторым людям нравится роль страдальца, так они чувствуют себя более значимыми. К тому же, получают эмоциональную поддержку.

 Теперь, когда я слышу грустные рассказы о бесчисленных проблемах, то спокойно спрашиваю, что делает человек, чтобы их решить. Такая реакция отпугивает от меня многих профессиональных страдальцев. И это хорошо. Но когда человек рассказывает мне, как, преодолевая трудности, он сделал свою жизнь лучше, я горячо поддерживаю его.

  В жизни моей многое наладилось.  Появилось ощущение, что у меня есть совершенно удивительный друг. Я у себя теперь есть!
  Может быть, поэтому чувствую себя  гораздо увереннее. В зеркале я вижу друга, который заботится обо мне, развивает и развлекает, лечит и утешает.

 Отношения с окружающими людьми тоже стали много лучше. В мою жизнь пришли люди, которые бережно относятся ко мне, ценят общение со мной.

Ничего неправильного и тем более эгоистичного в этом нет. Когда-то Иисус Христос говорил: "Возлюби ближнего как самого себя!" Значит, научись для начала любить и понимать себя самого, а потом так же люби людей. Вот и все.

P. S. Иногда я перечитываю вслед за читателями свои размышления. Может, у кого-то складывается впечатление, что я занимаюсь  ерундой, когда в мире творятся всяческие безобразия. Я в курсе. Более того, я и сама прожила уже довольно большую и нелёгкую жизнь. Никто дорогу цветами мне не посыпал. Всего приходилось добиваться самостоятельно. И у меня много раз бывали сложные моменты, когда жизнь казалась долгой и мучительной. Я хорошо помню эти состояния. Может быть, именно поэтому воспринимаю то, что сейчас, как удивительное чудо.

Мир во все времена был и остаётся двойственным. В нем одновременно существует добро и зло. Я вижу немало людей, которые сделали своей миссией бесконечные разговоры о проявлениях зла в мире.
Но кто-то должен быть и на другой стороне и говорить о прекрасном и добром. Почему не я? Я же это вижу. Точнее, научилась видеть. И хочу об этом рассказывать.


Рецензии
Очень понравилось Ваше выражение - профессиональные страдальцы. Так оно и есть. Я их вижу каждый день. Когда пытаешься им объяснить, подсказать, идёт мгновенная агрессия. Спасибо, Ирина.

Игорь Конев 2   28.02.2023 03:46     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение, за добрые слова, рада быть чем-то полезной.

Ирина Полонская   28.02.2023 08:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.