Павел, Александр, Наполеон. Вражда, дружба!

Русская династия Романовых и французская Бурбонов «воцарились» примерно в одно время. Страны их развивались параллельно, набирали силу, чему предшествовало Смутное время в обеих странах. О чем в предыдущих публикациях.
В конце концов, после блестящих правлений Людовиков XIV и XV и  Петра Великого возникает революционная ситуация во Франции и династический кризис в России.
Петр Великий объявил свою страну империей. Бурбоны воздержались от имперского имени, хотя фактически огромная по европейским меркам страна с большим числом колоний по всему свету, таковой фактически являлась.
В России с трудом, но удалось преодолеть династический кризис, после чего верховная власть стала принадлежать немцам по фамилии Романовы. В то время, когда во Франции разразилась Великая Французская революция, русский престол занимала немка без всякой примеси русской крови, Екатерина Великая.
Наследником престола был Павел I, которому отец передал чуть-чуть русского происхождения. Его мать была дочерью Петра и лифляндки. Екатерина и Павел были враждебно настроены по отношению к революционной Франции, во всем остальном их мнения расходились.
Екатерина никак не могла взять в толк, как замечательные мысли ее любимых энциклопедистов могли привести к кровавой революции. И с  колебаниями, но вошла в союз государств, решивших потопить в крови французскую революцию.


Павел, подружившийся во время визита во Францию с Людовиком XVI и Марией Антуанеттой, воспринял их казнь как личное горе. И нисколько не сомневался, отправив в Италию и Швейцарию армию Суворова, которая добилась блестящих побед над революционными военачальниками. Правда, в этот период Наполеон находился в Египте и был отрезан английским флотом от полей сражений в Европе.
Но вот тому удается вырваться из Египта. Во Франции он становится консулом, затем первым консулом. Он тоже был не в восторге от казни королевской семьи. Но революция дала ему все. Доверие брата Робеспьера обеспечило ему звание генерала, в которое он перешагнул, прозябая до этого в чине капитана.
Теперь Наполеон становится творцом внешней политики Франции. В качестве такового понимает, что главный противник его правительства Англия. С остальными в Европе, в какие бы коалиции они ни вступали, он всегда справится, а вот, что делать с Англией, непонятно.
Не знаю, глубоко ли он изучал историю Франции времен Бурбонов и обратил ли внимание на «великий план» Генриха IV. Согласно которому, Франции выгоднее всего действовать заодно с Россией, но он ясно понял, что, как бы быстро он не возрождал флот, с Англией за короткую жизнь, даже гению в одиночку было не справиться. И задумался о союзе с Россией, у которой был прямой выход на жемчужину Британии, на Индию. Индию, которую перед этим англичане отвоевали у французов. Делу  благоприятствовало и то, что Суворову, а затем и Павлу опротивели союзные отношения с Австрией, а через нее и с Англией, которые стремились подставлять Россию, где только можно. И оставляли ее без помощи, когда она в ней нуждалась.
Наполеон пошел по пути, проложенному Генрихом IV. Предложил России союз. Мне неизвестно, но, видимо, попросил извинения за смерть Людовика XVI, обосновал свою непричастность к ней. Без этого царь рыцарь, которому претило всякое закулисье, Павел, никогда не пошел бы на такой союз. События развиваются стремительно. Казаки Платова уже в Средней Азии на пути в Индию. Английский посол не дремлет. Павел I убит. Воцаряется Александр. За глаза все в Европе называют его цареубийцей. Но отчаянно нуждаются в нем против Наполеона.
И вот дальше начинается самое интересное. Личные отношения Наполеона и Александра I. Александр спутал Наполеону  все карты. Понятно, что до любви к молодому русскому императору ему было далеко.
Человек, которому Наполеон пытался подражать, Генрих IV, в аналогичной ситуации, после убийства ЛжеДмитрия, разорвал союз с Россией и вступил в союзные отношения с Англией. Наполеон тоже не мог больше оставаться в союзе с Россией после убийства Павла. Но он и не мог стать союзником Британии. Это были два непримиримых противника. Но это были проблемы первого консула. А через три года после Александра Наполеон становится императором, молодым императором, имеется ввиду рабочий стаж.
И в новом своем статусе Наполеон никак не был заинтересован во вражде с Россией. Да, не получилось сразу, напрямую заполучить ее в союзники, значит надо искать другие обходные пути. Наполеон пытается свататься к сестре Александра. Присылает послом в Москву очень умного, образованного и правдивого человека Коленкура, от которого мы и узнаем много интересного об отношениях двух императоров.
Россия тем временем  вступает в коалицию государств, противостоящих Наполеону. Тот одерживает над коалицией блестящие победы. Но поражает одно обстоятельство. Среди своих противников Наполеон выделяет Александра. Ему достается меньше других. И когда становится абсолютно ясно, что вся континентальная Европа у ног Наполеона, тот, для многих неожиданно, заключает с Россией отдельные договоры о мире и дружбе. Россия, несмотря на многочисленные поражения, ничего не теряет. Больше того приобретает Финляндию с молчаливого согласия Наполеона. От нее требуют только участия в континентальной блокаде Англии.
Между императорами устанавливаются дружеские отношения. Наполеон даже не заговаривает о судьбе Польши, чего поляки с нетерпением ждут. Наполеон – хозяин Европы. Россия Александра – его главный и обласканный союзник.
Но такая роль для России – это не ее роль. И это совершенно объективно. Личные качества императоров в событиях 1812 года были совершенно не причем. Понятно, что Наполеон должен был рано или поздно указать России на ее второстепенное место в европейском порядке. Место, которое ее не могло устроить ни при каких обстоятельствах. И не устроило.
Был ли захват России целью Наполеона, когда его армии вторглись на ее территорию, имел ли он замысел лишить Александра его престола. Отвечаю, нет, нет и еще раз нет. Что бы нам ни говорили некоторые историки. Так, захватив Испанию, Наполеон тут же посадил в ее королевское кресло брата. В России таких планов у него не было и в помине.
Многие задаются вопросом, почему Наполеон не ударил по Петербургу, где находился русский император, и который защищал незначительный корпус Витгенштейна. А потому и не ударил, что поход носил скорее демонстративный, чем захватнический характер. Императоры, якобы враги, продолжали обмениваться приятными письмами, обсуждая свои действия. Сейчас  возникла тема, связанная с письмом Наполеона Александру после занятия французами Москвы. В письме Наполеон извиняется за принятое решение войти в Москву. И содержится любопытнейшая деталь. Речь идет о том, что извиняется французский император за то, что согласно договоренностям они должны были войти в Москву вдвоем с Александром, как добрые боевые друзья. Сразу возникли версии о том, что война велась не между Россией и Францией, между двумя императорами, а между Наполеоном и Александром против каких-то казаков, бородатых людей с луками и стрелами, засевших в Москве и отделившихся от Российской империи. Чушь несусветная. Бородачи с луками и стрелами действительно были. Когда через полтора года они входили в Париж, это вызвало всеобщее удивление. И имя им было башкиры и татары. Они составляли часть русского воинства.
Но это одна сторона вопроса. Другая состоит в том, что также, по приятельски, откосился и Александр к Наполеону, когда война переместилась на территорию Франции. И именно он настоял на том, чтобы Наполеону после его поражения сохранили титул императора. А до этого выступал за то, чтобы императором после отречения Наполеона стал его сын.
В чем же дело? И почему до сих пор не опубликована полная переписка между двумя императорами? Вопрос неисследованный и в высшей степени загадочный.
Моя скромная и скорее всего вряд ли верная разгадка отношений между нашими героями может быть такой. Для правителей Европы император Наполеон в начале своего имперского пути был выскочкой, человеком из не привелигированного слоя. Но уже через несколько лет он стал недосягаемой величиной, каким-то небожителем, которому было  по силам то, к чему бы он ни прикасался. Дружбой с ним можно было гордиться. Австрийский император выдает за него свою дочь. А Александр , совершенно официально становится другом великого императора. Итак, обращаясь друг к другу, они именовали себя друзьями, только они, из правителей Европы никто больше. Это важнейший момент.
Когда Наполеон с армией пересек границы России, он обосновал это тем, что его целью является только уничтожение военного сопротивления ему со стороны антинаполеоновской коалиции. Он только нанесет поражение российской армии и вернется восвояси, будучи спокоен за то, что полный мир в Европе, наконец, восторжествует. И царить в ней будут он и Александр. Наверняка обещал, что никакого захвата Москвы не будет. А после решения поставленной задачи он и Александр, рука об руку войдут в Москву и отпразднуют наступление непоколебимого мира между ними. На практике обещание это Наполеону не удалось сдержать, потому он и извинялся перед Александром. Победы, как таковой на Бородинском поле он не добился, как планировал. А армии нужен был отдых. И в Москве его организовать было проще всего. Тут дело было в целесообразности, которая была Богом Наполеона. И ради которой, он мог пренебречь обещанием. Другое дело, что целесообразность эта, благодаря великому московскому пожару, превратилась в нецелесообразность. А с добавлением российских морозов, полученному опыту русской армии в сражениях с французами и действиям партизан, все превратилось в поражение великой армии.  И  Александр в одночасье стал победителем Наполеона, ни много, ни мало. Было от чего закружиться голове. Осторожный Кутузов всячески сдерживал Александра, призывал не горячиться, лев еще не повержен и может в любую минуту воскреснуть. Что дальше? Кутузов умирает. Больше сдерживать Александра некому. А Наполеон воскресает, словно из пепла и наносит ряд поражений союзным армиям в Европе.
Однако силы были уже не равны. Необстрелянные новобранцы Наполеона демонстрировали чудеса героизма. Но этого было мало. Союзники стали избегать прямых столкновений с самим Наполеоном на поле боя. И «кусали» его маршалов, потери французов росли. И Наполеон в конце концов решает, дома и стены помогают. И отходит с армией на территорию Франции.
Неизвестно точно, велась ли в этот период активная переписка между Наполеоном и Александром. Но сношения несомненно были. Теперь уже Александр уверяет Наполеона, что у него и в мыслях нет захватывать Париж и лишать Наполеона императорского достоинства. Наполеон продолжает одерживать над союзниками победы. Но, и это важно, он по существу не нападает на русские войска, ограничиваясь победами над австрияками и пруссаками. Англичан же сдерживает маршал Сульт, не давая им возможности прорваться через Пиренеи во Францию.
А дальше возникает самый загадочный эпизод в кампании 1814 года во Франции. Наполеон (считается, что случайно) проговаривается в письме к жене о своих планах. О том, что он хочет пожертвовать Парижем и отойти в районы, где можно существенно увеличить состав своей армии. И письмо это (опять же случайно) оказывается в руках у Александра.
Он тут же дает команду занять Париж, что и происходит без всякого сопротивления. Потому что французские войска перед этим покидают город, остановившись лагерем недалеко от него.
И не препятствуют русской армии, в том числе  татарам и башкирам, а также, естественно, казакам занять Париж. Наполеон подходит к Парижу, лично убеждается, что он занят Александром. И должок за занятие Москвы он отдал сполна, отходит в Фонтенбло.
А дальше происходит то, чего не было и в помине в России. Министр иностранных дел империи Талейран объявляет об отставке императора (без его согласия естественно) и формирует Временное правительство, которое приглашает к руководству страной Бурбонов.
Пока не поздно, Александр через бывшего посла Наполеона в России Коленкура убедил Наполеона отказаться от власти в пользу сына Наполеона II. Наполеон так и делает. Но было уже поздно. Маршалы Франции один за одним переходят на сторону Временного правительства. Наполеон отрекается от престола без всяких условий. Союзники договариваются о его ссылке на Эльбу. Настойчивое требование Александра  сохранить ему императорский титул было принято, хотя император Эльбы, это звучит не то, чтобы очень.
Наполеон триумфально возвращается во Францию. Александр и пальцем не шевелит, чтобы окончательно изгнать Наполеона. Это делают другие. А Александр горюет, узнав о смерти Наполеона на острове Святой Елены.
И в заключение вернемся к ранее заданному вопросу. Что побеждало в отношениях русских императоров и Наполеона, дружба или вражда? Похоже, что в обоих случаях, в отношении Павла к  Наполеону и Наполеона к Александру сначала была вражда, которая переходила в дружбу. Почему так действовал Наполеон понятно. В этом для него была целесообразность, против которой он не шел. Гораздо сложнее понять мотивы Александра. Сначала, похоже, вражду на дружбу он сменил вынужденно. Отказываться от дружбы с военным гением было глупостью. А вот став неожиданно для себя победителем гения, он почувствовал в себе дружбу к нему по личному мотиву. Ведь, если поверженный Наполеон был бы никем и звать бы его было никак,  то кого же тогда он победил. Значение в этом случае его победы резко принижалось. И он стал стремиться поддерживать Наполеона. Если Вас удовлетворит такая версия, я заканчиваю, если нет, тем более.


Рецензии
Интересная работа, Игорь) И как я ее могла пропустить?!
Действительно кажется странным, почему Павел Первый, ярый ненавистник Французской Революции мог вполне сдержанно-терпимо отнестись к корсиканцу?
Но, кажется, объяснение этому есть.
Павлу была ненавистна Революция и совершенно непонятна форма правления Французской Республики, ведь вся власть осуществлялась коллегиально, ни у кого не было единоличной власти.
А Первый консул, диктатор с претензией на единоличную власть, уже был неким подобием "короля", (пусть и "незаконным" в отличие от Бурбонов), а потому был русскому императору вполне понятен, в отличие от республиканцев.
В письме Наполеону, отправленном вместе с полномочным послом С.А. Колычевым, Царь проявил верх снисходительности. «Я не говорю и не хочу говорить ни о правах человека, ни об основных началах, установленных в каждой стране, — писал он. — Постараемся возвратить миру спокойствие и тишину, в которых он так нуждается».
Более того, на словах Колычев от имени Павла предложил Бонапарту принять титул короля с правом наследственной короны, «дабы искоренить революционные начала, вооружившие против Франции всю Европу».
С уважением, Ольга.

Ольга Виноградова 3   02.07.2023 18:05     Заявить о нарушении
Бонапарт не послушался и принял титул императора. Спасибо, дорогая Ольга!!!

Игорь Тычинин   02.07.2023 20:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.