Действия торпедных катеров на Черном море в 1942 г

     После интенсивного использования торпедных катеров в различных операциях и ощутимых потерь, на 1 января 1942 года Черноморский флот, благодаря вступлению в строй новых катеров имел почти такое же количество катеров, как и в начале войны – 83 единицы. А единственный реальный противник советских моряков на то время румыны имели всего 1 катер, который, как уже отмечалось, был благоразумно освобожден от участия в дальних походах на советские коммуникации.

     Прекрасно понимая, что при таком положении борьба с Черноморским флотом силами одной авиации является делом затруднительным, в январе 1942 года командование германского флота попросило итальянцев перебросить легкие силы в Черное море для борьбы с советскими кораблями. Сами немцы приняли решение о переброске на Черное море своих торпедных катеров ещё в декабре 1941 года. 

     В свою очередь торпедные катера Черноморского флота, вскоре после окончания Керченско-Феодосийской десантной операции стали проявлять гораздо большую активность против судоходства противника. Атакам стали подвергаться и некоторые порты в Крыму.

     Например, ночью 28 февраля группа торпедных катеров Черноморского флота под командованием капитана 3 ранга В. И. Довгай совершила набег на порт Камыш-Бурун. С катерниками взаимодействовала бомбардировочная авиация, которая обрушили бомбы на побережье. Занятые отражением налета авиации немцы упустили из виду подходы к порту с моря, поэтому торпедные катера сумели незаметно проскочить на Камыш-Бурунский рейд и выпустить торпеды по причалам. Четыре мощных взрыва потрясли порт. Правда, о результатах этого рейда никаких данных нет.
 
     Через несколько дней катера повторили набег на Камыш-Бурун, и по советским данным им снова сопутствовал успех. Однако и на этот раз никакой информации противника о потерях нет.

     Довольно активно действовали катерники на коммуникациях противника в Азовском море, при этом производились набеги на порты Таганрог, Мариуполь, Осипенко.

     Тем временем на Черное море постепенно шла переброска итальянских и немецких торпедных катеров. Первые четыре итальянских торпедные катера типа MAS («MAS-570», «MAS-571», «MAS-573» и «MAS-573»), имевших на вооружении по две торпеды, и пять типа MTSM («MTSM-204», «MTSM-206», «MTSM-208», «MTSM-210» и «MTSM-216»), вооруженных всего одной торпедой, появились на Черном море 20 мая. Катера входили в состав 10-й флотилии МАС (X; flottiglia MAS), которая стала базироваться в Ялте. Главной задачей итальянских торпедных катеров стала морская блокада Севастополя и, уже в ночь на 30 мая итальянцы совершили свой первый выход для перехвата русских кораблей на подходах к мысу Херсонес.

     Вскоре стали прибывать и катера немецкой 1-й флотилии торпедных катеров (1. Schnellbootflottille). К 1 июня в главной базе румынского флота Констанце находились катера «S-26» и «S-28», к которым чуть позже добавились также «S-27», «S-40», «S-72» и «S-102». Надо сказать, немецкие катера, имевшие на вооружении две торпеды, обладали хорошими мореходными данными и, главное – имели дальность плавания 700 миль, что было гораздо больше, чем имели советские катера типа Г-5.

     Преимуществом немецких катерников было и наличие у них огромного боевого опыта - многие из них в 1940-1941 годах участвовали в боевых операциях против французских и английских кораблей. А командир флотилии капитан-лейтенант Гейнц Бирнбахер, командир «S-26» обер-лейтенант Курт Фиммен и командир «S-102» капитан-лейтенант Вернер Тёнигес за большие успехи были даже награждены Рыцарскими крестами.
 
     Так же, как и для итальянцев, для немецких катерников основной задачей была блокада Севастополя. Вскоре, с временной базы в Ак-Мечети немецкие катера впервые вышли на патрулирование в район Севастополя. Произошло это, по некоторым данным, в ночь на 4 июня.

     Первая торпедная атака итальянцев, правда, безуспешная, произошла в ночь со 2 июня на 3 июня, когда «MAS-571» в 15 милях от мыса Херсон атаковал двумя торпедами 5.000-тонный грузовой корабль, сопровождаемый двумя эсминцами и двумя патрульными кораблями, выходящие из Севастополя.

     Следующая атака состоялась в ночь с 9 на 10 июня. Вышедшие из Фороса катера «MTSM-206», «MTSM-208» и «MTSM-216» направлялись на запад к Севастополю, следуя вдоль берега. Около полуночи на траверзе мыса Феолент катер «MTSM-216» (командир – капитан-лейтенант Альдо Массарини) выпустил торпеду по советскому лидеру «Ташкент» (2.836 тонн), однако промахнулся.

     10 июня итальянский катер «MAS-573» (командир – капитан-лейтенант Маталуно) произвел торпедную атаку по санитарному транспорту «Абхазия» (4.727 брт), шедшего в Севастополь в охранении эсминцев «Бдительный» и «Свободный», а также двух тральщиков и трех сторожевых катеров. Торпеды прошли мимо. 

     Ночью 11 июня катера «MTSM-204» и «MTSM-210» атаковали на подходах к Севастополю советский сторожевик водоизмещением около 800 тонн и, как считается, серьезно повредили его. По другим данным, в районе Херсонеса катер «MTSM-210» под командованием капитана 3-го ранга Сальваторе Тодаро атаковал эсминец и в том же районе «MAS-570» (командир –  старший лейтенант Николини) атаковал ещё один миноносец.

     От своих союзников не отставали и немцы – 12 июня катера «S-28», «S-72» и «S-102» атаковали, хотя и безуспешно, крейсер «Молотов» и эсминец «Бдительный», возвращавшихся из Севастополя.

     А в ночь с 12 на 13 июня «MTSM-210», управляемый старшим лейтенантом Альдо Массарини и унтер-офицером Грилло, по докладу итальянцев, атаковал с короткой дистанции большой советский теплоход (около 13.000 брт), шедший к Севастополю под охраной миноносца и двух сторожевых катеров. Якобы, получив попадание торпеды, поврежденный корабль выбросился на берег, где утром его добили немецкие самолеты. Советские источники уточняют, что атаке подвергся теплоход «Грузия» (4.857 брт), однако повреждение корабля торпедой не подтверждают.

     Первого успеха в ночь с 12 на 13 июня добились советские катерники, когда катер «Д-3» (командир –старший лейтенант О. М. Чепик) дерзко проник в порт Ялта. Кстати, для увеличения дальности действия, по предложению командира отряда капитан-лейтенанта К. Г. Кочиева, на палубе катера были размещены несколько бочек бензина. Остается удивляться, почему такая простая мысль никому не пришла в голову раньше.

     Итак, в 4 часа 7 минут «Д-3» с дистанции 1,5 кабельтова выпустил одну торпеду по барже у входа в порт, и командир катера наблюдал сильный взрыв с пламенем высотой 15–20 метров. После этого немцы открыли огонь по катеру, и он стал уходить, из-за чего выстрел второй торпедой сорвался. Считалось, что в результате атаки была потоплена баржа, однако в действительности пораженная цель оказалась гораздо более ценной. Как оказалось выпущенная торпеда, пройдя мимо баржи, попала в …итальянскую сверхмалую подводную лодку «СВ-5» (45 тонн) стоявшую в глубине гавани и потопила её! Итальянский экипаж в составе 3 человек находился на берегу и не пострадал, однако при взрыве погиб командир лодки, старший лейтенант Э. Фарольфи, который, почему-то, оказался в это раннее время на борту своей мини-субмарины.

     Днем 18 июня итальянские катера «MTSM-206» (командир – капитан 3-го ранга Альдо Ленци) и «MTSM-208» (командир – капитан 3-го ранга Сальваторе Тодаро) произвели атаку конвоя. Атака успеха не имела, так как, по советским данным, в этот день в Севастополь благополучно прорвался санитарный транспорт «Белосток» (2.048 брт).

     Однако обратный рейс из Севастополя для «Белостока», имевшего на борту более 500 раненых и 200 эвакуируемых жителей Севастополя, обернулся трагедией. В ночь с 18 на 19 июня, идя в охранении базового тральщика «Якорь» («Т-408») и пяти морских охотников, в 1 час 48 минут в 20 милях южнее мыса Фиолент, он был атакован немецкими катерами «S-27», «S-72» и «S-102». Хотя пять торпед прошли мимо, шестая торпеда с катера «S-102» (командир – капитан-лейтенант Вернер Тёнигес) всё же попала в цель, и корабль быстро затонул в точке с координатами 44°08' с.ш. и 33°35' в.д. При этом погибло около 650-680 человек, лишь 157 человек (79 моряков, 75 раненых и 3 гражданских лица) кораблям охранения удалось поднять из воды и спасти.      

     Этой же ночью с 18 на 19 июня в 3 часа 45 минут два советских катера («Д-3» и «СМ-3») снова атаковали четырьмя торпедами морские цели в Ялте, обстреляли причалы 82-мм реактивными снарядами и пулемётным огнём. По данным оперативного и разведывательного отделов штаба Черноморского флота был потоплен торпедный катер противника и повреждена подводная лодка. Позже, по результатам атаки «Д-3» (командир – старший лейтенант О. М. Чепик) был засчитан потопленным буксир, а «СМ-3» (по различным данным, командиром катера был старший лейтенант Д. С. Карымов или лейтенант М. К. Гурин) – торпедный катер. Однако, к сожалению, данных противника, подтверждающих какие-либо потери, пока нет.

     Трагедией завершился обратный рейс из Севастополя и для советской подводной лодки «Щ-214» (командир – капитан 3-го ранга В. Я. Власов). Ранним утром 19 июня субмарина, идущая в надводном положении, была замечена береговым наблюдательным постом противника. На перехват лодки были отправлены два итальянских торпедных катера. Примерно в 40 милях юго-восточней мыса Айтодор катера настигли и атаковали лодку. Торпеда с «MAS-570» не достигла цели, зато командир катер «MAS-571» капитан 3-го ранга Курцио Кастаньяччи сумел попасть торпедой в носовую часть лодки и, в течение минуты «Щ-214» затонула в точке 44°15'с.ш./34°30' в.д. Вместе с подводной лодкой утонули 46 членов экипажа лодки и до 60 эвакуируемых. Из экипажа лодки удалось спастись лишь двумя советским морякам, которых подобрали из воды итальянцы.

     Гораздо больше повезло другим советским кораблям. Так, 23 июня лидер «Ташкент» и эсминец «Безупречный» были безрезультатно атакованы немецкими катерами «S-28», «S-72» и «S-102». На следующий день «S-27», «S-28», «S-40», «S-72» и «S-102» безуспешно атаковали эсминцы «Бдительный» и «Безупречный». 25 июня южнее мыса Фиолент лидер «Ташкент» и эсминец «Бдительный» снова попали под атаку немецких катеров «S-28» и «S-40», но энергичным маневрированием лидеру удалось уклониться от двух торпед. Вечером 26 июня «Ташкент», идущий в Севастополь, снова неудачно атаковали три катера, на этот раз итальянских.

     Вполне вероятно, что советские корабли спаслись не только благодаря везению, но и в результате вполне определенных технических причин, так как 27 июня из-за массового отказа торпед (!) немецкое командование решило переключить свои катера на минные постановки. Сразу же после этого, в ночь с 29 на 30 июня немецкие «шнелльботы» выставили 30 мин у Херсонеса.

     Тем не менее, торпедные катера итальянцев и немцев продолжали активно участвовать в блокаде Севастополя и добиваться при этом успехов. Например, по некоторым данным, жертвой итальянских катерников стал советский сторожевой катер «СКА-021», севший на мель у берегов Крыма и 1 июля расстрелянный артиллерийско-пулеметным огнем катеров «МАS-572», «МАS-573» и «МТSМ-216». Правда, советская версия гибели катера несколько иная. Согласно ей, в ходе следования из Севастополя, катера «СКА-021» и «СКА-101» были атакованы в районе Ялты авиацией противника. Катер «СКА-021» из-за повреждения двигателя отстал и был потоплен, а его командир старший лейтенант С. М. Гладышев погиб. Вернувшийся к месту боя «СКА-101», смог подобрать из воды 16 моряков.

     Отличились и немецкие катерники – ранним утром 2 июля в районе мыса Ай-Тодор четыре катера («S-28», «S-40», «S-42» и «S-102») заметили уходящую на восток небольшую группу русских катеров в составе морских охотников «МО-028», «МО-0112» и «МО-0124». Вскоре в 4 часа 40 минут немцы открыли огонь. Советские моряки с последних двух катеров ожесточенно стали отстреливаться, а «МО-028» в бой, почему-то, не вступал, а затем и вообще ушел. После длительного боя, около 7 часов утра немцам всё же удалось взять на абордаж, а затем и затопить «МО-0112» (командир – лейтенант К. П. Булатов) и «МО-0124» (командир - лейтенант В. В. Климов). При этом, многие десятки человек из команд катеров и эвакуируемых погибли, а в плен к немцам попали 37 человек, в том числе командир 109-й стрелковой дивизии генерал-майора П. Г. Новиков, который к тому же исполнял обязанности командующего обороной Севастополя.

     Однако изрядно досталось и немцам - 45-мм снаряд, выпущенный советскими моряками, попал в «S-40», пробил левую торпедную трубу и вызвал взрыв торпедного резервуара со сжатым воздухом. Сама торпеда не сдетонировала, но в носовом моторном отсеке начался пожар, корпус катера получил серьезные повреждения. Трое матросов было убито, еще около десятка членов экипажа, включая и командира капитан-лейтенанта Шнейдер-Пангса, получили ранения. Несколько немецких моряков пострадали и на «S-28». Впрочем, дальнейшие подробности повреждений катеров и потерь среди личного состава в данной статье опускаются.
 
     После падения Севастополя катерники противника получили небольшую передышку. Всего до 2 июля шесть катеров 1-й немецкой флотилии совершили 15 групповых выходов (58 катеро-выходов), в 12 групповых и одиночных боях выпустили 33 торпеды, потопили транспорт «Белосток» и два морских охотника.

     Четыре итальянских торпедных катера типа «MAS» с мая по июль совершили 65 боевых походов, а малые торпедные катера типа «МТSМ-216» – 56 боевых походов. По другим данным, до 4 июля итальянцы осуществили 89 катеро-выходов, провели семь групповых и одиночных атак, выпустили 15 торпед и потопили подводную лодку «Щ-214».

     Советские катерники тоже не сидели, сложа руки – 26 июля «ТКА-54» (командир – лейтенант Н. И. Казаков) и морской охотник «МО-0175», совместно ведя поиск вражеских кораблей в районе Таганрога в Азовском море, обнаружили у косы Кривая две вражеские шхуны и артиллерийско-пулеметным обстреляли их. Стрелял из 45-мм орудий, естественно, морской охотник, а «ТКА-54» поддерживал его огнем из пулемета ДШК. Результат боя в различных источниках оценивается по-разному. Так, немцы, вроде бы, подтверждают гибель в этот день одного из двух сторожевых катеров местной охранной флотилии. А по другим данным, была потоплена рыболовная шхуна № 2412 местных рыбаков.

      Тем временем итальянские катерники получили подкрепление – 30 июля прибыли «MAS-568» и «MAS-569». Произошли также перемены мест дислокации – 31 июля катера 1-й немецкой флотилии перебазировались в поселок Киик-Атлама в Двуякорной бухте близ Феодосии, на следующий день в Феодосию прибыл первый отряд итальянских торпедных катеров.

     А в ночь на 1 августа в 4 часа советские экспериментальные катера «Д-3» старшего лейтенанта О. М. Чепика и «СМ-3» лейтенанта М. К. Гурина совершили удачный налет на Двуякорную бухту. Они обнаружили в бухте самоходные баржи, выпустили по ним три торпеды и десять реактивных снарядов, а затем еще пятью «эрэсами» дали залп по береговой батарее на мысе Киик-Атлама. Обоим катерам было засчитано по одной потопленной барже. В действительности же была поражена одна цель: в результате попадания торпеды у морской самоходной баржи «F-334» (220 брт) оторвало кормовую часть, которая затонула. Любопытно, что попадание оказалось, в общем-то, случайным – торпеда выскочила из воды и пошла по поверхности, благодаря чему и была поражена баржа, имевшая осадку около метра. Остается только добавить, что из экипажа баржи 13 немцев погибли и 1 был ранен. 

     Командование Черноморского флота решило также привлечь к обстрелу порта Феодосии и причалов Двуякорной бухты тяжелый крейсер «Слава» и лидер эскадренных миноносцев «Харьков». В ночь со 2 на 3 августа корабли, имея, кстати, в охранении четыре торпедных катера, подошли к намеченной цели и в 0 часов 59 минут лидер открыл огонь из своих 130-мм орудий. Готовился открыть огонь и крейсер, но в это время корабли были атакованы двумя итальянскими катерами «MAS-573» (командир – капитан 3-го ранга Курцио Кастаньяччи) и «MAS-568» (командир – лейтенант Эмилио Леньяни). Согласно записям в Журнале боевых действий германского штаба Руководства войной на море, командир «MAS-573» доложил о попадании одной из двух своих торпед, а командир «MAS-568» – о попадании обеих выпущенных торпед. По другим данным, торпеды с «MAS-573» прошли мимо, а с «MAS-568» в цель попала одна торпеда. Как бы то ни было, за повреждение русского крейсера бравый командир «MAS-568» был награждён высшей наградой Италии «Золотой медалью».

     Действительно, взрывом торпеды у крейсера было оторвано 20 метров кормовой части. Однако этого успеха добились не итальянцы, а пилот немецкого торпедоносца Хе-111 лейтенант Ганс-Георг Бахем из 2-й группы 26-й бомбардировочной эскадры «Львиная». Именно его торпеда попала в крейсер в 1 час 27 минут, т.е. чуть позже атаки итальянцев. Правда, этот успех стоил жизни экипажу «Хейнкеля», который был сбит зенитным огнем крейсера и рухнул в море.   
    
      Кое-какой результат дали минные постановки катерников Черноморского флота, выставленные ещё в прошлом году: 4 августа при следовании по створам в районе Очакова на мине подорвался и затонул немецкий буксир «Мontan-24» (30,5 тонн), который вел караван барж.

     Следующий набег на Двуякорную бухту советских торпедных катеров «Д-3» и «СМ-3», предпринятый в ночь на 5 августа, оказался безрезультатным. В эту же ночь немецкие «шнелльботы» совершили первый выход на советские коммуникации у кавказского побережья, пытаясь перехватить конвои с эвакуационными грузами из Новороссийска. Вскоре действия немецких катеров привели к очередной большой трагедии на море.

     Произошло это в ночь на 10 августа, когда в районе Лазаревская «S-102» капитан-лейтенанта Вернера Тёнигеса атаковал военный транспорт «Севастополь» (1.339 брт), шедший в охранении сторожевого катера «СКА-018» из Туапсе в Поти. На борту корабля находился груз авиамоторов и военнослужащие с авиационного склада № 1987, 199 раненых и 850 гражданских лиц, эвакуируемых из Туапсе. В 1 час 20 минут в борт старого корабля (построен в 1896 году) попала торпеда и вскоре, в точке 43°56`35``с.ш. 39°14`24``в.д., он затонул. Погибли 924 человека, в том числе 160 раненых и 620 мирных жителей. Подошедшим базовым тральщиком «Щит» было спасено всего около 130 человек. Характерно, что атака немецкого катера даже не была замечена.    

     Лишенные возможности действовать на дальних коммуникациях противника катерники Черноморского флота пытались компенсировать это набегами на небольшие порты в Крыму. В ночь на 15 августа группа катеров из «ТКА-46», «ТКА-94», «ТКА-134» и «ТКА-154» атаковали скопление плавсредств двумя торпедами и 10 снарядами «РС» в бухте Казантип в северной части Керченского полуострова. Некоторые советские источники утверждают, что при этом была потоплена морская самоходная баржа «F-138A», которая затонула на мелководье. Однако, фактически, эта баржа была всего лишь легко повреждена 12 августа, причем авиационной бомбой.

     Всего в августе из шести групповых выходов для атаки плавсредств в бухте Казантип в трех случаях советские катера вернулись из-за непогоды, в двух случаях не обнаружили противника и только, как уже упоминалось выше, в ночь на 15 августа смогли произвести атаку. Кроме того, вдоль северного берега Керченского полуострова было выставлено пять банок по шесть донных мин.
 
     Решив не упустить шанс успешно поохотиться у берегов Кавказа, в конце августа к немецким катерникам присоединились итальянцы. К тому же, 30 августа они получили в свое распоряжение ещё два катера «MAS-566» и «MAS-567». Впрочем, на дальних советских коммуникациях итальянцы действовали недолго – только до 17 сентября, а впоследствии были переразвернуты для обороны крымского побережья.

     Очередного успеха немецкие «шнелльботы» добились в ночь с 30 на 31 августа в районе Сочи - Лазаревская. Два катера «S-28» и «S-102», ведя поиск, обнаружили транспорт «Ян Томп» (1.988 брт), который с грузом 600 тонн муки вышел из Поти в Туапсе в охранении базового тральщика «Трал» и двух сторожевых катеров. К сожалению, охранение не заметило катера противника и, воспользовавшись этим, командир «S-102» капитан-лейтенант Вернер Тёнигес с кормовых курсовых углов в 21 час 45 минут произвел удачный залп двумя торпедами. Одна из них в попала в район машинно-котельного отделения и через 7 минут транспорт затонул в точке 43°46`55``с.ш. 39°26`55``в.д. При этом погибли 5 человек, а 37 были спасены сторожевым катером.

     Следующей ночью «S-102» капитан-лейтенанта Вернера Тёнигеса снова атаковал и, якобы, потопил в районе Новороссийска 3.000-тонный танкер. Однако никаких данных об этом в советских источниках нет.   

     В начале сентября 1-я немецкая флотилия временно была перенацелена на срыв эвакуации сил советских войск, с конца августа отрезанных на Таманском полуострове. Здесь немецким катерникам удалась серия успехов. 

     Так, в ночь с 1 на 2 сентября в 3 часа 20 минут немецкие катера совершили удачный набег на советские плавсредства в районе станицы Благовещенская, выпустив пять или девять торпед. Взрывами торпед были потоплены буксир «Пролетарий» (82 тонны), катер-тральщик, рейдовый катер «ЗИС». Сами немцы засчитали катеру «S-27» (командир – обер-лейтенант Герман Бюхтинг) буксир «Пролетарий», а катеру «S-72» (командир – обер-лейтенант Вальтер Шнайдер) – почему-то, баржу № 41.   

     В следующую ночь обер-лейтенант Герман Бюхтинг доложил о потоплении парохода (2.500 брт), а капитан-лейтенант Вернер Тёнигес – о потоплении 4.000-тонного танкера.

     Ещё больше успехов было заявлено немцами при торпедных атаках в ночь на 5 сентября. Согласно докладам, командир «S-27» обер-лейтенант Герман Бюхтинг потопил 3.000-тонное транспортное судно, командир «S-28» обер-лейтенант Фридрих-Карл Кюнцель – 2.000-тонное судно. Одну баржу потопил «S-72» (командир обер-лейтенант Вальтер Шнайдер), а командир «S-102» капитан-лейтенант Вернер Тёнигес доложил о потоплении парохода.

     Советские источники не подтверждают потери крупных кораблей, но сообщают о том, что немецкие торпедные катера в ночи на 3 и на 5 сентября атаковали сейнеры и баржи у южного берега и потопили несколько мелких судов.

     Кстати, при нападении в ночь на 5 сентября произошёл инцидент, крайне неприятный для немецких катерников – одна из выпущенных катером «S-72» торпед начала описывать циркуляцию и… угодила в «S-27», мгновенно отправив его на дно! Это стоило жизни 12 немецким морякам.

     Итальянские торпедные катера тоже провели атаку 5 сентября – «МАS-568» лейтенанта Майно в районе мыса Утриш торпедировал советский грузовой пароход «Фабрициус» (4.277 брт). Правда, атакованный корабль еще 2 марта был поврежден немецким самолетом-торпедоносцем и сидел на камнях без движения. Увы, многострадальному кораблю позже досталось даже от советских подводников – 16 мая 1943 года ещё две торпеды в его разбитый корпус всадила подводная лодка «М-111» под командованием капитан-лейтенанта М. И. Хомякова, который по ошибке принял его за вражеский корабль.

     Один 1.500-тонный транспорт в районе мыса Идокопас, якобы, потопил 15 сентября немецкий «S-49» под командованием капитан-лейтенанта Карла Шнайдера. Однако командир катера существенно ошибся в определении объекта атаки, о чем будет сказано ниже.      

     С сентября катерники Черноморского флота ещё активнее стали использовать для действий на коммуникациях противника и набегов на небольшие порты катера типа Г-5 – сначала с привлечением сторожевых катеров в качестве буксировщиков, затем с использованием дополнительных топливных баков объемом 1.200 литров. Таким образом, впервые с начала войны вражеские коммуникации оказались в пределе радиуса действий катеров, что, казалось, давало основания надеяться на достижение результатов. В частности, перед бригадами торпедных катеров была поставлена задача по нарушению коммуникации Феодосия – Анапа.

     Любопытный эпизод произошел в ночь на 20 сентября. Моряки находящихся в дозоре у Мысхако морского охотника «МО-091» и торпедного катера «ТКА-54» заметили какую-то шхуну. Было сделано предположение, что вражеская шхуна пытается приблизиться к нашему берегу, чтобы высадить диверсантов. Недолго думая, артиллеристы «МО-091» открыли огонь и повредили шхуну, а «ТКА-54» (командир – старший лейтенант А. А. Куракин) двумя залпами «эрэсов» из самодельных (!) ракетных установок, якобы, добил вражеское судно.

     Всё бы ничего, да вот только в эту ночь в районе Южная Озейка – Глебовка высаживались не фашистские диверсанты, а  разведотряд Черноморского флота численностью 116 человек под командованием капитана М. А. Собченюка. Судя по всему, в темноте ночи наши катерники ошиблись в опознании и обстреляли своих же разведчиков, но, к счастью, не утопили их.

     Остается добавить, что этой же ночью советские торпедные катера совершили безрезультатный набег на Двуякорную бухту. Зато в ночь с 25 на 26 сентября в результате торпедирования плавсредств противника у причала Двуякорной бухты возник сильный пожар, длившийся 40 минут.

     Дважды доложил о потоплении русских кораблей командир немецкого «S-26» капитан-лейтенант Курт Фиммен: один 2.000-тонный транспорт он торпедировал 25 сентября в точке 44.40n 37.20e , а другой – возле мыса Идокопас 27 сентября. Однако в действительности, целями Фиммена, как и ранее Карла Шнайдера, оказались скалы у Геленджика и остов выброшенного штормом на берег в районе Геленджика еще 4 ноября 1941 года небольшого парохода «Дон» (420 брт).

     Следующий набег катеров Черноморского флота на Двуякорную бухту 27 сентября оказался безрезультатным.

     Зато 29 сентября в порту Анапа «ТКА-114» («ТКА-124») старшего лейтенанта Б. М. Першина, атаковал торпедами и, по докладу командира, потопил баржу. Документы противника, подтверждающие этот успех, пока не найдены.

     Вообще же, как показывают отчеты бригад торпедных катеров Черноморского флота, деятельность на вражеских коммуникациях являлась для катеров далеко не первостепенной задачей. Так, в августе – сентябре 1-я бригада совершила 661 катеро-выход, из которых лишь 31 имел целью удары по портам или поиски вражеских судов в море. В остальных случаях катера занимались транспортными перевозками, охранением конвоев, высадкой разведгрупп, поиском подводных лодок и другими несвойственными им вещами.

     Очередной набег советских торпедных катеров 1 октября на Двуякорную бухту опять закончился неудачей.

     Две торпедные атаки катера Черноморского флота произвели в ночь с 5 на 6 октября: «ТКА-114» (командир – старший лейтенант Б. М. Першин) безуспешно атаковал буксир у мыса Такиль, а «ТКА-124» (командир – лейтенант И. А. Хабаров) в районе озера Солёное выпустил торпеду по барже противника (700 брт) и, как считается, потопил её. Среди историков встречается мнение, что была потоплена немецкая морская самоходная баржа «F-131A» (220 брт). Однако эта баржа ещё в марте 1942 года ушла через Босфор в Эгейское море и 20 октября 1943 года была потоплена английскими торпедными катерами у острова Кос.

     Тревожной для кораблей Черноморского флота оказалась ночь на 23 октября, когда четыре катера немецкой 1-й флотилии предприняли дерзкую атаку на порт Туапсе. Катера выпустили 8 торпед в 23 часа 33 минуты, как раз в тот момент, когда на слабозащищенном рейде Туапсе швартовались крейсер «Красный Кавказ», лидер «Харьков» и эсминец «Беспощадный», на борту которых перевозились более трех тысяч бойцов и командиров 9-й гвардейской стрелковой бригады со всем имуществом. Если бы торпеды попали в цель, могла бы произойти ужасная катастрофа. К счастью, пять торпед взорвалось при ударе о волнолом при входе в порт, а три у берега на внутреннем рейде. При взрыве одной из торпед получил значительные разрушения списанный старый танкер «Шаумян» (1.446 брт), который использовался в качестве плавучей емкости.
 
     А ранним утром 23 октября набег на бухту Двуякорную произвели советские катерники. Звено торпедных катеров в составе «ТКА-73» и «СМ-3» под командованием капитан-лейтенанта К. Г. Кочиева зайдя в бухту, в 4 часа 20 минут выпустило три торпеды (две с «ТКА-73» и одну с «СМ-3»), которые взорвались в районе бухты. Уже при выходе из бухты, командир «СМ-3» лейтенант М. К. Гурин доложил капитан-лейтенанту Кочиеву, что левая торпеда на его катере из-за отказа запальной трубки осталась на борту. Командир отряда приказал устранить неисправность и повторить атаку. В 5 часов 40 минут «СМ-3» вновь вошел в бухту Двуякорную, произвел выстрел последней торпедой по причалам и стал уходить.

     Однако вскоре, в 6 часов 5 минут, торпедный катер «СМ-3» был настигнут четырьмя немецкими торпедными катерами «S-26», «S-28», «S-49», «S-102» и через 15 минут начался бой. Несмотря на явное преимущество врага, как в скорости, так и в вооружении (против двух 12,7-мм пулеметов ДШК на «СМ-3» действовали четыре 20-мм автоматические пушки и восемь крупнокалиберных пулеметов противника), советские моряки стойко отражали атаки немцев. В 7 часов 10 минут в результате меткого огня, по словам черноморцев, загорелся и вышел из строя концевой катер противника, вскоре загорелся и другой катер. Вражеские катера, не выдержали боя и легли на обратный курс. Что ж, в данном случае советские катерники одержали победу.

     А каковы же результаты торпедной атаки в Двуякорной бухте? По советским данным, катера повредили торпедами танкер противника. Увы, действительность была несколько иной: согласно свидетельству противника, одна русская торпеда разрушила переходный мостик к торпедной станции, еще одна выскочила на берег и не взорвалась, а о третьей и четвертой торпедах в документах вообще не упоминается – вероятно, они просто затонули.

     На следующий день 24 октября на рейде Анапы «ТКА-114» (командир – старший лейтенант Б. М. Першин) и «ТКА-124» (командир – лейтенант И. А. Хабаров), согласно докладам черноморцев, потопили торпедами морской буксир и баржу.

     Эти же катера 28 октября у озера Солёное атаковали баржу. Некоторые наши историки полагают, что атаке подверглась немецкая морская самоходная баржа «F-470C», которая, уклоняясь от атаки, выбросилась на берег у Анапы, но впоследствии была снята немцами. Однако сами немцы этого не подтверждают.

     Атаки катеров были зафиксированы и 29 октября. В этот день командир «ТКА-101» лейтенант В. Н. Сухоруков выпустил 2 торпеды по брекватеру (т. е. волнолому) в Двуякорной бухте. А с катером «ТКА-124» (командир – лейтенант И. А. Хабаров) произошел неприятный инцидент - при атаке вражеской баржи он был повреждён… своей же выпущенной торпедой! К счастью, его не постигла судьба немецкого «S-27», и досадный случай обошелся без жертв и серьезных повреждений.

     Примерно в то же время, т. е. в октябре-ноябре несколько десятков ночных поисков в район между Ялтой и Феодосией совершили итальянские торпедные катера, которые безуспешно выпустили пять торпед по советским кораблям и подводным лодкам.

     Ещё одну победу записал на свой счет командир немецкого «S-72» обер-лейтенант Вальтер Шнайдер. По его словам, 5 ноября в точке 43.42n 39.50e он торпедировал и потопил 500-тонную баржу.

     Между прочим, за впечатляющие успехи в боях на Черном море, командир «S-102» капитан-лейтенант Вернер Тёнигес 13 ноября был награжден Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту.

     Действуя у берегов Кавказа, немецкие катера, как правило, производили поиск морских целей на участке между Туапсе и Сочи, итальянские – между Геленджиком и Туапсе. До конца года немецкие катера совершили 30 групповых выходов (103 катеро-выхода; сюда включены не только выходы на советские коммуникации, но и участие в десантной операции «Блюхер», а также выходы для защиты своих коммуникаций), в ходе которых провели 12 боев с выпуском торпед. Израсходовав 76 торпед, они потопили два советских транспорта, буксир, катер-тральщик и, предположительно, ещё несколько мелких судов. Итальянские катера у берегов Кавказа выпустили лишь одну торпеду, да и то по остову погибшего судна «Фабрициус».

     Как видим, по сравнению с результатами, расход торпед был довольно большим. Причинами безрезультатных стрельб, помимо недостаточной подготовки некоторых экипажей, являлись и многочисленные отказы торпед, а также ошибочные атаки в темное время суток по ложным целям (прибрежные скалы и остовы ранее затонувших судов).

     В одном из боевых эпизодов отличились советские торпедные катера «ТКА-46», «ТКА-54» и «ТКА-66». В ночь с 19 на 20 ноября они подошли к рейду Анапы и произвели две торпедные атаки. Сначала в 1 час «ТКА-46» (командир – старший лейтенант И. Г. Кубрак) вошел в порт Анапа, с дистанции 1,5 кабельтова атаковал торпедой одну баржу, стоящую на якоре и, как утверждается, потопил её. Немцы объявили тревогу, включили прожектора и открыли беспорядочный огонь. После того как огонь с берега прекратился и прожектора были выключены, на рейд вошли остальные два катера. На этот раз торпедную атаку произвели командир «ТКА-54» старший лейтенант И. П. Раевский и командир «ТКА-66» старший лейтенант Л. Г. Власов, при этом, по нашим данным, была потоплена ещё одна баржа или торпедный катер противника.

     Судя по всему, последняя торпедная атака черноморских катерников произошла в ночь с 15 на 16 декабря, когда «ТКА-54» и «ТКА-84» совершили набег на Анапу. Обнаружив у пристани три груженые баржи, стоящие лагом, «ТКА-54» (командир – старший лейтенант А. А. Куракин) и «ТКА-84» (командир – старший лейтенант Б. М. Першин) выпустили по ним по 1 торпеде. Последовал огромный силы взрыв с большим столбом огня. Выходя из-под начавшегося обстрела, «ТКА-84» получил повреждения, вследствие чего вынужден был избавиться от второй торпеды, просто выстрелив её в море. Несмотря на обстрел, обоим катерам удалось благополучно дойти до своей базы, а их экипажам были засчитаны три потопленные баржи с боеприпасами.   

     К сожалению, действительность была гораздо прозаичнее оптимистических докладов командиров торпедных катеров. Так, по документальным данным, в течение второго полугодия 1942 года катерами Черноморского флота было выпущено 26 (29) торпед, из которых 17 пришлись по морским целям на рейдах либо элементам портовой инфраструктуры, а остальные по ложным целям, в том числе по прибрежным камням, либо по остовам ранее погибших советских плавсредств. При этом ни один вражеский корабль не пострадал. 

     Всего, по данным новейших исследований, советскими торпедными катерами в 1942 году фактически было потоплено всего 2 из атакованных целей: итальянская сверхмалая подводная лодка «СB-5» и  немецкая морская самоходная баржа «F-334».

     За эти незначительные успехи катерникам Черноморского флота пришлось заплатить большую цену – было потеряно не менее 14 торпедных катеров («ТКА-91», «ТКА-111», «ТКА-44», «У-5», «ТКА-61», «ТКА-73», «ТКА-83», «ТКА-33», «ТКА-112», «ТКА-75», «ТКА-155», «ТКА-152», «ТКА-44» (второй с таким же номером!), «ТКА-135», «ТКА-74»).   

     По сравнению с советскими катерами, немецкие и итальянские торпедные катера добились в 1942 году гораздо более ощутимых успехов, потопив транспорты «Белосток», «Севастополь», «Ян Томп», подводную лодку «Щ-214», морские охотники «МО-0112» и «МО-0124», буксир «Пролетарий», катер-тральщик, рейдовый катер «ЗИС», а также ещё несколько мелких судов и катеров.

     При этом итальянцы потеряли два катера («МАS-571» и «МАS-572»), а немцы всего один катер («S-27»). Что ж, удача в 1942 году была на стороне врага.       

     Продолжение следует…


Рецензии
Беда москитного флота в снабжении...
А ведь могли бы и сообразить что то на эту тему.
Например, нефть и нефтепродукты через Каспийское море переправлялись в железнодорожных цистернах, причем целыми составами, прицепленными к морскому буксиру, подобным же образом из блокадного Ленинграда выводился подвижной состав железной дороги.

Затопив в определенном, охраняемом месте цистерны с топливом, можно было бы заправлять торпедные катера, подводные лодки и прочие плавсредства в ночное время буквально под носом у противника.

Кстати, американский спецназ в Никарагуа хранил свое снаряжение и провиант на дне в прибрежной зоне.

Андрей Бухаров   14.06.2021 09:48     Заявить о нарушении
Да, многое зависело от сообразительности руководства. Ведь даже до простейшего решения насчёт дополнительных бензобаков додумались не сразу...

Олег Каминский   14.06.2021 17:37   Заявить о нарушении