Княжна Мери и Надежда Фёдоровна

Чехов, как известно, хвалил и ценил Лермонтова. При этом, никаких стихов, судя по всему, мелиховский доктор не любил. А ценил он у поручика Тенгинского пехотного полка его прозу, главным бриллиантом которой является повестушка из нравов тылов Кавказского корпуса с их свихнувшимися в войне с горцами офицерами под названием «Княжна Мери». Антон Павлович, прирождённый скалозуб, насмешник и пародист, даже написал пародию на эту горячо любимую им лермонтовскую повесть – роман «Дуэль». 

Как и у Лермонтова, всё повествование у Чехова крутится вокруг самки репродуктивного возраста – Надежды Фёдоровны. Как и у господина поручика, действие происходит в Кавказских горах. Как и у Лермонтова, господа дворяне стреляются из-за смазливой бабы. 

Только у Лермонтова мужчины стремятся убить друг друга, как положено, и как и бывает в жизни, из тщеславия, спорят, на кого она, княжна Мери, должна больше обращать внимание – на израненного в боях Грушницкого или на сосланного за дуэль на Кавказ Печорина, то есть, что должна женщина больше ценить в мужчине – военные подвиги, то есть способность жертвовать собой ради родины и царя-батюшки, или способность жертвовать своей жизнью ради женщины. 

У Чехова спор идёт о праве мужчины бросить женщину, если она ему надоела, или об обязанности мужчины жениться на соблазнённой им и похищенной у мужа бабе. По ходу дела, впрочем, человек, потребовавший от своего соперника позаботиться о похищенной им даме, предлагал вмешательство властей, обязанных насильно вернуть беглянку мужу. Мотив похищения женщины характерен ещё для одной повести Лермонтова – «Бэла». Власти же у Чехова оказались коррумпированными – полицмейстер вместо выполнения своих прямых обязанностей по возвращению жены её законному мужу дважды взял взятку у дамы её телом. Понятно, что он брал бы с неё дань таким интимным способом и дальше. 

Дуэль у Чехова не заканчивается убийством – юный попик срывает её, но похититель женщины, потрясённый пережитым страхом смерти, женится на внезапно овдовевшей похищенной. Любопытно, что Надежда Фёдоровна, будучи в серьёзных долгах из-за своего похищения, могла бы поправить своё тяжёлое финансовое положение, оставшись вдовой после смерти своего законного супруга и получая не только часть его наследства, но и вдовью пенсию, но она предпочла побежать замуж за нищего похитителя. 

Кавказ был при Лермонтове местом ссылки, войны и всегда связанных с войной беззаконных интимных утех с женщинами противника, а при Чехове из всего этого набора остались только интимные утехи и тоже с похищенными женщинами, но только похищались эти женщины уже из своей чиновной столичной среды. При Лермонтове женщин похищали военные у противника (у кавказцев), а при Чехове женщин похищали гражданские чиновники из столиц. При Лермонтове похищенные женщины гибли, как погибла Бэла, при Чехове они шли замуж за похитителей. Изнасилование похищенных женщин перед смертью (перед браком) практиковалось при обоих писателях. 

Никаких попов у Лермонтова нет, да и быть не может, потому что религия в российской дворянской среде того времени – занятие для старух, а не для офицеров. Небольшое место занимают попы в обществе и у Чехова. Спасший от смерти одного из дуэлянтов дьякон был одним из клиентов той частной столовой, которой пользовались оба участника дуэли. Маленький бизнес местного военного врача свёл вместе всех троих. Лермонтовские герои были знакомы по совместной военной службе, а княжна Мери пожалела раненого Грушницкого и познакомилась с ним. Хотя обстановка у Чехова очень буржуазная, но есть у него и военные – добряк доктор, друг обоих дуэлянтов и дьякона, имеет военный чин. Более того, именно защищая честь этого доктора, один из участников дуэли и принял вызов. 

У Лермонтова обстановка более реалистична, а у Чехова в конфликт вмешивается философия. Учёный фон Корен, стреляющийся с Лаевским, является сторонником философии Ницше, ницшеанцем, отрицающим жалость и требующим употребления насилия для восстановления порядка, в частности, каторги для обоих любовников – Лаевского и Надежды Фёдоровны. Только ненавистное ницшеанству христианство спасает жизнь жертве этого ницшеанца фон Корена – Лаевскому. Правда, он испугался так, что всё же женился на Надежде Фёдоровне. 

Очевидная параллель между Печориным и фон Кореном показывает изменение обстановки в России за пятьдесят лет между Лермонтовым и Чеховым. На место сосланного за проказы на войну гвардейца Печорина пришёл учёный-зоолог фон Корен. На место юной нетронутой аристократки княжны Мери пришла сбежавшая от мужа Надежда Фёдоровна, отдающаяся кому попало. Грушницкий, раненый на войне юноша, не смел и мечтать о теле княжны Мери без брака. Его аналог Лаевский (характерно, что у обоих персонажей одинаковые польские шляхетские фамилии! ) имеет бывшую княжну Мери – Надежду Фёдоровну – сколько хочет безо всяких браков и даже мечтает её бросить. 

Дворянство в России ко времени Чехова выродилось в мелких пьющих эротоманов лаевских и блудливых жён-изменщиц надежд фёдоровн, хотя некоторые, в основном прибалтийские бароны, сумели из боевых офицеров стать зоологами фон коренами. Религия (дьякон) и философия (ницшеанец фон Корен) заменили дворянский кодекс чести, поэтому дуэль перестала быть смертельной. 

«Княжна Мери» Лермонтова – трагедия маньяка-сверхчеловека, боевого офицера Печорина, из скуки убивающего ближнего своего, тоже боевого офицера, но не маньяка и не сверхчеловека, а всего лишь лживого, тщеславного юношу Грушницкого. «Дуэль» Чехова – буржуазная драма с относительно благополучным концом, где нет трупов, но маленький человек Лаевский так же втоптан в грязь сверхчеловеком фон Кореном, как маленький герой войны Грушницкий – сверхчеловеком Печориным. Как последний, в сущности, очень спокойно пережил собственную роль убийцы невинного Грушницкого, так и невинный фон Корен ничего особенного не почувствовал от того, что едва не стал убийцей очень даже виновного в его глазах Лаевского. Фон Корен морально убил Лаевского тем, что вогнал его в норму, то есть в ненавистный последнему брак с блудливой бабой, отдающейся то полицмейстеру, то молодому армянину. 

Философия в лице фон Корена и религия в лице дьякона, по Чехову, – вот настоящие убийцы человека, убийцы его свободы от блудливых баб. События же «Княжны Мери» – просто очень реалистический очерк нравов свихнувшихся от войны боевых офицеров, уже и в глубоком тылу ищущих, кого бы пристрелить под каким-нибудь предлогом. Так ведут себя многие ветераны разных войн до сих пор. В этом смысле Чехов в «Дуэли» никакой не реалист, а полусимволист, то есть даже антисимволист (символисты религию и философию хвалили, а Чехов их терпеть не может! ). Лермонтов же в «Княжне» реалист настоящий, несмотря на попытки автора придать описываемой им ситуации некоторый романтический оттенок. События, описанные Чеховым, неправдоподобны. События, описанные Лермонтовым, реальны настолько, что сам Лермонтов погиб в похожей ситуации от руки именно очередного печорина-Мартынова. 

Чехов равно не любит ни философию, ни религию, которые, в сущности, являются главными героинями его романа «Дуэль», но, выбирая между этими двумя отвратительными тётками, он выбирает благодушную, глупую, никому не интересную и смешную религию, которая одна только и спасает от новой, садистской философии ницшеанства. Столь ничтожный смысл опуса Чехова – тоже вырождение, такое же вырождение, как и вырождение его героев. Как Грушницкий выродился в Лаевского, как невинная девица княжна Мери выродилась в проститутку Надежду Фёдоровну, так повесть «Княжна Мери» выродилась в роман «Дуэль», так дворянин Лермонтов выродился в мещанина Чехова. Сам Чехов никогда и не стыдился своих маленьких целей своей маленькой литературы, он был в этом обществе всего лишь внуком крепостного и сыном разорившегося мелкого купца, в отличие от Лермонтова, гвардейца и помещика. 


Рецензии