Основы рассказа

Как написать рассказ? На это есть свои практические правила. 

Первое правило: разнообразие. Поменьше повторяющихся слов, побольше синонимов. 

Второе правило: описание. Чтобы что-то рассказать надо, для начала, всегда что-нибудь, хотя бы кратко, описать – человека, природу, обстановку, комнату, улицу. 

Третье правило: композиция. Рассказ, как и все литературные тексты, состоит из нескольких частей. Эти части должны относительно гармонично быть расположены в рассказе. Самое простое расположение – введение, основная часть, заключение. Можно придумать композицию и посложнее. 

Четвёртое правило: речь героев. Люди говорят и думают, придётся излагать их слова и мысли. 

Пятое правило: причины и следствия. Мы живём в глубоко закономерном мире, где господствуют именно причины и следствия. Когда в рассказе эти причины и эти следствия убедительны, то это хорошо. 

Шестое правило: страсти. Люди страстны, эмоциональны. Описания людей без эмоций неинтересны. Люди радуются, злятся, горюют, впадают в бесчувствие от неожиданного стресса, надеются, боятся и снова горюют. Короче, читайте учебники по психологии, писатели! 

Седьмое правило: история. Человек живёт в конкретном историческом периоде – сейчас, при СССР, до революции, при Петре Первом, в античной Греции. Это надо изображать. Достоверные приметы определённого исторического периода интересны. 

Восьмое правило: формализм. Всякая речь не только содержательна, она обязательно формальна. Написали рассказ в обычной реалистической манере. А теперь смените стиль – например, то же самое напишите в стиле сказки или скандинавской саги. Или в стиле рыцарского романа. Попытайтесь написать рассказ, где не будет повторяющихся слов, хотя бы в пределах одного предложения. Или не будет в одном предложении слов, начинающихся на одну букву. Или все предложения в рассказе будут простыми, а не сложными. Или напишите рассказ периодическими абзацами, когда в каждом абзаце строго по три сложных двусоставных предложения и одно простое. Или ещё напридумывайте всяких речевых формальностей. Вон одна девушка придумала, что в эротическом рассказе не должно быть описания частей тела и одежды. Почему? Фик его знает – она так придумала! Литература – это игра, в которой каждый писатель сам себе придумывает правила. 

Девятое правило – риторика, риторические фигуры, украшения речи. Их столько, что все не опишешь! 

Одиннадцатое правило – вечные темы. В художественной литературе всего-то четыре вечных темы – война, путешествие, криминал, секс. Ваш рассказ неизбежно будет на одну, или на несколько, или даже сразу на все эти темы. 

Двенадцатое правило – ритм. Всё в мире живёт в определённых ритмах. Бывает даже ритмизированная прозаическая речь. 

Тринадцатое правило – нравственность. В мире много несправедливостей. Если вам удастся хоть немножко своим рассказом защитить добро и осудить зло, то это может быть интересно вашим читателям. Что есть добро? Сочувствие невинно страдающим, разум, спасение гибнущих, осуждение зла вовне и внутри себя. Хотя, вообще-то, нравственность относительна, но это для рассказа ещё интереснее. Чехова, вон, постоянно ругали за отсутствие нравственной проповеди в его рассказах. 

Четырнадцатое правило (чеховское) – никакого конца рассказу не требуется. Жизнь бесконечна и всю описать её в рассказе невозможно, поэтому можно прервать рассказ, не рассказав всего, даже не рассказав всего необходимого – у нас же рассказ, а не роман, так даже интереснее. Где хочу – там и остановлюсь, я – автор, поэтому, что хочу, то и делаю. Хочется продолжения? Додумывайте сами. Или сами пишите продолжение – будет новый рассказ. 

Пятнадцатое правило – всему на свете можно научиться. Учитесь у классиков – всему научитесь. Никаких талантов не существует – есть люди, которые сумели себя научить, вот они и талантливы. Прочие бесталанны. Пока. Пока сами себя не научили. 


Рецензии