Стамбул - город контрастов

(Путешествие 2005 года)

Когда мы собрались в Стамбул, народ нас не понял. Нам все время задавали вопрос: «Там море есть?» Конечно, есть! Черное, Мраморное и между ними Босфор. После упоминания Босфора память отклинивало, «ааа! там Святая София, все ясно». Дальше следовали ассоциации одна за другой и неизбежно приходили к самой яркой: «Приедете, прочтете лекцию «Стамбул-город контрастов» объявление мы перепишем». Выполняя поручение своих товарищей, я и написала эту лекцию:
1) Язык. Разговаривали в основном на английском. Языком Шекспира владеют гораздо больше людей, чем языком Шиллера или Мольера. Русский в основном знают выходцы из СССР: азербайджанцы, туркмены, молдаване (куда же без них). Сами турки стараются выучить русский в объеме для торговли. (У них все для торговли или для повышения потенции. У нас алкаша спроси, отчего пьешь, ответит с горя; а у них спроси, что хорошего в местной водке лаки, воняющей аптекой. Ответили: для повышения потенции. Так пришлось и записать.) А мы попытались освоить турецкий, в объеме необходимом для жизни среди местного населения.
  В турецком много слов, не требующих перевода: тарелка, чай, кебаб, арбуз, балык (у нас правда это спинка копченой рыбы, у них просто рыба, но какая разница, главное голодным не останешься), лукум, пахлава (у них правда пишется баклава, но такая же сладкая). Трамвай так и остается трамваем, билет билетом. Только дурак у них особенный, вполне легальный означает остановку. Идешь по городу спрашиваешь: «Где дурак?» и тебе добросердечные турки показывают: «Там!» Так что теперь, на извечный риторический вопрос «Где вы дураков видали?!» или «иди дурака найди» я могу с гордо поднятой головой констатировать: «видела в Стамбуле, искать там же». Или вот загадка, что на турецком означает фраза: «баян на дураке возле сарая»? Представили себе печальную картинку из сельской жизни?! То-то. А на турецком это: «девушка на остановке возле дворца». Одни и те же слова, а какая разница в судьбе! Просто север и юг!
   Много слов просто известных каждому россиянину, например, салям алейкум, здравствуйте. Я заучила гюнайдын – доброе утро и якшамлар – добрый вечер и лишь потом поняла, что можно было этого не делать, а просто говорить салям. Или кто не знает слово йок – «нет», у многих в речи оно участвует чуть ли не на равных с русскими словами. Слово бай – эксплуататор трудящихся Средней Азии, известно из фильмов про революцию, в турецком бай это просто мужчина, байян - женщина. Так что на туалетах не напишешь  М; Ж, а слово полностью кто где. Получается, в одном стамбульском туалете, в час пик, больше баев, чем у нас было во всей Средней Азии. Имя популярной певицы Алсу дает сразу два нужных слова: слог ал- сама певица переводит как розовый, а для турков это вообще все оттенки красного; су означает воду. Хотя я узнала немало слов, но свои лингвистические изыскания закончу турецким до свидания: «гюле, гюле». Не правда ли, похоже на наше «иди, гуляй».
2) Вечная луна или о главном. Десять лет назад, сидя за железным занавесом, кто мог представить себе (даже и мои близкие родственники), что я буду сидеть на крыше стамбульского отеля, любоваться святой Софией, Голубой мечетью и вспоминать имена героинь Чехова в пьесе «Три сестры»! Фантастика! Хорошо занавес пал и рядовые граждане могут позволить себе подобные извращения! Да здравствует свобода!
  В огромном Стамбуле, расположенном на побережье двух морей Мраморного и Черного нет ни одного пляжа, вернее один есть, но расположен в 160 километрах от старой, центральной его части. Но море навевает мысли об отдыхе. И байка номер один любого побережья в мире, не могла не всплыть: Как-то однажды, я отдыхал в Кемере, пошел ночью купаться…(Уверена, этот рассказ дальше может продолжить любой человек хоть однажды отдыхавший на море.)… решил купаться голышом. Снял все, сложил на песок. Сам я весь черный только попа белая. Заплыл далеко. На пляж пришел добрый человек, подумал, что кто-то забыл свои вещи, меня ведь загорелого, не видно в темной воде, а на белую попу, он подумал, что луна в море отражается, полюбовался луной, забрал вещи, чтобы отнести в администрацию и ушел. Выхожу из воды, вещей нет, поискал, поискал, прикрылся пятерней и начал пробираться к своему домику. Тут, откуда ни возьмись, полицейские из кустов выходят, они тоже на луну любовалась. Решили, что луна зашла. «Руки вверх!» Поднимаю руки вверх. Они мне: «Ты что обнаглел! Полицию не уважаешь, трясешь тут перед нами!» Я руки вниз. Они мне: «Кто тебе разрешил опустить руки?!» Я им «Руки или так вверх или так вниз определитесь, чего вы хотите, у меня запасных нет»  «Хорошо, вниз. Пойдем в участок». Я им: «Что через весь город в таком виде?!» Потом разобрались, посмеялись, выдали мне какие-то брюки и я добрался до своего домика.
  Что тут скажешь? Точно такую же историю где я только не слышала, она сложилась, наверное, еще задолго до моего рождения и меня переживет.
 3) Музыка-душа народа. Мне понравилось, что турки любят, знают, с удовольствием исполняют народные песни. В любом ресторанчике вечером, музыканты играют, а посетители, в основном, конечно, мужчины, поют. Меня заинтересовала веселая песенка, которую особенно игриво и с радостью исполняли. Причем дедушка скрипач, лет восьмидесяти, как-то озорно заглядывал в мои глазки. Я поняла, что песня не без изюму и попросила перевести. Текст не обманул ожиданий: «Я молодой красивый побрился и помылся, надел красивую одежду иду по Стамбулу. Где я найду любовницу? Выгляните девушки в окно. Сегодня выходной, у меня хорошее настроение, я молодой и красивый иду по Стамбулу. Где я найду любовницу? Выгляните девушки в окно. И т.д.» Песня ничего не скажешь жизнеутверждающая. Они любят еще одну и недоумевают, почему ее не пропускают на телевидение, хотя она исполняется по всей стране. Мне она тоже понравилась, очень мелодичная, содержание следующее: «Ты просевала зерно на крыше и влюбленные голуби со всего Стамбула прилетали полюбоваться, как колышется твоя грудь в такт плавным движениям рук». Чего только не было в нашем пошлом мире, охваченном сексуальной революцией, но петь про грудь красивой трудолюбивой женщины, очевидно к тому же, законной жены, (кто бы ее еще увидел кроме голубей и мужа), нельзя. Да, бывает.
  А как здорово танцевать под живую музыку?! Может быть, для кого-нибудь это норма жизни, а я попробовала впервые. Это тебе не запись на пленке. Танцуешь в такт биения сердца, передаешь его песню музыкантам, а они возвращают ее в виде мелодии. Двигаюсь я одна, но мы все вчетвером авторы танца. Они хотят быстрее, я танцую быстрее, мне не хватает дыхания выдержать ритм, они замедляются. Полная гармония. Незабываемое впечатление.
   Танцы у них раздельные: для мужчин свои, для женщин свои. И в этом нет ничего удивительного, потому что те и другие весьма эротичны. Основные движения приходятся на тазобедренную часть. Женские танцы живота известны всему миру, но существуют еще и мужские танцы живота. И кроме живота и сопредельных с ним частей тела, ничто в танцоре или танцовщице двигаться не должно, (но может быть, еще душа поет). Когда танцевали горячие турецкие парни из-за соседнего столика, их разгоряченные дамы достали кошельки и начали кидать деньги. Потом пошли сами в пляс и танец перестал разделяться по половому признаку. Скажу прямо, меня скромницу это зрелище повергло в смущение. Неудивительно, что бешенный ритм огненного танца заставил их быстренько прекратить совместную вечеринку и разбрестись в темноте.
 В завершение музыкальной темы, поделюсь наблюдением над профессиональной эстрадой. После России, во-первых, удивляет наличие у исполнителей голосов, во-вторых, певицы почти все в бикини, (но в отличие от наших эстрадниц, лишены вульгарного налета дорогой проституции, просто невинные девушки на пляже); мужчины поголовно в осенних пальто, минимум в свитерах. В общем, для каждого пола свое время года: для дам лето, для мужчин затянувшаяся зима. Как тут не вспомнить «снегопад, снегопад если женщина просит…» Песня наша, а работает в Турции. Так всегда, что хорошее, только на экспорт.
4)Трудная мужская доля.
  Турецкие мужчины именно такие, о каких  мечтают русские женщины: а) трезвые; б) работящие. Они вызывают уважение своим трудолюбием. Работают по двенадцать-четырнадцать часов в день с одним выходным и не считают свой труд подвигом. Работают абсолютно во всех отраслях, особенно это удивляет в сферах, где у нас испокон веку принято трудиться женщинам: продавцы в газетных киосках, билетеры, водители трамваев, уборщики, дворники, кондитеры, официанты. Работающих женщин можно увидеть только в аэропорту и в банке, но как светятся гордостью и чувством собственного достоинства глаза этих красавиц! Это не наша сестра эмансипированная северянка, которая днем вкалывает на двух работах, вечерами получает третье высшее образование, а по выходным зубрит четвертый иностранный язык, между делом воспитывает ребенка, а ночами продышавшись по системе йоги переживает, что ножка недостаточно мала, грудь недостаточно велика и талию надо бы подкачать, а то охранник Федька из соседнего магазина, подтянув штаны с пузырями на толстое пивное брюхо сказал, что любит женщин с фигурой. Он ведь такой умный окончил малярное Пту на тройки, в 74 году.
 Но, повесть не о них, а о чисто мужских проблемах и переживаниях. Итак, три главных испытания в жизни нормального, здорового мужчины мусульманина: обрезание, армия, женитьба.
А) Обрезание. Кругом развешена реклама клиник для обрезания: голенький, несчастный, зареванный мальчик убегает от тянущейся к нему руки в резиновой перчатке. Это не реклама, а просто ужас, я бы ни за что сына не отдала подвергать этой варварской процедуре. Но вековая традиция требует своего: везде по городу можно встретить мальчиков, одетых в нарядные курточки и высокие шапки с перьями, в руках держат булаву для полного сходства с султаном. Обычно, по два султана где-то пяти и семилетнего возраста, видимо, семье так дешевле и проще все организовать.
По моей нудной просьбе, расписали впечатление от обрезания. «Раньше, после обрезания, мальчик лежал и плакал семь дней, не мог двигаться, больно было ходить в туалет.  Теперь хорошо, все проще. Обезболивают. Ребенок уже к вечеру может танцевать». Глядя, на бледненьких султанчиков, что-то не вериться, что они будут вечером танцевать. Наверное, когда сам уже не мальчик, проблемы других мальчиков, кажутся детскими пустяками. (Боюсь этой глубокомысленной сентенцией врезаться в память потомков.) Детские проблемы детскими проблемами, зато как взрослые гордиться своей чистоплотностью и сексуальностью! Я спросила, причем тут сексуальность, ведь она зависит от уровня гормонов? Сразу предложили проверить теорию практикой. Во-первых, где хваленая турецкая скромность, а во-вторых, я не Джардано Бруно, чтобы приносить свое тельце в жертву науке. В общем, приносит ли обрезание какую-либо пользу, его пользователям (тонкий каламбур) так и остается загадкой.
 Б) Армия. В Турции прохождение армейской службы обязательно. Служат 18 месяцев, говорят, скоро перейдут на 16-ти месячный срок службы. Если призывник не хочет служить, он может заплатить 15 тысяч долларов и прослужить один месяц. Я спросила, есть ли в армии дедовщина. Пришлось долго объяснять, что это такое. Мне ответили - нет. Конечно, столько молодых парней в одном месте, не могут, не драться. Но делают это исключительно по личной неприязни, один на один. Если кого-то поймают на драке, могут добавить срок службы от месяца до четырех. Моему собеседнику именно четыре месяца и добавили, до сих пор вспоминает свой правый бой и не о чем не жалеет, хотя самому уже за сорок.
В) Проблемы в семье. Задала вопрос и в ответ услышала слова родные как бой курантов или переливы тальянки: «У женщин одно слово – «дай». Сколько не заработаешь все мало. Работаю, работаю с утра до ночи, вечером домой приду, попрошу сделай то-то, а она мне в ответ я тоже дома работала, устала, сделай сам. Но я все-таки интенсивнее работал. Она дома сидит, с подругами встречается, у одной что-то увидит хорошее, у другой. Моя начинает с меня все это требовать, я ей объясняю: я не миллионер, я не могу все сразу купить. Она ругается, говорит, работай больше, а куда больше я же не железный. Мне жена совсем чужой человек. Мы друг друга не понимаем». Мне, автору этих заметок в этом году исполняется ровно 182 года, из них 164 года я слушаю мужские стоны, подобные этому монологу. И все эти годы мечтается хоть раз увидеть этих загадочных женщин-потребительниц, которые полностью находятся на мужском обеспечении и умеют из крепких мужских рук выбивать трудовую деньгу. Так что, ау! Милые вампирши, отзовитесь! Дайте мне умереть спокойно.   
   Деньги на путешествие были бы потрачены зря, если не выяснить вопрос: правда ли, что турецким мужчинам больше всего нравятся дородные блондинки и чем полнее, тем лучше? Мне долго смеялись в ответ. Как сказала моя подруга, похудев на 15 килограммов: «Мужики все-таки собаки, бросаются именно на кости». Но что верно в мифе о полных блондинках, они млеют от белизны женской кожи. Недаром в свое время, белотелые русские красавицы, были дороже других рабынь на невольничьих рынках.
   Кстати о невольничьих рынках. В Стамбуле, где был самый большой, очень много людей со славянской внешностью. Так что, можно легко: глядя в васильковые глаза над пшеничными усами вспоминать разливы Волги, или встретив стальной взгляд, из-под русой челки, вдруг увидеть свинцовые тучи над Невою.  Мы с Есениным теперь квиты: «Никогда я не был на Босфоре….но в твоих глазах увидел море полыхающее голубым огнем». Гуляя, по набережной Босфора я увидела
5) Достопримечательности. Самая большая и главная достопримечательность Стамбула, со мной соглашаются все, кто там побывал, это его жители открытые, доброжелательные, отзывчивые; дай Бог им мира и процветания.
Второе главное это море. Море организует пространство города, море неотъемлемая часть великолепных Стамбульских пейзажей, море дает жителям работу и, простите за прозу, это великолепный кондиционер. Стамбул огромный город в длину 150 километров, в ширину 50 км. Население 15 миллионов (каждый пятый житель Турции стамбулец или стамбулит, не знаю, как правильно), каждый год из сел прибывает еще примерно 500 тысяч лимитчиков и, гостят полтора миллиона туристов ежегодно. Это огромный промышленный и торговый центр с большим количеством машин и соответственно всяких разных вредных выбросов в атмосферу, но дышится легко. Центр Стамбула с центром Москвы вообще не сравнишь, это воздух деревни и города.
    Море подарило мне редкий, удивительный день. Мы сели на экскурсионный кораблик прогуляться по Босфору. Рядом на мосту Галата рыбаки с высоты трехэтажного дома забрасывали поплавки в зеленовато-голубую с купающимися золотыми лучами воду, в которой степенно колыхались медузы. Казалось, в этой воде нет ничего кроме ровных толстых полосок золотых лучей и прозрачных белых медуз, но нет-нет, и вдруг кто-нибудь из рыбаков радостно выдергивал светло-серебристую, сияющую босфорскую форель. Когда видишь ее в рыбацких ведерках первое определение, которое приходит в голову: «Какая она чистенькая! Словно кто-то выставил на солнце светлое серебро» Мы наблюдали за рыбаками и угольно-черным бакланом с длинной змеевидной шеей, ожидали пока наполниться кораблик и не догадывались, что впереди нас ждет чудо. Море создало его специально для нас - необыкновенный голубой день. Море, вода, воздух все голубое. Будто, волшебник напустил чары. Море подсвечивало бликами небо и небо таяло голубым воздухом. Воздух медленно проносил мимо нас серые купола и минареты мечетей, рождал белые ажурные решетки дворцов, кокетливые современные виллы и серые с красными крышами кубики двухэтажных домов, поставленных в густую зелень. Только проплывая под изящным современным мостом имени Ататюрка, с развевающимися флагами победившей футбольной команды на минуту можно было убедиться, что это не таящий мираж, а вполне реальная железобетонная конструкция. Кораблик пристал к пристани Белербей и мы вышли полюбоваться цветущими кустами розового и белого олеандра, купили в ближайшей кондитерской для полного счастья разных сладостей. Да, мы были абсолютно счастливы, путешествуя в этом чудесном голубом воздухе! В серые московские деньки, я с удовольствием рассматриваю свою улыбающуюся, довольную физиономию на голубом фоне, а мои друзья думают, что голубые фотографии это просто дефект пленки.
  Рукотворные достопримечательности:
1) Стамбул. Следующее слово для каждого русского Святая София, где крестились вместе с Оскольдом и Ольгой вся наша история и русская цивилизация. В гостинице я спросила у дежурного администратора, где находиться Святая София. Он любезно развернул карту и объяснил, как добраться до порта, откуда можно отправиться в столицу Болгарии. Английский у меня не блестящий, но что меня отправляют не по адресу, поняла. Оказалось, ударение надо было делать на первый слог у них знаменитый храм - Айя Софья, а все остальное столица Болгарии. Администратор смутился, мы посмеялись. Потом при встрече передавали друг другу привет из Болгарии.
         Я трепетала в ожидании встречи с ним, главным, загадочным храмом православия. И как часто бывает, когда наступает желаемый миг, бываешь немного разочарован. Половину храма занимали строительные леса, и он показался мне не таким огромным, как я ожидала. Но, постепенно разочарование ушло и пришло чувство спокойного восхищения и умиления, как будто в детстве, приехала в деревню и зашла в дом к дедушке, где все знакомо, приятно, но слегка подзабыто. Над алтарем в лучах света царит образ кроткой милой Богородицы с Младенцем. Чтобы получше рассмотреть, мы по покатой винтовой дорожке, выложенной белыми, с шестого века почти не стертыми камнями поднялись на второй этаж. После полутемного коридора, он просто ослепляет светом, словно после мытарств, очутился на небесах. На перилах второго этажа под стеклом, знаки древнего вандализма - викинги оставили свои автографы, выцарапали на мраморе привет от варваров шестого века варварам последующих веков «здесь был я, викинг». Полюбовавшись хорошо сохранившимися золотыми мозаиками, мы снова спустились на первый этаж. Я прочла в интернете, что здесь должна быть чудотворная колонна, под которой родился Григорий Богослов. Мы опознали ее по группе взволнованных женщин. Окружив колонну, они по очереди вставляли в дырку большой палец руки и по отполированному до блеска кругу меди пытались провернуть руку на 360 градусов. Как известно кисть руки по одной плоскости можно прокрутить только на 180 градусов, а счастья то хочется!!! После неудачных попыток, они обратились к нам с речью наполненной легкой самоиронией: «Мол, что же мы делаем, все в руках Аллаха». Мы им ответили, что, мол ничего не понимаем, иностранцы. Тогда они, чтобы утешиться, начали писать на колоне имя Аллаха и загадывать желание. Когда толпа немного рассеялась я, чтобы не срамиться перед державами, засунула палец в дырку и развернулась всем телом, вслед за рукой. Описать круг в 360 градусов даже с запасцем, вполне удалось. Потом я исполнила этот номер на бис еще три раза. Так что, убедилась в лозунге счастье находиться в наших руках. Правда, ни одно из загаданных мною желаний так и не сбылось, но не важно, главное в этой жизни использовать шанс.
2) Дворцы. Огромный старый дворец Топкапы. Как пишут в путеводителях он в двое больше Ватикана, но вдвое меньше Монако. После толстых крепостных стен начинается огромный парк с вековыми деревьями. Дворец строился с размахом и теперь в этом спящем великане ощущается сила и мощь Османской империи. Но в многочисленных зданиях разместились всего пять выставок. Не очень большие выставки фарфора, одежды. За отдельную плату гарем и сокровищница. В дворцовой мечети выставка священных реликвий. Мечеть маленькая, но в ней собраны, по-моему все святыни мусульманского мира, ни много ни мало кусочек камня Каабы, стеганная куртка самого пророка Мухаммеда, его сабля, знамя, стрелы, зуб, след от стопы, волосы из бороды и письмо, а также сабли четырех халифов пророка. Все это, разумеется, в золоте, бережно храниться. Как положено в мечети пять раз в день совершается намаз.
          Гарем поразил меня, кроме великолепных растительных орнаментов на стенах и изящных тонкой работы витражей, впитавшейся в стены аурой женской истеричности. Как бедным женщинам тут плохо жилось! Они тут бедные страдали и мучились! Мучились и страдали! Полтораста лет во дворце никто не живет, но до сих пор чувствуется атмосфера злобы, интриг, тоски молодых энергичных женщин, запертых на всю жизнь в небольшом искусно декорированном помещении. Я даже экскурсоводу пожаловалась, как мне тут плохо и может быть, моя двоюродная прабабушка, угнанная в плен, тут томилась. Он, оценил мою внешность, посмеялся и спросил может быть это была Роксалана. Далась им эта Роксалана! Еще в турбюро в Москве, меня спросили знаю ли я Роксалану. Я ответила нет, мне сказали: «да что вы, что вы, это наша пленная хохлушка, была очень умная женщина всех своих детей удавила, кроме одного любимого, была любимой женой султана». Да уж, надеюсь, умная Роксалана, удавившая своих детей, все таки, не была моей двоюродной прабабушкой. Хорошо! Хорошо, выбраться из гарема на солнышко, ощутить себя вольной туристкой. Побродить по беседкам, полюбоваться цветами магнолии, видом на город и море.
       Дворец Долмабахчи мне понравился больше. Пестрый, яркий, эклектичный. Сразу видно, что его хозяин был человек темпераментный, с бурной фантазией и веселый. Жилось тут явно легче и проще, чем в старом дворце. Потом, в путеводителе, я прочитала: строительство дворца заказал Абдулмеджид 1-й, которому было всего 16 лет, а умер он в 32 года, слишком никому не успел насолить и жизнь испортить.
3) Еще тревожила мое воображение Влахернская обитель. Когда наш воинственный князь Оскольд осаждал Константинополь, войска византийской империи были в дальнем походе, чтобы защитить город горожане прибегли к молитве и опустили в море ризы Пресвятой Богородицы. Тут же на море началась буря и разметало все корабли. От переполненного благодарностью сердца сложили гимн радости, известный теперь каждому православному: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная.» Поражение не вразумило князя и он предпринял второй поход, но на этот раз вдобавок к потере дружины, князь Оскольд ослеп. Уверовав во Христа, принял крещение с именем Николай, вернулся в Киев, где был предательски зарезан новгородскими князьями-язычниками. Последний из рода Киевичей стал первым русским христианином и первым мучеником.
          После завоевания турками Константинополя, ризы исчезли. После долгих расспросов, мы нашли, сохранившемся лишь маленький храм иконы Влахернской Божьей Матери над святым подземным источником. Но в процессе поиска вышеупомянутой обители, мы посетили церковь Св. Георгия, при греческом монастыре и лицее, где хранятся мощи трех святых Елены, Силуании и к сожалению, забыла третье имя. Икона святой Силуании мироточит. Верующие поймут наши впечатления, остальным - ни к чему.

4) «Бог милует того, кто посвящает себя торговле»- гласит надпись над входом в Гранд Базар или Капалы Чарши, огромный крытый рынок, где продают решительно все. Особенно его ценят любители золота, здесь его много и оно дешевле, чем в других местах. Рынок возник еще во времена Византийской империи, в 19 веке его сделали крытым, придали современный вид. Торгуются здесь жестоко, цены завышают невозможно. Например, футболка с рисунком в 3 цвета стоит 18 долларов. После двадцатиминутной воспитательной беседы цена снижается до 3 долларов. Причем страна, из которой прибыл покупатель, имеет принципиальное значение для формирования цены. Мне говорят 18 долларов, я гордо поднимаю голову и констатирую: «Руссо туристо но капиталисто!» Продавец хихикает и падает до 12 долларов. Я ему с видом оскорбленной невинности: «Я не из Америки приехала». Он: «Хорошо я понимаю у вас такая тяжелая ситуация в стране 10». И так далее и тому подобное. По прошествии двадцати минут, когда мы достигли разумной цены в 3 доллара и на 2,30 его уже никак не уломаешь, он, заворачивает футболку, с видом обворованного человека. Затем произносит: «Может быть, в ресторан вечером сходим». Я, вспоминая Гешу из «Бриллиантовой руки»: «Руссо туристо облико морале!» Причем если «руссо туристо но капиталисто» доходило до всех и сразу, то «облико морале» никто не понимал, пугались, просили перевести и уверяли что «ничего такого не будет, я человек серьезный, посидим и все».
          Если дельфин не будет всплывать на поверхность воды, он задохнется от недостатка кислорода, запрети гаге нырять, она умрет от голода. А что будет, если мужчинам всего мира запретить фразу «ничего такого не будет»? Долго они продержаться или так немыми и помрут, от недосказанности? Хотя, зачем запрещать, ведь из «ничего такого не будет» вышла вся мировая литература, да что там литература, весь род людской.   
   Во время битвы за металл иногда, мы все дружно доходили до полного абсурда. Выторговываем сумку. Половину цены сбили, солнце движется к закату, а продавец все никак вторую половину не уступает. Мы ему: «столько-то! больше денег нет». А он, глядя на замечательный фотоаппарат моей подруги: «где вы фотоаппарат купили?». Мы наивно решили, что противник утомился и хочет взять передышку. Подруга отвечает «в Москве». Он: «Почем?» и ручонки главное к нашему верному спутнику тянет. Подруга, вежливо отодвигая фотоаппарат: «за триста баксов» Он: «продайте за двести». Она: «зачем? Мне самой нужен». Он: «за двести пятьдесят». Она: «я сказала, что за триста купила, но продавать не собираюсь». Он: «но аппарат ведь сэконд хэнд, двести шестьдесят больше не дам». И все ручки липкие тянет. Сумку нам пришлось покупать в другом месте.
             Правда, когда мы обросли нешуточными связями, мы узнали, что не надо было спускать все денежки на этом рынке в первый же день. Сами стамбульцы приходят на этот рынок только за золотом, вещи покупают в других местах. И хотя весь Стамбул это один гигантский магазин у каждого есть свои особенные рыбные местечки, где можно купить на мно-о-о-го дешевле. Подобные рассказы только растравляли мои раны. Я не представляю себе женщину с железной волей, которая могла бы ходить по этому городу-магазину и ничего не покупать. В один драматический вечер мы посчитали деньги и поняли, если дальше так пойдет, мы умрем в Стамбуле голодной смертью, зареклись ничего не тратить до последнего дня. А утром…о женская слабость! Я встретила их! Элегантные босоножки моей мечты из мягчайшей, натуральной кожи с голографическим рисунком. Я крепилась, но решила просто примерить. Это не обувь, а продолжение моих ног. Прошлась по магазину. Группа оптовиков прервала переговоры и нацелила свои взоры на мои босоножки, как ракеты SS-20 на Пентагон. Я поняла, надо брать! Голодная смерть или босоножки на золотых каблучках?! Что делать жизнь - это драма! Ах, я выбрала голодную смерть в красивых босоножках. К счастью обошлось.  Оказалось, можно спокойно менять рубли и мы обменяли деньги, припасенные на такси из аэропорта домой, правда, по драконовскому курсу, но это нам позволило вернуться на родину здоровыми и невредимыми.
5) Полный улет. Сегодня вечером улетает наш самолет. Какой самолет?! Я еще не наигралась! Где это видано, где это слыхано! Человек только приехал, завел приятные знакомства, изучает город, а ему уже улетай?! Семь дней, видите ли, закончились. Так с приличными людьми не поступают! Но, делать нечего, приехали в аэропорт. В Стамбул мы летели исключительно в мужском коллективе, в Москву возвращались в абсолютно женском. Говорят, это всегда на всех рейсах так. Я не знаю, как это получается. Хотя привираю. На весь самолет был один мужчина, сидел рядом со мной, напившись пива, всю дорогу храпел и пукал. Рейс откладывали три раза. Два рейса слили в один, причем на табло наш рейс не указывали. Не прояви мы инициативы и любознательности, могли бы остаться на чужбине. Но, видимо, все чартерные рейсы изначально рассчитаны на наших инициативных, решительных, не побоюсь этого слова, -  героических женщин. После того, как были пропущены все мыслимые сроки отправки, нас все-таки запустили в самолет. Из только что включенных кондиционеров валил пар. Француженки, которых нам все время идеализируют и ставят в пример, наверняка бы начали падать в обмороки и с истерикой вырываться из дымящегося самолета, выпуска минимум двадцатилетней давности. А наши женщины ничего; сели, винца хряпнули, кто кроссворд начал разгадывать, кто любовный роман читать, многие просто задремали и проспали всю дорогу пока самолет не приземлился. Из-за неудачного соседства, спать я не могла, все сидела и думала. Турецкие товарищи меня часто спрашивали: где ваши мужчины, что они делают. Туризмом у вас занимаются женщины, торговлей женщины. (В свое время, когда не было карговых перевозок, турки недовольных своим положением жен приводили в торговый район Лалели и показывали, как наши женщины волокут тюки с товаром. Говорили жене: смотри, как они работают, ты живешь, как принцесса.) Так вот, у вас, то есть у нас, у русских, все делают женщины. Причем они такие умные, красивые, образованные с завистью говорили турки. Если бы у вас мужчины были бы такие же, как ваши женщины, вы бы жили лучше, чем в США. Где ваши мужчины, чем они заняты? Я не нашлась что ответить.
 В общем, на повестке дня у меня вопрос: где наши мужчины и что они делают?
  Одним словом, за морем житье не худо, людей на улицах не режут. Все к лучшему в этом лучшем из миров. Желаю вам счастья, здоровья, материального благополучия.
   На том и сказочке конец, кто читал молодец.

2005 год
   


Рецензии