В краю кузинских уток. Утинские городища

1. УТИНЫЕ НАЗВАНИЯ

Посмотрите, сколько у нас "уток" на Чусовой! К Чусовой бегут Дикая Утка, Утка Демидова и Сухая Утка. Реке Теснин дарит свои воды Утка Межевая. Утиный край!
Уток на Чусовой много. Село Слобода стоит на берегу Чусовой в устье реки Утки Верхней (Яковлевой), текущей на север из района Нижних Серёг. Что значит имя Утка?

*** ВОГУЛЬСКАЯ ВЕРСИЯ ***
Это имя произошло не от птицы и не от личного имени, хотя в Санкт-Петербурге правый приток Невы с XIX века зовётся Уткой по фамилии заводчика Уткина.
Это древнее имя, пришедшее к нам из глубин веков.

Касательно речек с именем Утка – согласно "вогульской" гипотезе А. К. Матвеева, подобные названия могут быть связаны со словом утя – "вода", записанным в XVIII в. в "чусовском диалекте мансийского языка".  В Пермском крае течёт река Уточка, а в районе с. Барда есть речка Утяй, приток реки Большая Нюню.

Но как же быть с рекой Утицей (Утей) в бассейне Амура, от впадения Уссури до устья?
Или с рекой Уть (Вуць) в Гомельской области Белоруссии?
Там тоже вогулы были? Большая нюню. Слишком широкой кажется география вогульских "уток".  Так что попробуем посмотреть несколько других версий.

Исток пермской реки Утьвы находится на водоразделе Волги и Северной Двины, на Северных Увалах в Коперданских болотах. Не исключено, что предки коми могли называть Утями реки в заболоченных местах.

*** КОМИ-ЗЫРЯНСКАЯ ВЕРСИЯ ***
Слово УТ-КА может происходить из финно-угорских языков, но не обязательно из чусовского диалекта мансийского языка. Окончание –КА (искажённая гидроформанта –ГА) означает реку. Тогда что может значить корень УТ?
В Удмуртии приток реки Кильмези носит имя Уть. И на Урале есть имена рек с таким корнем.
Ут – это приток Сылвы. А другая речка, правый приток Бисерти, в прошлом во избежание путаницы с сылвенским Утом, называлась Верхне-Бисертский Ут.

На коми-зырянском слово Ут (Увт) говорит о лежени, подошве, низине. Слово Увтас, Увтасiн предупреждает о низине, затопляемой в половодье. Козъя увтасін - низинный ельник.
Конечно же, в низинах преимущественно растут ели, а не сосны!
Потому неудивительно соседство имён Кузино и Утка близ Слободы, в низинных ельниках. Они говорят об одном и том же!
На языке каких ещё племён, населявших Урал и его склоны, Саранпал и Мансипал, могло возникнуть такое простое и короткое слово УТ?

*** УУТСКИЕ ЮРТЫ КНЯЗЯ ТОНЬИ***
К той же, финно-угорской группе языков относится язык хантов. И на нём есть свой УТ.
Ут-Вар-Юган (ныне Утваръёган) – так называется река в Шурышкарском районе ЯНАО. Устье реки находится по левому берегу Малой Горной Оби, у нежилой деревни Ворземгорт.

Когда в крае Югана появились русские, местное население покупало и меняло  оружие, ткани, украшения и хлеб. Русские купцы в XVII веке добирались до самых глухих и отдалённых юрт. До сих пор, с XIX века тамошние гужевые дороги являются действующими автозимниками. С купцами пришли и казаки, сборщики государева ясака. Начиналась русская колонизация Сибири. Против казаков восстал югорский князь Тонья. Живший в XVII веке, богатырь Тонья был увековечен в песнях и легендах угорского эпоса.
Остатки Мункысь-Урий, княжеской крепости Тоньи, расположены у посёлка Угут. Могильник с городищем расположен на левом берегу реки Большой Юган, на холме близ старицы Частухинский Урий.

Оказывается, название посёлка Угут близ крепости пошло от названия Уутских (Угутских) юрт. Они стояли на речке Угутке, именуемой Уут-сап, что означает "на перекате речка".
Полагаю, что слово Ут, Уут у племён обских угров означало перебор, крутую извилину, перекат реки.

2. ОТ СИБИРИ ДО ПРИКАМЬЯ

Интересно, что Утки и Утицы рассыпаны по всей России!
И в Сибири есть "утиные имена" рек. В Тюменской области течёт река Утья, приток Иксы. Осталась на память Утя и в названии легендарной Утяцкой слободы!

Примерно в 1680 году слободчик Фёдор Иноземцев начал строительство Утяцкой слободы в верховьях реки Тобол. Граница Утяцкой слободы от Царёва городища проходила по речкам Утяк и Юргамыш. После смерти царя Фёдора Алексеевича в апреле 1682 года, Утяцкая слобода стала известна раскольнической пустынью Иноземцева и старца Авраамия, сопротивлением и массовой гарью старообрядцев в декабре 1682 года.

С другой стороны, удивляться появлению подобных названий в Сибири не стоит. Вместе с народами в Сибирь в своё время "переселялись" и названия. В Омской области стоит село Утьма, основанное казаками в 1805 году.

Полагаю, это были переселенцы из Центральной России и Поволжья. Ведь Утьма – исконное название реки в Ярославской области, исток которой опять же находится в болоте, между Графским Лесом и деревней Тимохино. Это топоним мерянских племён, где окончание –МА означает жилую, заселённую местность, землю.

*** СЛУЧАЙНОЕ СОЗВУЧИЕ СЛОВ ***
Каким образом "кузинские утки" – УТЫ и УТИ - разлетелись от Поволжья до уссурийских Утиц? И, наоборот, от Амура до Северной Двины, от Тобола до Белоруссии?

Возможно, из-за похожих по смыслу и созвучию слов в языках племён, которые соседствовали, воевали или переселялись. Самый яркий пример такого явления – заливные луга. У вологодских вепсов было слово "ЛУХТ", означавшее заливной луг, или низину, подтопляемую в половодье. В мерянском языке это же слово звучало как "ЛУХ", сократившись на согласный звук "т".

Неудивительно, что русские крестьяне отождествляли слово "лух" и мерянские названия от него со словом …"ЛУГ"! Слова неродственные, но смысл их совпадает. К его величеству Cлучаю, они созвучны!

Не исключено, что слова с корнем УТ перенимались от одного древнего народа к другому либо отождествлялись по созвучию неродственных слов. Коми-зырянский "увт" созвучен с вогульским "утом" и хантыйским "уутом".
И всё же, кто у кого перенял "утиные" названия?

*** ДРЕВНИЕ НАРОДЫ ПРИКАМЬЯ ***
География "уток" идёт от Сибири и Дальнего Востока до Волго-Вятского междуречья через Прикамье, повторяя пути Великого переселения.
Прикамье и бассейн Чусовой стали и воротами в Сибирь, и местом рождения новых народов.
Во второй половине раннего железного века (III в. до н.э. - V-VI в. н.э.) в лесном Прикамье и на северо-востоке Европы обитали гляденовцы – древний этнос коми.
В III-V вв. н.э. в Прикамье мигрировала большая группа угорских и саргатских племен из урало-сибирской лесостепи с новым погребальным обрядом - курганными могильниками.

Под давлением угорских племен часть гляденовцев ушла на Север, а оставшиеся люди ассимилировали пришельцев. Образовались новые финно-язычные культуры. На основе Ломоватовской культуры Верхнего Прикамья возникает общность предков современных коми-пермяков, Родановская культура.

Оказывается, в то же самое время в бассейне рек Сылвы и Ирени селились и древние тюрки!
Их археологическая культура – Неволинская. Впервые её артефакты обнаружены в большом могильном кургане близ села Неволино, рядом с городом Кунгуром.
Историк А. Белавин сообщает: "О массовой гибели людей в конце VIII - начале IX вв. свидетельствуют поспешные коллективные захоронения, совершённые прямо на неволинских поселениях …".

Белавин полагает, что была война между древними финнами (предками коми) и древними тюрками.  Тюрки, предки болгар и печенегов, вывели свои племена на Нижнюю Каму и Среднюю Волгу, где зарождалась Волжская Булгария.

С Х века Пермское Приуралье становится торговой факторией могущественной Волжской Булгарии, страной Вису. Болгарские фактории (касабы) существовали вплоть до XIV-XV веков.
А. Угрюмов сообщает: "Булгары, как пишут арабские географы, ездили в страну Вису преимущественно зимой, на санях, запряженных собаками. Обозы сколачивались до сотни повозок и шли в сопровождении лыжников. Булгары везли народу Вису оружие: копья, мечи, ножи, топоры, серебряные и золотые украшения, ткани и выменивали на них меха, столь ценящиеся правителями Восточных царств, моржовую кость, воск, мёд".

Начиная с XI века, в Прикамье проникают и первые северные русские поселенцы, поморы. Иногда северные славяне проживали в одних поселениях с коми-пермяками (!). Новгородские купцы и ушкуйники с реки Вычегды волоком переправлялись на реку Колву, впадающую в Вишеру, откуда далее их пути шли в южном направлении на Каму и Волгу, а также на восток, по Вишере, в Сибирь. Так "утки" могли разлетаться от Северной Двины до Сибири.

Получается, не только древние коми, но и древние тюрки могли давать названия чусовским рекам и горам до пришествия манси в XII веке. Это наталкивает на мысль, что истоки "утиных" имён стоит поискать на землях Волжской Булгарии.

3. УТИНСКИЕ ГОРОДИЩА

Конец XVII века в России – время "уткинских острогов"!
В 1662 году Чусовская Слобода на Утке пережила нападение башкир. После того слобода стала застраиваться наново. Каждый раз стрельцов и пушкарей не успеешь из Верхотурья вызвать. И вот, в 1674 году в Чусовской слободе появился Уткинский острог!
Да не он был первым. Он был тёзкой другого городка, тоже на реке Утке.

Раньше появился Уткинский острог на Волге. В 1667 году по Андрусовскому перемирию часть польских шляхтичей перешла на русскую службу. "Служилые иноземцы" во главе с полковником Гаславским были поселены в Западном Закамье для защиты края. Им выделили земли патриаршей вотчины на волжских притоках – реках Утке и Майне.
В придачу шляхтичи получили дворцовых крестьян из Казанского, Свияжского, Царевококшаиского и Яранского уездов. В 1668 году при межевании поместных земель полоцкой шляхты были обнаружены и "описаны на Великого государя" старые городища и укрепления Казанского царства. На месте старых городищ в 1670 году были построены Майнский острог (у патриаршего села Майна) и Уткинский острог рядом с селом Полянка на реке Утке.

Речек Уток на Волге было столько же, сколько на Чусовой и Сылве. Разница в том, что на Урале, чтобы избежать путаницы, в "утиные названия" добавляли прилагательные. И полетели вдоль Реки Теснин Утка Межевая, Утка Дикая и Утка Сухая, Утка Демидова да Утка Яковлева (они же Старая Утка да Новая).

На Волге поступили иначе. Шляхтичи Столбуновский и Маклашевский в 1669 году при основании деревень переименовали три одноимённых селения Утки в Маклашеевку, Зеленовку и Берёзовку. Тоже, чтоб не путать "уток".
Так вот, деревня Маклашеевка, на правом берегу волжской Утки, стояла на месте древнего городища, который звался …Уткинский Татарский Городок!
Может, здесь прольётся свет на "утиные" названия?

*** УТКИНСКИЙ ТАТАРСКИЙ ГОРОДОК ***
Городки и укрепления ярославских земель были описаны в старинной книге К.И. Невоструева "О городищах древняго Волжско-Болгарскаго и Казанскаго царств".
Вот что он писал:
"Верстах в 15-ти от Булгара на Волге к югу протекают две реки, Утка и Майна, параллельно одна другой идущия, но в устьях соединяющиеяся и обе впадающия в Волгу. На этих двух реках было четыре городища или укрепленных места: 1) Майнское 2) Кокрышское, 3) Балымерское и 4) Уткинское. Все они — Казанской губернии, Спасскаго уезда".

Невоструев ссылался на память Макарию Кисловскому 167 (1653) года Марта 31 дня. Историк упоминает отводные книги Казанца Баракова "и при нем подъячево Чередеева по наказу от Казанских воевод в апреле 176 (1668) года об измерении и описании земли до рекам Майне и Утке, особенно же старых городищ, валов, осыпей и бывших крепостей, с тою целию, чтоб отдать сии земли под поселение и в надел пленной (после Польской войны) Польской шляхте полковнику Гаславскому с прочими, а бывшия городища и всякия крепости обновить".

Интересно, что булгарское городище изначально называлось Утинское, а не Уткинское:
"Татарское городище словет Утинское…, а около того городища ров, глубиною в сажень, а по мере того селища (т. е. как из последующаго видно, бывшаго тут села, Никольскаго-Полянки, см. на Подробной карте Рос. империи, и на нашей карте городищ) в длину на 70 сажен и поперег на 40 сажен. От Болгарскаго городища (древнего города Булгара – прим.авт.) и до Балымерскаго городища хоромнаго сосноваго лесу и с бортными ухожаи на 12 верст, поперег 4 версты".

Здравствуй, Ут! И снова мы пришли к тебе.
УТ - древнее тюркское слово, которое означало густую траву, молодую зелень.  Кук ут — зелёная трава, болан уты — иван-чай.
По сути, древнетюркский Ут – это и есть заливной луг с сочной травой для пастбища. Тот самый "лухт" мерян и вепсов.

Он, как коми-зырянский Увт, и есть низина, подтопляемая в половодье. Где на высоком берегу глубокого оврага, "кузенёра", стоит городище. А по овражку бежит река, переливаясь на перекатах, хантыйских "уутах". Бежит речка, и прячется в болотах, в "козъя увтасін" - низинном "кузинском ельнике".

Случайные созвучия слов в языках древних племён…
Гул минувших тысячелетий доносят они до нас!
Чу! Только всходит солнце – и я слышу хлопанье крыльев на заболоченном берегу.
Летят "кузинские утки" по всей России, по следам Переселения народов. По следам мери и вепсов, булгар и печенегов, поморов и коми, обских угров и детей Лесной Степи.

Их ждут Уты и Утьвы, Утьмы и Уточки, Утицы и Утяки.
Они хранят звуки старых булгарских городищ и укреплений угорских князей, тайны дымных гарей тобольских старообрядцев.
"Кузинские утки" остались у нас, на Реке Теснин  - на вечной дороге в Прикамье, праматерь северных цивилизаций.


Рецензии