Гоголевский бульвар д. 8

Вчера исполнил давнюю мечту: в свой день рождения съездил к Оковецкой иконе. Конечно, не в Ржев, а на Гоголевский бульвар, где раньше стоял храм в память пребывания этой чудотворной иконы в Москве. Теперь на месте алтаря какое-то непонятное здание, непонятной постройки (обратить внимание архитекторам), а на доме 9 по Большому Знаменскому переулку (более известном для пожилых людей, как ул. Грицевца), мы обнаружили памятную табличку. А ведь в честь этого храма, когда-то часть Большого Знаменского переулка носила название Ржевского. Был у меня  друг заядлый автомобилист Костя, с которым я надеялся  когда-нибудь съездить на источник, но не получилось. В этом году он неожиданно умер. Так  пришлось ограничиться посещением мемориальной доски. Оглянувшись по сторонам, я заметил, сколько всего еще хранит старая  Москва. Похоже, это понимаю не только я. Увы, совсем рядом я обнаружил музей современного искусства, занимающий приличную территорию. Через собор был виден памятник, первородному греху, излюбленная тема современного "искусства". Вероятнее всего,  любителей этого искусства волнуют не столько сами Адам и Ева,  наши общие предки, а сам грех, благодаря которому и существует их искусство. Попами к нам разместились какие-то другие, вероятнее всего служители греху, один со старой кинокамере, другой уселся в кресло. После оказалось, что у этого музея несколько больших территорий в старой Москве. Сквозь листву была видна главка то ли плененного, то ли карикатурного храма... Впоследствии оказалось, что это знаменитая часовня Александра Невского, которую московским властям хватило ума не ставить вместо прекрасной снесенной в 1922. "Несмотря на то, что проект строительства был отклонён, Зураб Церетели всё же изготовил новую «хрустальную» часовню. Сейчас она стоит во дворе Музея современного искусства на Гоголевском бульваре. До 2016 года часовня не была освящена[6]"
На доме №8 висит табличка примерно с таким содержанием в этом доме жил великий архитектор Иван Ильич Леонидов. Сначала я подумал, что стою у дома российского масона, так как никогда не слышал о таком великом архитекторе, а только об артисте Леонидове, Вольфензо;не как выяснилось, и то благодаря портрету уж тут действительно великого П.Д. Корина. Позже выяснилось, что архитектор такой был и относился к разряду людей, "имя которых бессмертно, а подвиг неизвестен". Иван Леонидов был авангардистом, ничего в жизни не   построил, а только мечтал., в частности, о городе Солнца. Такая уж страшная судьба дома. возникшего вместо разрушенного храма. Тогда леонидовым казалось, что храмы больше не понадобятся. А понадобятся переделки старых зданий под дворцы пионеров, академий, парткабинетов и т.д., ну и, конечно, город Солнца, который мыслился И. Леонидовым как столица Мира, где «народы мира учатся понимать друг друга, предельно выявляя свою самобытность и индивидуальность»[7]. Ну, вот храма мы лишились, а столицы Мира, слава богу не построили.
На Гоголевском бульваре мы обнаружили странный памятник, как выяснилось Шолохову,  в духе этого самого искусства. По замыслу автора писатель повел коней на водопой, сам почему-то уселся в лодку. Так что непонятно пошел он с конями или поехал все-таки на рыбалку. но. как меня поправили читатели, Михаил Шолохов решил переправиться с конями через какой-то водоём, как умный человек обзавелся лодкой - вплавь можно и простудиться.  Под конец нашей прогулки вынырнул золотой головой  многострадальный Храм Христа Спасителя, сначала к всеобщему возмущению взорванный, потом и  восстановленный, что опять вызвало возмущение. Когда-то на Волхонке жила моя семья и я еще помню огромную коммунальную квартиру, а теперь радуюсь, что по этой улице еще разрешают пройтись: не перегородили окончательно шлагбаумами, не позапирали на кодовые замки. Надо ловить момент!
Утром я  прочитал молитву, которую положено читать перед Оковецкой иконой, но прочитал, вероятно, плохо, потому что к вечеру разболелась нога. А должно быть наоборот!


Рецензии