Эзотерика Соляриса Андрея Тарковского

                «Когда я слышу о домике и острове, то чуть ли не выхожу из себя
                от возмущения. Тот эмоциональный соус, в который Тарковский
                погрузил моих героев, не говоря уже о том, что он совершенно
                ампутировал “сайентистский пейзаж” и ввел массу странностей,
                для меня совершенно невыносим» Станислав Лем

Сравнение романа Станислава Лема «Солярис» и одноимённого фильма Андрея Тарковского показывает, что при подготовке к съёмке фильма серьёзные поправки были сделаны для того, чтоб показать нам модель потустороннего мира, который вполне согласуется с современными представлениями Ньютона и Монро.

Например, в романе старт корабля Криса сопровождается тряской («что-то наверху заскрежетало, и контейнер вздрогнул. Инстинктивно я напряг мышцы»), а в фильме Крис просто удивляется, что, как оказывается, он уже летит. Небольшая, но существенная вырезка. Возможно, это и есть момент смерти Криса.

Надо сказать, что при создании сценария Тарковский с первой же страницы романа должен был оказаться в крайне неудобном положении. Дело в том, что Крис летит на космическом корабле к Альфе Водолея, от которой к земле свет идёт 750 лет. Корабль же не мог превысить скорость света и в лучшем случае летел туда около одного тысячелетия. Крис всё это время мог находиться в анабиозе, но на станции все уже должны были умереть. Это очевидное недоразумение и могло подтолкнуть Тарковского на коррекции сценария в сторону потустороннего мира.

Прибытие Криса на станцию и его пребывание там вполне укладывается в современную эзотерическую картину потустороннего мира. Например, главные герои на станции Соляриса, подобно душам умерших, ничего не едят и только делают вид, что пьют. Кроме того, каждый из них живёт в своём, неизвестно откуда взявшемся, мире, который соответствует только его собственной совести (читай «душе»), и, конечно, каждый из них страдает по мере содеянного.

Пример эзотерической сценарной вставки – отправка первой реплики жены Криса в космос. Крис находится прямо рядом с ракетой при её старте и всего лишь несколько обжигает лицо. Этого момента нет у Лема. Такого просто не могло быть в серьёзной научной фантастике. Человек не может выжить в данной ситуации: пламя двигателей и вакуум открытого космоса просто уничтожили бы следы пребывания Криса в отсеке запуска. Это знают даже дети. Фильм же этот сделан настолько умно, как и другие фильмы Тарковского, что очень вряд ли этот момент - просто досадное упущение, тем более что в фильме в уста Снаута как будто в насмешку Лему добавлен текст: «В следующий раз не паникуй и нажимай "Пуск" из коридора». То есть, Тарковский сделал вставку намеренно, дабы показать, что материальные воздействия не могли оказать на Криса особого влияния.

И конечно же, в конце романа у Лема нет никакого Дома с Отцом-Океаном, перед которым Крис встаёт на колени, как блудный сын. Впрочем, до этого момента Крис говорит Снауту, что Солярис влез ему в душу, и этих слов тоже нет в романе! Тарковскому необходима была эта связка-переход к родному дому Настоящего Человека (Криса) в конце фильма. Крис понимает, что не так важно, насколько человечны создания Соляриса, сколько важно, насколько ты сам являешься человеком. В награду, подобно булгаковскому мастеру, Крис получает дом и покой. Так заканчивается путешествие души Криса. Можно предположить, что Тарковский в Крисе видел конец эволюции души безбожного Ницше (монолог Криса «Проявляя жалость, мы опустошаемся…»), но это - отдельный вопрос.

Кстати, соавтором Тарковского по этому фильму был Фридрих Наумович Горенштейн, по книгам которого позже во Франции были поставлены спектакли «Путь души» (1989 г.) и «Искупление» (1992 г.).

Пересмотрите фильм с этой точки зрения, и Вы получите новое, особенное удовольствие. Нам показали Тот Свет интеллектуалов-материалистов высшего уровня. Жаль, что Станислав Лем так этого и не понял.

            «”Солярис” - это книга, из-за которой мы здорово поругались с
             Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили
             о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой...»
              Станислав Лем (интервью газете «Московские новости», номер от 18.06.1995 г.)

(В ЖЖ: https://val000.livejournal.com/1490853.html )


Рецензии
В замечании Владимира Швеца 3 есть фраза: "Солярис", как и "Сталкер" - это не экранизации знаменитых фантастических произведений. Это самостоятельные кинополотна».
В своё время захотелось провести сравнение книги Стругацких “Пикник на обочине» с её версией, представленной в синематографе Тарковским. Результат получился неожиданным: действие в «Сталкере» начинается там, где кончается «Пикник…». В этой связи предположение автора рецензируемого текста о различии «Соляриса» Лема и киноверсии Тарковского кажется вполне резонным.
Тарковский: «Главный смысл… фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает всё наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких, как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее.» ----- Получилось ли это в фильме?.. Получились OCТРOВА из биографии режиссёра, которая материализуется почти в каждом творческом выплеске… Из финальной ракеты, удаляющейся ввысь и прочь от Соляриса внизу видны ненастоящие острова, и это видится освобождением от вины пo пути к отцу - в нравственном отношении: я такой же как он, «только этого мало», но что поделаешь… Как в комедии Теренция: «Homo sum, humani nihil a me alienum puto».

Мара Рушева   12.12.2022 09:09     Заявить о нарушении
Хорошее замечание. Только Сценарий к "Сталкеру" написали братья Стругацкие, а не Тарковский, хотя и явно под его влиянием. Этого не получилось с "Солярисом". Поэтому сценарий к нему писал Фридрих Горенштейн.

Валерий Аллин   12.12.2022 09:18   Заявить о нарушении
Да, по сути, в обоих фильмах по три соавтора: два писателя и один режиссёр, снявший эти фильмы. Место «второго режиссёра» при данном удвоении принадлежит любому Имяреку-критику, образуя для масс широкую и в разной степени глубинную интерактивность.

Мара Рушева   12.12.2022 11:13   Заявить о нарушении
Не скажите. Я имел в виду, что "Пикник" всё же продолжили его авторы, а не Тарковский. Хотя в данном случае и очевидно модифицируещее влияние гения Тарковского (высокий духовный контакт) на Стругацких с их явной предрасположенностью к эзотерике:

http://proza.ru/
Валерий Аллин   12.12.2022 18:30   Заявить о нарушении
Собственно говоря, спора нет… Имеется определённая неудовлетворенность разборов полётов на Солярис… Что ли так...

Мара Рушева   12.12.2022 21:40   Заявить о нарушении
Всё в рамках заголовка. Я недостаточно сказал об эзотерике в "Солярисе" Тарковского?

Валерий Аллин   12.12.2022 21:52   Заявить о нарушении
Интересная статья, неплохая фраза: "Крис понимает, что не так важно, насколько человечны создания Соляриса, сколько важно, насколько ты сам являешься человеком".
Неудовлетворенность разбором полётов на Солярис – она от ощущения неполноты понимания - что там к чему в тексте Станислава Лема… Вот фильм Содберга упрощает ситуацию, но Лема это не смутило).

Мара Рушева   12.12.2022 22:22   Заявить о нарушении
Вот и славно.

Валерий Аллин   12.12.2022 22:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.