Футбол на Красной площади

   Да, футбол. На нашей самой главной площади. Кто бы мог подумать. Эта площадь видела многое и многих. Разное и всякое за всё время её  существования. А это больше пяти веков. Со временем  она стала не просто площадью в нашем бытовом понимании.  Красная площадь - это наша история такая, какая она была со всеми её трагическими и радостными событиями, запечатленными  на скрижалях  всеобщей российской истории. И вот в  это  сосредоточие нашей духовности   и всего русского мира вдруг явился футбол. Она вдруг стала сосредоточием мира футбольных фанатов со всей Земли. Всей, как есть из конца в конец.
 
   Это  для нас Красная площадь – почти храм нашей веры под открытом небом. А вот почти во всём мире знаменитая  площадь связывается только с одним. С военными парадами. Демонстрацией нашей устрашающей мощи. А целью каждой такой демонстрации было уверить наших людей в «спокойствии наших границ», а ещё и предостережение всем супостатам, которые попытались бы нас сломать, взломать эти границы. Будет чем встретить лихих гостей. Напоить всех сватов до пьяна собственной кровью.
 
И по большей части все приезжающие в Москву из-за рубежа убежденны, что само название площади – это олицетворение идеи, которая господствовала у нас с памятного 1917 года. И которая долгие годы воодушевляла и устрашала весь остальной мир.

 Как правило даже и не совсем продвинутые по части нашей истории иностранцы знают, что есть на этой площади мавзолей, храм Василия Блаженного ну и такой чудный магазин ГУМ. Ну и стоит на всё это посмотреть. Знаю, о чем говорю, поскольку сам прихожу сюда с иностранцами и слышу их домыслы и догадки относительно названия площади. И редко-редко кто из них знает истинный перевод  названия, можно сказать сакрального для всех нас. И при этом, надо сказать, что я работаю преимущественно с представителями страны той самой, которая и сама совсем не бедна революционными традициями. И которая обогатила и наше сознание опытом Парижской Коммуны и таким всемирно известным  шлягером, как «Интернационал».

Я  иду по Красной площади и невольно думаю о том , что видела и пережила наша площадь. А видела она много. И  «Утро стрелецкой казни» - это так только не очень большой эпизод на фоне всего пережитого. А теперь на площади стоит стадион. Настоящий, не игрушечный. Для футбола. Вот уж, что совсем не грезилось хотя бы тем, кого мы видим на картине Сурикова. И в первую очередь самому Петру Первому, которого мы видим справа на коне возле кареты с иностранцами.

  А вот сегодня иностранцы, пришедшие на Красную площадь, вовсе и не чувствовали себя иностранцами. Я смотрел на них, и видел, что они вовсе и не чувствовали себя здесь гостями. Судя по всему их поведению. Это неописуемо, что тут творилось И особенно совсем рядом на Никольской улице, которая в одночасье стала всемирно известной.

                *****
  Болельщик от футбола не может вести себя тихо и сидеть смирно. По определению. Он идёт на стадион вопить и орать. И никак иначе. Вопить и орать хором. Вот тогда настоящий драйв. Футбол – это вам не шахматы. Футбол – это зрелище, и ты, даже если ты и сидишь на самом верху  трибуны, ты активный его участник. И чем громче ты вопишь, тем больше у твоей команды шансов победить. Надо поддержать. Как?  Ну понятно как! Всей силой голоса, на которую ты способен.
 
  И вот это орево сотрясало стены древнего Кремля в течении трёх недель. После полудня и до позднего вечера.  И было очень весело. Но, конечно, то, что происходило в этом смысле на Красной Площади и особенно на Никольской, - это была только разминка, проба голоса, настройка. А особенно я в этом убедился в предпоследний день накануне матча Хорватия – Франция.

   Вся Никольская – сплошь хорваты. И в основном такие здоровенные мужики. У всех футболки в крупную красно-белую клетку. И как они орали свои речевки. В полном упоении  и экзальтации. Я думаю так , что очень специфичная аура Красной площади подпитывала их энергетику, которую они от души выплескивали под покрывалом мириадов мелких лампочек. Это светящееся  покрывало накрыло всю улицу из конца в конец.

Хорваты орали в полной уверенности своей победы. А французов я почти и не видел. Редко – редко мелькал их триколор, наброшенной на плечи. Прошла одна такая девушка,  которая в досаде бросила. Il n y a que des Croates ici. Et les notres? Ou sont-ils ? ( Здесь только одни хорваты. А наши? Где они?)

  И еще позже уже на Красной площади я увидел двух французов. У них на головах были такие занятные птицы. Аисты. Почему, аисты спрашивал я себя. Потом осмелился, подошёл и спросил одного.  Pourquoi avez - vous les cygones sur les tetes? Et pourquoi pas les coqs? ( Почему у вас аисты на головах, а не петухи?) Галльский петух, как известно, - это один из символов Франции. Француз, нисколько не удивился тому, что к нему обращаются по-французски на Красной площади. Вероятно принял за своего. Он назидательно объяснил, с легкой досадой в голосе, что сам  он из Эльзаса. А Эльзас - это аист, а не петух. Я пожелал успеха его команде.
   
                *****
     Сегодня поговаривают, что, дескать, надо бы отметить это событие какой-нибудь скульптурной композицией на улице.  Для истории. Может быть это и правильно. Мундиаль оставил в истории нашей площади тоже не малый насыщенный, красочный  мазок.
 
  Я не могу сказать, что я такой уж любитель футбола. А уж про то, чтобы фанатеть по нему, то тут я и вовсе бесконечно далёк от этого. Я в детстве, как и все пацаны нашего двора, гонял мяч. Не был среди первых. И лучших. Но мне нравилось. Нравилось играть. Но и тогда я уже понимал, что у нас футбол – это больше, чем футбол. Из глубин моей памяти доносится до меня голос Вадима Синявского. Сегодня редко кто и знает это имя. А тогда в те далекие годы, когда телевизор был редчайшей редкостью в моём коммунално-барачном детстве, его голос был голосом этой популярнейшей игры. Он был футбольным комментатором, кажется единственным на радио. Его голос, как и голос Левитана знали все. И также, как и Левитана,  никто не знал его в лицо. Как он вел свои репортажи -  передать это невозможно. Надо было слышать. Откройте Интернет. Может он вам поможет.

   Вадим Синявский – он был не только тем, кто выдавал радиокомментарии, так сказать, в режиме онлайн всем любителям футбола в огромной стране. Он был вообще  родоначальником спортивного репортажа. И не только спортивного. Ведь это его голос мы услышим на знаменитых репортажах с Красной площади 7 ноября  41  года и не менее памятного парада Победы 1945 года. Да, что говорить! Откройте Википедию. Там всё узнаете и поймёте всё. И вам станет досадно от того, что сегодня его имя почти и неизвестно.  А мы-то говорим, что никто не забыт и ничто не забыто , особенно по отношению к тем, кто прошёл войну. А Синявский был ещё и фронтовиком. Был тяжело ранен. Потерял левый глаз.

   Страна слышала: «Говорит Москва. Наши микрофоны установлены на центральном стадионе «Динамо». А потом мы слышали Марш футболистов. Его знали все.  Даже и те, кто не был болельщиком футбола. Он как-то редко звучит сегодня, предваряя футбольные матчи. А ведь тогда, в те далёкие времена,  когда он звучал из чёрной радиотарелки, которая была установлено почти в каждой квартире, во всех коммуналках, это было нечто непередаваемое. Душа наполнялась вмиг настроением бодрости, радости. И оно подавляло все жизненные заботы и огорчения. Гениальная музыка.

   И мало кто знает, что эту музыку написал тот же композитор, который написал «До свидания, города и хаты», «Чернобровая казачка»,  «Враги сожгли родную хату», «В лесу прифронтовом» и, наконец, известную во всем мире «Катюшу». Блантер звали этого композитора. А написал он это марш по просьбе того же Синявского.

А из того времени к нам доносятся и другие мелодии и слова, которые передают не только тему футбола, но они ещё наполнены высоким духом патриотизма. Песня – она ведь всегда передаёт дух своего времени, его радости и печали, его главное настроение. А ведь Марш футболистов  был написан как раз перед войной, густая тень которой уже накрывала нашу страну. И как же не отразиться этому в песне, даже если в ней идет речь о футболе. Вот вспомним и попытаемся понять дух того времени через посредство вроде бы незамысловатого текста.  Нет сегодня таких мелодий. И слов таких тоже нет. Но песни,  к счастью, известны и по сей день.
                *****

   Например,  фильм «Вратарь», подарил нам чудесную песню на футбольную тему.  Вспомним и её тоже.
 
Физкульт-ура-ура-ура! Будь готов,

Когда настанет час бить врагов,

От всех границ ты их отбивай!

Левый край! Правый край! Не зевай!


Эй, вратарь, готовься к бою,

Часовым ты поставлен у ворот!

Ты представь, что за тобою

Полоса пограничная идет!

   Повторю, каждая песня, - это всегда отражение своего времени. Всегда. Мы слушаем и невольно погружаемся в это время. И это замечательно. Мы не умозрительно познаём ту эпоху. Мы ощущаем его нерв благодаря песне.  Мы постигаем его чувством, душою. А это гораздо более сильное ощущение. И оно  помогает погрузиться в волну, давно ушедшую за горизонт. И, слава Богу, осталась она эта песня. Осталась на веки вечные. Она и сегодня заряжает нас духом патриотизма, который вновь входит в моду после провала ельценской эпохи.
 
                *****

    Но вот пришёл конец войне. Покончили мы с ней счеты. И другое настроение. Совсем другое. Это было настроение победителей. Страна пережила страшное испытание и невыносимые страдания, которые коснулись многих. Да собственно всех. И пришло время распрямиться. Душа все равно ждёт всегда покоя и счастья. И обычных мирских радостей. Она ждёт жизни. И вот она вернулась эта обычная жизнь. И то, что было совсем недавно совершенно немыслимо, стало возможным. И наряду с прежними радостями вернулся и футбол.  И это настроение не могло не отразиться в новых песнях. И народ упрямо двинулся в сторону стадиона «Динамо». Первому стадиону в Москве, воздвигнутому ещё в 20 годы.

 Да, это было  настроение победителей. И подтверждение этому – победы нашей команды на полях Англии и Шотландии. И там тоже наши соперники были повержены. Динамо сенсационна победила в четырёх матчах вдали от Родины. То есть два выиграла и два свела в ничью. С общим счётом 19 – 9 в нашу ползу. Один из этих поверженных клубов нам хорошо известен и сегодня. Челси! В те уже далёкие времена никто и предположить себе не мог, даже и помыслить не мог при самом сильном даре предвидения, что лет так через 50 некий «русский» богатей купит этот самый Челси со всеми их знаменитыми футбалёрами. Ну как мешок картошки. Но это другая история и другая тема. А пока давайте вспомним слова и музыку этой песни, она поможет нам погрузиться в то славное время. Даже если вы и не жили в нем никогда.

В небе злая грозовая панорама,

 Мяч плывёт у ворот по воде,

Но упрямо едет прямо на «Динамо»

 Вся Москва, позабыв о дожде.

Удар короток, и мяч в воротах,

 Кричат болельщики, свисток даёт судья,

Вперёд, друзья!

 Но упрямо едет прямо на «Динамо»

 Вся Москва, позабыв о дожде.

 Мы нередко, мы нередко били метко,

 Ну-ка, друг, мимо рук получи.

 И к британцам, и к шотландцам прямо в сетку

 Из Москвы залетали мячи.

                *****
    
  Но не всё так просто. Я ведь не очень люблю футбол. То есть, повторю,  и я тоже гонял мяч. Да ещё и как. Но чтобы ходить в Лужники и фанатеть, или скажем, как говорят, болеть за какой-то клуб футбольный, со мной такого никогда не было. И вообще из всех, так сказать, коллективных видов спорта, как раз футбол мне кажется наименее зрелищным. Например, волейбол, баскетбол и особенно хоккей, мне кажутся гораздо более динамичными, драматичными, и зрелищными. Эти схватки с быстро меняющимися картинами борьбы двух противоборствующих сторон держат  всё моё существо в гораздо большем напряге.
 
  И потом, эти болельщики…   Я однажды видел,  как оголтелая толпа фанатов неслась по вагонам пригородной электричке.  Это  были, судя по их шарфам, фанаты ЦСКА.  Они орали что-непотребное с провоцирующим безобразным вызовом ко всем,  кто сидел на лавках вагона.  Как бы ища только повод, чтобы их злобная энергия вырвалась наружу. Это толпа только и собралась для того, чтобы в драйве заявить о себе. Заявить о себе, как о  властной, несокрушимой силе. Именно только для этого они и сплотились. Я в них видел в этом вагоне только толпу,  не признающую  границ, которые нельзя было бы перейти.  А это так упоительно, а это так пассионарно. Животный инстинкт толпы - страшная сила. И не случайно, наверно, появилась тогда такая поговорка. «Было у отца три сына. Двое умных. А третий – футболист»

                *****
   Я видел на Красной площади и английских болельщиков.  Меня тут забавляет один курьёз. Вот как раз из Англии этих болельщиков прибыло к нам менее всего, несмотря на всю их сумасшедшую любовь к футболу. Я спрашиваю себя,  почему. Ответ приходит сам собой. Эти неустрашимые крепкие уличные бойцы устрашились наших хулиганов? Получается что так. Наши как бы покруче будут, утверждала и предостерегала  тамошняя пресса.

Нет, кое-кто из бойцов приехал. И даже их было не так уж мало. Видел я их на террасах рядом с ГУМом. Пили пиво, орали, что-то скандировали. В возбуждении чрезвычайном. Но при этом   эти здоровенные дядьки были очень   тактичны и вежливы ко всем прохожим. И особенно к тем, кто делал селфи на их фоне.

    Почему, с этакой репутацией отчаянных хулиганов  родоначальники футбола, которых опасалась и боялась вся Европа, вели себя так? Я нашёл только одно объяснение.  Думаю, что мощная аура  Красной площади пригибала малейшее поползновение на агрессию.  Надо же, что она с людьми делает. Да, по правде,  они и не видели перед собой противника, против которого направить агрессию. Никто их тут не задирал.  Как ни странно, вся площадь была в это время  пронизана настроением добра и благожелательности. Праздник. Всеобщий праздник. Праздник мировой. Смешение стран и народов. 
 
 И все флаги наяву и в реалии были тут, на Красной площади,  все в гости к нам. Флаги не только стран участниц Кубка мира. Но и многих других стран. Все к нам. И как им было не отметиться в этом месте по сути сакральном в нашем сознании. Они и отметились, как умели. И это хорошо!


Рецензии
Прочитал с большим интересом.
А Синявского я помню, его невозможно забыть тем, кому посчастливилось слушать его репортажи. Мы тогда, прильнув к приемникам, затаив дыхание слушали его голос. Он вел репортажи с юмором, интересно. До сих пор помню его фразу: "мяч в воротах, но в тех воротах, в которые на стадион заходят" Сегодня таких уже нет, бубнят что-то - уснуть можно. Николай Озеров тоже хорошо вел репортажи.
И о Красной площади хорошо вы сказали. Я, когда бывал в Москве, любил ходить по Красной площади, где каждый камень историей дышит, любоваться величественным храмом Василия Блаженного, про которого у меня есть "Рассказ про страшную царскую милость"
Спасибо за статью, которая всколыхнула память о прошлом.
Успехов Вам и доброго здоровья!
НИК

Николай Иванович Кирсанов   28.08.2018 12:08     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Николай Иванович. К вам я питаю особое почтение. Знаю Вас давно. И всегда разделяю ваше отношение ко всему, что вы пишите. Вашу прямоту и бескомпромиссность в самых важных вопросах. Иногда приходилось и защищать Вас от нападок всяких придурков.
Синявский , да, - это эпоха, это своё время. И человек своего времени, которое он отражал в своих репортажах. Не всегда футбольных. Сегодня другое время. Потому и другие комментаторы. К примеру. Слушал во время олимпиады, кажется в Корее, комментарии Тарасовой. Той самой, дочери знаменитого Тренера. А там у многих участников иностранных фигуристах тренеры - всё наши люди. Вопрос законный, почему. И она ответила. Скорее ляпнула. "Платить надо больше - вот у нас и останутся" Отец в гробу перевернулся.
Спасибо Вам за сердечный отклик.

Геннадий Мартынов   31.08.2018 08:28   Заявить о нарушении
Разрешить проведение футбольных матчей на священном для всех советских людей месте могли лишь правящие моральные уроды-временщики, засевшие в Кремле...

Якоб Рэдз 2   14.09.2018 14:10   Заявить о нарушении
Отчего же такой сердитый, Яков. Я не испытываю особого пиетета к тем, как вы выразились,к засевшим в Кремле. Но у вас уж совсем перебор. НЕ говоря уж о том, что вы и меня поставили в очень неудобное положение. Просто и не знаю, что и делать. Потому как и я тоже привожу на Красную площадь, в действительно святое для нас место, исключительно иностранце - капиталистов. Вот уж сколько лет привожу. Работа такая. Да разве только на эту нашу площадь? Вот и в главный кремлевский собор привожу. В Успенский собор. То есть куда уж святее место.И что же мне теперь делать после вашей такой пламенной тирады?

Геннадий Мартынов   14.09.2018 23:04   Заявить о нарушении
Очевидно, Геннадий, Вы меня не поняли или не захотели понять. Да кто же Вам запрещает водить иностранных буржуинов по различным историческим местам Москвы? Речь шла о том, что негоже устраивать футбольные матчи там, где похоронены наши великие предки, отдавшие жизни за освобождение своего народа от векового рабства. Убеждён, что Вы крайне бы возмутились, коли на погосте с Вашими родителями кучка балбесов начала гонять мяч...

Якоб Рэдз 2   15.09.2018 05:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.