Свет и пепел

Свет и пепел, размышления по роману Рэя Брэдбери «451  градус по Фаренгейту»

«Рукописи не горят…» (М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)

Каждая антиутопия по-своему ценна. Оруэлл пишет жестко, метко, остроциально, с надрывом, не боясь запретов.   Замятинское «Мы» полно уникальных математических метафор, мистических образов, текст о борьбе превращается в трагическую симфонию.

Неожиданным оказалось прочтение романа «451 градус по Фаренгейту. До самого конца я не знала, вернется ли главный герой в строй сжигателей, сдастся добровольно или же будет пойман на иглу Механического пса. Была высокая вероятность подвоха от старика Фабера, как в «1984» от втеревшегося в доверие О’ Брайена с провокационной  книгой Эммануэля Голдстейна.  После сожжения собственного дома с книгами  по звонку жены, бывший рядовой инквизитор Монтэг, прибивается к  бродягам, таким же  ходячим книгам, как и он.  И  здесь впервые  финальный выигрыш – свобода. Жизнь и свобода, вольная и сознательная жизнь. Впервые  после всех ужасов. Чего не получают попавшие в лапы карательных органов,  предавшие под пытками или после «Великой операции» своих возлюбленных и идеи  Уинстон у Оруэлла и строитель Д-503 у Замятина.

 После побега герой Брэдбери избавляется от тупого животного состояния, затравленный зверь становится человеком. В противовес  своим бывшим коллегам, не случайно названными не пожарными, а  «пожарниками», как одноименные жуки. Чудовищный механический пес с прокаиновой иглой вместо зуба. Бессердечные  санитары неотложки грубо, механически исполняющие свои обязанности. Жена, говорящая с «телевизорными стенами», бросившая мужа и дом перед поджогом, сама не ведая, унеслась в пекло бомбежки. Подростки в машинах, летящие на предельной скорости, не знающие, вернутся они домой или нет, сбивающие людей по приколу… Безумие. Война. Смерть.

 И вот, метаморфоза Монтэга. Пройдя буквально огонь и воду,  «…он понял, почему никогда больше не должен жечь. Солнце горит каждый день. Оно сжигает время… Время сжигает годы и людей… Кто-то должен остановиться. Солнце не остановится.» Монтэг подходит к костру бродяг и делает открытие: «этот огонь ничего не сжигал – он согревал… даже запах этого огня был другой». Монтэг присоединяется к бродячей библиотеке. Переставший жечь, начинает светить – обратная сторона пламени.

А на какой стороне вы?


Рецензии