Выпрямление имен. Книга 3. Глава 22

Думай о том, чтобы с начала и до конца пребывать в учении


В Австралии, в свое время, жили Миклуха-Маклай и революционер Федор Сергеев (Артем). От первого остались внуки, а от второго города, районы и улицы, названные в его честь, в  частности, г. Артемовск в Красноярском крае (бывшая Ольховка) и улица Артема в моем родном поселке. Сергеев был другом Сталина и Кирова, а погиб при испытании железнодорожной техники в 1922 году. Его сына воспитывал Сталин.

В материалах диссертации Г.И. Каневской нашел кое-что по миграции русских из Китая в Австралию.  Выписал фамилии, кто написал свои мемуары по жизни в Австралии: К.М. Хотимский, Н.М. Кристенсен, Н.А. Мельников, Е. В. Говор. Отдельные из них я буду читать на несколько раз. О них речь впереди. А пока поговорим как становилась русская православная церковь.
Австралийская епархия РПЦЗ была основана в 1946 г. и 12 декабря правящим архиереем стал епископ Феодор (Рафальский), тогда находящийся в Мюнхене. В то время там было два прихода — в городах Брисбен и Сидней, основанные в 1925 и 1938 гг. В Брисбене существовал единственный в стране храм. В Сиднее существовала Свято-Владимирская домовая церковь.

В марте 1953 г. епископ Афанасий освятил место под строительство каменного храма в новом приходе, в предместье Сиднея Кабрамате. Владыка Феодор после тяжелых страданий упокоился 5 мая 1955 года. Епископом Австралийско-Новозеландским стал Савва. С его помощью было создано Благотворительное общество имени о. Иоанна Кронштадского, а на  земле, подаренной Андриевскими в Хилсвилле, в 40 милях от Мельбурна, построили дом для престарелых на 10 человек Развило свою деятельность сестричество во главе с Е.Н. Яковлевой.
В 1956 г. около г. Кампбеллтауна, в 33 км. От Сиднея было положено начало мужскому монастырю. Первые монастырские здания возводились по руководством иеромонаха Дмитрия (Обухова). Одновременно в г. Кабрамате протоиерей Ростислав Ганн организовал женский монастырь, насельницами которого стали несколько монахинь, приехавших из Харбина во главе с матушкой Еленой (Устиновой). Этот монастырь назвали «Новое Шамордино».

Эта женская обитель приютила более 500 беженцев из Китая, которые жили там несколько лет пока не устроились на работу. На их содержание было истрачено свыше 10 тысяч фунтов. Когда они разъехались, один барак был превращен в монастырскую гостиницу. Непосредственно переселением беженцев из Китая занимался представитель Всемирного совета церквей (ВСЦ) в Гонконге д-р Штумф.
Подготовительная работа велась с 1954 года, а доклад по переселенцам министру эмиграции Австралии был представлен в 1956 году. Под руководством владыки Саввы был создан беженский комитет. Его отделения были созданы в ряде городов. Среди переселенцев много оказалось престарелых. В первой группе 600-700 стариков. В Кабрамате построили отдельный дом для престарелых с условием содержать 20 чел.  за свой счет пожизненно. Дом был сооружен за счет средств ООН. Закладка его состоялась 31 января 1957 г. в присутствии представителя ООН д-ра Августа Линдта. Дом был освящен и назван в честь Сергия Радонежского, позднее был расширен до проживания  в нем  50 чел.

В общей сложности за три года из Китая в Австралию переселилось свыше 4000 чел. Это только те кто переезжал с помощью епархиального Беженского комитета. Многие переселялись в частном порядке, особенно в Брисбен. Так, отдельные верующие выписывали из Китая до 70 чел.
Внес кое-какие данные по жизни русских в Австралии. Один очевидец «великого переселения русского народа» писал: «Русских людей из Китая везли в трюме парохода, где была брезентовая изгородь, за которой стояло много кроватей, предназначенных для беженцев. Пароход шел до Австралии 12 дней. Почти сразу после приезда в Австралию Совет Церквей прислал нам счет, включавший расходы за четыре месяца нашего пребывания в пересыльных пунктах и на дорогу. Выгода для австралийского правительства в привлечении русских переселенцев была явной» Упоминалось, что Китай покинули архиепископ Русской православной церкви за границей Иоанн Шанхайский и с ним  священник Павел Кочуновский.

Владыка Иоанн сразу же был приглашен в США, а отец Павел Кочуновский обосновался в Австралии. Здесь в пригородах Мельбурна в Данденонге, русскими были построены храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и храм во имя иконы «Всех скорбящих радость» в Джилонге. Кроме православных в Австралии оказалось немало и евангелистских христиан-баптистов. В последнее время главой Союза ЕХБ Австралии был уроженец Кульджи Николай Петрович Порублев. В Австралии Николай Порублев учился в Баптиском богословском колледже (Сидней). В Австралию уезжали и военные. Например командир Отдельного русского отряда волонтерского корпуса в Шанхае капитан I-го ранга Николай Фомин, который скончался в 1964 г. в Страдфилде.

До 1960 года в Австралии в общественных местах разрешалось разговаривать только на английском. Тогда с правами человека никто не считался. Беженцы мужчины два года отрабатывали на тяжелом труде. Некоторые покидали семьи. Тема русская Австралия практически, не тронута и я сел листать все подряд, что говорилось о русских в этой стране. Стало известно, что там проживали поэт Михаил Волин, актриса Эмилия Михайловна Наам, священник Серышев, балерина и балетмейстер Елизавета Васильевна Квятковская. Есть о ней воспоминания Л.А.Ястребова.
В Сиднее, где располагалась греческо-русская колония,  жил и работал в театре артист Василий Иванович Томский. В Австралию он прибыл, как и Чакировы, в 1957 году, писал пьесы, а ставил вещи Островского, Тургенева, Симонова и Катаева. В.И.Томский скончался  8 мая 1962 года. На рингах в Австралии вел успешные бои Андрей Шиляев, сын пермского священника.
 
Отдельно меня заинтересовала судьба семьи Николая Суворова, выходца из Мариинска Кемеровской области (недалеко от крупной станции Зима). Он, как и Владимир Чакиров, окончил Читинское военное училище в 1920 году по специальности военного техника. Так же как и он вместе с уходящими от красных с войсками атамана Семенова оказался в Харбине. Здесь он познакомился со своей будущей женой Еленой Абрамовой, дочерью полковника Белой армии. Жили они небогато, в съемных квартирах, вместе с такими же, как и сам Николай выпускниками Читинского военного училища (ЧВУ). Работал, где придется. Выручали инженерно-технические знания и навыки в механике.
В 1944 году он уехал на заработки на север Маньчжурии строить для японцев инженерные сооружения напротив города Благовещенска, недалеко от теперешнего Хэйхэ.  Туда требовалось много специалистов-инженеров и простых рабочих. Осенью 1945 года, когда Красная армия освободила Северный Китай от японцев, Николай Суворов был конвоирован в СССР и оказался в лагерях.

Супруга же Елена была весьма известным в Харбине парикмахером, работала в салоне Ольшанского на Китайской улице, делала завивки и прически богатым русским дамам на дому. После смерти Сталина последовало ухудшение отношения к русским эмигрантам со стороны китайских властей, так и советского консульства. От них настойчиво требовали возвращения на родину. Однако, Суворовы мать с сыном Кешей уехали не в СССР, а в Австралию. Визу ждали очень долго и только 6 апреля 1957 года, под Благовещение, они и еще 54 русских эмигрантов прощались со своей китайской родиной Харбином.

На поезде они убыли в Тянцзинь. Там пробыли две недели: им сделали необходимые прививки, рентген, провели медосмотр. Пасху отмечали уже на пароходе «Генри Джессен» в открытом море, идущем в Гонконг. На таможне никаких проблем не возникло – семья Суворовых была не из богатых, особых ценностей из Китая не вывозили – личные вещи да книги. Из Гонконга 13 мая вылетели сначала на Филиппины, а потом в Австралию. Не исключено, что таким же образом, а возможно той же партией,  в Австралию, в том же 1957 году убыла семья Чакировых.


Рецензии