Короткая радость

       С каждым годом все больше времени отделяет нас от прошедшей второй мировой войны. Умирают участники и свидетели этого страшного события двадцатого века. Уносят с собой все страхи пережитого, оставляя в назидание будущему поколению наказ не допустить больше никогда такого кровопролития.
     Однажды, посмотрев  по телевизору фильм о войне, я вдруг вспомнил рассказ одного из свидетелей тех событий, который услышал еще в детстве.
     Это произошло на одном из участков Западного Фронта в 1943 году. Силами танкового батальона, без тщательной подготовки, по приказу командира решили  сходу провести разведку боем и, если удастся, захватить новые рубежи и закрепиться на них. Видимых укреплений противника перед собой замечено не было, и весь батальон по команде ринулся вперёд.  Преодолев возвышенность, танки оказались в ложбине, заполненной грязью. На другой стороне ложбины, зарытые в землю, стояли пушки немцев. И как только батальон оказался на виду у фашистов, по нему открыли бешеный огонь и стали поджигать наши танки. Пылали уже пять танков и только тогда был отдан приказ отступить.
    Командир танка Т-34 Иван Зуев был в числе первых на пути к отступлению и уже почти преодолел препятствие, когда заглох мотор. Танк замер на месте,  отстреливался до последнего патрона и, наконец, затих. И когда танки поредевшего батальона скрылись за возвышенностью, тридцатьчетверка Ивана Зуева осталась безмолвно стоять перед противником открытой мишенью. Но немцы решили захватить безоружный танк без единого выстрела. Наблюдая через щель, Иван заметил, как к его танку со стороны немцев движется тягач.
     - Ну, всё, ребята, плен нам всем обеспечен, сейчас возьмут на буксир и потянут в своё логово! – срывающимся голосом сообщил он экипажу.
    Так и произошло. Но, как только немцы протянули танк метров сорок, механик включил скорость, и мотор неожиданно зачихал и завёлся.
    - По тормозам!!!!- закричал Иван, - и танк встал как вкопанный. Тягач от неожиданного ступора заглох.
    - Задний ход!- скомандовал командир танка. И танк с натугой потащил немецкий тягач в свою сторону.
Немцы опешили, стрелять по своему тягачу, где были их сослуживцы, они не решились. А танк, набирая скорость, всё быстрее и быстрее отдалялся от позиции противника. Перевалив бугор, он стал для них недосягаем.
      В это время о срыве наступления и потере пяти танков особист доложил  вышестоящему начальству. Это грозило командиру батальона большими неприятностями, вплоть до расстрела, если узнают, какую ошибку он допустил. Ведь думал о лёгкой и быстрой победе, о возможной награде за геройский поступок, о том, как сообщит обо всем этом домой, своим. Теперь же, сидя перед особистом, просил его помочь выбраться из сложившейся ситуации. Они знали друг друга не один десяток лет и на это обстоятельство он очень рассчитывал.
    На улице послышался гул ликования. Это бойцы батальона радостно встречали прибывшего живым-здоровым Ивана Зуева с экипажем. Иван стоял на танке и отплясывал чечётку.
    - Выход, кажется, нашёлся! - сказал особист командиру батальона.
    - Три бойца, за мной!- скомандовал он, выходя из палатки, и пошёл к танку Ивана Зуева.
    - Расступись!!! Батальон, в шеренгу становись! А ты, Зуев, встань в сторонку. Достав листок, стал зачитывать приказ, обращаясь к танкистам: «За срыв наступления и за связь с фашистами согласно военному времени танкист Зуев подлежит расстрелу! Приготовсь, пли!!!!»
     На помертвевшем лице скошенного пулями танкиста Ивана Зуева так и застыл недоуменный взгляд.
     В рядах танкистов наступила гробовая тишина, которую разорвала команда «Разойдись!»  Бойцы, сгорбившись под тяжестью только что произошедшего, молча пошли к своим танкам, чтобы пережить и осознать случившееся. А оно обозначало одно:  стрелочник был найден, рапорт наверх отослан, виновник наказан. Официальная версия, однако. никоим образом не совпадала с версией товарищей по оружию. И в неотправленном письме Ивана Зуева домой, которое оказалось в руках рассказчика этого случая, он сделал собственноручную приписку о героической гибели их сына. Это все, что он мог сделать для них и погибшего товарища.
    Закончил рассказ фронтовик-танкист тем, что зло, сотворенное особистом, настигло и его самого. Вскоре после того страшного случая он получил пулю в спину и не нашлось никого, кто бы захотел сообщить о нем родным. И это стало актом возмездия за жизнь бойца Ивана Зуева.


Рецензии