Мифологический и фабульный аспект повествования

"Рядом с судьбой героини в этом смысле можно поставить бесчисленное множество других судеб. Однако этот же сюжет, с другой стороны, представляет собой отображение иного объекта, имеющего тенденцию к неограниченному расширению. Судьбу героини можно представить как отображение судьбы всякой женщины определенной эпохи и определенного социального круга, всякой женщины, всякого человека. В противном случае перипетии ее трагедии возбуждали бы чисто исторический интерес, а для читателя, далекого от специальных задач изучения нравов и быта, уже ставших достоянием истории, просто были бы скучны. Можно, таким образом, выделить в сюжете (и шире — во всяком повествовании) два аспекта. Один из них, при котором текст моделирует весь универсум, можно назвать мифологическим, второй, отображающий какой–либо эпизод действительности, — фабульным. Можно отметить, что возможны художественные тексты, относящиеся к действительности только по мифологическому принципу. Это будут тексты, отображающие всё не через посредство отдельных эпизодов, а в виде чистых сущностей, например мифы. Однако художественные тексты, построенные только по фабульному принципу, видимо, невозможны. Они не будут восприниматься в качестве модели некоторого объекта, воспринимаясь как самый этот объект"(Ю.Лотман. Структура художественного текста).
Степень актуализации мифологического аспекта варьирует в зависимости от жанра. В притче она достигает максимума: "человек некий" - это человек вообще. Поэтому он и совершает странные действия, скажем, бросает зерно на камень, где заведомо ничего не вырастет. На самом деле - не странные, а просто надбытовые. Очень сильна степень актуализации мифологического аспекта в таких жанрах, как авантюрный роман и роман воспитания: их сюжеты укладываются в схему "отрок/отроковица проходит инициацию, а в конце увенчивается счастьем и достигает высокого социального статуса". Навскидку несколько примеров:
1. "Лорна Дун": Джон Рид получает в награду от короля дворянство и женится на Лорне;
2. "Айвенго": Уилфред Айвенго получает от Ричарда награду и женится на Ровене; Будет ли герой счастлив с Ровеной (кмк, будет, так как они - пара, одного поля ягоды) - это касается фабульного аспекта, в аспекте мифологическом брак Айвенго - безусловно, награда/увенчание.
3. "Огнем и мечом": Скшетусский получает от короля и князя награду за подвиг и женится на Елене Курцевич;
4. "Разум и чувства": Элинор и Эдвард вознаграждены за свою стойкость, самоотверженность и великодушие возможностью заключить брак, которая, учитывая обстоятельства, кажется просто чудом;
5. "Гарри Поттер": Гарри выходит победителем из смертельной борьбы, увенчивается славой и женится на любимой девушке;
6. "Алый Первоцвет": героиня, Маргарита, выступает в роли сказочного Ивана-Царевича, который по глупости потерял любимую, а потом обрел её снова после череды суровых испытаний. Она не узнала в своем муже героя, подвигами которого восхищалась, утратила его доверие и едва не погубила его, но потом спасла. В финале супруги счастливо воссоединяются, как Иван-Царевич и Василиса Премудрая.
7. "Капитан Фракасс": герой, доказавший свою рыцарскую верность даме сердца, доблесть и великодушие, женится на любимой (неожиданно оказавшейся знатной и богатой наследницей) и получает награду от короля;
8. "Властелин Колец": Арагорн, сбросив маску бродяги, увенчивается славой победителя, короной и браком с эльфийской принцессой. - Обратите внимание, как часто высокий социальный статус героя в финале тесно связан с женитьбой, с невестой: она либо наследница знатного рода (Арвен, Ровена, княжна Курцевич), либо неожиданно оказывается таковой (Лорна Дун, которая совсем даже Дугал, странствующая комедиантка Изабелла, оказавшаяся дочерью принца).
9. "Валькирия": Зима проходит ряд испытаний и обретает "того, кого всегда ждала", причем не кого-нибудь, а прославленного воеводу. Здесь, как и в "Алом Первоцвете", подчеркивается связь мотива "увенчания" не с приданым невесты, а с браком как таковым: неважно, кто именно заключает брак - мужчина или женщина, важно, что факт заключения брака устраняет несовершенство и обеспечивает полноправие.
10. "Орел девятого легиона": Марк, совершив подвиг, получает в награду поместье и женится на Коттии.
Поэтому очень распространен мотив несостоявшейся свадьбы антигероя, причем невеста часто убегает буквально из-под венца: бегство Лорны от Карвера, Елены от Богуна. Здесь в фабульном аспекте важны чувства героини, в мифологическом - отказ увенчать отвергаемого жениха, подтвердить его статус: "Царь - не настоящий!"
Мифологический аспект можно также назвать общечеловеческим. Судьбы героинь Джейн Остин представляют для нас интерес потому, что они - люди. Как мы. Инициация Элинор, в сущности, не отличается от инициации Зимы: события разные, их наполнение - идентичное. В самом общем виде оно сводится к следующему: героиня должна проявить качества и совершить поступки, достойные увенчания, а именно - обуздывать и подавлять свой эгоизм, заботиться о ближних, стойко переносить тяготы, будь то ранение в бою или "всего лишь" известие о том, что любимый человек несвободен.
История Джейн Эйр также укладывается в схему "женской инициации", как и история Элинор и Зимы.
Неслучайно в романах такого типа почти всегда присутствует мотив "ложного жениха" - у Джейн это кузен Сент-Джон Риверс, а у Зимы - целая выставка-продажа: Нежата, Соболек, Славомир, Хаук, Некрас! Мотив этот может быть редуцированным, ослабленным до пародии (Элизабет Беннет и Коллинз) или обозначенным (Элинор и полковник), но он есть. Испытуемая героиня должна сохранить верность истинному возлюбленному (даже если он пока существует лишь в её воображении) и отвергнуть ложного. Поэтому, кстати, в одной из экранизаций "Алого Первоцвета" Шовлена сделали любовником Маргариты, с которым она расстается, встретив сэра Перси - свою истинную любовь.


Рецензии