Кунжут или вновь походные рассказы

«Мама! Мамочка, держись!» - кричала маленькая пятилетняя Таня, вытирая слёзы.  Она склонилась над матерью, и худенькие детские ручки обхватили родное лицо. … Этот момент остался в моей памяти навсегда.
В восьмидесятые годы я учился на третьем курсе медицинского института. Значение слов «горе» и «беда» у меня ассоциировалось только с отчислением. Ну или в крайнем случае – днём, когда родители не присылали денег на проживание. В городе уже у всех начались каникулы, но были и те, кто остался на лето здесь и не поехал к родителям. Среди таких ребят был и я, потому что терпеть не мог проводить больше трех дней с отцом – надоедаем друг другу… А мама… Мама пишет мне письма, и я пытаюсь ей исправно отвечать, правда, на её послание в три листа, мой ответ всего в четыре предложения… Я думаю, это только из - за серьёзной занятости в вузе.
  Для студентов «меда» проводили практики, но я никогда не задумывался, что совсем скоро это пригодится в экстренной ситуации. «Ребя… Э-э-э…Лё-ё-ё-ёша, нет времени об-б-бъяснять, э-э-э… просто бери бинты и зеленку и-и-и через две минуты на п-п-первом этаже!.. Соседний дом рухнул», - задыхаясь и еле выговаривая слова от заикания, кричал мне товарищ, когда забежал в комнату общежития. В этот момент на меня как будто упал тяжеленный груз, и я от неожиданности даже слова вымолвить не смог. Ступор прошёл в считанные секунды, и наступило прояснение всего сказанного… «Как!? Но почему??! Что же делать? И зачем спускаться на первый этаж!!?» - десяток вопросов сформировалось в моей разболевшейся голове... Я схватил свой рюкзак, в котором хранилась старая аптечка. Я бежал по узким коридорам и не понимал, почему никого нет. Даже старушки – контролёрши не было. Я и этого не заметил и по – привычке поздоровался с ней. Пообещал вернуться в общагу не позднее 23:00…
                ***
На улице стоял отличный летний день, солнце играло лучами по высоким окнам домов. Никто бы и не подумал, что сейчас произойдет. Обвалился соседний приют для животных.
Пятиэтажное здание десять лет назад было построено специально для нашего городского фонда. Сотни котят, щенки, рыбки… Даже иногда бабушки приносили туда ящериц и кротов с дачи. Наш приют превратился во всеми любимый «живой уголок» За ним следили добровольцы. Я помню даже, как мы с мамой из деревни приезжали сюда, чтобы посмотреть на большой дом зверюшек. Ведь это настоящая фантастика – пять этажей для животных! А самое интересное, что внутри всегда было чисто и пахло собачьим кормом… Хорошее было место. Хорошая была идея подарить здание приюту. Ведь благодаря такой помощи в городе нет бездомных животных и грустных детей. Ведь там проводились экскурсии, и понравившегося зверька можно было забрать бесплатно. Фантастика!

В доме было два подъезда, около 50 просторных комнат для «постояльцев» и за всем этим следило всего 11 человек.
Помню, на парах нас отправили в этот приют, чтобы спасти шесть замерзших котят. На входе в вуз было большое количество машин: «полиция» и обычные «легковушки» … «Скорая» ехала из соседнего города, так как в нашем городке был всего один врач – дядя Вася. Да и тому уже под восемьдесят лет…
Увиденное потрясло меня… Высотное, по нашим меркам, здание было перекорежено. Вокруг были разбросаны вещи… Люди в бреду пытались разобрать то, что осталось от дома. «Полиция» исправно их отгоняла… Никто не знал причину развала новой «высотки».  Просто в один момент «пятиэтажка» сравнялась с землёй. «Почему? Что произошло? Теракт?  Но у нас такой маленький город…», - так думали абсолютно все присутствующие.
К чему я это все… А! Нас пригнали затем, чтобы оказать первую помощь до приезда городского картежа. Да, сердце у меня в тот момент билось со страшной силой, потому что в здании по средам дежурило три человека… А животные? Не смогу описать сколько боли я видел в этом событии. Я никогда не был так близок к смерти.
                ***
Спустя два часа после обрушения мы нашли одну девушку и около сотни обреченных животных. Настя, так звали сотрудницу фонда. Во время хлопка она нажала разблокировку клеток и прыгнула со второго этажа. Благо рядом оказались кусты сирени. Но раны у нее серьезные. Счастье, что жива… Про других двух Настя сказала только спустя два дня, когда пришла в себя. Парень с девушкой попросили её подежурить, потому что пара хотела сходить на ночной сеанс кино в городе.
Анастасия оказалась милой девушкой, у нее росла пятилетняя дочка Танюшка. После трагедии ее отвезли в область, я за ними ухаживал, приносил фрукты в палату. Таня была здорова и не знала о случившемся, но не хотела отпускать больную маму и всегда находилась с ней.
Из рассказов моей новой знакомой я узнал много подозрительного относительно произошедшего. В соседнем городишке есть влиятельный человек, которому понравилось расположение приюта. Некий Павел два года назад приезжал к Анфисе Григорьевне (директору фонда), предлагал денег за продажу всего дома. А содержание, с его слов, «ненужных псов – бесполезное занятие» Получил отказ. С тех пор в приют начали приезжать разные подозрительные люди, поступали угрозы, чтобы управляющий приютом продал дом без участия губернатора. Анфиса Григорьевна отказывалась и даже перестала пускать «засланцев» на порог… Спустя год угрозы прекратились. Но позже, за несколько дней до трагедии, Анфиса получила анонимное письмо с фразой: «Три – несчастливое число» И третьего июля обрушилось строение. Факты говорили за себя. Человек, который это сделал, не считал ценностью жизни людей, которые могли там находиться.
После этого рассказа я сразу же поехал в область на прием к губернатору. Пётр Игнатьевич был моим хорошим знакомым и сразу же меня принял. Услышанное его потрясло, потому что он не знал о том, что ПАВЕЛ посещал приют и угрожал. Я дал ему диктофон с записью рассказа Насти, оформил заявление. Спустя двое суток город наполнился полицейскими. Началось расследование. Далее я уже не знал о происходящем. Главное, чтобы это не сошло с рук тому, кто хотел построить себе особняк на этом месте.
                ***
После моего неожиданного круговорота вокруг этой жуткой истории и общения с Анастасией, меня с товарищем «устроили» на работу, подлечивать выживших питомцев. Я, зная себя, понимал, что это будет душевное испытание. Но отказать, как другие, не мог. Нам выделили какой-то домик рядом с общежитием, где мы «собирали по частям» несчастных животных. Их было очень много, у каждого в глазах мы видели надежду и страх от пережитого. Выжили эти собаки, кошки только за счет Насти. Ведь если бы она не нажала кнопку разблокировки, то сотни беспомощных душ так и остались бы большинство животных остались живыми.
                ***
Больше всего из наших «пациентов» во мне горечь вызывала старая кошка, у нее была сломана лапка. Мне пришлось помогать ей, когда она «плакала» под придавившей ее рамой.
 Я для себя назвал её Миркой. Когда она выцарапывалась наружу из-под обвала, то в зубах тащила своего котёнка. Такого рыженького… Позже Настя сказал, что у Миры было трое котят, которых кошка не смогла вытащить. Получается, они, как и сотня других, оказались жертвами чей-то расчетливой игры.
Хотя это и кошка, но я на минуту представил, если бы на её месте оказался я. С тех пор я полюбил эту парочку – облезлую, с кусочком хвоста кото-маму и трясущегося Кунжута. С трепетом подходил к её лежанке, наблюдал, как Мирка вылизывает ещё слепого котёнка. На её внимание он отвечает маленькими неловкими ударами носиком о ее лапы. Каждый раз мне хочется плакать от таких картин, ведь я никогда не был ласков со своей матерью. Даже сейчас не ответил на старое письмо, а она уже написала новое. Да, в такие моменты я чувствую себя Кунжутом. Таким слепым и глупым.

                ***
Спустя месяц существования нашего полевого «госпиталя»  на лапы было поставлено больше половины пациентов! У многих были сломаны лапки, но сейчас они уже потихоньку начинают ходить заново. Пока все будут жить в этой избушке, позже на собранные пожертвования добровольцы обустроят дом побольше. Правда, Мирка не поправляется. Каждый день она всё хуже и хуже прихрамывала на задние лапки, а неделю назад вообще не встала с лежанки. Кунжут от нее не отходил… Ко мне на руки не шел, шипел. С ним такого никогда не было. Я не знал, что у животных бывает такая зависимость от своих предков. А недавно он притащил ей сосиску (ведь нашёл же где-то!!), пока я менял повязку Рексу. При падении Мира всё-таки повредила спину, пока вытаскивала Кунжута. Этого я боялся больше всего... Вечером она перестала реагировать на приставания сына и к молоку не притронулась. Ближе к ночи этого же дня я отнёс её под дуб во дворе… Скоротечна материнская жизнь. Мой маленький приют для меня стал уже родным, в каждом псе я видел что-то родное. Каждая кошка хотела мне рассказать, как ей больно… После смерти Миры Кунжут очень похудел. С другими котами не охотится и не играет. Я почувствовал в этом рыжем комке столько душевной боли, сколько не видел никогда. И в тот момент, когда Кунжут мяукал под дубом каждый вечер, я понял, что не смогу бросить этого мальчугана. Во мне перевернулось что-то. Кунжут стал моим откровением, моим другом.
                ***
К середине августа я взял отпуск, оставил приют на помощников. Мы с моим котом поехали домой, к маме. Я с ней не виделся два года, ведь не хотел давать ей адрес и сам не приезжал… Теперь стало стыдно за свое поведение. Я ощутил тоску по дому, по маме. Мамочке…
Пока ехали в поезде, Кунжут на меня смотрел с пониманием. Я ощущал, что он всё знает и поддерживает моё решение. «Почему этот котёнок будто человек? Он мне что-то говорит, и я его понимаю!?» - эти мысли у меня крутились в голове, когда мягкий комочек ложился мне на колени и мирно начинал сопеть.
                ***
Прошло больше десяти лет, как я закончил учиться и вернулся домой. После того, как в моей жизни появился Кунжут, я не чувствовал себя одиноким. По вечерам после дежурств в больнице этот товарищ приходит ко мне и ложится на колени так же, как и в том поезде. Я рассказываю ему сколько больных смог принять, какие истории они мне рассказали. А он слушает, внимательно смотрит на  меня и будто не дышит. Не знаю я… Может он вспоминает ту ночь, тот дуб? Может, он появился в моей жизни так внезапно, чтобы не дать мне потерять самое дорогое? Я ничего этого не знаю, но уверен точно – Кунжут - это не просто рыжий кот, он –член семьи, с которым мы делим все беды пополам.
                ***
Дом стал для меня местом, из которого я больше никогда не уеду… Мама похорошела с момента нашего приезда, радуется за меня и каждый день с папой готовит мне ужин. Про историю с обрушившимся приютом я никому из родных не рассказал. Не нужно лишний раз тревожить родительское сердце. Ведь скоротечна материнская жизнь.


Рецензии