О бедных пиратах замолвите слово...

Когда я в газете «Труд» прочитал о чудаке-миллионере, соорудившем за свои «кровные» настоящий пиратский остров, то сначала даже обрадовался, обнаружив в заморском олигархе родственную душу.  А потом задумался: чем же так привлекает к себе пиратская тема и конкретно роман, вышедший в многовековое плавание с лёгкой руки совершенно сухопутного писателя Стивенсона.
Наверно, всё потому что мы с детства – неисправимые романтики, восхищённые благородством «джентльменов удачи» начиная от классики жанра легендарного капитана Блада из дилогии Рафаэля Сабатини до  предводителя сомалийских пиратов Шарифа Туни  из  весьма посредственного чтива «Властелин Африканского Рога», автором которого обозначен некто Михаил Серёгин в 2010 году. Если первый из них доктор, несправедливо осуждённый и отстаивающий своё человеческое достоинство и право на любовь, то второй, удачливый вожак сомалийских пиратов, выкуп за захваченные суда справедливо делит между бедняками, отвергает сотрудничество с Аль-Каидой и оказывает помощь организации «Гринпис». «Свежо предание…», но и с трудом  не верится в альтруизм  и человечность убийц и грабителей, как бы они себя не называли, хоть флибустьерами, хоть каперами, и под какими бы флагами они не бороздили моря и океаны, суть пиратства  ещё со времён Римской империи остаётся одна: нажива за счёт других, жестокость и насилие. Вероятно, наиболее близок к реальности литературный отец Шерлока Холмса и Доктора Ватсона сэр Артур Конан Дойль в серии рассказов о кровожадном капитане Шарки. Когда этот монстр в человеческом облике с красными глазами и синими веками, привязанный мстителями к жерлу пушки смотрит в лицо смерти, как он это не раз проделывал со своими жертвами, его гибель воспринимается как справедливое возмездие за его ужасные злодейства. И мы прекрасно понимаем, что исторические личности, будь то сэр Генри Морган, прообраз  вышеупомянутого капитана Блада, или легендарная королева пиратов мадам Вонг особой щепетильностью не отличались. Но тем не менее ещё при жизни награждались не только верёвочной петлей на нок-рее.
Генри Морган, самый знаменитый и удачливый корсар, захвативший  Панаму и вместо виселицы награждённый королевой должностью вице-губернатора Ямайки, и главнокомандующий военно-морскими силами Англии в Карибском море.
Френсис Дрейк, прямо на корабле посвящённый королевой в рыцари, за то, что после кругосветного плавания он принёс стране прибыль в полмиллиона фунтов стерлингов, сумму, вдвое превышающую бюджет страны.
Эдвард Тич, Черная Борода, захвативший 40 кораблей, каперские операции которого против французов принесли ему сокровища, которое он зарыл на необитаемом острове, как и хитрющий француз Оливье Франсуа ле Вассер, прославивший себя не только удачными походами, но и искусством инженера, превративший военно-морскую крепость пиратов Карибского моря остров Тортуга в неприступную цитадель и захоронивший клад в 255 миллионов фунтов стерлингов по нынешним расценкам.
  Кстати, на Руси также водились пираты, но скорее всего это были речные разбойники, которых называли ушкуйниками. Наиболее известная личность, если верить былинам, легендарный Васька Буслаев.
  Не отставали от прочих и пираты Чёрного моря запорожские казаки. Первый зафиксированный в летописях морской казацкий поход датируется 1492 г. На протяжении ХVI ст. в исторических документах упоминается больше 25 походов на Кафу, Очаков, Килию, Варну, Силистрию, Синоп и даже на Стамбул. В ХVII веке особенно удачными были походы под предводительством гетмана Петра Сагайдачного. Летом 1625 г. казацкий флот насчитывал 350 «чаек», на которых могли находиться более 17 тысяч казаков. Всё это вынудило турецкого султана заключить мирный договор, открывающий казакам доступ в любой порт Чёрного моря.
  Что касается прекрасной половины человечества, то самой легендарной личностью после англичанки Мери Рид и китаянки Чжен Ши, успешно орудовавших в морях в 18-19 веках, безусловно является королева пиратов ХХ века мадам Вонг, настоящее имя Шан, получившая в наследство от мужа 150 быстроходных торпедных джонок она развила такую бурную деятельность, что во второй половине прошлого века контролировала территорию, сравнимую с площадью средней европейской страны. Её корабли бороздили моря от Персидского залива до Шанхая.
  Хотя, вероятно, большинству человечества, напрямую никак не связанного с морем, абсолютно наплевать на джентльменов, а тем более леди удачи. Просто каждый читатель подсознательно видит себя участником удачных поисков неисчислимых богатств.
Пиратская тема щекочет нервы и не оставляет равнодушными ни читателей, ни тем более кинозрителей и в ХХ веке. Чего только стоит целая киноэпопея «Пираты Карибского моря» с экстравагантным капитаном Джеком Воробьём в исполнении Джона Деппа с его золотыми зубами и подведёнными глазами. А сколько экранизаций претерпел можно сказать, культовый роман Стивенсона «Остров Сокровищ»! Больше полутора десятков! Здесь не только полнометражные художественные фильмы, но мультипликационные и кукольные и мюзиклы. Герои поют, лихо дерутся, иногда даже отправляются за сокровищами на другие планеты. Незатейливая история юнги Джима Хокинса находит столько разнообразных интерпретаций, что просто диву даёшься. Фантазия сценаристов и режиссёров не знает границ. Нередко героем становится женщина, подобно героине фильма «Остров сокровищ» 1937 года. Героям советской версии сокровища нужны, чтобы приобрести оружие для борцов за освобождение ирландского народа.
  Наиболее удачная экранизация та, что ближе к оригиналу. И мне представляется, что именно вариант Фридмана 1973 года является в полном смысле классическим, начиная от корабля шхуны «Клим Ворошилов» курсировавшей с арбузами, по Волге- матушке. Шхуну превратили в двухмачтовое соответствие «Испаньолы». Теперь она застыла на вечном приколе  у набережной Ялты. И пусть режут глаза надписи на русском языке в названии таверны и белый попугай, а не зелёный,как  книге, на плече Джона Сильвера. Да и сам Джон Сильвер – одна из самых значительных ролей  незабываемого Леонида Андреева. Его знаменитая фраза: «Через час вы будете смеяться по-иному. А те из вас, кто останется в живых, позавидуют мёртвым!», кажется и по сей день звучит у меня в ушах с раскатами моря, как и восхитительная музыка Алексея Рыбникова, и рефрен романа, который не пропускал почти ни один режиссёр:
  Пятнадцать человек на сундук мертвеца
  Йо-хо-хо и бутылка рома
  В чём же секрет этой удивительной истории? (Кстати, увлекательнейшее, истинно художественное исследование провёл Виктор Точинов в своей книге «Остров без сокровищ».) А шедевр Стивенсона был задуман, если верить автору, совершенно случайно во время игры с незнакомым школьником. И всё началось с карты, которая была от начала до конца придумана самим автором. Ну и затем во время работы над романом писателю помогли его предшественники. У Даниэля Дефо он взял попугая из «Робинзона Крузо». У Эдгара По – скелет из «Золотого жука». У Вашингтона Ирвинга – сундук Билли Бонса и общество в трактире. Но это не главное. Работа над романом шла необыкновенно легко. Мне кажется, что одной из главных причин столь громадной популярности «Острова сокровищ» на протяжении такого протяжённого отрезка времени является необыкновенная достоверность образа подростка Джима Хокинса. Каждый читатель невольно ставил себя на место главного героя, которому удавались головокружительные проделки, но, наряду с весьма грубыми реалиями жизни, в книге видел довольно уважительное отношение к Джиму со стороны взрослых, как друзей: Доктора Ливси и сквайра Трелони, так и ужасного пирата, которого боялся даже легендарный Флинт, Джона Сильвера.  А внимание взрослых и отношение, как к равному в повседневной жизни встречается крайне редко и так не хватает любому тинейджеру. Да и сам одноногий Сильвер, главный отрицательный герой, чего греха таить, вызывает симпатию, как бы ни пытались создать ему имидж этакого монстра в облике человеческом.
  Неслучайно именно в его уста вложил автор действительно пророческие слова: «…скольких человеческих жизней, сколько страданий и крови стоило собрать эти богатства! Сколько было потоплено славных судов, сколько замучено храбрых людей, которых заставляли с завязанными глазами идти по доске, перекинутой через борт! Какая пальба из орудий, сколько лжи и жестокости!»
  А действительно, сколько состояний в течение сотен лет построено на базе таких начальных капиталов? Не хочется даже думать об истинных источниках многих современных капиталов…
  Но хочется верить, что для большинства читателей, как лично для меня и для вас, а может, и для чудака-миллионера, в памяти зафиксировалась лишь романтическая сторона так называемой пиратской темы.  Вспомните песню на стихи поэта-фронтовика Павла Когана:
  Надоело говорить и спорить,
  Надрывать до хрипа голоса:
  В флибустьерском, дальнем синем море
  Бригантина поднимает паруса...

2013 г.


Рецензии