Выпрямление имен. Книга 3. Глава 25

Тараном можно пробить крепостную стену, но нельзя заделать брешь

По данным печати РПЦЗ,  «Комитет Русской Православной Молодежи был основан протодиаконом Никитой Чакировым в 1968 году. На это дело его благословил Митрополит Филарет. При создании Комитет преследовал несколько целей: доставление духовного материала православным в России, угнетенной советским атеистическим режимом; финансовую поддержку монастырям зарубежья; просвещение русских, живущих за рубежом в свободном, но не православном мире; и воспитание молодежи в русской православной традиции.
Чтобы достичь этих целей, Комитет Русской Православной Молодежи издавал духовные и исторические книги, печатал православные календари, устраивал паломничества и молодежные собрания. Всего этого добивался своими необыкновенными организаторскими способностями протодиакон Никита Чакиров вплоть до своей смерти в 1987 году. В данное время Комитет состоит из Молодежной программы под администрацией протоиерея Андрея Соммера и издательского отдела под руководством Н.Е.Моховой”.

Сохранилась оценка его деятельности коллегой по комитету: «Отец Никита был преданный келейник третьего первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, Митрополита Филарета Вознесенского, благословившего это миссионерское дело. В своей деятельности комитет руководствовался высказыванием религиозного философа Ивана Ильина.  «Быть русским значит не только говорить по-русски. Быть русским значит верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и строители. Мы, русские люди, призваны не только знать историю своего отечества, но и видеть в ней борьбу нашего народа за самобытный духовный лик. Мы должны по-новому – духовно и религиозно осмыслить всю историю русской культуры. Верить в Россию значит видеть и признавать, что душа ее укоренена в Боге и что ее история есть возрастание ее от этих корней»…

Много трудов издал Комитет молодежи. Среди изданий под редакцией о. Никиты книги об истории Отечества и о последнем Российском императоре, её святынях и святых, особо почитаемых о. Иоанне Кронштадтском и преподобном Серафиме.
 Приведу лишь часть изданных книг, обнаруженных мною в печати РПЦЗ: "Святая Земля – Иерусалим", "Св. Гора Афон. – к 50-летнему юбилею Русской Зарубежной Церкви", "Монастыри и храмы Святой Руси", "Царские коронации на Руси", "Чудотворные иконы Божией Матери в Русской Истории", "Паломничество Царя Мученика по древним Российским городам", "В Мире Молитвы", "Св. о. Иоанн Кронштадтский", «Дивеевская тайна и предсказания о Воскресении России. Преподобный Серафим Саровский чудотворец».

В  книгу о Серафиме Саровском, подготовленную в 1981 году, вошло жизнеописание Преподобного, составленное замечательным церковным публицистом Евгением Поселяниным, переиздана она в России, в 2009 году издательством Вече".
В РПЦЗ книгам уделялось особое внимание. Для духовных лиц существовал подвиг сохранения русской духовной литературы. В газете «Дорога домой", выпуск  15 мая 2003 года  в   Руководстве по изучению духовной литературы сказано так:
«Читая русскую духовную и историческую литературу, встречаешься с героями, которые провели титаническую и неописуемую работу, чтобы сохранить и переиздать основные материалы русской православной культуры..... Многие из этих тружеников трудились до последнего издыхания. Некоторые почти перед самой своей смертью издавали любимые ими труды. Например Архиепископ Никон Рклицкий издал все труды и жизнеописание Митрополита Антония (Храповицкого) первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей. Архимандрит Пантелеймон -- один из двух основателей Свято-Троицкого Монастыря в Джорданвилле (штат Нью-Йорк).

Протодьякон Никита Чакиров, в Нью-Йорке переиздал большое количество книг и эта плодотворная работа прекратилась только с его смертью..... "
В воскресение 5 июня 1983 года в большом зале отеля «Волдорф-Астория»» Комитет русской православной молодёжи устроил, как отмечали очевидцы, небывалое в истории Зарубежья торжество, на котором присутствовало 600 человек молодёжи во главе с иерархом зарубежной церкви Митрополитом Филаретом, архиереями, духовенством и монашествующими. Протодиакон Никита Чакиров произнес краткое слово. Привожу его с сокращением:
«1983 год является годом воспоминаний важных исторических событий. 12-го июля по старому стилю исполняется 1000 лет со дня мученической кончины первых мучеников русских – бояр-варягов Фёдора и сына его Иоанна. Эта мученическая кончина исповедников христианства до глубины души потрясла Князя Владимира и заставила его задуматься над вопросом вероисповедания, что в конечном итоге привело его к совершению исторического события принятия Веры Православной и Крещения всего русского народа.

В этом году также исполняется 150 лет со дня блаженной кончины дивного старца Саровской обители – отца Серафима. А через восемь недель, даст Бог, исполнится 80 лет со дня открытия и прославления его честных мощей. То были незабываемые дни, когда вся Россия, во главе со своим венценосным Божиим Помазанником – своим Царём – молилась у раки преподобного и много Божьей милости и чудес было ниспослано всем с верою к новоявленному Божьему угоднику прибегающим. Говоря о преподобном Серафиме Саровском, невозможно не упомянуть о дивном заступничестве Пребогословенной Царице Неба и Земли – Пресвятыя Девы Богородицы над нашей Родиной. На заре принятия Россией св. Православной Веры Пресвятая Богородица заботится об устройстве первой русской обители – будущей Киево-Печёрской Лавры, и посылает 12 зодчих для построения святого храма в ней.

Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву, и Россия освобождается от татарского ига. Преподобный был Игуменом всея Руси и основоположником северного монашества – крёстным отцом Московского государства.
Преподобный Серафим также тесно связан с историей Русского государства, но его деятельность в России будет впереди. Он от юности Христа возлюбил и  Ему единому работати  пламенно возжелал. Он непрестанной молитвою и трудом в пустыни подвизался и умиленным сердцем любовь Христову стяжал. Слышал ли кто из истории других христианских народов о той высоте, которую достиг русский старец Серафим?
Сама Пребогославенная Царица Неба и Земли 12 раз посетила преподобного в день воспоминания преславном Ей Благовещении Архангела Гавриила, что Она будет Матерью Божьей – Она посетила дивного преподобного старца Серафима и изволила ему сказать:

«Не оставь дев моих Дивеевских». Старец отвечал: «О Владычице, я собираю их, но сам собой не могу их управить». На это Царица Небесная сказала: «Я тебе, любимче мой, во всём помогу». После добавила: «Скоро, любимче мой, будешь с нами.......».
Было это в  1983 году, у меня родился сын Андрей, а  Никита вступил в год своего 50-летия. Жить ему оставалось четыре года. Попытался поискать сведения по Кабраматту, где скончался Никита. Выяснилось, что это район города Сиднея и он знаменит своим Покровским храмом. При нем есть Пантелеймоновская Русская школа. Ее, в свое время окончил епископ Монреальский и Канадский Гавриил (Чемодаков) и протоиерей Никита Чемодаков. С историей храма связан Ганн Ростислав Адольфьевич, с 1953 года настоятель Покровской общины, а позже прихода в Кабраматте. Фамилия Чакировых, ему наверняка была известна,. 


Рецензии