Жизнь с музыкой. Продолжение II

    Несколько  эпизодов  с  одним  моим  очень  хорошим  знакомым.  Он  превосходный  электронщик  и  компьютерщик  уже  в  конце  восьмидесятых-начале  девяностых.
    Отдал  ему  как-то  в  ремонт  свой  бобинник.  Получил  его  со  словами: «Всё  по  приборам  выверено».  Он  удивился,  когда  я  принёс  аппарат  ему  обратно  и  сказал:  «Добавь,  пожалуйста,  три  децибела  на  записи  на  левом  канале  по  высоким».  После  завершения  ремонта  он сказал:  «А  ты  был  прав. Впервые  встретил  такую  просьбу.  Обычно  просят  добавить  или  убавить  громкость.  Слух  у  тебя  то  ли  изощрённый,  то  ли  извращённый».  Сам  я  не  считаю  свой  слух  каким-то  особенным.
    Единожды  мы  с  ним  весьма  хорошо  почитали.  Стали  слушать  одну  песню.  Он  говорит: «Что-то  очень  хорошо  знакомое».  Я: «Эта  песня  идёт  порядка  восьми  минут».  И  только  на  середине  мы  в  одно  и  то  же  время  сказали «Так  это  же  «Stairway  To  Heaven”  Led  Zeppelin. Оба  были  весьма  удивлены,  что  не  смогли  сразу  узнать  эту  знакомую  с  юности  самую  известную  песню  группы.  На  этом чтение  прекратилось,  и  мы  разошлись.
    В  начале  93-года  зашли  ко  мне  домой.  Поставил  альбом  Эрика  Клэптона «Rush”  1992 года.  Прошло  две  минуты – он  говорит: «Молчи. Пока  всё  не  прослушаем,  ничего  не  говори».  Молча  мы  прослушали  весь  альбом,  в  итоге  он  сказал: «Потрясающе.  Не  зря  на  стенах  домов  в  Англии  писали: «Клэптон – это  Бог».
    Этот  альбом,  являющийся  саундтреком  к  одноимённому  фильму,  состоит  в  основном  из  инструменталов,  близких  к  психоделическим,  но  въезжаемых,  благодаря  блюзовым  корням  гитары  Клэптона.  Впоследствии  при  составлении  мною  альбома  «Astral Entrance” – “Вхождение  в  астрал»  все  эти  инструменталы были  использованы.  “Вхождение  в  астрал»  задумывалось  как  сборник  инструменталов,  близких  к  «Rush”  Клэптона, для  ухода  из  мира.  На  подбор  вещей  для  него  ушло  около  трёх  лет. Это  Eloy, сольник  органиста  Пинк  Флойд  Ричарда  Райта «Wet  Dreams”  1978  года.  Назвать   Ричарда  Райта  клавишником  как-то  язык  не  поворачивается,  так  же,  как  и  Джона  Лорда  из  Deep  Purple.  Они  уже  в  деревянных  бушлатах – первый  умер  2008  году,  второй  в  2012-ом,  но  оба  оказали  огромное  влияние  на  развитие  классической  рок-музыки.  Начинается  “Вхождение  в  астрал»  «Astral Entrance”  группы  Eloy  1979 года  и   заканчивается   первой  инструментальной  частью  «April” Deep  Purple  1969  года.   Основной  критерий  отбора – редкость,  что  не  звучит  по  радио  или  телевизору.  Там  нет  Сантаны,  Пинк  Флойд  или  Спэйс.  Если  мне  необходимо  успокоиться  или  отключиться,  ставлю  “Вхождение  в  астрал».  Кстати,  открыв  Википедию  по  Клэптону,  альбома  «Rush”  там  не  найти.  Как-то  при  беседе  один  товарищ  мне  сказал,  что  у  него  есть  весь  Клэптон. На  мой  вопрос  о  «Rush”  он  ответил,  что  про  такой альбом  вообще  не  слыхал.
    У  этого  альбома  Клэптона  весьма  грустная  история  создания,  да  и  заканчивается  он  песней  «Tears  in  Heaven” – “Слёзы  в  небесах».  В  1991  году  погибает  его   сын,  которому  ещё  не  исполнилось  и  пяти  лет,  выпав  из  окна  небоскрёба  в  Нью-Йорке.  Клэптон  впадает  в  глубокую  депрессию.  Друзья  хотят  приставить  к  нему  охрану  для  предотвращения  самоубийства.  Практически  год  он  ничего  не  писал  и  не  выступал  с  концертами.
    Но  возвращение  к  жизни  было  триумфальным.  В  том  же 1992  году  выпускается  концертный  «Unplugged”,  взявший  шесть  Грэмми  в  1993 году,  в  том числе  и  самую  престижную – Альбом  года.  Звук  альбома  настолько  хорошо  сбалансирован – сцена,  музыка,  вокал,  аплодисменты,  что  придраться  абсолютно  не  к  чему – Бог  есть  Бог.  «Tears  in  Heaven» –  это  яркое  подтверждение  слов  Клэптона  о  том,  что  «Люди  искусства  питаются  эмоциями  страданий»,  а  сам  Клэптон –  “один  из  лучших  примеров  того,  насколько  гениальные  свершения  связаны  с  ударами  судьбы». Но  наиболее  известная  песня  этого  альбома – переработанная  «Layla”. Теперь  она  звучит  значительно  лучше  оригинала  1970 года,  написанного  тогда,  когда  ещё  холостой  и  сравнительно  молодой  Клэптон был  влюблён  в  жену  Джорджа  Харрисона  Патти  Бойд. 
    Кстати,  это  один  из  тех  редких  случаев,  когда  переработанная  вещь  звучит  лучше  оригинала.  Яркий  пример  этого - песня  “Black  Magic  Woman”,  исполненная  супергруппой  Fleetwood  Mac  в  1967  году.  Но  всему  миру  она  больше  известна  в  интерпретации  Карлоса  Сантаны (альбом «Abraxas”  1970 года). Эту  мелодию  нередко  используют  фигуристы  в  своих  выступлениях. 
    В  середине  семидесятых  услышал «Diamonds  And  Rust” («Бриллианты  и  ржавчина»)  Джоан  Баэз.  Меня  изумил  её   вибрирующий  голос.  Ведь  именно  она  вывела  в  люди  Боба  Дилана – лауреата  последней  Нобелевской  премии.
Пока  не  могу  найти  её  самый  первый  альбом  1960 года  на  виниле,  но  со  временем  этот  вопрос  решится
    Не  касаюсь  Битлз,  поскольку  тут  написано  очень  много.  У  них  выделяю  лишь  два  альбома - “Revolver”  и  «Abbey  Road”.  Первый – за  количество  инноваций в  технике  звукозаписи,  второй – за  цельность.  Обложка  “Revolver”  получила Grammy  1967  года  в  номинации  «Лучшая  обложка  альбома.  Графическая  работа». Признала  заслуги  Битлз  и  церковь.  “Revolver”  был  признан лучшим  альбомом  в  жанре  рок  и  поп-музыки  по  данным  официальной  газеты  Ватикана  “L'Osservatore  Romano”.
    Eleanor  Rigby – реальная  женщина,  могила  которой  находится  в  Ливерпуле. В  семидесятых  годах  в  Ливерпуле  был  поставлен  памятник  Eleanor  Rigby  после  песни  Битлз  в  её  честь.  При  записи  песни «Tomorrow  Never  Knows”  было  применено пять!  инноваций  в  технике  звукозаписи.
Остаются  французская,  итальянская  и  русская  части,  а  там  и  ещё  что-нибудь  вспомнится.


Рецензии