У бабушки Шушаны - Глава третья. Глава четвёртая
Пролетели несколько недель. Во дворе бушевала окрепшая весна. На деревьях набухли почки. Птицы раньше прежнего будили всю округу повеселевшими на солнышке голосами. Земля, освободившись от снежного покрова, оттаивала, становилась мягче и добрее. Наступило время, когда жители деревни забывают обо всём на свете и, вооружившись незатейливым инвентарём, копают свои огороды с утра до позднего вечера. Пугало вынесло на улицу лопаты, вилы и грабли, и теперь сторожило это всё, чтобы не украли. Перспектива копать вручную не радовала Шушу. Никогда прежде она этого не делала. Обыкновенно в это время года в доме бабушки Шушаны поселялась бригада археологов. Видите ли, какие-то учёные предположили, что в шушанином дворе находится древняя мумия. И вот, каждую весну приезжали бородатые люди. Непонятными устройствами они перерывали весь участок и, не найдя ничего, довольные, возвращались в город, чтобы следующей весной начать всё сначала. Бабушка совершенно точно знала, что в огороде ничего нет, но после этих археологических работ так хорошо росли овощи, что она не возражала. Мумия же реально существовала. Много лет назад её нашёл шушин дедушка, когда рыл погреб. Вот с тех пор она и жила в этом самом погребе среди банок с вареньями и соленьями. И всё взрослое население деревни знало об этом. Не знали одни археологи. Что-то они запаздывали в этом году…
Шуша водила вилами по влажной земле и думала вслух - вот было бы хорошо, если бы овощи росли в холодильнике уже приготовленными и разложенными по банкам. Тогда на веранде можно было бы выращивать компоты и кисели. Она так размечталась, что не заметила подкравшейся сзади Пумы. Надо сказать, с тех пор, как Пума вышла из-под кровати, она прекрасно освоилась в доме и на участке, и чувствовала себя там полноправной хозяйкой.
- Чипсы будешь? – спросила Пума. От неожиданности Шуша выронила вилы.
- Чего? Где ты их взяла?
- Выменяла на старые калоши. Угощаю.
- Какие калоши? Уж не те ли, что я оставила вчера на крыльце?
На этот вопрос Пума решила не отвечать. Шуша набрала побольше воздуха – но тут из дома раздался бабушкин голос.
- Шуша! Иди обедать! И позови Пуму, я разогрела ей гуляш!
- Я такое не ем, - гордо проговорила Пума и, облизав усы, направилась к погребу.
Шуша вздохнула.
- А ведь Фофа даже не знает, кого она мне принесла. И, верно,скучает по маленькому чёрному котёнку!
А тем временем лето надвигалось, вытесняя из памяти последние холода. Деревья радовали глаз молодой листвой, кусты кружили голову крепким ароматом первого цвета. Распаханная и обработанная земля ожила, задышала, в ней закопошились жучки, червячки, букашки. Пугало поставило парник, и каждый уже сунул в него свою голову. Жизнерадостные соседи отремонтировали свой курятник и, следуя совету модного в деревне дизайнера подсобных помещений, развесили внутри занавески и разбрызгали освежитель воздуха «Океан», что имело неожиданные последствия. Под воздействием аромата океана, куры, вместо того, чтобы нести яйца, начали метать икру. Возмущённый петух объявил, что уходит в курятник бабушки Шушаны, к нормальным курам. Но не успел он перелететь через забор, как его осиротевшие подруги, не по-куриному завывая, потянулись вслед за ним. Таким образом куронаселение шушаниного двора увеличилось вдвое. Мышь, поселившаяся в доме в прошлом году, также обзавелась большим семейством – поголовье мышат перевалило за десяток и продолжало расти. Чуча слонялась по комнатам и нервничала. А что, если однажды не хватит места, и кто-нибудь посягнёт на её шкаф? Она остановилась и вытерла кружевным платочком вспотевший лоб. Необходимо действовать! Чуча стала наводить справки – без результата! То есть, ей попались на глаза несколько отдельных статей о защите шкафов от грабителей, а также от моли, но это было совсем не то, что нужно. И она решила начать с самого простого, а там видно будет. Перенимая опыт лучших университетов мира, Чуча устроила день открытых дверей. Рано утром, пока все спали, она торжественно распахнула дверцы шкафа, и едкий нафталиновый запах вырвался на свободу. В одну секунду все выскочили из своих постелей и оказались на улице. Кричать и ругаться было совершенно бессмысленно. А нафталиновые пары бушевали! Им уже было тесно в доме, они выползали наружу, грядку за грядкой завоёвывая огород. Куры стонали в курятнике, мыши залезли в противогаз. И только три маленьких существа не испугались. Напротив, запах нафталина заманивал их, как манит телёнка запах парного молока. Они вылезли из-под лопуха и, семеня крохотными ножками, приблизились к дому. С каждым шагом лица их становились светлее и светлее и, наконец, стали одинаково счастливыми. Отчего? Да просто они увидели Чучу, яростно выбивавшую пыль из норкового манто.
- Тётя, - робко произнесла одна из малышек. Чуча подняла голову, и веник выпал из её рук.
- Деточки мои! Приехали! – запричитала она и заключила всех трёх в свои пыльные объятия. Пума, наблюдавшая эту сцену с крыши сарая, решила не вмешиваться. Приближалось время ужина. Из-за непобедимого запаха нафталина решили накрыть стол на лужайке. Шуша заканчивала расставлять тарелки, когда на дорожке показалась уставшая за день бабушка Шушана. По мере приближения к дому лицо её всё больше вытягивалось. Она остановилась, проверяя, не двоится ли у неё в глазах. Увы, с глазами всё было в порядке. За столом действительно сидели Шуша, Пума, Пугало, дюжина мышей, соседи, соскучившиеся по своим курам, сами куры, Чуча и вдобавок какие-то маленькие замухрышки.
- Это кто? – проговорила бабушка упавшим голосом.
- Это чучки! Мои племянницы! – затараторила Чуча, - жаль, что они не все приехали.
- А сколько их ещё? – удивилась Шуша. Ответа она не услышала. В калитку стучали.
- Кто-то стучит, - пискнул самый маленький мышонок.
- Это не к нам! – закричали все разом.
Позже, когда гости, наконец, угомонились, и бледно-жёлтый ломтик луны выглянул из-за облака, бабушка Шушана сидела за опустевшим столом и думала, как же просто всё было в доме, когда она жила в нём одна.
Ночь. Тёплая летняя ночь убаюкала усталое солнышко, задёрнула занавеску, и небосвод стал совсем чёрным. Из-за кустов, из-под крон задремавших деревьев, из каждого закоулка большого сада начали появляться маленькие гномы в красных сафьяновых сапожках. Передвигаясь по небосклону, волшебным факелом они зажигали поочерёдно одну звезду за другой - и менее, чем через час, не осталось ни одного уголка, где бы не горел маленький таинственный огонёк. Притихший было сад вдруг зазвучал чудесным многоголосием, какое можно услышать только летней ночью.
Невидимая и неслышная, Пума отделилась от дерева и, едва ступая, удалилась в гущу деревьев, где уже ожидала её какая-то странная фигура.
Но обитатели дома ничего не заметили. Они сладко спали. Бабушка и Шуша – в своих кроватях, мыши - под половицей, соседи – в курятнике, чучи и чучки – в шкафу. Спокойной ночи.
Новый день начался с добрых намерений. Наевшиеся и отдохнувшие чучки желали приносить пользу. С трудом волоча лопату, они ступили на грядку. Но тут дорогу им преградило Пугало.
- Ире аусвайс!
Чучки вытаращили глаза и заплакали. Выскочившая неизвестно откуда Чуча кинулась на Пугало, завязался бой. Чучки тут же вытерли слёзы и зааплодировали.
Пума возлежала на яблоневой ветке и не вмешивалась. Зато бабушка Шушана не замедлила вмешаться и быстро, с помощью мокрого полотенца, развела дерущихся. И вовремя. На чучиной кофте не осталось ни единой пуговицы, голова её была всклокочена. Пугало тоже пострадало, но, несмотря на это, продолжало кричать:
- Ире аусвайс! Ире аусвайс!
- Что-что? – недоуменно переспросила бабушка.
- Гитлер капут, - тихо отозвалось Пугало и побежало.
- Я вот тебе дам «капут»! – разъярилась бабушка и, размахивая полотенцем, бросилась вдогонку. Когда крики стихли, чучки подняли лопату и медленно поволокли её вдоль парника.
- Я бы вам этого не советовала, - раздалось откуда-то сверху. Чучки одновременно подняли головы.
- Кто там? – вежливым голосом спросила одна из них.
- Крокодил, - ответила Пума и просунула сквозь листву свою чёрную усатую морду.
- А-а-а! – заголосили чучки и закрыли глаза руками. Лопата упала на землю.
- Вот бестолковые! – обрадовалась Чуча, - моя кровь! Чего испугались-то? Это же наша Пума!
- А она нас не съест? – не открывая глаз, спросила самая смелая чучка.
- Да нет, конечно! Мы-то с вами совсем несъедобные!
- А почему она сказала, что не нужно копать?
- Правда, Пума, почему?
Пума вздохнула и медленно сползла по стволу.
- Я сказала только, что не советовала бы вам копать, здесь ничего нет. Археологи перерыли всю землю и ничего не нашли.
Тут чучки заулыбались.
- Ну конечно! Нам говорили, что сначала нужно что-то посадить и только потом выкапывать его. Вот мы и хотели посадить, а Пугало…
И чучки снова заплакали. Чуча обняла их.
- Не плачьте. Пугало ничего не понимает в сельском хозяйстве. Копайте вон там!
Пума пожала плечами.
- А что скажет бабушка Шушана? Там ведь растут помидоры.
- Ничего, - успокоила Чуча, - мы их выкопаем.
В дальнем углу сада, за погребом, тихо скулило Пугало. Спасаясь от погони, оно потеряло грабли, жилет, и новую блестящую табличку « Во дворе злая собака». Бабушка Шушана стояла рядом – бить лежачего было не в её правилах. Повздыхав, она принялась собирать по частям незадачливого охранника – привязала грабли, натянула на них жилет, даже табличку отыскала в зарослях крапивы и вернула, хотя никакой собаки, ни злой, ни доброй, во дворе отродясь не было.
- Ну а теперь скажи-ка мне, чучело, что ты там кричало? – перешла она в наступление.
- Я не чучело, - обиделось Пугало, - ты сама велела мне учить языки. Я говорю по-немецки.
- Да что ты! А ну, скажи ещё что-нибудь.
- Больше ничего не знаю. Куда-то пропали очки. – пыталось обороняться Пугало.
- Очень мило, - не унималась бабушка, - это у меня пропали очки. А теперь получается, что мои же очки пропали у тебя. Хватит! Возвращайся-ка лучше на грядку.
И бабушка, достав из кармана ключи, открыла дверцу погреба.
Когда Пугало вернулось на огород, чучки уже повыдёргивали все помидоры и начали сеять что-то новое. Из парника, отряхивая руки от земли, вылезла Шуша.
- А где бабушка? - спросила она.
- В погребе. Бреет мумию. – ответило Пугало.
- Вот бы хоть одним глазочком взглянуть на эту мумию! – мечтательно вздохнула Шуша. Пума загадочно подмигнула и зашептала ей в ухо:
- Выходи сегодня ночью, когда все уснут.
Шуша подняла голову, но Пума лежала, прикрыв глаза, словно ничего и не было.
А Пугало накинулось на чучек.
- Вы зачем помидоры вытащили? Они же ещё зелёные!
- Ничего! Мы их покрасим красным фломастером! – жизнерадостно отозвались
чучки. Они как раз закончили сажать семена, уселись на брёвнышко и стали ждать урожая.
Пролетели послеобеденные часы. День отправился на покой, со стороны реки в сад пополз сиреневатый туман. Едва его дыхание коснулось трав, где-то вверху запел соловей. Он пел о прекрасной розе, растущей в далёкой стране, где всегда тепло и радостно. Бабушка Шушана вышла собрать клубнику, да так и остановилась с корзиною в руке, и задумалась. И думалось ей, что, быть может, там, в сказочном тёплом краю сидит сейчас её Шаша и вспоминает свою бедную Шушану. Постояла она, смахнула набежавшую слезу вышитым платочком и вступила в царство тумана. Клубника уродилась такая крупная, что даже в наступающей темноте было не трудно её разглядеть. Бабушка быстро набрала полкорзины и тут наткнулась на маленьких чучек, уже посиневших от холода, но упорно продолжавших сидеть на грядке. Ахнув, бабушка сгребла их в кучу и кинулась в дом.
- Чуча! – закричала она, войдя.
- Я Вас слушаю, - загудел шкаф.
- Нет, это я вас слушаю, - перебила бабушка. – Ты абсолютно безответственное существо. Где твои племянницы? Не знаешь? Бедные девочки целый день сидят на холодной земле в тонких платьицах. Ты ведь даже одеть их нормально не можешь! Безобразие! Тётка живёт в платяном шкафу, а племянницы – оборванки.
Возмущённая бабушка поспешила на кухню заварить липовый чай с мёдом. После она и Чуча долго возились у плиты – купали, кормили , отогревали горе-огородниц. Наконец всё стихло, и в доме погас свет. Вскоре с лужайки послышалось тихое мурлыканье. Шуша перелезла через подоконник и осторожно спрыгнула на дорожку. В руке у неё был букет ромашек – она ведь не знала, какие цветы предпочитают мумии.
Глава четвёртая
Три последующих дня вся большая семья была брошена на спасение маленьких чучек, которые всё-таки простудились на огороде. Шкаф поминутно сотрясался от их кашля. Все, у кого были руки, занимались дезинфекцией, иначе говоря, мыли всё подряд хлоркой и ещё какой-то дрянью. Чуча проводила с больными сеансы психотерапии и рассказывала им сказки Пушкина в своей вольной обработке. Горилла Нюша принесла целебные травы, однако чучки так её испугались, что закидали всю комнату нафталином. Нюша махнула на них огромной рукой и отступила. От чудовищного запаха, наполнившего помещение, болезнь также отступила . Поражённая нафталиновым эффектом, Чуча уселась писать научную статью под названием «Новое слово в медицине». Тем временем её племянницы высунули головы из шкафа и, не замеченные никем, тихо-тихо прокрались к выходу. Они вышли наружу и потянулись в сторону огорода. На грядке их ожидал приятный сюрприз – из-под земли показались маленькие ростки. Некоторое время чучки стояли, заворожённо глядя на зелёные хвостики ещё непонятно чего, затем начали потихоньку, шаг за шагом, приближаться, робко поглядывая друг на друга, и, наконец, освоившись вполне, завизжали от счастья. Пугало вылезло из-за куста малины, где до этого момента было так хорошо отдыхать. Погода сегодня была замечательная! Со всех сторон весело подмигивали ягоды клубники, смородины, крыжовника. В воздухе гудели последние шмели, бабочки всех мыслимых и немыслимых оттенков так и мелькали перед глазами. Пугало воздело грабли к небу и… застыло, напряжённо вглядываясь вдаль. Нет, не померещилось. Из-за рощи прямо на деревню летела какая-то птица. Подлетев к огороду бабушки Шушаны, она опустилась на землю и, тяжело дыша, прохрипела:
- Две ложки…
- Какие ложки? – спросило Пугало.
- Сахара, болван. Чашку кофе и две ложки сахара.
Не имея более сил, птица растянулась прямо на огуречной грядке. Пугало заковыляло на кухню, чучки перестали галдеть и приблизились к гостю, напоминавшему не то лебедя, не то гуся, не то обоих сразу. Посовещавшись, они решили вступить в контакт.
- Дяденька, ты живой? – спросили они хором.
- Вопрос бестактный, - отозвался Гусь-Лебедь.
- Живой! – заорали чучки. – А ты кто?
- Вы что, читать не умеете? Вон, на сумке написано «Гусь-Лебедь почта»
- Читать не умеем, - огорчились чучки.
- Ну тогда я вам письмо не отдам.
- Какое письмо? – вмешалось Пугало. Оно принесло из дома поднос, в центре которого стоял маленький серебряный кофейник, а рядом – чашечка, источавшая восхитительный аромат лучшего турецкого кофе. Почтальон отхлебнул глоточек и закрыл глаза. Понимая важность момента, никто не издал ни звука. Допив кофе, Гусь-Лебедь вынул из сумки красный конверт и попросил позвать хозяйку по имени Шушана.
- Я Шушана, - сказала проходившая мимо Шуша. А про себя подумала: «младшая».
- Тогда распишись.
Покончив с формальностями, Гусь –Лебедь сорвал с грядки огромный огурец, который бабушка растила на семена, запихнул его в сумку и пустился в обратную дорогу.
Шуша раскрыла конверт. Внутри лежал листок, даже при виде которого у всех испортилось настроение. Несмотря на это, Шуша всё- таки прочла:
П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е! ! !
В вашем хозяйстве нами было выявлено злостное нарушение правил противопожарной безопасности, а именно – некомплект инвентаря для пожаротушения ( отсутствие лопаты). Предлагаем вам в течение одного дня вернуть лопату на место, а то хуже будет!
Внизу шли какие-то непонятные цифры и подпись - «Инспектор Пожарский». Было ясно, что дело серьёзное.
- Нужно немедленно отдать письмо бабушке, - потребовало Пугало. У Шуши было иное мнение.
- Не стоит расстраивать бабушку. К тому же первому достанется тебе, ведь ты отвечаешь за сохранность инструментов.
На этот аргумент Пугалу нечего было возразить.
- Хорошо. Но что-то нужно делать! С пожарной инспекцией шутки плохи!
- Проведём своё расследование, - решила Шуша. – Пума, спускайся к нам!
- Зачем она нужна? – возмутилось Пугало. Пума выгнула спину и зашипела. Шуша топнула ногой.
- Когда случается беда, все должны объединиться, а вы ругаетесь. Ну-ка помиритесь!
- Ну ладно, - Пугало почесало Пуму за ухом. В ответ Пума лизнула Пугало в нос. Чучки запрыгали и завизжали.
- Вы что здесь делаете? – удивилась Шуша. - Опять заболеть хотите? Быстро в дом!
Чучки подобрали с земли пустой конверт и ускакали.
- Так, - продолжила Шуша, - а теперь давайте подумаем, кому могла понадобиться наша пожарная лопата.
- Пожарнику! – радостно закричало Пугало. Пума и Шуша взглянули на него с осуждением.
- Ну, тогда я не знаю.
- В деревне полно народу, и всем нужна лопата, - предположила Пума.
- Это невозможно, - возразила Шуша, - в деревне живут приличные люди, никому в голову не придёт взять без спроса чужую лопату, к тому же у каждого есть своя.
- Значит, в округе завёлся кто-то посторонний.
- Да! Нужно предупредить всех, ведь он может ещё у кого-нибудь что-нибудь взять!
- Нужно быстро написать 50 объявлений, по числу дворов, и раздать всем соседям, - сказала Шуша. – У нас очень мало времени!
Пума сделала удивлённое лицо.
- Зачем писать, когда можно напечатать на принтере?
- Что? Откуда у тебя принтер?
- Так печатать или нет? – спросила Пума, делая вид, что шушиного вопроса она не расслышала.
- Конечно печатать! – закричало Пугало.
Дальше всё происходило быстро. Шуша надиктовала воззвание. Получилось коротко и очень вежливо.
Дорогие соседи! Караул! В нашей деревне завёлся вор. Проверьте, всё ли у вас
на месте. Через 2 часа сообщите нам о результатах. Доброго вам вечера!
Пума осторожно взяла зубами листочек и исчезла в густой кроне старой липы. Минут десять там происходила какая-то возня, сопровождавшаяся непонятными звуками, и после над деревом одновременно поднялись 50 воробьёв. В клюве у каждого из них был листок. Птицы захлопали крыльями и разлетелись в разные стороны. Не прошло и минуты, как они вернулись назад и исчезли в листве.
- Пума, как ты умудрилась подружиться с ними? Почему они тебя не боятся?- спросила Шуша.
- Всё просто. – ответила Пума. – Я не ем их, они не едят меня. Ещё вопросы будут?
- Будут! – завопило Пугало.
- Перерыв на обед, - отрезала Пума и зашагала к дому.
Тем временем в деревне поднялся переполох. Население в срочном порядке инспектировало хозяйство. В домах, сараях, погребах, а также в садах и огородах всё переворачивалось вверх дном. Честные жители деревни ещё никогда не видели настоящего вора, и каждый мечтал поймать его на своей территории. Потому работали слаженно, организованно, весело. Уже через час стало понятно, что никакого вора нет и, возможно, вовсе не было. Недоумевающие хозяева своих неразорённых хозяйств потянулись к дому бабушки Шушаны. Через несколько минут у ворот образовалось море из кепок, платков, шляп и просто вихрастых шевелюр. Море клокотало и требовало объяснений.
- Что случилось? – спросила бабушка . Услышав крики, она вышла на крыльцо. Увиденное поразило её. Однако ещё больше были поражены соседи. Пугало, Шуша и Пума, наблюдавшие эту сцену из-за куста сирени, остолбенели. В руках у бабушки Шушаны радостно краснела покрашенная и уже высохшая пожарная лопата.
- Что-то грибочков захотелось, - проговорила Пума.
- Я с тобой, - тихо добавила Шуша. И обе они, как ни в чём не бывало, пошли к погребу.
Свидетельство о публикации №218072601304