Зарисовка. И встретит солнце

Современный город с его удобствами – газом, водопроводом, транспортом, телефоном, прачечными оставляет человеку много свободного времени. Но кое-кому его всё-таки не хватает. Один посвящает досуг открыткам, другой – маркам, значкам, монетам, этикеткам. Кто-то мастерит модели судов, мельниц, самолётов, занимается фотографией, кто-то любовно реставрирует книгу, за которой, конечно же, гонялся не один месяц, или слушает новую пластинку, ставшую гордостью коллекции. И скажи при таком человеке, что время некуда девать свободное, он искренне удивится. Или даже возмутится.
Восход солнца в горах – переход серого взвешенного света в алый, без цветовых границ, одной волной. Он стоит в глазах Виталия Филатова по сей день, хотя с альпенштоком и горными ботинками он расстался пять лет назад. Там, на Кавказе, будучи студентом Харьковского юридического института, Виталий впервые взял в руки кусок дерева и вырезал немудрящую фигурку. И когда работа и семья встали на пути его к горам, Виталий вспомнил своё мимолётное увлечение и снова взял в руки резец.
…Гостей семьи Филатовых встречает доброе солнышко. Искусно вырезанное, раскинуло свои лучи, глаза прикрыло, улыбается, приглашая пройти в комнаты – в царство резных панно и… чеканок. Да, Виталий расширил своё увлечение.
В комнате на стене – четырёхметровое чеканное панно на темы, навеянные книгой Натальи Кончаловской «Наша древняя столица». Композиция Филатова – рассказ о татарском иге. Стелются в бешеном галопе степные лошади, несущие раскосых всадников на мирные русские деревни. И нет, кажется, преград на их пути, отмеченном слезами и пламенем. Но вот кузнец раздувает горн, куёт мечи, и встала русская рать – могучие витязи в латах. Встретились две силы и рассыпалась непобедимая доселе орда. Вещь эта далась Виталию нелегко, как, собственно, и другие самостоятельные работы – «Космос», «Сон», «Утраченное» и другие. И удивительно: от обилия панно квартира не превращается в выставочный зал. Более того, войдя во вкус, Виталий принялся за кухню. Одну из стен обил досками, и покрыл резьбой на грузинские, молдавские темы.
А у Филатова новые замыслы. Хочется попробовать чеканить алюминий, две заготовки которого ждут своего дня. Это будут изображения охотничьих трофеев. Думает освоить и живопись. И первое, что он тогда напишет, будет восход солнца в горах, которые, конечно же, не брошены, а только отложены до поры, пока не подрастёт сын.
Покидая гостеприимный дом, оглядываюсь на прихожую – весёлый чёрт в буйном танце, хоровод гуцулов в деревянных башмаках, влюблённые и… солнышко. Приоткрыло глаз, подмигнуло и закачалась на цепях-подвесах, устраиваясь удобно на ночь.
 Г. Архангельск.
На снимке: Виталий Филатов.
Фото автора.

Газета «Правда Севера», 18 мая 1974 г.


Рецензии