Материнский инстинкт

Рита Кубанская


                Материнский инстинкт


В четырнадцать лет я решила, что у меня никогда не будет семьи – ни мужа, ни детей. Вы, наверное. подумали, что это всего- навсего гормональный всплеск подросткового возраста .Смею разочаровать вас- это было продуманное решение взрослого человека. Я приняла его, прожив год со своей мамой….
    Наверное, надо все по порядку…
За тысячи километров ,отделяющих их друг от друга ,жили  девочка и мальчик, которые  решили спасать человечество от смертельно-опасных инфекций. Золотые медалисты, они поступили в один вуз, на один факультет и попали в одну группу. Звали их по странному стечению обстоятельств Кирой и Кириллом.
    К концу первого курса, они поняли, что не могут друг без друга и за неделю до регистрации их отношений сообщили  об этом своим родителям. Бедные родители, ну разве могли  они подумать, что на первом курсе их дети создадут семью? Да они, собственно ,и не были против. Просто впереди их  детей ждали еще долгие годы серьезной учебы…Единственно, о чем просили папы и мамы молодоженов – повременить с детьми .И опять же из-за их учебы. Потенциальные дедушки- бабушки ,конечно же ,не были против внуков .Просто времена были трудные. Мама Кирилла была на инвалидности ,работал один папа. А у Киры папа  работал всего несколько месяцев в году на заводе, в  цехе которого все время случались перебои по разным причинам. Родителям с обеих сторон было слегка за сорок и работать им предстояло еще долго- долго. Единственный человек, у которого было все стабильно с материальной/ пусть и небольшой /базой, была бабушка Киры, мама ее папы.
Счастливые молодожены все понимали. Съемная квартира и тд и тд…-Конечно, конечно, не волнуйтесь,- успокоили они родителей. Вот закончим университет, тогда и подумаем о детях…
      Но что-то пошло явно не так….Недомогание, с которым Кира пришла к терапевту, оказалось беременностью. -Этого просто не может быть, мы же….,- не могли прийти в себя Кирилл и Кира.- Что делать? Конец второго курса только? И они потопали вдвоем к гинекологу за направлением на аборт. -Да вы с ума сошли!,- сказала им врач.- С вашей патологией люди годами не могут забеременеть! Вы понимаете, что у вас, скорее всего, после этого уже не будет детей?- Ну никак ничего подобного не ожидали услышать эти двое. -У вас есть еще время подумать. Надумаете избавиться от ребенка ,приходите, выпишу направление на аборт..
    И Кира поехала домой за советом. В доме к такому сюрпризу не были готовы. У мамы прихватило сердце, папа стал ее отпаивать лекарствами…-Так,- сказала, вышедшая из своей комнаты Ольга Петровна, самый старший член семьи. -Детей рожали во все времена. Я вот военный ребенок .Мои родители/людям старшего поколения свойственно погружаться в воспоминания/поженились перед самой войной и папу тут же призвали на фронт .А через три месяца он с тяжелым ранением попал в госпиталь .После выздоровления ему дали краткосрочный отпуск домой. Так родилась я. Спустя  полгода после моего рождения мама получила похоронку на папу. И воспитала меня сама.. И сейчас не все так просто, а тогда было просто страшно .Уж поверьте мне.- Все, Кира, ждем внука или внучку!
          Так  в семье появилась Маруся, я…Росла, окруженная большой любовью двух бабушек и деда .А папа и мама приезжали на каникулы. Или на большие праздники.- Завтра приедут родители,- сообщали накануне их приезда мне.- Хорошо, -говорила я .Но ровным счетом ничего это сообщение в моей жизни не меняло .Равно как субботу сменяет воскресение…                Мама, сама будучи очень красивой женщиной и со своим видением прекрасного, привозила мне красивые платьица, туфельки, шляпки. Первая кукла, которую она мне привезла, оказалась и последней. Я в куклы не играла. Совсем.
-Посмотрите на эту малышку, сама кроха, а уже куколку к себе прижимает , как мама. Вот что значит материнский инстинкт ! -Знакомы вам такие мимишные картинки?- Так вот они не из моей жизни и не обо мне. У меня этого инстинкта и в детстве не было. Может мне это передалось по наследству от мамы и от ее нежелания иметь меня?                Почему-то папу я помню лучше из своего детства. Может ,потому что мама была более сдержанная на проявление чувств .Причем не только ко мне. Вот папу любила она  !Она просто светилась вся , глядя на него! Это замечала даже я маленькая.                Папа  рисовал со мной, привозил краски, бумагу. -Носил на плечах. Помню,  как-то попросил сорвать ему яблоко с ветки. -Я же не могу, я  маленькая,- развела я в стороны свои маленькие руки. -А вот так,- и папа усадил к себе на плечи. И  я, подняв голову навстречу солнцу, сощурившись, потянулась  к красному яблочку…Мне было лет пять , а так все помнится…
Собирал со мной пазлы, привозимые ими. Ел вместе со мной за компанию  нелюбимую мной/как папа признался позже и им тоже!/геркулесовую кашу.
     -Сирота при живых родителях,- однажды , придя из школы, услышала я как две бабушки разговаривали. -Мама, ну что Вы такое говорите, - не соглашалась с нею бабушка  Надя.- То и говорю. Вот и институт закончили, работают уже, а дитя так и не забирают к себе .Им ведь по- большому счету и двоим хорошо.
   А я  и не хотела к родителям. Честно. Я была счастлива и любима здесь, с ними, моими самыми близкими и родными людьми. Училась в школе и в художке, перенимала опыт  вязания  у бабушки Оли, пекла  пироги  и варила борщи с  бабушкой Надей. А с дедом летом ездила с ночевкой на пасеку.   Костер, искры взлетающие от него   в звездное  небо ,пахнущие травы, ночная перекличка звонкоголосых обитателей  леса…И дедушкины рассказы обо всем на свете…Это ли не было счастьем?!!! Сколько эскизов я привозила ,столько задумок было в моей голове….

    Потом наступила полоса потерь. Первой не стало нашей Оли – мудрой и доброй, прямой и открытой, нежной и заботливой и  такой бесконечно любимой…И сейчас, спустя годы, у меня щемит сердце, когда я думаю о том, что она бы могла пожить еще…
     Слег дедушка. Мы, сменяя друг друга у его  постели , шли на работу и в школу.
  -Маруся, завтра приедет мама,- сказала бабушка. -Хорошо,- привычно ответила я .-Она едет за тобой.- Как за мной? Зачем? А  как же ты одна справишься с дедушкой?- Я почти кричала все это от отчаяния ,понимая необратимость происходящего. -Маме сейчас очень трудно .Папа уехал в другой город и у него другая жизнь. Кто поможет маме если не ты ,девочка?
    Так в тринадцать лет я оказалась в чужой для меня жизни – в новом  городе, без папы, без друзей, в  незнакомой школе и с мамой – родным по крови, но совершенно незнакомым для меня человеком.
 Нам было трудно. Маме и мне. Я не знаю , что у них произошло с папой, но мама без него как-то потерялась в жизни. Мало говорила, только по делу. Улыбалась редко ,  Рано уходила, приезжала поздно, когда я уже спала. Работа  была для нее отдушиной. А я все вечера напролет говорила с бабушкой и сильно слабеющим дедом.- Зови меня дедом,- сказал мне как-то он .  Всегда мечтал быть не дедушкой, а дедом…Как я тосковала за ними!
    Мама ,уходя, писала мне записку .Я ,ложась спать без нее ,писала ей тоже. И зачем она привезла меня к себе только??? .Вот в этот год я и приняла решение никогда не иметь семью. Теперь вы меня понимаете?                А потом я заболела .Очень сильно. -Это психосоматика,- говорили на консилиуме врачи.. Постоянный стресс и инфекция ,подхваченная во время эпидемии в школе , не нашли общий язык .Я долго лежала в больнице, потом дома. И все время со мной была мама. Когда она только работала? Ни она , ни я не мыслили ее жизни без ее опытов и исследований.
    Выздоравливала я медленно и как-то неохотно. Так не хотелось возвращаться в нашу с мамой жизнь.
     Потом ушел из нашей жизни мой любимый дед .На его похороны приехал и папа .Как ,оказывается ,я соскучилась за ним! Если раньше мама и папа не видели никого вокруг себя – только друг друга, то теперь избегали встречаться взглядами. Как мне было их жаль обоих…
    Наша совместная жизнь с мамой после моей болезни очень изменилась. Мы больше времени проводили вместе, мне стал звонить папа. -Извини, Маруся, это я запретила папе всякое общение с тобой. Была неправа.- В этом – вся моя мама. Даже общаясь со мной, она все время была там, далеко за городом, на своей опасной и такой нужной работе. Мне кажется, что я стала даже лучше ее понимать.
   У папы через два года после расставания с мамой родился сын  Вася.-Приезжай ,доча, надо тебе познакомиться с братишкой,- звал он меня к себе в гости. -Родные ведь люди.- Приеду,- отвечала я. Но все не ехала и не ехала.
Мне казалось, что мама ждала папиного возвращения к ней. Но рождение  у него сына  лишило ее всякой надежды. Что-то медленно ускользало из ее жизни. Я не понимала что, но отчетливо это видела.
-Прости меня, девочка,-  сказала она мне однажды воскресным вечером.- Я очень виновата и перед тобой, и перед папой. Работа в какой-то момент в моей жизни стала самой главной .А это неправильно. Особенно когда есть семья…И тебя чуть не потеряла. Она прижала меня к себе ,вздохнула и сказала, что материнский инстинкт проснулся в ней очень поздно.
      - Могу задержаться, не волнуйся. У нас это частные явления . Мама всегда так меня  стала предупреждать, когда могла задержаться на работе.                Я уже взрослая. Я уже другая! Я люблю маму ,город, в котором живу, у меня есть друзья. Мне 17 лет, я заканчиваю школу и поступаю в художественный институт.
   Мамы все нет и нет. Я начинаю волноваться. Неожиданно  приехали папа и бабушка.                Мама погибла при проведении своих опытов. Внесла инфекцию опасную через порез в перчатке. .Мы даже не смогли ее похоронить, так как это было опасно для окружающих…-Погибла ради будущего  людей,- говорили на панихиде ее коллеги.
      Так бабушка осталась со мной. Я закончила школу и поступила в свой институт .За это время я стала не по годам взрослой. Я была в ответе за бабушку –столько пережившую и ставшую такой беспомощной. Она ходит  теперь  часто  в храм -  я как со всеми нашими побываю,- говорит она. Хорошо, что он недалеко от дома.
    А я учусь !Охотно и с интересом !Появились новые друзья .Но как-то ближе всех сошлась с Митей, он постарше всех нас
 И мы лучше понимаем друг друга. -Ты долго не мог поступить?- Мог и не мог,- ответил неопределенно как-то Митя. Бывает, заглянет в мою работу и одним штрихом исправит то, над чем я бьюсь долгое время. Но прежде спросит, нужна ли помощь? -В тебе таланта ,Галанов ,до неприличия много, -говорили ему одногруппники. -Мог бы и поделиться,- шутливо добавляли они.
   Папа меня все звал , а я все не ехала. Называла разные причины .А причина была одна – я просто была не готова к знакомству с его близкими.
Мы взрослели, выходили замуж- женились .Я  всегда уходила ,когда невеста бросала букет  в толпу своих подруг .Не мое это, я же знаю.- Почему?,- спросил Митя. -Не хочешь замуж?- Нет!- Сейчас или совсем?- И сейчас и совсем!                -Почему, не расскажешь?- это Митя.- Может быть,- это уже я.-                Два года моего расположения добивался Лева. Звал в кино и театры, дарил целыми охапками цветы, рисовал меня, караулил везде и звал замуж… Я от всего отказывалась. А потом, отчаявшись, Левка орал на весь актовый зал , что я холодная и бездушная. И мне его было очень жаль.
  - Митя, я все забываю принести тебе альбом, обещала  и не несу…Может ,зайдем к нам  и возьмешь его?- Идет, -сказал Митя. -Бабушка была в храме , а дома вкусно пахло борщем и ватрушками.-Ой как пахнет!,- закрыл от блаженства глаза Митя. -Пойдем пообедаем!,- предложила я. -А не откажусь,- засмеялся  он. -Вот это я понимаю вкусно!,- опять улыбнулся Митя. Много раз замечала, что в нем так много радости от обычных привычностей жизни. Просто удивительно даже!
-Ты с бабушкой живешь?- спросил Митя.- Нас было много ,две бабушки, дед и мама с папой, я. А теперь только мы с бабушкой, да папа далеко от нас .И еще брат маленький ,которого я  за пять лет ни разу не видела.
Неожиданно для себя я рассказала все-все о своей жизни .И заплакала ,первый раз после смерти мамы .Митя  же ,обняв меня за плечи,все говорил и говорил какие-то слова,  смысл которых я и не улавливала почти, но мне становилось на душе все легче и легче.
-Папа, я еду к вам,- сообщила я ему о своем приезде.- Что любит Вася?- Как и ты, рисовать. И еще машинки. -Давно пора, поезжай,- сказала бабушка .А  Митя меня под свой патронаж , сказал ,возьмет. Просит борщ сварить и ватрушки испечь.
-Какой хитрый,- удивилась я.
На вокзале меня встречали папа и Вася- маленький  мой брат, с большими чистыми ,как умытыми теплым  дождем темными глазами.- Марруся, я так рад ,что ты прриехала,- сказал он. -Вася к твоему приезду очень торопился звук Р произносить правильно. Ты, кстати, тоже с ним не особенно дружила в детстве. -Правда ,папа?_ -Да !Неужели не помнишь? -Не помню…
Смуглый, темноволосый и темноглазый Вася  напоминал мне меня на фотографии из моего детства.- Мне кажется  или  Вася очень похож на меня маленькую? -Так часто бывает у родных людей. Папа засмеялся радостно и светло. -Ну что ,братишка, давай руку,- и Вася доверчиво положил  свою ручку в мою ладонь .Случилось что-то непредвиденное мною- я подхватила Васю на руки и прижала к себе…-Братик  родной мой!


                25 июля 2018 года


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.