Булатный перстень

"Булатный перстень" - исторический детектив с элементами любовного романа, то есть именно тот жанр, в котором Далия Трускиновская (назовись она хоть Дарьей Плещеевой, хоть как-то еще) является признанным мастером. Не узнать её стиль, её фирменный юмор, её неповторимую манеру невозможно. Сюжет строится вокруг подлинного исторического события - русско-шведской войны, ознаменовавшейся изменой части русских флотских офицеров, принадлежавших к масонской ложе "Нептун". Причиной измены явилось то, что по масонской линии они обязаны были повиноваться шведскому принцу. Грязная история, лишний раз доказывающая, что светильник не ставят под сосудом и то, что скрывается в "готических" подземельях и потайных комнатах, никакого блага человечеству принести не может.
Главные герои - группа морских офицеров, действующих и отставных (капитан второго ранга Михайлов, отставник Новиков, юный мичман ускоренного выпуска Родька Колокольцев, списанный на берег за пьянство мичман Ерофеев по прозвищу Ероха), светская дама Александра Денисова, находящаяся на её попечении молоденькая выпускница Смольного института Мавруша Сташевская, Поликсена Муравьева - её закадычная подружка, тоже смольнянка, - харизматичный сенатор Ржевский, масоны - красавец и сочинитель модных романсов Нерецкий, флотские офицеры Майков и Змаевич, старый князь Шахонской, свихнувшийся на почве гордыни и взявший себе псевдоним Vox Dei (Глас Божий). И Ефим Усов, тульский мастер-оружейник, открывший секрет изготовления сварочного булата (образцы которого у него в Петербурге похитили, из-за чего он едва не покончил самоубийством, но был остановлен капитаном Михайловым). Подаренный им Михайлову булатный перстень поначалу внес дополнительную путаницу (нептуновцы приняли его за знак неизвестной им, тайной масонской ложи, а капитана - за её главу или полномочного представителя), а в конце символически обвенчал капитана с одумавшейся Александрой.
Параллельно развиваются два сюжета: авантюрно-детективный с погонями, переодеваниями, шпионажем, похищениями и засадами и романтический - Сашетта Денисова, молодая вдова, богатая и независимая, сперва закрутив от скуки с капитаном Михайловым, вскоре оставляет его ради красавца Нерецкого. Собственно, из-за этого романа она и впутывается в опасные приключения с комическим оттенком. Усугубляет сумятицу то, что юная воспитанница Сашетты тоже сохнет по Нерецкому, а её подруга так и вовсе ждет от него ребенка.
Денис Нерецкий и секрет его феноменального успеха у дам - это отдельная тема, принципиально важная для автора. Бабья жалость, нереализованный материнский инстинкт - вот что влечет к Нерецкому решительную, независимую Александру. Моряк Михайлов - серьезный немногословный мужчина, занятый делом - кажется ей неинтересным, неутонченным, не нежным, заурядным в противоположность шармеру Нерецкому, который и вздыхает томно, и романсы душещипательные сочиняет, и идеями модными увлекается. Вот только Нерецкий - бездельник, от которого, кроме как в будуаре да за клавикордами, проку мало: в свои без малого тридцать он ведет себя как глупое избалованное дитя. Хочу эту игрушку, нет, эта бяка, хочу вон ту, а чуть что - за мамину юбку и в рев. Забавно, что обе юные девицы поняли это даже раньше, чем взрослая Сашетта.
Нет ничего особенного в том, что в некоторых ситуациях женщина поддерживает и защищает мужчину. Важно лишь, чтобы это были отношения взрослых, равных людей, а не матери и испуганного, беспомощного дитяти. В женщине, отчаянно сражающейся за недостойного возлюбленного, при всей её отваге и самоотверженности, есть что-то жалкое.
Спасая Нерецкого сначала от масонов (перед которыми он, по непоследовательности и слабости характера, тоже проштрафился), потом - от Тайной Канцелярии, Александра смертельно рискует. И ведет себя именно как мать, защищающая дитя - не помнит себя, не ведает стыда и страха. Недаром Михайлов брезгливо бросает: "Она взбесилась" - это действительно бешенство, точнее, безумие материнского инстинкта, полностью отключившего здравый смысл и совесть.
Михайлов совсем другой. По мере того как Сашетта узнает его и его друзей, она понимает, что тонкость и изысканность чувств без добродетели стойкости немногого стоит, и такой нежный цветок, как её обожаемый Денис, без всякого злого умысла способен причинить немало зла. Просто потому, что плывет по течению, не задумываясь о последствиях своих поступков (позвали в масонскую ложу - вступил, впутали в заговор - впутался, подвернулась девица - обрюхатил) и избегая любого намека на ответственность. Денис Нерецкий по натуре не подл, не жесток - он бесхарактерен и инфантилен, инфантилен до безобразия. Михайлов же - "гордый и норовистый", чувствительных романсов от него не дождешься, зато дождешься предложения руки и сердца. Он и мыслит конкретно, и чувства выражает в конкретных действиях: полюбил - пожалуйте венчаться, чтобы "в горе и в радости, пока смерть не разлучит нас".
Противопоставление Михайлова, Новикова, Усова, даже юного Родьки Колокольцева, даже пропившего всё, кроме совести, мичмана Ерохи - масонам Нерецкому, Майкову, князю Шахновскому - откровенно, подчеркнуто, даже нарочито, ну и что? В приключенческом романе так и должно быть.
Авантюрно-детективный сюжет, опять-таки в соответствии с законом жанра, завершается победой наших. Фанатика Майкова, виновного в прямой измене и пленении российского боевого корабля, Михайлов со товарищи вынуждают навсегда покинуть Россию и отплыть на шлюпке в объятия столь любезных ему шведов, а зловещий и безымянный Vox Dei, лишившись ореола таинственности, оказывается фигурой отчасти комической - полоумным стариком, дико боящимся своей суровой властной жены. И даже как-то нелепо, что на совести этого старого шута - две с лишним сотни молодых жизней. Жизней верных присяге русских моряков, погибших из-за измены.
Наблюдающая эту сцену Сашетта не сразу, с некоторым опозданием понимает: вот оно, её будущее с Нерецким. Не лучше ли родить настоящего ребенка, чем вечно играть роль мамочки при "дитятке", которое никогда не повзрослеет? И не превращаться в посмешище, бегая с заряженными пистолетами в поисках ненаглядного, покорно ожидающего своей участи в руках убийц?.. Сильной женщине нужен сильный мужчина, слабого она не сможет не презирать. Любовь Александры к Нерецкому впервые поколебалась именно вследствие невольного презрения, которое она ощутила, беседуя с ним о Поликсене Муравьевой. Выяснилось, что от родителей и нареченного жениха девицу он не увозил - влюбленная дурочка сама к нему прибежала, а он не смог устоять. Почему же не обвенчались? - Да уж после того, как грех случился, неожиданно (?!) выяснилось, что мы дальняя родня. - Так обвенчались бы тайно, уехали бы куда-нибудь, подальше от Петербурга! - Да меня убедили, что семья Поликсены не смирится, будет требовать признания брака недействительным, а ты же знаешь - я не борец...
Нерецкий не оправдывается, не отрицает своих неблаговидных поступков, он просто разводит руками с потерянным и виноватым видом: так получилось... девицу из хорошей семьи обесчестил, так она же сама хотела... В ложе "Нептун" состоял, так я же не знал, что там государственная измена, думал, так - о благе человечества потрендеть в романтишных декорациях... Птичка Божия, а не мужчина. Кенар.
Нерецкий живет по принципу: нас толкнули - мы упали, нас подняли - мы пошли. Очень тонко показано, как пылкое чувство Сашетты к Нерецкому постепенно гаснет из-за того, что его не за что уважать. Вот она расспрашивает его о пропавшей Поликсене, собираясь разыскать девушку и как-то помочь, - и выясняется, что он ничего не знает о бывшей любовнице. Ничегошеньки - ни про родню, ни про подружек-смольнянок, ни про поклонников. Любовница попросту не интересовала его как личность, он даже не разговаривал с ней о её жизни - как ни влюблена Сашетта, не такая она дура, чтобы пропустить этот тревожный звонок.
Вот Александра получает жениха из рук сенатора Ржевского, который употребил всё свое влияние, чтобы спасти Нерецкого от Тайной Канцелярии. И видит гордый, счастливый взгляд подруги, Глафиры Ржевской, - взгляд женщины, которая восхищена благородным поступком любимого человека и хочет, чтобы окружающие разделили это восхищение. И понимает, что уж ей-то не придется так смотреть на своего сладкоголосого красавцА - не заслуживает он таких взглядов. А без этого, оказывается, самая пылкая страсть что-то теряет...
И последняя капля - фраза, случайно оброненная Михайловым и подслушанная Александрой: "Жалкий такой чудак..." Капитан не подозревает, что Сашетта слышит эти слова, - он просто говорит то, что думает. И то, что это не желание уязвить из ревности, а небрежно, вскользь высказанная оценка, - это-то для Сашетты нестерпимо. Оказывается, она не только сама страдает от невозможности уважать своего ненаглядного - ей еще зачем-то нужно, чтобы другие его уважали.
Для романов Трускиновской характерно противопоставление "мужественных" героев - сильных духом и телом, неутонченных, суровых, прямолинейных, а главное, занятых делом - ранимым возвышенным натурам, помышляющим преимущественно о любви. На первый взгляд это несколько обнаженно, даже наивно (как антитеза капитан Михайлов - Денис Нерецкий в романе "Булатный перстень"), но только на первый взгляд. Поскольку в действительности писательница противопоставляет не силу - слабости и не цельность натуры - утонченности, а глубину - поверхностности, ответственность - маниловщине. Нерецкий не живет своими возвышенными идеалами, а грезит ими - вот в чем его главное отличие от грубоватого Михайлова, чьи принципы и ценности укоренены в характере и реализуются в действиях. Идеалы могут быть высокими, а поступки низкими.
Словом, бойтесь слабых, "неприспособленных к жизни" людей, ловко спекулирующих на жалости, которую они внушают сильным. Бойтесь слабых мужчин, озабоченных поисками сильного женского плеча. Ответ автора на крик души героини романа "Булатный перстень", Александры Денисовой, - "Почему сильные женщины обречены любить слабых мужчин?" - потому что они принимают за любовь извращенный материнский инстинкт, потребность защищать, опекать и доминировать. По отношению к детям такие чувства нормальны, но если вам хочется взять на ручки тридцатилетнее "чадо" - спросите себя, насколько вы здоровы. И поскорее родите настоящего ребенка, и лучше не одного, чтобы не узурпировать его жизнь, когда он вырастет и захочет самостоятельности.


Рецензии