Зазовка

-Дед Алим, а дед Алим?

-Что тебе, Сашко? - спросил старик и посмотрел на мальчишку, который его позвал.

Перед ним стоял мальчик и слегка наклонил голову вправо, её украшали слегка вьющиеся черные волосы. Карие глаза смотрели, на деда не отрываясь.

Сашке, было девять лет. Правда, выглядел он старше. Но уже был настолько любопытен, что вечно попадал в неприятности. И вот, опять, видимо набедокурил и искал помощи у прадеда.

Последовавший вопрос, удивил старика. Он сидел на лавочке у дома и смотрел на лес за рекой. Она протекала так близко к дому, что деревья и кусты легко было разглядеть. А в свои, семьдесят девять лет, Алим не мог пожаловаться на зрение.

Его родители приехали работать в Орловскую область, маленькую деревеньку, ещё до войны. Уже тогда он полюбил леса, что окружали их в этой глубинке. Местами встречались не проходимые трущобы. Когда пришла война и к ним, Алим не задумываясь пошёл служить, но был серьёзно ранен, через год как попал на фронт. Пришлось вернуться в деревню. Отсиживаться дома он не стал и примкнул к партизанам. Много ему пришлось пережить, ни одно ранение, потерю друзей, родных, когда судьба привела его в родные леса. Именно тут случилось одно событие, о котором он точно никогда не забудет.

Голова его давно поседела, морщины избороздили всё лицо, половины зубов не хватало, но он всё так же был бодр и часто улыбался. Вот и сейчас, смотря на правнука, с лица его не сходила улыбка. Пока он не услышал вопрос мальчугана.

-Деда, а правду отец сказал, что в войну вам лесная фея помогла выйти из окружения?

Алим растерялся и чуть не выронил палку, с которой не расставался последние года два.

-Кх-кх, - прокашлялся старик. - Зазовка, не фея.

- А кто это? - широко распахнув глаза, спросил Сашко.

- Это, лесная красавица. Но хитра, жуть. Зазывает путников далеко в лес, путает их и там оставляет.

-И ты её видел? - ещё больше удивляясь, спросил мальчуган.

- Не только видел. Она помогла нам. В этом отец твой прав, - с грустью ответил дед.

Сашко подошёл ближе, сел на лавку рядом с дедом и прислонился к его плечу. Он очень любил прадеда, ему всё казалось, что он грустит о ком-то, может о прабабушке Зарифе. Сашко её не видел, она умерла, когда ещё его отец был в армии.

- Расскажи о ней? – попросил правнук.

- Да там и рассказывать нечего, - вздохнул Алим и дальше слова, будто сами полились. – Шёл сорок третий год, может, слышал о битве на Курской дуге, один из переломных моментов войне. – Сашко кивнул головой, мол, знаю. – Тут недалеко, на том берегу реки в лесах мы оказались в окружении. Наш небольшой отряд партизан, всё сильнее брал в кольцо враг, вырваться не было возможности. Много наших ребят полегло и прадед твой Александр. Ты на него очень похож.

- Это в честь него меня назвали? – перебил деда правнук.

- Да. Он был храбрым и смелым человеком. Мы отходили вглубь леса, он остался нас прикрыть. Тогда его и достали немцы.

- Хороший у меня был прадед, - грустно прошептал Сашко, опять невольно перебил Алима. Но тот не ругался, а только потрепал его по волосам.

- Мы остановились на привал. Я был в ночном карауле. Командир наш, уже думал так, и останемся в лесу, не уйдем живыми. Номы были готовы сражаться до последнего бойца. Так вот, стою я в карауле, закурил папироску, прикрывая огонёк, чтобы видно не было далеко. Небо затянули такие тучи, что полной луны видно не было. И вдруг услышал я лёгкий шорох за соседней берёзкой. Резко оглядываюсь, никого. И такой ледяной ужас вполз мне в сердце, что волосы дыбом встали. Такого я не чувствовал ни разу, хотя леса знал хорошо. А тут, что-то странное творилось. Шорох раздался у меня за спиной. Оборачиваюсь, думаю, может волк подобрался близко. Ан нет, стоит передо мной девушка. На ней длинный зелёный сарафан с белыми вставками, такой как в старину носили. Волосы черные, распущены, до самой талии спадают. Стоит и улыбается, такая красивая, что дух захватывает. Протягивает ко мне руку и тихо так говорит:

«Здравствуй, Алим!»

«Откуда ты меня знаешь, красавица? Да и как одна ночью в лесу оказалась?»- удивленно спросил я.

«Живу тут».

«Где тут?»- задал вопрос и понял тут же, что глупый он. Внутренне уже догадался, что она лесной дух, только не понял ещё какой именно.

«Ты всё правильно понял, Алим. Зазовка, я.»- сказала она, будто прочитав мои мысли.

И как услышал, кто она, дернулся и начал оглядываться. Встретить Зазовку плохо. Они зазывают и уводят глубоко в лес. Путник потом не может найти дорогу обратно, так и сгинет в лесу. Думаю, что всё конец мне. И помочь некому, окликнуть меня. Отдыхают после боя.

«Не бойся меня. Не причиню тебе вред. Не за тем пришла», - увидев моё состояние, сказала она.

«А зачем?» - ещё больше растерялся я.

«Помочь вам хочу. Плохие, злые люди вторглись в наш лес», - со злостью произнесла Зазовка.

«Ты немцев имеешь ввиду?» - спросил я.

«Вы так их зовёте», - кивнула она головой.

«Как же ты хочешь нам помочь? Выведешь нас из леса?» - понадеялся я тогда.

«Нет. Увидишь завтра. Оставайтесь тут. Не уходите. Пусть они найдут вас».

«Но…»

«Слушайся меня, а то…» - не закончив свою угрозу,красавица исчезла.

- Что дальше было, деда? – затаив дыхание спросил Сашко.

Алим посмотрел на правнука. Тот сидел, открыв рот с округлившимися глазами, казалось, что он даже не дышит. Так сильно его увлёк рассказ деда.

- Что дальше? Наступило утро. Командир хотел бросить нас в атаку на немцем. Я пытался его отговорить, помятуя о предупреждении Зазовки. Он никак не соглашался, пока не передали, что нас нашли и немцы уже близко. Мы приготовились к бою. И тут случилось странное, они подошли к нам почти вплотную, но будто не видели нас. Немцы переглядывались, смотрели по сторонам, но только не на нас. А потом появилась она, вся сияющая в утреннем солнце, которое пробивалось сквозь листву. Смотрела на них и руками, будто подзывала к себе. Те же повернулись к ней и пошли в ту сторону, что она звала. Не знаю, как далеко она их увела, так как командир отдал приказ идти вперед туда, откуда пришли немцы. Мы спокойно прошли весь лес, шли даже ночью, но так и не встретили больше никого. Потом как заговорённые мы больше ни разу за остаток войны не попали в окружение. Нас будто не видел враг. Жаль прадед твой Сашка так и не дожил до того дня, мы тогда бы и его не потеряли. С нашего отряда больше никто не погиб. До сих пор все живы, - закончил свой рассказ Алим и опустил подбородок на сложенные ладони, которыми опирался всё это время на палку.

- Жаль, - согласился Сашко и спросил. – А ты больше не видел её, Зазовку?

- Нет, внучок, не видел, - ответив Алим, посмотрел на лес ,который рос на другом берегу реки.

Вдруг ему показалось, что кто-то мелькнул между деревьями. Поднял голову и начал вглядываться, будто ощупывал взглядом каждый кустик, каждое дерево. Нет, показалось, наверное.

- Ладно, вставай Сашко, пойдём, мать твоя заждалась уже нас, - сказал дед, поднимаясь и опираясь на палку.

- Пойдём, - весело крикнул мальчуган и шустро вскочил с лавки, побежал к калитке, не оглядываясь.

Алим выпрямился и ещё раз посмотрел на лес и тут же замер удивлённо. На том берегу стояла она, прислонившись к берёзе и обняв её руками. Красавица смотрела на него, волосы развевались от легкого ветерка, который разгулялся под вечер. Зазовка улыбалась. Алим зажмурил глаза, открыл их, её уже не было. Но он был уверен, что видел именно лесную красавицу, тот же длинный зелёный сарафан с белыми вставками, чёрные волосы до талии и прекрасное лицо.

Почему-то ему казалось, что она помнит и ждёт его. Тяжело вздохнув, дед развернулся и пошёл к дому.


Рецензии