Подарок святому

                11    
                СЕМИСОТЛЕТИЮ ДИВНОГО СТАРЦА,
 ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ ПОСВЯЩАЕТСЯ…


                ДИВНЫ ДЕЛА ТВОИ, ГОСПОДИ!
 В большом лесу жил старый-престарый волк, у которого давно ослабели ноги  и перестали его уже кормить,  в противовес старинной русской пословице «Волка ноги кормят».  Вот и на этот раз он бегал  по лесу целых три дня и ничего не нашел. Сел он у старой сосны на опушке леса и от тоски и горя завыл самым настоящим волчьим голосом:
- У-у-у, о-у-у-у, у-у-у…
 Мимо бежала лиса и недовольно выговорила ему:
- Перестань! Надоело слушать!!! Воешь и воешь на всю округу.
- А что я могу сделать, кумушка?  Живот  от голода свело, еле на ногах стою… Третьи сутки с ног сбился в поисках пищи.
- Плохо ищешь. Вон девчонки малЫе в лесу грибы собирают. Совсем одни ходят, без взрослых!
Волк, встрепенувшись, оживляется:
- В лесу, говоришь? Грибы собирают? Ну, спасибо, кумушка. Побегу-у-у, - и уже издали добавил:
- В долгу не останусь!
 А в это время в глухой  чаще леса среди поваленных деревьев девочка в платочке стоит, небольшая такая, стоит и горько-горько плачет:
- Куда идти – не знаю. Подружки не откликаются… Скоро стемнеет – где ночевать буду?.. А дома бабушка одна, волнуется…Что скажет она моим маме и папе, если меня волки съедят?.. Девочка заплакала еще горше.  На ее плач и причитания из густых кустов высунулась взлохмаченная голова лесной кикиморы:
- Ага, волки. Да я тебе сама так затуманю мозги, что никогда и  не выберешься. Закручу – заверчу, в глазах темно станет… Хи – хи…  А там и волки, конечно. Уж  они-то точно  завершат начатое мною злое дело.  Пропаде- е-е-шь…сгинешь, - заранее  предвкушая удовольствие от задуманного ею погибели души человеческой,  злорадно прошипела кикимора.- Будешь знать, как без взрослых в лес ходить!. .Грибов она захотела…Ха –ха –ха , - засмеялась она и до поры - до времени скрылась в кустах.
 В деревне же той, где жила девочка,  случился переполох: все подружки вернулись домой, одной Тани, Анисьиной внучки, дома нет.
-Где же ты, моя непослушная внучка?  Ведь упрашивала  тебя не ходить в лес с подружками. Потерялась, видать. Вон и Маня домой прошла, и Лиза пробежала… А моей  внученьки все нет и нет.  Господи, помоги моей Танечке, ведь мала еще, глядишь, исправится,  научится -то послушанию… Пресвятая Богородица, покрой ее святым своим Покровом, чтобы злые силы чего плохого с ней не сотворили. Ангел - Хранитель, напомни ей молитву «Отче наш»,  ведь не выучила она, как я просила. А без молитвы-то   никуда. 
Анисья  еще пуще залилась слезами, упала на колени перед образами в красном  углу и замерла в молитве.
 А в лесу уже спустились сумерки. Танюшка прислонилась спиной к стволу ветвистой лохматой ели  и незаметно задремала.
- Вот и мое время наступило,  -  угрожающе произнесла кикимора, во все стороны растопырив руки-ветви с длинными когтями, чтобы зажать и опутать девочку.
- Ах!  -  в ужасе воскликнула, очнувшись от  дремы Танюшка. -  Кто здесь?
В ответ  раздался зловещий хохот и усилился  шум ветра. Страшно стало девчушке:

- Бабушка!!!  - закричала она  и  неожиданно   вспомнила, как бабушка учила ее читать молитву, а она все никак не хотела ее запоминать.  Теперь слова сами всплыли в ее памяти,  и она громко начала произносить:
-Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя  Твое…
- Не читай дальше,  - заикаясь и сразу потеряв всю силу, забормотала кикимора. - Прошу тебя…Мне плохо…,  -  послышался ее  жалобный стон, и девочка увидела, как в кусты уползла чья – то страшная тень.
Таня на мгновение остановилась.  Страх снова пронзил ее, но  она подавила его и  еще громче и увереннее продолжила:
- Да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя , яко на небеси и на земли…
Таня почувствовала, что в природе все как будто изменилось: стало тише, шум ветра сник, однако в этой тишине Таня отчетливо услышала вой волка, который  становился все сильнее и громче, ближе и ближе…
-Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нас  долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не веди нас во искушение, но избави нас от лукаваго, - же почти совсем спокойно закончила  она, осторожно влезая на рядом стоящее дерево по его крепким сучьям.  В это время Волк приблизился к дереву.  Из его пасти текла  обильная слюна,  зубы щелкали от голода,  глаза горели в темноте красным огнем.
-  Эх, не успел. Скверная девчонка уже успела забраться на дерево, куда нам, волкам, никогда не попасть. Ладно, подождем до утра. Уснешь - свалишься. Все равно попадешь на мои зубы.  Он разлегся у корней дерева, не спуская глаз с желаемой добычи.
Плача, Таня изо всех  сил кричит еще раз:
-Ба – буш – ка – а - а!!!   В ответ - тишина. Продолжая  кричать,  она понимает, что бабушка далеко и ей никто сейчас не поможет.
- Что же мне придумать, чтобы нечаянно не уснуть и не свалиться  прямо в лапы волка? – прошептала она. - Избавилась же я с помощью Божией от лесного привидения!
Думала она, думала и  решила считать до ста, чтобы не уснуть:
-Раз, два…, пять, сорок, сто. 
Чувствует – не помогает: веки становятся все тяжелее, понимает она, что  дремлет  и в одно мгновение может оказаться на земле.  Встряхнула  головой.
- Буду-ка  я рассказывать себе сказки, которые мне бабушка сказывала. О ком это она мне вчера рассказывала? О – о – о!!! Вспомнила! Бабушка мне про святого преподобного Сергия Радонежского говорила! О том, как он, еще не родившись, в церкви три раза  прокричал, когда его мама пришла туда. А еще про то, как к нему медведь приходил за хлебом, когда был голоден. А еще, как источник из земли забил по его молитвам,  да как мощи его обрели нетленными, то есть  совсем  - совсем целыми из земли вынули через тридцать лет.
 Громко говорила  Таня Житие преподобного Сергия, так громко,  что не сразу заметила,  как  ее голос с  чьими- то еще голосами смешивается. Подставила она руку к уху, прислушалась: действительно, голоса людей и лай собак она различила. Да не только она это услышала.  Услыхал опасность и волк, подхватился он с земли, только его  Таня и видела. А к ней уже приближались жители ее деревни, бабушка и ее верный друг Тузик, которого всегда на ночь отвязывали. А впереди всех с фонарем  шел дядя Сережа, который в храме пономарем служил, помощник батюшкин.
- Дядя Сережа, а мне Ваш небесный покровитель помогал! Со мной был, когда я его житие вспоминала, чтобы не уснуть, - радостно воскликнула она, сваливаясь с дерева прямо к нему на руки.  - Да и храм  наш в честь св. преп. Сергия Радонежского называется!  - Преподобный отче Сергие, спасибо тебе, что ты  мне помог! Ведь если бы я не рассказывала вслух  твое житие, уснула бы  и свалилась бы с дерева прямо  на съедение волку.






 Сильные руки дяди Сережи передали Танюшку бабушке.  А уж она целовать – миловать свою внучку стала от радости, что нашлась,  да еще молитвой лесное чудище победила, да еще волка злобного на дереве пересидела. А пуще всего рада была бабушка, что ее Танюшка такая умница – разумница оказалась -  послу- у – у-шница…
 Тут бы сказке и конец, да неполной  она была бы,  если б самого главного не сказано было: все это случилось  в  праздник  преподобного Сергия Радонежского – игумена земли русской. Вот так – то вот!
    ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ!










               



















 












                СЕМИСОТЛЕТИЮ  ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ
                РАДОНЕЖСКОМУ ПОСВЯЩАЕТСЯ…


                ДИВНЫ ДЕЛА ТВОИ, ГОСПОДИ!

Действующие лица:
Сказительница
Бабушка Анисья
Дедушка Захар
Девочка Таня
Волк
Лиса
Кикимора болотная
(звуки леса)
   Сказительница:     В большом лесу жил старый-престарый волк, у которого давно уже ослабели ноги  и перестали его кормить,  так что старинная русская пословица «Волка ноги кормят» ему уже никак не подходила.  Сел как-то волк у старой сосны на опушке леса и от тоски и горя протяжно и обречённо завыл:
   Волк: У-у-у, о-у-у-у, у-у-у…
   Лиса: (пробегает мимо и недовольно выговаривает) Перестань! Надоело слушать!!! Воешь и воешь на всю округу.
   Волк: А что я могу сделать, кумушка?  Живот  от голода свело, еле на ногах стою… Третьи сутки брожу, с ног сбился в поисках пищи.
             (перекликающиеся голоса: Ау…ау….ау, детский смех)

  Лиса: (оглянувшись по сторонам, чтобы никто не подслушал, говорит хитровато) Плохо ищешь. Вон девчонки малые в лесу грибы собирают. Совсем одни ходят, без взрослых!
   Волк: (Волк, встрепенувшись, оживляется) В лесу, говоришь? Грибы собирают? Ну, спасибо, кумушка. Побегу-у-у.  (и уже издали добавил)           В долгу не остану-у-у-усь!
                (волк убегает)
     Лиса: (ворчливо)  Беги, беги. И всё - то ему, серому, подскажи, и всему - то его научи. (уходит)
     Девочка:  (выходит, оглядывается по сторонам, растерянно всхлипывает) Ой, я, кажется, заблудилась.  Куда идти – не знаю.
 А-у, а-у… Подр-у-у-женьки!! Не откликаются… (со страхом) Солнце садится. Скоро стемнеет – где ночевать буду?.. А дома бабушка одна, волнуется…Что скажет она моим батюшке с матушкой, если меня волки съедят?.. (заплакала еще горше) А-у, а-у ! Лиза! Машенька!  (уходит)
(из кустов высовывается голова лесной кикиморы)
   Кикимора: (злорадно) Ага, волки. Да я, кикимора болотная,  тебе сама так затуманю голову, что никогда  из этой чащи  не выберешься. (начинает выть ветер, деревья раскачиваются) Закручу – заверчу, в глазах темно станет… Хи – хи…  Волков позову. Уж  они-то точно  прибегут косточки твои обглодать.  Пропаде- е-е-шь…сгинешь. (шипящим голосом) Будешь знать, как без взрослых в лес ходить!. Грибов она захотела…Ха –ха –ха. (прячется за кустом)
   Сказительница: В деревне той, где жила девочка,  случился переполох: все подружки вернулись домой из леса, одна Таня -внучка бабушки Анисьи, не пришла.
(из домика выходит бабушка)
   Бабушка: (причитает) Где же ты, моя непослушная внучка?  Ведь упрашивала  тебя не ходить в лес с подружками. Потерялась, видать. Вон и Маша домой прошла, и Лиза пробежала… А моей  внученьки всё нет и нет.  Господи, помоги моей Танечке, ведь мала еще, не разумна. Подрастёт, глядишь - исправится,  научится -то послушанию… Пресвятая Богородица, покрой ее святым своим Покровом, чтобы злые силы чего плохого с ней не сотворили. Ангел - Хранитель, спаси и сохрани, напомни ей молитву, что давеча учили. Ведь без молитвы-то   никуда.  (заохала, запричитала, начала шептать молитву «Отче наш» и пошла в дом)
(девочка идет по лесу)
     Сказительница: А в лесу уже спустились сумерки. Намаялась Танюшка за день в поисках подружек и тропинки к дому, прислонилась спиной к стволу ветвистой лохматой ели, поставила корзинку с грибами  и незаметно задремала.
      Кикимора: (угрожающе произносит, растопырила руки - ветви, чтобы опутать и зажать девочку) Вот и моё время наступило. Сила моя страшная, сила непобедимая. Уж я напущу на тебя мороку, во век из лесу не выберешься. Трепещи, девчонка!
     Девочка: (в ужасе) Ах!  Кто здесь? Неужто,  нечистая сила…
(в ответ раздается шум ветра и зловещий хохот)
      Девочка: (кричит, в панике)   Бабушка!!! Стра-а-а-шно!!! Где ты?! Ой, что же делать? (пытается вспомнить) Как же это она меня вчера учила? Мне бы только вспомнить! Отец… отец наш. Нет! Отец наш на небесах… Нет, не так.  Не отец – отче, ну, конечно же, отче. Вспомнила!!! (громко читает) Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя  Твое…
     Кикимора: (вскрикнула) Замолчи, девчонка! (и потом заикаясь всё тише и тише, как бы теряя силу) Не читай дальше… Прошу тебя…Мне плохо… (трясёт ветками и медленно уползает)
     Девочка: (уверенно и звонко) Что? Испугалась? То-то же. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя  Твое. Да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя , яко на небеси и на земли.   Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам  долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Вот! Что, испугалась? Убежала? Будешь знать, как маленьких пугать!! (звучит вой волка громче и ближе) Ой, волки. Залезу- ка я на дерево.
(входит волк)
     Волк: Эх, не успел. Скверная девчонка уже успела забраться на дерево. Ох, ножки мои ножки. Ладно, подождем до утра. Уснешь - свалишься. Все равно попадешь мне в  зубы.
(ложится у дерева)
      Девочка: (кричит изо всех сил) Ба – буш – ка – а - а!!!  Лю-ди!!! Спасите меня!! (прислушивается) Нет, тишина.  Что же мне придумать, чтобы не уснуть и не свалиться  прямо в лапы волка? Посчитаю – ка я  до ста.  (начинает бодро, а потом засыпает, путается, клюёт носом) Раз, два, три, четыре, пять…….. сорок, сто.  Нет, так не годится. Надо что-то другое придумать. А-а-а-, я, кажется, сообразила. Ну конечно!      Буду-ка  я рассказывать себе истории о святых, которые мне бабушка сказывала.  Избавилась же я с помощью Божией от кикиморы болотной! И от волка избавлюсь! Про кого это бабушка мне вчера рассказывала? Ах, да, вспомнила! Про святого преподобного Сергия Радонежского! О том, как он, еще не родившись, в церкви три раза  прокричал, когда его мама пришла туда. А еще про то, как к нему медведь приходил за хлебом, когда был голоден. А еще, как источник из земли забил по его молитвам,  да как мощи его обрели нетленными, то есть  совсем  - совсем целыми из земли вынули через тридцать лет.

(голоса в лесу: Тан-н-н-я!, Танечк-к-к-а! А-у, а-у! и лай собак)

    Девочка:  (прислушивается) Ой, что это? Кажется голоса людские?! Меня зовут! Сюда, сюда, я здесь!!!
      Волк: Ну вот, собаки! Пора ноги уносить, а то порвут на клочки (убегает)
(выходят дедушка Захар и бабушка, обнимают девочку)
   Дедушка: Слава, тебе Господи, нашлась. Слезай скорей с дерева. Перепугалась, поди, до смерти, одна в лесу.
   Девочка: (радостно) Бабушка, дедушка Захар, а мне небесный покровитель помогал! Со мной был, когда я его житие вспоминала, чтобы не уснуть. Преподобный отче Сергие, спасибо тебе, что ты  мне помог! Ведь если бы я не рассказывала вслух  твое житие, уснула бы  и свалилась бы с дерева прямо  на съедение волку.
  Сказительница: А бабушка ну целовать – миловать свою внучку стала от радости, что нашлась.  Да еще молитвой лесное чудище победила, да еще волка злобного на дереве пересидела. А пуще всего рада была бабушка, что ее Танюшка такая умница – разумница оказалась -  послу- у – у-шница…
   Тут бы и сказке конец, да неполной  она была бы,  если б самого главного не сказано было: все это случилось  в  праздник  преподобного Сергия Радонежского – игумена земли русской. Вот так – то вот!
    ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ!

Все кланяются


Рецензии