2 изд. Род. И. Гл. 1 Мейстр. Ч. 9 Санкт-Петербург

ПОСОЛЬСТВО  АВСТРО- ВЕНГРИИ  В  САНКТ – ПЕТЕРБУРГЕ
mir-knigi.org

ИСТОКИ   - РОДОСЛОВНАЯ  ИРАИДЫ
(ПЕРЕИЗДАНИЕ – 2018 год)
ГЛАВА 1  МЕЙСТРИКИ
ЧАСТЬ 9  САНК-ПЕТЕРБУРГ

Алоис Михал Мейстик, эмигрировав в Россию, пришел в посольство Австро-Венгрии в Санкт-Петербурге и обратился к своему консулу.

Консулу Алоис понравился, он проявил к нему сочувствие и устроил писцом в своей канцелярии.

Поскольку канцелярия консула находилась  непосредственно в здании Австро-Венгерского посольства, работая писарем, Алоис Михал ежедневно бывал в этом историческом здании.

Поэтому, рассматривая снимки этого здания, мы представляли, как он каждый день ходил туда на работу, просиживал над бумагами за письменным столом весь день и потом возвращался в свой снимаемый угол в частном доме.

Здание располагалось в старинном особняке Е. М. Бутурлиной.


Особняк Е. М. Бутурлиной               
Пам. арх. (регион.)   ул. Чайковского

1857-1860 - арх. Боссе Геральд Юлиус (Боссе Г. Э.)

Первый владелец участка - В. Д. Корчмин.

Одна из городских легенд связывает имя Василия Дмитриевича с названием Васильевского острова. Именно Корчмину, который командовал батареей на стрелке Васильевского острова, Пётр I адресовал записки «Василию на острову».

До конца 1840-х гг. на участке стоял одноэтажный деревянный дом со службами.

В 1844 г. участок перешёл во владение статс-дамы Елизаветы Михайловны Бутурлиной.

В 1857-1860 гг. по проекту арх. Г. А. Боссе здесь был выстроен особняк, в целом сохранивший свой вид до настоящего времени.
Лучковые фронтоны завершают центральную часть  трехэтажного дворца и два боковых ризалита. В утопленной части здания - балкон с решеткой.
На тумбах ограды были установлены две статуи и две вазы. Над аркой проезда во двор располагался герб владелицы (не сохр.). Над главным карнизом на пьедесталах стояли фигурные вазы.

С 1860-х гг. по 1917 г. в доме размещалось австро-венгерское посольство. В первые дни после начала Первой мировой войны толпа разгромила посольство, закидала камнями и подожгла. Пожарные же старались в основном только не допустить переноса огня на соседние здания.

В 1868 г. в этом доме снимала комнату семья Ковалевских. Софья Васильевна Ковалевская вошла в историю как математик, писательница, первая женщина - член-корреспондент Петербургской академии наук.

После 1917 г. в доме 10 проживали солдаты-военнопленные. Печки они топили мебелью, дом обветшал и стал нуждаться в ремонте.

В 1924-1925 гг. здание было взято под государственную охрану как памятник архитектуры. В начале 1930-х гг. его отремонтировали и превратили в многоквартирный жилой дом. Им он является до сих пор.

В 1940 г. здесь проживал известный шахматист Михаил Моисеевич Ботвинник.

Австрийское посольство купило дом в 1896 г. у А. А. Оболенской, дочери государственного секретаря А. А. Половцова.
(В. И. Андреева. Гаральд Боссе. Издательский дом "Коло", СПб, 2009, с. 65)

Посольство въехало в дом в 1899 г.

Данные о покупке здания посольством именно в последние годы XIX века подтверждаются справочной книгой "Весь Петербург", причем похоже, что и 1896 г., названный Андреевой, - слишком ранняя дата: не только в издании за 1896 г., но и в издании за 1897 г. владелицей участка по Сергиевской улице, 10 названа Надежда Михайловна Половцова (жена Александра Александровича Половцова), и только начиная с 1898 года он указан как собственность Австро-Венгерского посольства  (добавил: S. P.)

В 1897 г. дом был частично переделан внутри для посольства Австро-Венгрии по проекту венских архитекторов Бокэ и Пио (Bauqu;&Pio). Барановский называет работу Бокэ и Пио реставрацией; видимо, большей частью были сохранены интерьеры Боссе.
(Г. В. Барановский. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Издание редакции журнала "Строитель", СПБ, том IV, отдел 1-й, С. 92 - 95).

Главный вход в здание был расположен асимметрично в левой части фасада Перед входом находился вестибюль, пройдя через который можно было попасть в круглое помещение с двумя расположенными симметрично лестницами, ведущими на второй этаж.

На втором этаже находилась католическая часовня (очевидно, ее авторы - Бокэ и Пио).   
   
    
               
Надо сказать, что написанное выше вызывает у меня вопросы по следующим недостающим факторам.

История подтверждает то, что Австрийско-Венгерское посольство  находилось  в здании бывшего особняка Е. М. Бутурлиной с 1860 года.

Затем написано, что часть здания было куплено Австро-Венгерским посольством в 1986 году, а въехало туда в 1899 году.

Следовательно, с 1860 года по 1986 год посольство часть этого здания сначала арендовало, и лишь потом – купило.

Если оно начало функционировать в этом здании только с момента покупки, то есть с 1986 года, это означает, что Алоис не мог работать именно в этом здании, так как приехал в Питер чуть ранее 1986 года.

Точная дата приезда Алоиса в Россию нам не известна.
Но известно точно, что он работал писарем в  Чешском консульстве.

И, как следствие возникают основных два вопроса:

1. Где находилось в Санкт-Петербурге Чешское консульств в момент приезда в Питер Алоиса?
2. И ранее и позже – находилось ли Чешское консульсво в здании Астрийско-Венгерского посольства?

Две ночи я «жила» в интернете. Искала адрес консульства , сопоставляла года и факты.

И всё таки пока остановилась на представленном   мной выше варианте: - Чешское консульство находилось в здании и в составе Австрийско- Венгерского посольства. И, соответственно, здание бывшего особняка Е. М. Бутурлиной являлось временным территориальным рабочим местом молодого Алоиса Михала Мейстрика.

Я думаю, что услышав мой призыв к родственникам, старающимся, как и я – уточнить биографию Алоиса -  проверить  мой вариант, и установив истину сообщить об этом. Исправить или дополнить опубликованное на ПРОЗА.РУ – трудности не представляет.

Вернёмся к Алоису. Он пока ещё находится в Санкт-Петербурге.

После работы вечерними часами Алоис:
бродил по мощёным Санкт-Петербургским улицам;
дышал влажным воздухом Града Питера;
гулял по набережным  канала или многочисленных речек, имевших иногда непонятные или странные названия, такие, как – Мойка, Невка, Фонтанка, Ждановка, Смоленка; подолгу стоял  у гранитных  памятников, таких, как - Медный всадник, памятник Николаю I, памятник А. В. Суворову и др.

ДЛЯ  СПРАВКИ…

Медный всадник — памятник Петру I в Санкт-Петербурге, находящийся на Сенатской площади. Памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина. Конная статуя Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770 по заказу императрицы Екатерины II.

Памятник Николаю I
Санкт-Петербург
Памятник Николаю I установлен в Петербурге на Исаакиевской площади по велению сына Николая I – Александра II. Он расположен на площадке между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом. Он находится на одной оси с Медным всадником, разделяет двух царственных всадников величественный Исаакий, это сразу же было замечено петербуржскими остроумцами.

Памятник Екатерине II
Санкт-Петербург
На площади Островского в Санкт-Петербурге в 1873 году в центре сквера Александровской площади был открыт памятник императрице Екатерине II. С того дня, как его представили публике, вокруг памятника ходили разного рода легенды, а городские острословы всячески подтрунивали над изваянием Российской самодержицы.

Памятник А.В. Суворову
Санкт-Петербург
Напротив Троицкого моста расположилась одна из крупнейших площадей Петербурга – Суворовская, которая была сформирована по проекту Карла Росси в 1818 г. Центром площади является памятник Суворову. По одним данным эта площадь между Мраморным дворцом и домом Салтыкова является своеобразным архитектурным основанием Троицкого моста, по другим – началом ансамбля Марсова поля.

-----------------------------------------------------------

Алоис скучал по любимому городу, по родному дому и родственникам.
На работе он не видел перспективы на повышение.

У Алоиса мелькали мысли о том, что в этом городе, нашпигованном наукой, он смог бы поступить на учёбу, например, в Императорский Санкт-Петербургский университет – один из 12-и императорских университетов Российской империи.
Но у него не было средств - для обучения.  Да и возраст перевалил за первую 20-ку.  Работа писарем не была высокой. А он мечтал о том, что приехав в Россию ему обязательно повезёт и сразу.
Но пока так не получалось.

Алоису не привелось продолжить учёбу в Санкт-Перербурге. Но позже, некоторые из его детей учились в Питере...

Алоис стал подыскивать себе работу с большей зарплатой.
Вскоре он ушел из консульства, устроившись на работу приказчиком в магазин готового платья. Но и там заработок не позволял ему переступить порог бедности.
Нужно было искать что - то другое. Но стоящих вакансий без протекций иностранцу, да и не иностранцу тоже - в чужом городе найти не предвиделось.

И, недолго думая, он уехал в Москву...

Но и Москва оказалась тоже не по душе юному авантюристу (в лучшем смысле этого слова, и он едет в Астрахань, где у него уже  жил приятель Эрнст Августович Локвенц.



Рецензии