Послание человечеству

Шли с Витей на моторке по Мокше-реке. С нами еще один тип, лет сорока, зовут Коля, руки в мазуте, лицо в вечном загаре, голова в петушке.
 
Нос плоскодонки поднимался и падал, шлепался об воду, обдавая мокрой пылью лица. Витя рулил на корме, и когда я поворачивался, товарищ его неизменно растягивал губы в улыбке. Да, ага, вот так у нас тут, гляди, морда городская.

Через час почти ходу мы повернули и пошли с ревом прямо в берег.

- Пригнись! – заорал Витя, когда я уже собрался прыгать.

Врезались в кусты ивняка, а там узенький канал. На малых оборотах прошли по нему и оказались возле избушки.
 
Проверили ныреты, вспороли животы лобастым ротанам, костер развели.
Вечер крался. Цапля кричала. Красота вокруг была такая, что доставать фотокамеру было кощунством, оскорблением даже. Казалось, что Бог возьмет и обидится. Чего тебе, собака, надо, смотри, наслаждайся, запоминай.

Сварили ухи, водки выпили. Сидим у костра. В дубах кузнечики.
Опять выпили. И про реку поговорили.

Я рассказал, что мокша в переводе с одного древнего языка значит освобождение, не в смысле от тела бренного, а когда еще тут, в земной жизни, преодолеваешь, пытаешься освободиться от понтов, жалений себя, заботой о ком-нибудь.
Мужики помолчали, выпили еще ... Затрещал в мокрых травах коростель.

И тут Витин друг лег спиной на траву и говорит:

- Эх, щас бы притянуть вон ту звезду и написать на ней че-нибудь.

- Например? – спросил Витя.
 
- Ну, например, х...й.

- Вот, пожалуста, - сказал Витя. - Освободился, б...ть. От мозгов.

- Да не, ты не понял, это как бы сказать... в переносном смысле, поэтичном, как послание человечеству.

Проговорил он. И сам себе удивился.


Рецензии
Эх, народ. Зацепился за слово. Мат им, понимаешь врезался в мозг. Тут всё как раз не про то. Тут про красоту, её восприятие и про ощущения. Бывает такое чувство, когда принял на грудь уже хорошо, но не чересчур. Чересчур может будет, но потом. А сейчас хорошо, душа раскрылась, а слияние с окружающей красотой только усиливает такой вот положительный момент. И в такие краткие минуты жизни совершенно не важно, что произносится. Тут зависит от богатства лексикона говорящего. Но главный посыл - не в словах. Это чистая эмоция. А звуком, выраженном в каких-либо словах, мы просто делимся этой эмоцией с окружающими

Марк Прохоров 2   10.06.2022 14:29     Заявить о нарушении
Добрый день, Марк! Большое вам спасибище за такое прочтение! Именно об этом и зарисовка. Вообще сегодня это беда - понимание текста (произнесенного или написанного и, конечно, не только моего). Многое из того, что происходит вокруг - это некий (пока только промежуточный) результат коммуникативного кризиса. В 19 году, например, на экзамене по русскому языку школьникам попался отрывок из книги Виктора Драгунского «Он упал на траву», и простое орудие труда лопата тут же стало символом ЕГЭ-2019. Дети решили, что слово «лопата» упоминается в тексте слишком часто, и разозлились на составителей экзамена, посчитав отрывок сложным. Директорам школы вручали лопаты, появилась масса мемов про лопаты, футболки с лопатами. А вообще-то текст был про любовь к Родине. Лопаты, которые качают родную землю, – это про любовь, это внутреннее состояние человека, который не может иначе, он должен защитить свою Родину. А эмоционально неразвитые дети не поняли не только смысла, но и чувств рассказчика. У них бедное воображение, и они не смогли представить себе вот это огромное пространство и людей, мерно копающих землю на своих руках, чтобы танки не прошли. Льёт дождь, глинистая тяжёлая почва, изнурительный труд. Дети пытались понять текст только умом, но при чтении художественного текста очень важны эмоции. Это все плоды натаскивания к ЕГЭ, плоды общества потребления, бедной в эмоциональном плане жизни, ведь для многих, допустим, лес - это только масса деревьев, место темное, противное, там много комаров, нет собственных ощущений, потому что они там почти не бывают, а значит, этот сегмент жизни просто неинтересен. Жизнь скукоженная не только у детей, но и у их родителей. Я как-то занимался фотографией, с так называемыми, трудными подростками, мы ходили в походы разные, на пленэры. И эти подростки мне нравились, в них было гораздо больше жизни, чем в их нетрудных сверстниках. И они отгадали филологическую загадку-притчу, которую приводит в одной из своих книг Г.Граник. Она о том, как лев заболел и не мог выходить из дома. Однажды я рассказывал про фотографию им и их родителям и в его ходе раздал записки с притчей. Лев заболел и попросил, чтобы животные пришли его навестить. Все пришли по очереди, а потом пошла лиса. Но в дом не зашла, осталась за порогом. И когда лев спросил, почему она не заходит, лиса ответила, что видит много следов, которые ведут только к его дому. И вопрос был задан: какой лев и какая лиса? Некоторые даже взрослые люди на том нашем занятии говорили, что лиса хитрая, недружественная, эгоистичная, не хочет помочь больному льву. А на самом деле в тексте есть ключевое слово «только»: «только к твоему дому». И мы понимаем, что все звери к нему заходили, но обратно никто не выходил. И мудрая лиса просто не хочет быть съеденной. На этом примере я пытался объяснить, что уметь читать тексты, так же как и уметь видеть кадр - это по не только занудный и большой интеллектуальный труд. Но это и огромное удовольствие. Но чтобы оно стало радостью, надо учиться приёмам чтения, видения, пониманию отдельных слов, предложений, уметь вести диалог с окружающим миром, видеть скрытые смыслы.
Как-то так))
С огромным уважением - В.Л.

Владимир Липилин   14.06.2022 11:43   Заявить о нарушении
Добрый день, Владимир! Да, всё именно так. Пропадает культура чтения, которая воспитывается годами, но всегда начинается с первого шага, с чтения родителями/бабушками. С привития любви к чтению. К осознание того, что это сперва труд, потом удовольствие. И развитие и т.д. И т.п. И да, болонская система образования - путь к оболваниванию. К созданию человека-раба. Как пел Окуджава - "но может быть когда-нибудь к среднему придём...".

Марк Прохоров 2   15.06.2022 18:27   Заявить о нарушении
Вот именно. Спасибо за диалог, Марк! Я очень рад, что во многом совпадаем!

Владимир Липилин   16.06.2022 23:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.