Немного о новой книге Алексея Варламова

Прочитал ознакомительный фрагмент "Душа моя Павел" по рекомендации Олеси Николаевой. Кстати, обнаружил, что электронная книга стоит чуть дешевле бумажной. Первое впечатление совпадает со слышанном в каком-то кинофильме: "Чушь невероятная, глупость несусветная, но очень интересно!" Хотя я и не учился на филологическом факультете, но учился в МГУ примерно в тоже время. Такое впечатление у меня возникло . Вначале у меня возникло опасение, что это нечто наподобие Анчарова с его анкоголиками из "Птицы Гаруды". Такой нелепой, невероятной и нежизненной фигурой явился главный герой Паша Непомилуев. Не могло быть такой картошки, такого пьяного заезда. С моего курса вылетели двое за употребление подобных напитков. И разболтанности такой не было. За такую бесконечную картошечку пришлось бы, потом отрабатывать потом и кровью и бессонными ночами. Моих однокурсников интересовали гораздо более важные проблемы и были они образованнее и поумней. Хотя повторяю, на филфаке я не учился. И  похоже естественники лучше знали литературу, больше читали. Но главное такой Паша совсем нереален, он не смог бы кончить даже школу в наше время. И пятисотый городок тоже фантастичен, хотя я знал многих живших в подобных городках, но таких городков, где мерли люди, как мухи и в то же время купались в изобилии, я не знаю. Мой папа говаривал, что секретно по-настоящему даже не то, что на бумаге, а то, что еще в голове. Люди зарабатывали и зарабатывали хорошо на каменных заборах и сейфах. Особенно меня поразил мой тесть, который принес с работы какое-то американское издание, где были опубликованы все наши "секреты", и тут же наше переводное, где американские остались , а на месте наших зияли белые пустоты. И еще, когда я сам работал в подобном учреждении у нас были засекречены переводы статей , которые можно было спокойно взять в читальном зале ГПНТБ. Это была статья дохода и прекрасно, что люди зарабатывали на ненужных заборах. Хоть кто-то получал прибавку. Но самое удивительное, что я прочел этот кусок на одном дыхании, хотя вроде бы и читать это для меня должно было быть неинтересным. То ли мы соскучились по современной литературе, но я при случае почитал бы дальше. Читается легко, но язык не примитивен. Как то: сидишь   читаешь, прилег   читаешь, закрыл глаза   читаешь. Нет, тут 100 процентов. Хотя начала пугать все время присутствующая идеологическая составляющая, начитаешь вспоминать своеобразного писателя, кстати, в общем неплохого, но ненавидимого многими - Кочетова.
Через несколько дней мне подарила эту книгу дочка, и я имел возможностью ее дочитать до конца. Первое впечатление, что  писатель пытался соперничать с Валерием Осиповым, написавшим "Факультет журналистики". Но книга Осипова тем интересна, что там много реальных персонажей.  Павел Непомилуев немного фантастический персонаж, да и в какой-то момент возникло опасение, что автор собьётся на фэнтези. Но потом таинственные приключения Павла оказываются вполне реальными и вполне православными. Честно говоря, и весьма сомнительно пребывание на картошке белее месяца и даже какой-то бунт. Но я учился на одном из естественных факультетов, для студентов которого, все гуманитарные факультеты были наполнены гуманоидами.  Может у гуманоидов, может гуманоиды были настолько скучны и однообразны и помешаны на антисоветизме. Правда последняя тема частенько поднималась и в нашей среде.  Конечно,  по произведению видно, что автор учился на филологическом факультете, глокая куздра, бокр и бокренок ( и  у нас была и Куздра и Бокр), свидетельствуют о глубоком знании русской  литературы. Но все-таки Варламов не смог убедить меня, что литературовед может быть писателем, хотя не сбился ни на политику, ни на религию, ни на нравоучения.


Рецензии