Выпрямление имен. Книга 3. Глава 24

Быть человеком — это достаточно, зачем же еще добиваться славы?


 Архимандрит Филарет был хиротонисан во Епископа Брисбенского, викария Австралийской епархии в 1963 году. В слове при наречении во Епископа архимандрит Филарет сказал присутствовавшим Архипастырям:
«Святители Божии! Много передумал и перечувствовал я в эти последние дни, просмотрел, проверил свою жизнь — и ...вижу, с одной стороны, цепь бесчисленных благодеяний Божиих, а с другой — несчетное множество прегрешений моих...

...Так вознесите же о моем убожестве свои святительские молитвы в поистине страшный для меня час хиротонии, чтобы Господь Пастыреначальник, чрез вашу святыню призывающий меня на высоту этого служения, не лишил бы меня, грешного и убогого, жребия и части избранных Своих...Один старец-святитель, вручая ново поставленному епископу архиерейский жезл, сказал ему: “не будь похож на верстовой столб на пути, который указывает другим дорогу вперед, а сам — остается на месте”... И об этом-то и помолитесь, Отцы и Архипастыри, дабы проповедуя другим, сам я не оказался бы неключимым рабом». Конечно, смиренный служитель Церкви и не помышлял тогда, что уже на следующий год ему предстоит стать Первоиерархом всего русского Рассеяния, и что имя его будет известно по всем концам мира, как имя исповедника и поборника Истинной Православной веры...
Спустя два года, на Соборе 1964 года, на котором митрополит Анастасий ушел на покой, епископ Филарет был избран новым Первоиерархом Зарубежной Церкви, и это бремя он нёс в течение 21 года.

Воспитанный на учении святых отцов, Владыка Филарет стремился вести свою Церковь по святоотеческому пути. К сожалению, он встречал недостаточно понимания среди своих Преосвященных собратьев, некоторые из которых и вовсе отказывались понимать его устремления. Святитель столкнулся с трудной задачей, поскольку, с одной стороны, нужно было вести Церковь в сторону решительного отвержения отступничества «мирового православия» World Orthodoxy,  а с другой — сохранять единство между членами собственного Синода.
В Советском Союзе РПЦЗ рассматривалась как «контрреволюционная, антисоветская монархическая «эмигрантская религиозно-политическая группировка». В литературе Московского Патриархата до 2007 года она обычно именовалась «Карловацким расколом».

В становлении РПЦЗ большую роль сыграл Игорь Сикорский. Он был очень скромным человеком. Вот о нем строчки: «Предположим, стояли бы рядом 15 человек, так вот Игорь Иванович был бы самым незаметным. Как-то в разговоре, не зная его в лицо, американцы у него спросили, чем он занимается. И он скромно ответил: «Я работаю “у Сикорского”». Был Сикорский не слишком разговорчивым, больше слушал, чем говорил. Но когда спрашивали, рассказывал о себе, о своем опыте. Он «заболел» вертолетами в начале прошлого века, когда авиация только что зарождалась. Но все, даже американцы, считали идею не заслуживающей внимания, предлагали не тратить попусту время на вертолеты и переходить на конструирование самолетов. Но Сикорский построил в Стратфорде завод – тогда еще очень скромное предприятие – и стал набирать русских работников. Все наши прихожане мужчины работали у Сикорского, самого крупного на тот момент в городе работодателя.

В конце 1920-х годов вокруг него в Стратфорде собралась русская община, был основан приход и заложена  церковь в честь и память святителя Николая Чудотворца. Поначалу приход размещался в частном доме на Лейк Стрит. Большинство прихожан составляли только что перебравшиеся в Америку беженцы из Германии, Австрии, Югославии, большей частью, люди интеллигентные. Они не верили, что устраиваются в Америке на постоянное жительство, мечтали и надеялись равно или поздно вернуться в Россию. Тем не менее, где бы они не селились, везде первым делом основывали церковь. Сам Игорь Иванович в то время еще не был корифеем летного дела, не имел больших средств, но устройства храма не оставлял.

Строительство Никольского храма в Стратфорде было закончено в 1941 году, и тогда уже «оперившийся» Сикорский принимал деятельное участие в строительстве. У большинства прихожан заработки, конечно, были небольшие, но все жертвовали на общину. Игорь Иванович был членом прихода до своей кончины. В храме у него было «свое» место, слева от алтаря, и он все годы стоял на одном и том же месте.
Следующий Свято-Троицкий ставропигиальный монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США) был основан в 1930 г. иеромонахом Пантелеимоном (Нижником) по благословению архиепископа Североамериканского и Канадского Аполлинария (Кошевого).

Еще в 1928 г. постриженник Свято-Тихоновского монастыря (штат Пенсильвания, США) о. Пантелеимон с единомышленниками решил основать новую обитель. Был найден участок земли в 250 километрах от Нью-Йорка, в городке Джорданвилль. Чтобы оплатить покупку земли, о. Пантелеимон вместе с другими монахами поступил на работу на завод Игоря Сикорского. В 1930 г. иноки поселились на своей земле, после чего число братии начало расти. В 1934 г. настоятелем монастыря стал широко известный архиепископ Виталий (Максименко).
Постепенно монастырь начал расширятся, было организовано хозяйство, дополнительно приобретено 200 акров земли. По окончании Второй мировой войны, в 1946 г. в Джорданвилль прибыла братия из монастыря святого Иова Почаевского в Ладомирово на Карпатской Руси, которая слилась с братией Свято-Троицкого монастыря.

Обитель стала издательским центром Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). С 1947 г. здесь издавались главные журналы РПЦЗ – «Православная Русь», «Церковная жизнь», богослужебная, святоотеческая литература.
Свято-Троицкий монастырь стал не только духовным и церковно-общественным, но и образовательным центром русского православного зарубежья. Признавая возросшую роль и значение обители как всезарубежного церковного центра, Архиерейский Синод РПЦЗ решением от 2 июня 1967 г. присвоил монастырю статус ставропигиального.
12 октября 1948 г. указом Архиерейского Синода РПЦЗ при монастыре была открыта Свято-Троицкая Духовная Семинария – единственное высшее учебное заведение Русской Православной Церкви Заграницей.

Вскоре семинария получила официальную государственную аккредитацию и регистрацию. До 1952 г. ректором семинарии являлся архиепископ Виталий (Максименко), с1 марта 1952 г. – архимандрит (впоследствии архиепископ) Аверкий (Таушев), с 1976 г. – епископ (впоследствии митрополит) Лавр (Шкурла). В течение многих лет архипастырь преподавал каноническое право, патрологию, догматическое богословие и другие предметы. Став первоиерархом РПЦЗ, митрополит Лавр продолжал быть ректором семинарии до своей кончины 16 марта 2008 г.

6 сентября 2008 г. указом Архиерейского Синода РПЦЗ ректором Свято-Троицкой Духовной Семинарии утвержден архимандрит Лука (Мурьянка). Деканами семинарии были: Н. Н. Александров, И. И. Марр, Е. Е. Алферьев, Е. И. Клар, архимандрит Лука (Мурьянка), протоиерей Владимир Цуриков. В семинарии преподавали: митрополит Лавр (Шкурла), архиепископы Аверкий (Таушев), Алипий (Гаманович), епископ Митрофан (Зноско-Боровский), архимандриты Владимир (Сухобок), Константин (Зайцев), Сергий (Ромберг), протопресвитер Михаил Помазанский, Е. Е. Алферьев, И. М. Андреевский, М. А. Горчуков, Н. Д. Тальберг, и др.

За время существования Свято-Троицкой Духовной Семинарии диплом бакалавра богословия получило более трёхсот семинаристов. Среди выпускников семинарии – присно-памятные митрополит Лавр (Шкурла), епископы Серафим (Свежевский), Александр (Милеант), Даниил (Александров), архимандриты Арсений (Кондратенко), Владимир (Сухобок), Иосиф (МакЛаллен), Сергий (Ромберг), Флор (Ванько), игумены Гурий (Голосов), Максим (Проданович), протоиереи Алексей Дмитриев, Алексей Наумов, Алексей Полуэктов, Борис Киценко, Моисей Тарасевич, иеромонах Никодим (Земмеринг), архидиакон Пимен( Качан), протодиаконы Владимир Попов, Никита Чакиров, иеродиакон Мефодий (Ризан), и также ныне здравствующие архимандриты Алексей (Розентуль), Иов (Котенко), Лука (Мурьянка),  Роман (Красовский), протопресвитер Валерий Лукьянов, протоиереи Александр Лебедев, Алексей Охотин, Андрей Папков, Андрей Семянко, Виктор Потапов, Владимир Дерюгин, Владимир Мальченко, Владимир Морин, Гавриил Макаров, Георгий Ларин, Никита Чемодаков, Николай Ткачов, Петр Перекрестов, Сергий Котар, Стефан Павленко, Марк Бурачок, архидиакон Евгений Бурбело, протодиакон Виктор Лохматов и многие другие известные архипастыри и пастыри русской эмиграции.

 С 1986 года в монастыре стал выходить бюллетень «Мой путь в православие». В нем активно сотрудничал отец Серафим-Евгений Роуз, писатель и отшельник. Свято-Троицкий монастырь стал фактической резиденцией Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей.
Через окружение Никиты хотелось выйти на Владимира и Любовь Чакировых. Больше обращал внимание на выходцев из Китая в Австралии. К ним относились братья Чемодаковы. Однако, ничего полезного и интересного из их биографий я не выяснил, кроме того, что Чемодаков Георгий Львович родился в 1961 году в Сиднее. Его старший брат Никита Чемодаков, протоиерей, родом из китайского Даляня. Окончил ту же семинарию, что и Никита Чакиров, но значительно позже и был келейником у владыки Виталия, который сменил митрополита Филарета. Получалось, что Никита Чемодаков сменил Никиту Чакирова по службе келейника Первоиерарха РПЦЗ. Еще раз вышел на выпускников семинарии 1968 года, с кем учился Никита: Иоанн Стукач, Алексей Микриков, Константин Тонких, инок Тарнопольский, Михаил Ардов. Пытался найти что-нибудь о них, но безуспешно. 

Почитал тексты о Свято-Троицкой семинарии. Нашел отрывочные описания прилегающей местности и семинарского хозяйства. Все трудились и зарабатывали на жизнь  "в поте лица своего". Когда после объединения церквей приехали священники из советской России, то они оказались белоручками. Парадокс! Хозяйство семинарии зачахло. Вот так. Потом, как утверждает автор одной заметки, началось и духовное разорение. Так ли это было, трудно сказать, но подозревать можно. Вспоминаются слова одного киногероя: «Разбаловала вас советская власть». Что интересно, открылась семинария, в которой учился Никита, накануне моего рождения – 28 июня 1948 года, а занятия начались в день рождения папы - 14 октября этого года.
 
Синод РПЦЗ, как выяснилось, обосновался в Нью-Йорке в 1958 году, благодаря участию некто С. Я. Семенко, он купил здание под резиденцию. Разобрался,  где находилась Новая Коренная пустынь. Земельный участок для нее приобрели князья Белосельские-Белозерские. В справке сообщается: «Новая Коренная пустынь расположена на федеральной дороге № 6 на север от Нью-Йорка между городами Магопак и Кармел. По дороге из Нью-Йорка, в двух милях за Магопаком, слева под сенью полутора столетних кленов видна высокая полукруглая арка - святые ворота обители с куполом-луковкой. На арке надпись: «Благословен грядый во имя Господне». Слева - главный монастырский корпус с пристроенной к нему церковью с синим куполом. Внутри храм отделан в древнерусском стиле XIV-XV столетий.....
В пустыни постоянно проживает монахиня Мария, которая, несмотря на преклонный возраст, находит силы помогать о. Иннокентию в канцелярии. Ольга Николаевна Жураковская присматривает за монастырским кладбищем и по праздникам помогает в хоре.

Обязанности старосты исполняет Петр Михайлович Бертульсон. Он ездит за почтой и за покупками, а его супруга Елизавета Ивановна убирает храм.
Художники супруги Сергей Сергеевич и Тамара Александровна Богданович с дочерью Тамарой подарили пустыни много картин. Много помогает семья Александра Михайловича Роммель. Дочь Анна исполняет обязанности казначея Комитета молодежи, который работает под покровительством митрополита Филарета. Руководит работой комитета протодиакон Никита Чакиров. Алла Михайловна Шаусс шьет и вышивает покровы на аналои, помогае в канцелярии, осуществляет связь обители с властями и американским населением. Игнатий Николаевич Дольченко и Иван Иоакимович Чернов помогают во время богослужений и трудятся на разных послушаниях”.

Записал информацию подробно, потому что столкнулся с фамилией Чакиров. Выходит, что деятельность Комитета молодежи в значительной мере проходила в Новой Куренной пустыне. И многие перечисленные лица, вероятно, имели к нему отношение, а Анна Роммель даже исполняла обязанности казначея Комитета
Тут же прочитал, что «Исповедник Православия, защитник Церкви Христовой от ересей, Митрополит Филарет преставился ко Господу 21 ноября 1985 года, в день Архистратига Божия Михаила — борца с самой первой от сотворения мира ересью, в результате которой часть ангелов отпала от благодати Божией и соделалась демонами..”.

Позднее промелькнула западная версия смерти митрополита Филарета. Уже не помню кто писал: «И вот наступил трагический день 19 ноября 1985 года. Митрополит Филарет и все епископы тогда отравились за трапезой. Кроме одного, Илариона, который обедал отдельно. Однако вызванный врач почему-то констатировал грипп, а не отравления.
Заболевшим им был признан и протодьякон Никита Чакиров, келейник митрополита Филарета. По санитарным соображениям ему было строго-настрого запрещено подниматься в митрополичьи покои. Таким образом, Владыка Филарет там был оставлен на всю ночь один. На всем этаже здания Синода также не было ни души. Подобного не случалось никогда за всю историю Зарубежной Церкви.
Надо ли говорить о том, что следующим утром Владыка Филарет был найден мёртвым. Он лежал на полу, и кругом были следы рвоты. Они могли говорить об отравлении и дать неоценимый материал в деле установления причин смерти..... Вызвали врача.,  тот констатировал смерть от остановки сердца».

А. Г. Шатилова, дочь епископа Григория (Грабе) и его многолетняя помощница по секретарской работе в Синоде, рассказывала митрополиту Лавру, что незадолго до своей кончины Владыка Филарет узнал о том, что приближённые епископы его обманывают. Пользуясь его незнанием английского языка, они подсовывали на подпись не те документы. Владыка собирался обличить и даже сместить некоторых епископов. Но, как водится, смерть смыла все следы". 
Смерь смыла и династию Грабе в Синоде РПЦЗ. Новый первоиерарх РПЦЗ Виталий (Устинов) решил с ней распрощаться. Уж больно долго она была при власти, и долго строила козни тем, кто с ней не шел по-пути. К противникам его относился и о. Никита, которого не стало в 1987 г.

В интернете нашел статью по воду чистки в РПЦЗ после смерти митрополита Филарета. «Первоиерарх почил в ноябре 1985 г., а архиереи без него собрались в январе 1986 г. Рассматривалось по протоколу два вопроса: персональное дело архимандрита Антония (сына епископа Граббе) и выборы нового митрополита. Со второго захода (первоначально получилось равное число голосов) в качестве главы РПЦЗ выбрали епископа Виталия, сместили с поста архиерея Антонияи, а по пути отстранили его отца епископа Граббе и «удалили дьякона Никиту Чакирова», обвинив его в «Распутинских замашках».
Получается, что на этом его служба Богу при РПЦЗ закончилась. Автор статья назвал данный сбор епископов «Разбойничьим собором», потому как именно с этого времени, со слов автора, начался упадок РПЦЗ и крушение всех принципов, которые раньше провозглашались и на которых она держалась.

Что касается козней Никиты Чакирова против епископа Грабе.  Вот что А.Г. Шатилова, дочь епископа Григория (Грабе) о Никите Чакирове позднее писала:
«Покойный протодиаконъ Никита действительно не мало крови испортилъ моему отцу. Онъ считалъ, что Митрополитъ Филаретъ его исцелилъ въ детстве отъ какой то болезни, очень къ нему привязался, а потомъ, когда тотъ сталъ Перавоiерархомъ - попросту сталъ эксплоатировать митрополичью любовь къ себе. Будучи по характеру авантюристомъ коммёрсантомъ, не брезгавшимъ никакими обманами для заработка, онъ считалъ, что у Синода неограниченныя средства и старался нажиться на немъ. Скажемъ, Митрополитъ получалъ еду съ общаго стола Синодальной кухни.

Никита - келейникъ сталъ требовать для него дополнительныхъ расходовъ. Представляя мне счета, якобы израсходованныхъ продуктовъ на Митрополита, онъ какъ то представилъ счетъ на хлебъ (10 буханокъ) и на мясо, котораго Митрополитъ не елъ. А какъ то я получила и счетъ за посещенiе музея, въ перемежку съ другими счетами. Подъ предлогомъ уплаты страховки на автомобиль Митрополита, выяснилось, что Никита включилъ въ нее и 4 своихъ личныхъ автомобиля. Часть Архiереевъ понимала вредъ влiянiя Никиты на Митрополита (онъ особенно старался, чтобы Митрополитъ подольше отсутствовалъ изъ Нью-Йорка), а часть, получая отъ этого Никиты ценные подарки, — его поддерживала. А поскольку Никита был еще и садистом по природе и не стеснялся въ оклеветанiи техъ служащихъ Синода, которые не хотели къ нему подлизываться, онъ не брезгалъ и чистейшей воды провокацiями.
 
Митрополитъ Филаретъ, съ одной стороны его действительно любилъ и ему доверялъ, но будучи очень честнымъ по существу, тоже и страдалъ, когда ему можно было доказать съ поличными преступленiя его Никиты. Поскольку мой отецъ не могъ покровительствовать такому жулику и провокатору, а онъ былъ заведующимъ и Синодальнымъ хозяйствомъ, то онъ не могъ не оказаться врагомъ Никиты. Последнiй едва-едва не сорвалъ хиротонiю отца во Епископы, уверяя Архiереевъ, что «будетъ очень большой скандалъ». Митрополитъ Виталiй пришелъ къ моему отцу въ день хиротонiи за часъ-полтора до литургiи, чтобы сказать, что хиротонiю необходимо отменить, ибо будетъ скандалъ. Когда ему показали газету, въ которой на первой странице была фотография отца и сообщенiе о его хиротонiи, Виталiй отступилъ”.
 
Такое мнение об о. Никите имело чисто субъективный и враждебный характер противной в Синоде митрополиту Филарету партии. Тому много свидетельств.
Нашел статью Г. М. Солдатова «Упущенные возможности». Она опубликована в защиту  Митрополита Филарета. В ней говорится и о попытках отца Никиты с рядом молодых послушников, организовать, подвергавшегося нападкам,  личную охрану Владыки. Автор писал:.
«Став Первоиерархом, Владыка Филарет был окружен не только верными ему людьми. Нашлись даже и духовные воры. Это были люди, не понимавшие заповедей Господних, которые всячески старались унизить Владыку, обвинить его. К сожалению, в Синодальном здании была даже похищена митра Владыки, обнаруженная потом поврежденной в подвале.

Когда Владыка поехал на Святую Землю, то там в монастыре из келии был похищен его чемодан с облачением и личными вещами.
В прессе против него публиковались пасквили, распространялись «открытые письма». Поэтому в Нью Йорке двух людей, больше других занимавшихся такой постыдной деятельностью, лишили причастия до покаяния. Но, не смутившись, они объявили себя членами другой «юрисдикции».
Ставший своего рода пленником в Нью Йорке, Владыка старался уехать в Калифорнию, Европу или другое место и держать связь с Синодом и архиереями издалека.
Ввиду того, что по адресу Владыки делались угрозы, то несколько молодых людей под руководством одного из преподавателей семинарии, основали общество для его защиты. Они послали увещевательные письма лицам, выступавшим против Митрополита и предложили с ними встретиться.

Было сделано предложение, чтобы кроме протодиакона Никиты Чакирова, непрерывно при митрополите был кто-либо из молодых людей. Но когда Владыка узнал о деятельности этого общества, выразил свое недовольство, сказав» «Я не папа римский, и не хочу, чтобы создавалось нечто похожее на иезуитский орден». После этого общество прекратило свою деятельность, но некоторые члены Синода выразили ему свою благодарность.
Предчувствуя конец своего тяжелого земного пути, на торжественном ужине в 1984 году в честь его дня Ангела, он обратившись к молодежи, поблагодарил всех, сказав: »Это мы с вами в последний раз встречаемся на праздновании моего дня Ангела, я до следующих именин не доживу». И действительно Господь вскоре взял его к Себе. Однако перед смертью Владыка оставил в пишущей машинке листок бумаги, на котором было написано: «Держи, что имеешь».

Пытался еще что-нибудь найти интересного по Австралии. Практически ничего, если не считать фотографии, на которой Никита изображен с архиепископами РПЦЗ. Синод. 1981 год. Архиеп. Антоний Лос-Анжелосский, Еп. Константин, Митр. Филарет, Архиеп. Виталий, Архиеп. Антоний Сан-Францисский. Никита еще с кем-то стоит сзади за отцами церкви.
 И ранее РПЦЗ  была не едина. От нее откололись Парижская и Североамериканские митрополии. В 2007 году очередных раскольников внутри РПЦЗ возглавил  бывший епископ Агафангел. По этому поводу записал эмигрантский анекдот: “Попадает русский эмигрант после кораблекрушения на необитаемый остров. Осмотрелся, добыл пропитание, соорудил хижину и стал думать о своих религиозных нуждах. Решил построить два храма. Почему два? Островитянин один посещал, а другой – нет,  из принципа". 

Нашел упоминания о Никите и в рекламе Аукционного дома "Гелос", от 30 октября 2010 года. На продажу представлялся альбом фотографий «Царские коронации на Руси», который он редактировал. Издан альбом в Токио, в 1971 году, 488 страниц.  В 2012 году к 400- летию Дома Романовых появилось такое объявление: «Дом антикварной книги в никитском». Аукцион. редких книг, рукописей, автографов, гравюр, плакатов, фотографий, журналов и газет. 22 ноября 2012 года, 19:00 Москва, Никитский пер., д. 4а. Лот № 54. Царские коронации на Руси. Из истории державы Российской XVI—XX вв. Нью Йорк, 1971. 488 с., ил. 37 х 26 см. В издательском иллюстрированном многокрасочном коленкоре, тройной золотой обрез. В коллекционном состоянии. Малотиражное роскошное издание. Издание посвящено 75-летнему юбилею коронационных торжеств царя мученика государя Императора Николая II. Содержание книги представлено в хронологическом по рядке от Ивана III до Николая II. Наибольший акцент сделан на XIX и начало XX в.: половина альбома посвящена не только коронации, но и жизни последнего императора и его семьи. Воспроизведены изображения хромолитографий, выпущенных к торжествам: меню, программы и т.д.

В отдельном разделе — фото подарков императору. Множество фотографий императорской семьи. В конце книги приведены тексты трех тобольских писем княжон Романовых и фотокопии еще двух писем (одно из которых пасхальное поздравление) и одной открытки. Издание кроме прочего иллюстрировано портретами императоров и изображениями памятных монет. По всей книге виньетки и концовки Н. Самокиша. В оформлении издания использованы фотографии картин из архива П.И. Белавенец. Русский текст сопровождается небольшими аннотациями на английском языке. Издано Комитетом Русской Православной Молодежи Заграницей, находящейся под высоким покровительством Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви, Высокопреосвященейшего Владыки Митрополита Филарета. Редактор — диакон Никита Чакиров (1933—1987) — основатель Нью-йоркского издательства при Комитете Русской Православной Молодежи и Синоде Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). 20 000 — 22 000 руб..".

В это же время в Росохранкультуре в рамках пресс-конференции руководителя Службы Александра Кибовского состоялась церемония передачи предметов культурного наследия, ранее похищенных из монастырей и частных коллекций. В этот день в музейный фонд России вернулись: иконы «Святой Николай Чудотворец Зарайский с житием» (XVI в.) и «Преображение Господне» (XIX в.). Российской государственной библиотеке была передана книга «Царские коронации на Руси. Из истории Державы Российской XVI—XX вв.» (Нью-Йорк, 1971), полученная в дар от О. В. Петрович-Карповой через посольство России в Сербии.
После этого, при посещении книжных магазинов, обязательно заглядывал в религиозный отдел, смотрел церковную литературу, с надеждой найти что-нибудь «заморское» с редакцией Никиты, но, увы, литература попадалась только доморощенная.
 
Вскоре от сестры Лиды пришло письмо с воспоминаниями протоиерея Константина Федорова об отце Никите.  Из письма  следовало, что протодиакон  Никита Чакиров «всегда горел большой любовью к России».
 Автор писал: «В  поездку в Австралию (скорее всего это было в 1979 г.) меня пригласил Никита Чакиров. По благословлению Владыки Никита собрал в Австралии вокруг себя кружок молодежи. Все занимались издательством, делали нательные крестики, причем большая часть изданных тиражей и изделий уходила в Россию. Молодежь иногда вместе с Владыкой собиралась в Новой Коренной Пустыни. Там имелось озеро, а на озере островок. Владыка любил ловить рыбу. Ловил рыбу и вел беседы о том, как найти в своем сердце Царство Небесное".

Со слов отца Константина, "....в Америке, в Нью-Йорке Никита Чакиров переиздал большое количество книг и «эта плодотворная работа прекратилась только с его смертью». Дата не указывалась и мне только приходилось гадать когда это случилось. Что касается издательских дел. Стало известно, что в США с 1945 года некто Николай Николаевич Мартьянов начал выпускать русские открытки, но свои первые пасхальные открытки он выпустил только в 1948 году. Это были звонари по рисунку Н. Гелиховского с надписью “Христос Воскресе!” (две одинаковые по рисунку, но разные по окраске). С тех пор и до 1976 года Н. Мартьянов издавал открытки, главным образом поздравительные (Пасха, Рождество и Новый Год). После смерти Мартьянова  протодиакон Никита Чакиров приобрел у сына Н. Н. Мартьянова склад открыток и имя издательства. Доход от издательства шёл на издание духовной литературы для отправки в СССР.


Рецензии