О сущности ценностей 2

(Теоретико-познавательный аспект)


Сущность ценности есть любовь, поскольку мы ценим только то, что любим.

Но как узнать, что мы действительно нечто любим – любим некий неживой предмет, например, драгоценный камень, или живое существо, например, другого человека? Узнать это можно, прежде всего, по тому, что нас к этому предмету или живому существу влечёт, нас к нему (бессознательно) «тянет» или мы сами (сознательно) к нему «тянемся». Его образ постоянно как бы нас «преследует», открываясь в воображении то одной стороной, то другой. Мы увлечены потоком невесть откуда взявшихся переживаний. Мы всё время «думаем» о нём (на самом деле, нам скорее «думается»), а наши представления, мысли, соображения волей-неволей направляются на поиск реальных возможностей и средств участия в его бытии и дальнейшей судьбе.

Таким образом, сущность ценности чувственна. Но чувственность ценностей не следует путать с «чувственностью» в сенсуалистической трактовке, т. е. с традиционным понятием Нового времени, которое Кант унаследовал из английского эмпиризма и которое благополучно дожило до наших дней благодаря реальному господству утилитаризма, позитивизма и материализма на фоне всякой «постмодернистской» зауми, тупого гедонизма и пошлых эвдемонистических доктрин. Более того, в современном потребительском «обществе переживаний» погоня за «ощущениями», особенно «острыми» и «пикантными», актуальна как никогда. Между тем, ценностное чувствование (переживание ценности) не имеет ничего общего с «ощущениями» как следствиями функциональной деятельности наших «органов чувств». Вообще, понятие «ощущение» на самом деле – продукт крайне абстрактного умозрения и соотносится с реальным процессом человеческого познания примерно так же, как понятие «флогистон» - с разнообразными процессами реального горения.

Встреча с предметом, который вдруг становится предметом любви, пробуждает в человеке одновременно телесно-витальные, душевные и духовные потенции. При этом они мобилизуются и действуют в единстве, как нечто целое и синергетически эффектное. Конечно, все мы разные – по воспитанию, образованию, природным задаткам и способностям. Как и всякая человеческая способность, ценностное чувствование индивидуально дифференцировано и может быть развито в различной мере. На низшей стадии оно исходит из так называемой «чувственной души», т. е. из той части души, которая скорее ближе к отдельно взятому живому организму, к его индивидуальной телесности, чем к общечеловеческому ratio и универсальному разумному духу. Поэтому результатом такого ценностного чувствования оказывается приоритет ценностей «приятного» и «полезного» над ценностями жизни (витальными ценностями) либо, в лучшем случае, приоритет последних над первыми.

На высшей стадии развития ценностное чувствование исходит из душевно-духовного ядра индивидуальной личности в качестве суверенной спонтанной активности и проникает во все органические процессы человека как живого существа. Таким образом, оно исходит из той части души, которая скорее ближе к общечеловеческому ratio и универсальному разумному духу, чем к отдельному живому организму с его индивидуальной телесностью. Результатом такого ценностного чувствования оказывается приоритет социумных «культурных» ценностей (ценностей «материальной» и «духовной» культуры человечества) над витальными ценностями либо приоритет ценностей «священного» (ценностями религий и квазирелигий) над «культурными» ценностями.

Разумеется, ценностный «приоритет» не означает отказа от ценностей низших уровней или их презрительного игнорирования.

Подведём итоги.

Ценности гнездятся в эмоционально-волевой сфере человеческого бытия, т. е. в нашей «натуре», в «душе», в «сердце». Первоначальное ценностное чувствование, идущее от телесной стороны души, предшествует рациональному мышлению и разумному духу, опережает и теснит их, ибо толком ещё их не ведает. Однако по мере своего душевно-духовного развития в процессе воспитания и образования человек всё больше становится индивидуальной личностью, способной ценить «рациональное», «разумное» и, наконец, всё чисто «духовное», в первую очередь - «священное». Подобно тому, как ценность не следует путать со значимостью, так и ценностное переживание не следует путать с «ощущением» или целым динамическим «комплексом ощущений». Переживание и последующее осознание ценности чего-либо (ценностное сознание) является необходимой предпосылкой любого рода созидательной, творческой деятельности.

26.07.18


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.