Река

Я – река!
Широкая, полноводная.
Мои берега там, где начинается молчание.
Бурные потоки и тонкие ручейки вливаются в меня
со страниц книг,
с театральных подмостков,
с экранов мониторов,
с улиц и площадей,
с полей брани…
Мои воды – ваши слова.
Скверные слова –
расползаются по поверхности мазутными пятнами.
Слова любви, прощения, благодарности
возвращают мне первозданную чистоту.
Я до краёв наполнена вашими мыслями,
эмоциями, чувствами, желаниями…
А вы, припадая ко мне,
наполняетесь моими водами, отражаетесь в них.
Чем чище воды,
тем чище и прекраснее вы, ваши потомки…
Моё и ваше будущее
на кончиках ваших языков,
на подушечках пальцев, держащих перо…
Я – река…
Я – ваша родная речь.


Рецензии
Здравствуйте Дмитрий! Сказано красиво и хорошо для частного случая. Но по существу сомнительно.

"Вы черпаете мои воды ладонями,
припадаете к ним устами,
отражаетесь в них…
Чем чище мои воды, тем чище и прекраснее вы,
ваши потомки…"

И мы и потомки наши черпаем жизненные силы меньше всего от слова, а от всего многообразия проявлений мира. Мы черпаем, перевариваем добычу и формируем образы, которые и отражаем способами из которых Слово становится сейчас

"с театральных подмостков,
с экранов мониторов,
с улиц и площадей,
с дружеских вечеринок,
с полей брани…"

неким гегемоном общения, при котором жест, взгляд, само молчание как бы теряют свою многозначительность. Да и само Слово по многим надуманным основаниям - к числу которым относятся призывы к его чистоте - становится носителем двусмысленности и даже лицемерия. Тогда как свойства Слова - прекрасный индикатор состояния человеческих отношений в конкретно взятый отрезок бытия. Всего лишь индикатор, и лишь в самой мизерной степени - творец новых состояний.

Виктор Гранин   26.03.2019 06:04     Заявить о нарушении
Не согласен с Вами. Почитайте, что говорит о роли языка академик Д.С. Лихачев. Приведу здесь лишь малую толику из сказанного и написанного им: "Самая большая ценность народа - это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает!"
"...вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения - только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит".
Вы правы, что "Слова - прекрасный индикатор состояния человеческих отношений", но верно и обратное - человеческие отношения определяются во многом тем, как мы говорим, какими словами.


Дмитрий Красавин   26.03.2019 09:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.