Суд Пилата

Действующие лица:

1. Понтий Пилат, правитель Иудеи (игемон).
2. Клавдия Прокула, жена Пилата.
3. Лонгин, командир римского гарнизона в Иерусалиме.
4. Кайафа, первосвященник.
5. Мария Иоаннова, жена-мироносица.
6. Мария Клеопова, жена-мироносица.
7. Мария Магдалина, жена-мироносица.
8. Иоанн Богослов, ученик Христов.
9. Юлий, римский воин.
10. Плиний, римский воин.
11. Варавва, разбойник.

Действие 1.

Крепость Антония в Иерусалиме. В центре – «допросная» декорация. В правой части сцены – знаменосец со штандартом 6 легиона. Слева - помост с седалищем префекта.Слева от седалища - воин Юлий. Справа - центурион Лонгин.

Сцена 1. Пилат, Лонгин.

Пилат (входит в преторию с недовольным видом). Какая дикая жара стоит в этом твоем Иерусалиме, Лонгин!
Лонгин (почтительно). А что, в Кесарии попрохладнее?
Пилат (усаживается). Там рядом море. Когда дует соленый морской бриз, жара почти не чувствуется… А здесь, в Иерусалиме,  душно, как в погребе, а людей – как муравьев. Откуда их столько?
Лонгин (подавая стопку бумаг). Евреи собрались на праздник Пасхи, игемон. Приехали со всех концов империи.
Пилат (рассматривая бумаги). Что ты мне подсовываешь?
Лонгин. Здесь отчеты по налогообложению, судебные протоколы, различные уведомления….
Пилат (с отвращением). Есть что-нибудь важное?
Лонгин. Да, два дела: Вараввы и Иисуса из Назарета.
Пилат. Что с Вараввой?
Лонгин. Варавва устроил мятеж и произвел убийство…
Пилат (пытливо). Где он сейчас? Гуляет на свободе?
Лонгин (обиженно). Игемон! Варавва схвачен и находится в тюрьме. Под пыткой он дал показания. Вот протокол... (подает протокол). Не желаешь лично допросить его?
Пилат. Да. Где он?

Лонгин делает знак Юлию ввести Варавву.

Сцена 2. Пилат, Варавва, Лонгин (присутствует при допросе).

Юлий ставит скованного цепями Варавву в черном плаще с капюшоном на голове на место допроса.

Пилат (властно, со сталью в голосе). Как тебя зовут?
Варавва молчит. Пилат подходит к узнику и сбрасывает капюшон.
Пилат (с угрозой). Мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
Варавва (с вызовом). Меня зовут Варавва!
Пилат (с притворной ласковостью). Варавва в переводе с еврейского значит «сын отца». Это псевдоним (грозно)! Как твое настоящее имя???
Варавва. Симон Бар Гиора.
Пилат. Ты зилот?
Варавва (с еще большим вызовом) Да, я ревнитель благочестия! Борец за свободу своего народа! Да будет Иерусалим священным и свободным! И пределы его, и десятины его, и доходы его!
Пилат. Зачем ты убил сборщика налогов?
Варавва (гневно). Он был предатель законов и отечества! Он, будучи евреем по крови, служил вам, римлянам. Поделом ему!
Пилат. Разве ты не знаешь, что за убийство по нашим римским законам тебя распнут на кресте?
Варавва. Я не признаю ваших законов, римляне! Вы идолопоклонники, раз покланяетесь орлу! Показывает на штандарт
Пилат. Кого вы, зилоты, хотите поставить царем?
Варавва (с благоговением). Мессию! Потомка царя Давида! Того, кто поведет за собой все колена Израилевы!
Пилат. Как зовут Мессию? И где его можно найти?
Варавва. Это мне неизвестно. Я простой воин…
Пилат (Лонгину). Пытать до тех пор, пока не скажет имя Мессии, а затем распять! Увести!
Солдаты уводят Варавву, который, уходя, проклинает римлян. Варавва. Тираны! Нечестивцы! Свиноеды! Потрясает цепями.
Цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня… Потрясает цепями. Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых. Потрясает цепями. Рыдайте, ибо день Господа близок. Он идет как разрушительная сила от Всемогущего! Царство ваше, римляне, разрушится, а цепи ваши спадут!

При последних словах к Варавве подходит Ангел, бьет жезлом по цепям, и они падают. Варавва изумляется, радуется, однако солдаты этого не замечают.

Сцена 3. Пилат, Лонгин.

Пилат (Лонгину). Типичный зилот! Что со вторым делом?
Лонгин (задумчиво). Очень возможно, что второе дело тесно связано с первым. Только у меня нет доказательств…
Пилат. Говори, Лонгин!
Лонгин. По Иудее и Галилее уже третий год бродит проповедник из Назарета. Его зовут Иисус Назорей…
Пилат. И что?
Лонгин. Он лечит любые болезни. Народ ходит за Ним толпами.
Пилат. В Иудее полно бродячих проповедников!
Лонгин (очень осторожно). Только далеко не все из них являются потомками царя Давида.
Пилат (встревоженно). Иисус – потомок царя Давида?
Лонгин. Да! Первосвященник Кайафа может предоставить всю информацию по этому вопросу!
Пилат (после большой паузы). Он здесь? Твой Кайафа?
Лонгин. Здесь. Позвать?
Пилат. Зови.

Сцена 4. Пилат, Кайафа, Лонгин (присутствует).

Кайафа становятся рядом с Пилатом.

Кайафа(льстиво).Всегда и везде со всякою благодарностью признаем, что именно тебе, достопочтенный Пилат, обязаны мы многим миром и благоустроением нашего народа. Но знай – этот мир может разрушиться! В Иерусалим пришел человек, который представляет большую опасность для Рима! Этот человек – Иисус Назорей!
Пилат (небрежно). И какую же опасность он представляет?
Кайафа. Иисус называет Себя Царем Иудейским и Мессией!
Пилат (очень пораженный). Называет себя Царем Иудейским? И Мессией? А имеет ли Он права на престол?
Кайафа. Вот, посмотри этот документ.
Пилат. Что это?
Кайафа. Это родословная Иисуса. Здесь сказано, что он происходит из рода царя Давида.
Пилат (читает).  «Иисус, как думали, был сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев… Так, пропустим… Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов…». Давидов! Это серьезно… А сам Иисус? Он действительно желает быть царем?
Кайафа (неуверенно, запинаясь). Верные люди говорили мне, что Иисус очень даже этого желает… Он  собрал вокруг себя группу заговорщиков, которые хотят избавить Иудею от власти кесаря!
Пилат. Мне нужны доказательства заговора!
Кайафа. Ты их получишь! Когда лично допросишь Иисуса здесь, в претории… Это обязательно нужно сделать, чтобы в Риме тебя не упрекнули за бездеятельность.
Пилат (нерешительно). В Риме? Ну хорошо… Пригласи Иисуса ко мне… Для, скажем так, теплой, дружеской беседы…
Кайафа (жестко). Мне потребуется твой приказ об Его аресте.
Пилат. Ты получишь такой приказ. Я должен установить истину!
Кайафа (подняв палец) Истина в писаном Законе Моисеевом!
Пилат (с презрением). Что ты знаешь об истине, первосвященник! Истина – это власть! Власть римлян для тебя – главная истина!
Кайафа (всем видом показывая несогласие). Позволь взять твоих солдат из охраны храма!
Пилат. Вот приказ… (дает приказ). Все, иди, саддукей. Я все сказал.
Кайафа (с фальшивой почтительностью). Хорошо, игемон!

Уходит.

Сцена 5. Пилат, Лонгин.

Пилат. Что ты обо всем этом думаешь?
Лонгин. Кайафа – хитрая лиса… Не верь ему, игемон!
Пилат (озабоченно). Я должен разобраться в этом деле… Нужно выяснить, не связан ли Иисус Назорей с зилотами. В частности, с Вараввой. Сам Варавва молчит… Поэтому найди кого-нибудь из учеников Христовых и приведи ко мне.
Лонгин. Когда я должен это сделать? После праздника?
Пилат. До! Дорогой мой Лонгин, до! До сегодняшнего вечера! И позови сюда мою жену, Клавдию!
Лонгин. Слушаюсь.

Уходит.

Сцена 6. Пилат, Клавдия Прокула.

Пилат встает с судейского места, задумчиво расхаживает по претории. Входит Клавдия.

Клавдия. Привет! Ты выглядишь очень озабоченным!
Пилат. Привет! Еще бы! Эти евреи… Выпросили у меня приказ на арест Иисуса Назорея.
Клавдия. Галилейского проповедника?
Пилат. Да. Он сейчас в Иерусалиме.
Клавдия. Я видела, как он въезжал в Иерусалим на осле несколько дней назад. Это было редкое зрелище. Народ кричал: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!». И бросал под ноги Иисусу пальмовые листья и одежды.
Пилат. Первосвященники тоже кричали «Осанна в вышних»?
Клавдия (улыбаясь). Нет, эти не кричали. Они даже запрещали народу кричать, но народ их не слушал. Все славословили Иисуса.
Пилат. Насколько я понимаю ситуацию, у Иисуса Назорея серьезные  разногласия с партией саддукеев. И разные воззрения на истину…
Клавдия (рассеянно). А что такое истина?
Пилат (подскакивает на месте). Что такое истина?? Ты знаешь, Клавдия, всю свою жизнь я искал истину… В юношестве я искал ее у философов. Моим кумиром был Платон. Я упивался его теорией «вечных идей». Но, когда понял, что вечные идеи не сделают мне карьеры, пошел в риторскую школу. Риторы научили меня красиво говорить, я стал префектом Иудеи. Мне бы думать, что моя истина уже найдена, но… Сердце чувствует какую-то неудовлетворенность…
Клавдия. И какова же твоя истина?
Пилат (с сильным чувством, поднимая жезл). Истина – это власть! А ты как думаешь?
Клавдия. Я полагаю, что истина должна быть вечной. Но ведь власть временна. Сегодня ты на коне. А завтра – в ссылке. Где-нибудь в Испании.
Пилат (заметно недовольный). Что же тогда истина?
Клавдия. Посмотри на эти здания. Они красивы и будут такими вечно. Отсюда вывод: истина – это красота. Нет?
Пилат. Нет! Истина – это власть! Правда, наш кесарь Тиберий говорит, что власть – это волк, которого надо держать за уши… Но я и держу!
Клавдия. Поэтому ты и отдал приказ от аресте Иисуса?
Пилат (смеется). Конечно!
Клавдия. Но… Желает ли сам Иисус быть царем?
Пилат (омрачается). Пока не знаю… Дождемся Лонгина. Он обещал найти кого-нибудь из учеников Христовых… Сыграй мне что-нибудь светлое, красивое. После разговора с Кайафой у меня камень на душе.

Клавдия играет.

Сцена 7. Пилат, Лонгин, Мария Иоаннова, Иоанн Марк, Клавдия.

Лонгин вводит Марию Иоаннову и Марка, закованных в кандалы.

Пилат (Лонгину вполголоса). Они ученики?
Лонгин. Ученики.
Пилат (Лонгину громко, с подчеркнутой заботливостью). Зачем ты заковал их в кандалы? Это лишнее! Освободи сейчас же!
Лонгин распутывает цепи. Мария и Марк потирают запястья.
Пилат (Марии и Марку).Кто вы такие и где живете?
Мария Иоаннова. Я Мария Иоаннова.
Иоанн Марк. А я Иоанн Марк, ее сын.
Мария Иоаннова. Мы живем за потоком Кедрона, рядом с Гефсиманским садом. Скажи, игемон, за что нас арестовали? Что мы сделали?
Пилат. Вас не арестовали, а пригласили в преторию для… Беседы.
Мария Иоаннова. О чем же нам беседовать? Ты – игемон. А мы – простые иудеи.
Пилат. Расскажите мне о своей вере. Кто у вас главный Бог?
Иоанн Марк. Мы веруем в святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Бога Отца не видел никто никогда. Единородный Сын пребывает с нами. Дух-Утешитель, Который от Отца исходит, еще придет и будет свидетельствовать об Иисусе.
Пилат. Значит, в вашей религии три бога?
Иоанн Марк. Нет! Господь Бог наш есть Господь единый.
Пилат. Если ваш Господь один во всей Вселенной, то где тогда помещаются наши, римские боги?
Иоанн Марк. Они не боги, игемон, но суть идолы. А Иисус говорит, что мы должны хранить себя от идолов.
Пилат. О чем еще проповедует ваш Иисус?
Мария Иоаннова. Он проповедует Евангелие Царствия Божия.
Это значит, что люди должны покаяться в своих грехах, чтобы войти в Небесное Царство. Это царство уже приблизилось к нам. Так говорит не только Иисус. Так говорил и величайший пророк Иоанн, который крестил на реке Иордан.
Пилат. Я помню Иоанна. Царь Ирод велел отсечь ему голову… Скажи мне, женщина, где находится ваше Царство?
Мария Иоаннова. На небе, игемон!
Пилат. А какое отношение имеет к этому Иисус Назорей?
Мария Иоаннова. Так ведь Иисус и есть царь этого небесного царства. Он, будучи Богом, воплотился от Девы Марии, чтобы спасти нас, людей от греха. Он один может это сделать…
Пилат (думает). Похож ли ваш Бог на Единое знаменитого философа Платона? Единое Платона также есть высшее благо, к которому всё стремится и через это получает свое собственное бытие?
Иоанн Марк (в недоумении переглядывается с матерью). Мы простые иудеи, незнакомые с философией.
Пилат. Знаете ли вы, что такое истина?
Иоанн Марк (опять переглядывается с матерью). Тебе бы лучше поговорить с Иоанном Зеведеевым. Его все ученики Христовы называют Богословом. Это потому, что он учился при ногах величайшего законоучителя Гамалиила.
Пилат. Где можно найти вашего Иоанна Богослова?
Иоанн Марк. В храме. Он сын священника и сейчас служит вместе с отцом.
Пилат. Можете идти Мария Иоаннова, Иоанн Марк выходят (Лонгину). Кого ты ко мне привел? Это простолюдины, незнакомые с философией!
Лонгин (оправдываясь) Я что? Они назвались учениками Христа! (переходит на официальный тон) Будут еще приказания?
Пилат. Да! Удвой охрану храма и пошли патрули в прилегающие к городу районы.
Лонгин. Да, игемон.

Лонгин уходит.

Сцена 8. Пилат, Клавдия, Юлий, Плиний.

Клавдия. По лицу вижу, что ты недоволен?
Пилат. Я разочарован. Эти ученики не посвящены в высшие тайны.
Клавдия. Значит, теперь ты будешь допрашивать Иоанна Зеведеева, по прозвищу Богослов?
Пилат. Боюсь, у меня не хватит времени! Я должен разобрать все документы. И Пасха на носу. Нужно будет наблюдать за порядком.
Клавдия. Хочешь, я сама найду этого Иоанна и поговорю с ним?
Пилат. Что ты говоришь, Клавдия! Это наши мужские дела: выяснять, да разбираться… А ходить по улицам Иерусалима тебе небезопасно…
Клавдия. Лонгин занимается гарнизоном! А мне интересно! Кроме того, ты дашь мне охрану!
Пилат (в сомнении) Ну если тебе скучно, то попробуй, конечно…
Клавдия. Что я должна узнать?
Пилат. Первое – хочет ли Иисус быть царем Иудейским. Это надо для Рима. И второе. Что христиане понимают под истиной. Это надо для меня.
Клавдия. Пойду прямо сейчас…
Пилат. Возьми с собой карту Иерусалима, чтобы не заблудиться. Дает Клавдии карту. С тобой пойдут Юлий и Плиний. Воинам. Эй, вы! Пойдете с госпожой. Будете охранять ее. Если не убережете, головы с плеч снесу!
Юлий (поднимая руку). Да, игемон!
Плиний (поднимая руку). Не беспокойся, игемон!

Уходят за Клавдией.

II ДЕЙСТВИЕ.

В центре сцены дом матери Марии Иоанновой в Гефсиманском саду. За декорацией дома - Мария Иоаннова и Иоанн Марк. Справа и слева от дома – по дереву. Под правым деревом сидит Варавва.

Сцена 1. Клавдия, Варавва, Ангел, воины.

Из-за левой кулисы появляется Клавдия. За ней идут Юлий с Плинием. Клавдия смотрит в план, оглядывается по сторонам. Воины идут за ней. После 2-3 кругов по сцене Клавдия останавливается по центру, а воины останавливаются возле левого дерева (один слева, другой – справа).Пока Клавдия рассматривает план, воины едят плоды.

Варавва (поднимаясь и распростирая руки в молитве). Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои! Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову. 
Клавдия. Добрый человек! Не подскажешь, где здесь дом Марии Иоанновой? У нее еще есть сын – Иоанн Марк.
Варавва (подходит к Клавдии). Подскажу! Только с чего ты взяла, что я – добрый человек, госпожа?
Клавдия. Разве ты меня знаешь?
Варавва. Ты – жена игемона, я видел тебя в крепости Антония.
Клавдия. А ты, видимо, Варавва? Узник из крепости?
Варавва. Я больше не узник! Господь помог мне бежать! И для меня большая удача встретить тебя здесь!
Клавдия. Это почему?
Варавва. Потому что ты будешь моим главным аргументом в разговоре с твоим мужем о судьбе моей несчастной страны. Я беру тебя в плен, госпожа! Сейчас ты последуешь за мной!
Клавдия. А если я не пойду за тобой?
Варавва (вынимает меч и делает им финты). Тогда… Гнев Божий прольется не на твой народ, а конкретно на тебя!
Клавдия (очень спокойно). То есть ты совершишь человеческое жертвоприношение – принесешь меня в жертву своему Богу, да?  Варавва (в смятении отшатывается от Клавдии, потом после внутренней борьбы приходит в себя). Почему бы и нет?

Появляется Ангел Божий подходит к Варавве и бьет жезлом по мечу. Меч падает на пол. Ангел подходит к воинам.

Ангел Божий (гневно). Вас сюда зачем послали? Финики есть? Идите, охраняйте свою госпожу! Она в опасности!!!

Сцена 2. Клавдия, Варавва, Плиний, Юлий.

Плиний (подходит первым). С кем ты там говоришь, госпожа?
Юлий. Ба, да это наш сбежавший узник! Какая встреча!
Плиний (вынимает меч). Встань за это дерево, госпожа! У нас с этим человеком сейчас будет мужской разговор!

Варавва вынимает топор и сильно бьет сначала по мечу Плиния, а потом по шлему. Топор ломается. Плиний обхватывает голову руками и садится под правое дерево, где раньше сидел Варавва. Юлий вынимает меч и начинается поединок, в конце которого Варавва выбивает меч из рук соперника.
 
Варавва. Вот и все, свиноеды! Пришел вам конец!
Плиний (очнувшись, хватает Варавву за руки). Э-э-э нет! Забери-ка у него меч, Юлий! И надень на него кандалы. Завтра, Варавва, у тебя будет свидание с крестом. И ты на него явишься! (Клавдии виновато). Госпожа, хочешь финик?
Клавдия (со скрытым гневом). Я не ем немытые фрукты!
Плиний. Однако мы все-таки поймали этого разбойника…

Уходит вслед за Юлием и Вараввой.

Сцена 3. Мария Иоаннова, Иоанн Марк, Клавдия Прокула.

Клавдия смотрит на план, подходит к домику, стучит в дверь.

Клавдия. Мария, Иоанн! Вы дома? Откройте!
Мария Иоаннова. Кто там?
Клавдия. Это жена префекта, Клавдия Прокула!

Декорация дома медленно опускается. Хозяева дома стоя приветствуют Клавдию, кланяются ей.

Мария Иоаннова. Мы помним тебя, госпожа! Присаживайся. Ты проделала долгий путь… Отведай нашего вина, вкуси хлеба.
Ставит перед Клавдией стакан и тарелку.
Клавдия (садится). Благодарю. Я пришла к вам по делу.
Иоанн Марк. Какому?
Клавдия. Я ищу Иоанна Богослова. Помните, вы говорили о нем в претории? Понтий попросил меня разыскать его.
Иоанн Марк. А зачем тебе наш Иоанн?
Клавдия. Хочу расспросить его о вашей вере. По просьбе мужа.
Мария Иоаннова. Иоанн Богослов часто бывает в нашем доме. И сегодня вечером он обязательно придет. Если у тебя есть время, можешь его подождать…
Клавдия. Я подожду.
Мария Иоаннова. Марк! Пойди в храм и разыщи там Иоанна Богослова. Он сегодня служит там вместе с отцом.
Марк. Хорошо(выходит).
Мария Иоаннова. Мы готовимся к празднику Пасхи. Прости, что не можем оказать тебе торжественный прием.
Клавдия. Это неофициальный визит. Не беспокойся.
Мария Иоаннова. Пасха – очень светлый и радостный праздник. Только музыка может передать его настроение. Вот послушай!

Играет музыкальную композицию.

4 сцена. Клавдия и 3 Марии (Иоаннова, Магдалина и Клеопова).

Входят Мария Клеопова и Мария Магдалина. У первой сосуд с миром, а у второй – букет цветов.

Мария Магдалина. Мир тебе, Мария Иоаннова! Ты готовишься к Пасхе?
Мария Клеопова. Мы пришли помочь тебе!
Мария Иоаннова. Мир вам! Готовлюсь! И теперь вижу, что успею! За миром и цветами уже не нужно бежать.
Мария Клеопова. Что еще нужно сделать?
Мария Иоаннова. Нужно приготовить опресноки, расставить посуду и сходить за водой. Я могу заняться тестом.
Мария Клеопова. Я могу расставить посуду.
Мария Магдалина. А я могу сходить за водой.
Мария Иоаннова. Да! У нас гостья – жена префекта, Клавдия Прокула. Она хочет поговорить с Иоанном Зеведеевым.
Обе Марии, стоя, кланяются гостье; та, сидя, отвечает им кивком.
Мария Иоаннова (Клавдии) Это мои подруги: Мария из Магдалы и другая Мария, которую именуют Клеоповой… Госпожа, ничего, что мы будем готовиться к Пасхе? Вечер не за горами, а у нас ничего не готово…
Клавдия. Готовьтесь… Я просто посижу у вас.
Мария Магдалина. Тогда я пойду за водой (берет кувшин, выходит).
Мария Иоаннова. А я пойду готовить опресноки (тоже выходит).

Сцена 5. Клавдия и Мария Клеопова.

Клавдия. Значит, ты Мария Клеопова?
Мария Клеопова (начинает сервировать стол). Да, госпожа.
Клавдия. Ты замужем? Чем занимаешься?
Мария Клеопова. Я вдова. Держу лавку в Иерусалимском храме. Продаю там нардовое миро и другие благовония. Вот это миро из моей лавки.
Клавдия. Расскажи мне о вашей Пасхе. Что это за праздник?
Мария Клеопова. В этот праздник мы вспоминаем как Господь наш сотворил в Египте знамения Свои и чудеса.
Клавдия. Какие чудеса?
Мария Клеопова. Когда не было еды, Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал народ наш.
Клавдия. Небесным хлебом? Это как?
Мария Клеопова. С неба падала манна. Это и был небесный хлеб. Его вкушали наши отцы. Только они умерли… Сейчас у нас есть Господь Иисус. Он – подлинный хлеб жизни. Приходящий к Нему не будет алкать, и верующий в Него не будет жаждать вовек. Это из проповеди Господа в Капернаумской синагоге (ставит в центре стола большую красивую чашу).
Клавдия. Из этой чаши (показывает на чашу) Иисус будет поить жаждущих?
Мария Клеопова (торжественно поднимает чашу). Это чаша пророка Илии, который живым был вознесен на небо. Мы, иудеи, каждую Пасху ждем возвращения пророка на землю.  Специально для Илии на каждый пасхальный стол ставится эта чашу, из которой на Пасху никто не пьет. Кто знает, может, Господь будет поить жаждущих из нее.
Клавдия. Я хотела спросить о другом….
Мария Клеопова. О чем?
Клавдия. Об Иисусе Назорее. Ты его знаешь?
Мария Клеопова. Конечно! Я – Его тетя. Иосиф-обручник, мнимый отец Иисуса – мой родной брат.
Клавдия. Неужели?? Правда, что Иисус из царского рода?
Мария Клеопова. Да, так и есть! И его отец, и его мать, и я – все мы происходим из колена Иудина, из дома царя Давида.
Клавдия. Твой брат, Иосиф, наверно, занимал какую-нибудь важную должность в синедрионе? 
Мария Клеопова. О нет! Иосиф, всю жизнь был плотником. Он работал от зари до зари. И довольствовался динарием в день.
Клавдия. А Иисус?
Мария Клеопова. А Иисус стал раввином.
Клавдия. Чему же он учит?
Мария Клеопова. Он учит… Любви: к Богу и ближним…
Клавдия. Он не запрещает вам платить налоги Риму?
Иоанн Богослов. Не запрещает, госпожа.
Клавдия (осторожно). А Иисус не желает случайно стать царем Иудейским?
Мария Клеопова. Когда Он узнал, что зилоты хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, Он спрятался от них на горе.
Клавдия. Его учение… Только мне кажется странным?
Мария Клеопова. Если ты не веришь Его словам, верь Его делам! Иисус Назорей исцелил сотни, тысячи людей в Иудее и Галилее!
Клавдия (осторожно).Очень может быть…
Мария Клеопова. Если не веришь, спроси Марию Магдалину. У нее была тяжкая болезнь. Но Иисус исцелил ее. Вот, кстати, она сама. Вы говорите, а я пойду к Марии Иоанновой, спрошу: не нужна ли ей помощь.

Выходит.

Сцена 6. Клавдия, Мария Магдалина.

Входит с кувшином Мария Магдалина.

Мария Магдалина (ставит кувшин). У колодца большая очередь. Пришлось долго ждать…
Клавдия. Тебя тоже зовут Марией?
Магдалина. Да, госпожа. Я из Магдалы. Это небольшой городок на берегу Галилейского озера.
Клавдия.Ты замужем?
Магдалина. Нет, госпожа. Я живу с родителями. Они разводят цветы на продажу, а я им помогаю.
Клавдия. Правда, что Иисус Назорей исцелил тебя?
Магдалина (вспоминает). Да!
Клавдия. От какой болезни?
Магдалина. О трудном спросила ты…
Клавдия. Можешь не говорить, если трудно…
Магдалина. Иисус… Иисус изгнал из меня 7 бесов…
Клавдия. Кого?
Магдалина. Бесов. Бесы – это нечистые духи. Раньше они были ангелами, но потом уклонились от Бога и стали творить зло. По Божию попущению, бесы иногда входят в людей и живут в них, как в домах.
Клавдия. И в тебе…
Магдалина. Да, во мне было целых семь бесов. Но Иисус изгнал их. И теперь я здорова и счастлива. И славлю Бога моего, пока жива.
Клавдия. Как он изгнал их?
Магдалина. Своим Божественным Словом. Он же Бог. И они ушли.
Клавдия. Мне трудно понять это… Скажи, Иисус – царь Иудейский?
Магдалина. Он действительно происходит из рода царя Давида. Но царство Его не отсюда. Он Царь кроткий. Потому и в Иерусалим Он въехал на осле.
Клавдия. Я видела это… Ты говоришь правду!
Магдалина. Дай Бог тебе уверовать в Него, госпожа!

Сцена 7. Клавдия, Магдалина, Иоанн Богослов.

Иоанн Б. Учитель прислал меня узнать: все ли готово к Пасхе.
Магдалина. Все готово, Иоанн Зеведеев!
Иоанн Б. У вас гости?
Магдалина. Да, и какие! Это Клавдия Прокула, жена правителя нашей страны… Госпожа разыскивает тебя, Иоанн Богослов! У нее к тебе есть несколько вопросов… Вы говорите, а я пойду помогать подругам готовиться к Пасхе.
Уходит.
Иоанн Б (кланяется). Привет тебе, избранная госпожа!
Клавдия (с удивлением). Почему – избранная?
Иоанн Б (внимательно глядя на Клавдию). Потому что жены правителей обычно не ходят по домам бедняков. Если только… Не хотят познать истину.
Клавдия (с еще большим удивлением). Ты говоришь загадками!
Иоанн Б. Если пребудешь в Слове Божием, то познаешь истину, и истина сделает тебя свободной.   
Клавдия (прикладывая руку ко лбу). Постой… Не так быстро… Об истине я и хотела с тобой поговорить. Что есть истина?
Иоанн. Свет истинный – это Господь Иисус Христос. Именно Он просвещает всякого человека, грядущего в мир.
Клавдия. Возможно, для бедной и невежественной толпы учение Иисуса действительно свет, но я спрашиваю другом.
Иоанн. О чем же?
Клавдия. Об истине в философском понимании. Мы с мужем успели поспорить по этому вопросу. Я сказала, что истина – это красота. А муж сказал, что истина – это власть. Ты что скажешь?
Иоанн Богослов (помедлив). Истина есть воплощенное Слово Божие!
Клавдия. Не понимаю!
Иоанн Богослов. Не понимаешь, потому что неправильно ставишь вопрос! Нужно спрашивать не ЧТО есть истина, а КТО есть Истина!
Клавдия. То есть? Ты хочешь сказать, что…
Иоанн Богослов. Да! Истина не есть абстрактная категория. Она – Личность. Иисус Христос есть Путь, Истина и Жизнь.
Клавдия (долго потрясенно молчит). Кажется, я поняла…

Сцена 8. Клавдия, Иоанн Богослов, Кайафа, римские воины.

Кайафа и римские воины врываются в комнату.

Кайафа. Мы ищем проповедника из Галилеи Иисуса Назорея. Он у вас?
Иоанн Б. Его здесь нет! А зачем Он вам нужен?
Кайафа. У нас есть приказ на Его арест! Приказ подписан игемоном!
Иоанн Б. Хотите схватить Иисуса? А не боитесь, что народ закидает вас камнями?
Кайафа вздрагивает и недовольно морщится.
Кайафа. Иоанн Зеведеев! Не вмешивайся не в свое дело! Твое дело – служить в храме с отцом. Воины, живо произвести обыск в доме! Ищите Иисуса Назорея! Ищите по всем углам!
Воины начинают искать.
Кайафа (подходит к Иоанну, внимательно смотрит на него). Иоанн Зеведеев! Ты случаем не ученик Христов?
Иоанн Богослов (встает, гордо). Да, я ученик!
Кайафа. Воины! Заковать его в кандалы!
Воины заковывают Иоанна в кандалы.
Клавдия. У вас приказ на арест одного Иисуса? Или всех Его учеников?
Кайафа(заглядывает в приказ и прячет его за спину). Прости, госпожа, не заметил тебя. Мы можем арестовать Иисуса, да… И учеников.
Клавдия. Покажите приказ!
Кайафа нехотя протягивает ей приказ.
Клавдия (смотрит приказ). Здесь сказано, что Вы должны задержать одного Иисуса! Немедленно освободите Иоанна Зеведеева!
Кайафа. Но госпожа, я…
Клавдия. Без всяких возражений! Или я расскажу об этом мужу!
Кайафа (недовольно, воинам). Освободите его… Пойдемте отсюда.

Выходят. Иоанн Богослов и Клавдия обмениваются взглядами.

Действие III. Суд Пилата.

Крепость Антония. В центре - допросная. В правой части сцены – знаменосец со штандартом. В левой части сцены – судейское место. На нем сидит Пилат. 

Сцена 1. Пилат и Лонгин.

Лонгин (торопливо входит). Игемон! Тебя хочет видеть первосвященник Кайафа и другие евреи!
Пилат (недовольно). Что, опять?
Лонгин. Они привели с собой проповедника из Галилеи, Иисуса Назорея. Ты давал приказ арестовать его.
Пилат (морщится). Не арестовать, а доставить ко мне. Для беседы... Введи сюда Иисуса.
Лонгин. Кайафа прежде хочет переговорить с тобой…
Пилат. Опять? Ну нет… Я хочу видеть Иисуса. Веди его сюда.
Лонгин (встревоженно). Но, игемон, Кайафа пришел не один. С ним сотни, тысячи евреев. И все они хотят смерти Назорея!
Пилат (удивленно). Ты, боишься, Лонгин? Сколько воинов под твоим началом?
Лонгин. Под моим началом пять когорт четвертого легиона. Это три тысячи человек. Плюс вспомогательные войска. Примерно столько же. Плюс конница. Всего в общей сложности около 7 тысяч солдат. Это немало, но…
Пилат. Да это целая армия! У меня в Кесарии и то людей меньше. Мы легко подавим любой бунт. Веди ко мне Иисуса. Живо!

Сцена 2. Пилат, Лонгин, воины Юлий и Плиний.

При входе у знаменосца склоняется штандарт, почитая Иисуса. Пилат, видя это, в страхе приказывает увести Его.

Пилат(устрашившись). Что? Что это такое?? Орел легиона склонился перед Иисусом! Юлий, ты что же, почитаешь Христа??
Плиний. Игемон! Я здесь ни при чем! Я муж простой, служу отеческим богам. Как мне почитать Иисуса? Орел, которого я держу, склонился и почтил Иисуса помимо моей воли!
Пилат. Ты просто плохо держишь! Каши мало ел! Лонгин, прикажи встать на часах еще одному знаменосцу. Выбери самого сильного и крепкого, пусть тоже держит орла.
Лонгин. Юлий. Встань рядом с Плинием. Держите крепко!
Лонгин опять вводит Иисуса и опять орел кляняется ему.
Юлий. Игемон! Орел сам кланяется Иисусу!
Пилат. Это какое-то знамение! Но что оно значит? Может, допрос что-то прояснит.

Сцена 3. Пилат, Христос, Лонгин.

Пилат. Ты царь Иудейский?
Христос. Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
Пилат. А как же земные цари? Ты признаешь их власть над собой?
Христос. Сыны Царства свободны! Однако они платят пошлины и подати царям земным, чтобы последним не соблазниться.
Пилат. То есть ты не запрещаешь платить подати кесарю?
Христос. Отдавайте кесарево – кесарю, а Божие – Богу.
Пилат. Люди говорят, что ты возмущаешь народ… Чего ты ищешь?
Христос. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
Пилат. Что есть истина?
Христос. Истина приходит с небес.
Пилат. А в земном истины нет?
Христос. Внимай – истина на земле среди тех, которые, имея власть, истиной живут и праведный суд творят.
Пилат. Я не понял, что есть истина?
Христос. Я есть Путь, Истина и Жизнь.
Пилат (с величайшим удивлением). Ты???

Ходит с изумлением  из одного конца сцены в другой. Затем садится за пианино и играет музыкальную композицию.

Пилат (Лонгину). Этот человек не бунтовщик. Он, скорее, мудрец и философ. Истина – с небес. Это глубоко… Ты что думаешь, Лонгин?
Лонгин. Евреи не любят Иисуса за то, что Он обличает их пороки. Люди в городе говорят, что Иисуса предали на казнь из зависти…
Пилат. Значит так, приготовь воинов пеших двести, конных семьдесят и стрелков двести, чтобы с третьего часа ночи шли с Иисусом в Кесарию. Там Назорей будет в безопасности.
Лонгин (уныло качает головой). Евреи окружили нашу крепость плотным кольцом. Я не могу связаться с казармами и вызвать сюда солдат. А в самой крепости людей не так уж много – всего человек двести-триста. Евреев же – тысячи…
Пилат (думает). Хорошо, позови сюда Кайафу...

Сцена 4. Пилат, Кайафа, Лонгин (присутствует при допросе).

Пилат. В чем ты обвиняешь Человека сего?
Кайафа. Он… Он возмущает народ наш!
Пилат.И что? Разве мало у вас бродячих проповедников?
Кайафа. Иисус выдает себя за царя Иудейского!
Пилат. Я исследовал и это обвинение. Оно безосновательно. Иисус действительно потомок царя Давида. Но на царский престол Он не претендует. Он учит о некоем небесном царстве.
Кайафа. Иисус запрещает давать подать кесарю!
Пилат. Не запрещает! Он велит отдавать кесарю кесарево.
Кайафа (в растерянности, неуверенно). Этот человек представляет опасность для Рима!
Пилат (вздрагивает, неуверенно). Какую?
Кайафа (набираясь смелости). Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; ибо всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
Пилат(неуверенно). Я друг кесарю… Друг! И я не хочу быть судьей в этом деле… возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Знаете что: на праздник Пасхи, согласно обычаю, я отпускаю вам одного узника. Предлагаю выбрать одного из двух: Иисуса из Назарета или Варавву. Кого хотите?
Кайафа. Мы хотим Варавву!
Пилат. Ты, Кайафа, еще не весь народ! (Лонгину) Иди, приведи ко мне кого-нибудь из толпы. Выбирай там достойных людей.

Лонгин приводит Марию Клеопову и Марию Магдалину.

Сцена 5. Пилат, Кайафа, Мария Клеопова, Мария Магдалина, Христос.

Пилат. Кто вы, представьтесь.
Мария Клеопова. Меня зовут Мария Клеопова.
Магдалина. А меня – Мария Магдалина.
Пилат (ласково). Вы, конечно, хотите, чтобы я на праздник отпустил вам Варавву?
Мария Клеопова. Нет, отпусти нам Иисуса! Мы пришли ходатайствовать за него!
Мария Магдалина. Иисус не простой человек. Он Сын Божий! Отпусти Его!
Кайафа (с фальшивой ласковостью). Мария Клеопова! Все евреи хотят, чтобы отпустили Варавву! И ты тоже хочешь этого! Ведь правда? (на ухо Марии Клеоповой) Иначе не торговать тебе никогда нардовым миром в моем храме!
Мария Клеопова. Это не твой храм, но Божий, саддукей! Ты не веришь в воскресение мертвых, и даже не имеешь права смотреть на этот храм!
Мария Магдалина (Пилату) Мы желаем, чтобы отпустили Иисуса, игемон! Варавва произвел возмущение и убийство, а Иисус приносил людям только добро. Отпусти нам Иисуса!
Кайафа (в гневе). Замолчите вы!
Мария Клеопова и Мария Магдалина. Если мы замолчим, камни возопиют!
Пилат (в задумчивости). Я должен подумать. Уведи всех!

Лонгин уводит мироносиц и Кайафу.

Сцена 6. Пилат и Клавдия Прокула.

Пилат. Клавдия! Не ожидал тебя увидеть!
Клавдия. Понтий! Я пришла по важному делу!
Пилат. Какому?
Клавдия. По делу Иисуса из Назарета! Я видела сон!
Пилат (со скепсисом). Сон? Какой сон?
Клавдия (вспоминает). Он длинный! Ты готов выслушать меня?
Пилат. Говори!
Клавдия. Я видела во сне Иисуса царем Небесным в окружении Херувимов. Лик Его блистал как солнце. Он был готов судить Вселенную. Мановением Своей десницы Он отделял добрых от злых. Первые возносились к Нему, сияющие вечною юностью и божественною красотою. А вторые низвергались в бездну огня.
Пилат (потрясенный). И что же дальше?
Клавдия. Судия указывал последним на раны, покрывавшие Его тело. Он говорил: «Воздайте кровь, Которую Я пролил за вас!». Тогда нечестивые и злые просили у гор покрыть их, ибо чувствовали себя идущими на вечную муку. О какой сон, какое откровение!
Пилат (немного приходя в себя). Я понимаю, очень страшный сон… Тебе нужно больше гулять на свежем воздухе!
Клавдия. Ты ничего не понял, Понтий! Среди тех нечестивых, которых судил Иисус, были и Его нынешние обвинители!
Пилат (неуверенно).Тебе показалось…
Клавдия. Нет, не показалось! Иисус судил Кайафу, Ирода и тебя!
Пилат. Не может быть!
Клавдия. Он подлинно Сын Божий! Не делай ничего праведнику тому!
Пилат. Да я и не собирался Ему ничего делать… Ведь Он невиновен!
Клавдия. Тогда отпусти Его!
Пилат. Хорошо! Наказав Его, отпущу.
Клавдия. Поверь, одна капля Его крови навлечет на тебя осуждение!
Пилат (просто). Всё, что происходит, ужасает меня самого. Но что я могу сделать? Римская когорта в Иерусалиме слишком слаба в сравнении с этим народом. Гибель угрожает всем нам. И от суда тут не правосудия ждут, но мщения.
Клавдия. Ты будешь защищать Его! Ты имеешь власть!
Пилат. Моя власть не что иное, как призрак в этой стране! Между тем я бы очень страдал, если бы пролил кровь этого Мудреца.
Клавдия. Пролить кровь? Нет!
Пилат. Почему я должен верить твоему сну!?
Клавдия. Потому что я – твоя жена!
Пилат (после долгого раздумья). Вот как сделаю: если Иисус окажется Сыном Божиим, то прикажу печатать монеты в Иудее без своего профиля.
Клавдия. А как же справедливость??
Пилат (недовольно, со властью в голосе). Успокойся, Клавдия! Иди в сад, занимайся нашим сыном, твои глаза да не увидят кровавых сцен.

Клавдия, неудовлетворенная ходатайством, уходит. Пилат стоит в нерешительности. Порывается сделать то одно, то другое.

Сцена 7. Пилат, Лонгин, Кайафа, Ангел.

Входят Лонгин с Кайафой.

Лонгин. Кайафа опять хочет тебя видет!
Кайафа (размахивая свитком в руке). Вот! Вот!
Пилат (с отвращением) Что тебе надо саддукей?
Кайафа. Ты знаешь, что это, игемон?
Пилат (с тем же чувством) Твоя очередная подлость?
Кайафа. Это жалоба кесарю Тиберию. Мы жалуемся на тебя, игемон! Мы говорим, что ты не друг кесарю, а наоборот – враг. Да! И заговорщик. Ибо хочешь отпустить на свободу царя иудейского.
Пилат. Но это же Царь ваш!
Кайафа. Нет у нас царя, кроме кесаря!

Входит Ангел, подходит к Пилату.

Ангел. Сын Человеческий идет по предназначению; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться. Опомнись, Пилат! Сотвори справедливый суд!

Пилат (отходя от Ангела, в раздражении бросает скипетр на пол) Лонгин, выпустишь Варавву на свободу. А Иисуса отдашь им.
Ангел. Господь – судия праведный. Господь пребывает вовек. Он приготовил для суда престол Свой, и Он будет судить вселенную по правде. И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби; и будут уповать на Него знающие имя Его, потому что Он не оставляешь ищущих Его. Ангел уходит.
Кайафа (умильно). Господин!
Пилат(в гневе). Ну что еще!!
Кайафа. Иисус говорил, что после трех дней воскреснет. Прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых.
Пилат (Лонгину). Возьми двух воинов и поставь возле гроба. Чтобы смотрели в оба! (зрителям). Невиновен я в крови Праведника Сего!
Выходит Клавдия с с сосудом для мира.

Умывает руки.

Действие IV. Гроб Господень. Воскресение.

В центре сцены - Гроб Господень. Справа и слева - смоковницы. Под правым деревом (слева от него) на стуле сидит Варавва. Справа от этого дерева под драпировкой Христос.

Сцена 1. Лонгин, Кайафа, Юлий, Плиний.

Первым идет Кайафа, за ним Лонгин, последними – Юлий и Плиний.

Лонгин (Кайафе). Далеко еще?
Кайафа. Мы уже пришли! Вот эта гробница!
Лонгин. Сколько нужно охранять ее?
Кайафа. Три полных дня!
Лонгин(воинам). Вы все слышали? Ты, Юлий, вставай справа, а ты, Плиний – слева! Смотрите в оба!
Юлий и Пилинй (вместе). Да, командир!
Плиний. Когда нас поменяют?
Лонгин. Утром! Вы стоите все четыре ночных стражи. Смена придет по окончании четвертой.
Юлий (потрясенно). Мы что, должны стоять здесь всю ночь?
Лонгин(раздраженно, в гневе). Тебе что-то неясно, Юлий?
Юлий (печально, с иронией). Мне все ясно, командир. Все ясно…
Лонгин (оправдываясь). У евреев сейчас праздник пасхи. Все наши люди несут службу в городе. Радуйтесь, что вам досталось такое простое задание – охранять мертвеца…
Плиний(недоумевая). Зачем же нам охранять его?
Лонгин. Спросите об этом Кайафу!
Кайафа(вздрагивает).Видите ли, Этот Человек, еще будучи в живых, говорил, что после трех дней воскреснет...
Юлий (насмешливо). И ты теперь боишься, что Он воскреснет?
Кайафа(раздраженно, в гневе) Нет! Я боюсь, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли тело и не сказали народу, что Христос воскрес… Смотрите, я запечатываю гроб своей печатью. Она неприкосновенна. Горе вам, если кто-то нарушит ее!
Лонгин (грозно) Вам ясно?
Юлий и Плиний(вместе, отдавая честь). Да, командир!

Лонгин и Кайафа уходят.

Сцена 2. Юлий, Плиний, Ангел и Богородица (без реплик).

Юлий. Как холодно сегодня ночью, Плиний! Ты не замерз?
Плиний. Еще как! Тут настоящий Тартар! Может, разведем огонь?
Юлий. Нельзя! Законов службы не знаешь?
Плиний. Знаю! Просто мы стоим здесь уже целую ночь…
Юлий. У нас приказ! А приказы не обсуждают…К тому же скоро рассвет.
Плиний (после паузы). Становится скучновато! Не сыграть ли нам в камень, ножницы, бумага?
Юлий. Давай!

Играют в игру. Неожиданно слышат гул землетрясения (запись МП3). Гроб озаряется светом (включаются софиты). Воины убегают в угол и прячутся за щитами, со страхом выглядывая из-за них. Выходит ангел и отодвигает камень от дверного проема.

Плиний (потрясенно). Ты видел? Ты это видел?
Юлий (обиженно). Еще бы! Это не ученики Христовы!
Плиний (с досадой). Я не об этом! Этот Человек во Гробе, Иисус! Все произошло, как он говорил! На третий день Иисус воскрес!
Юлий (торжественно) Да! Боги наших отцов забрали Его на небо!
Плиний (с суеверным ужасом). Это не боги! Вид их, как молния!
Юлий. Мне страшно! Бежим отсюда!
Плиний. Бежим скорей!

Бросают щиты и бегут через всю сцену сначала в одну сторону, потом в другую. При этом едва не сбивают с Марию Магдалину и Марию Клеопову.

Сцена 3. Мария Магдалина, Мария Клеопова.

Мария Клеопова (печально, глядя на кувшин). Вот святыня для Господа – фунт нардового чистого драгоценного мира. Этим миром помажу тело Иисуса…
Мария Магдалина. Ты взяла миро из своей лавки?
Мария Клеопова (печально) Да…
Мария Магдалина. Не жалко? Ведь один сосуд стоит не меньше трехсот динариев?
Мария Клеопова. Я служу Богу, а не мамоне, Магдалина! Для меня главное – исполнение Его заповедей. А Иисус похвалил сестру Марфы, Марию, за то, что она помазала Его в Вифании.
Мария Магдалина. Думаешь, Иисус тебя похвалит? Ведь Он…
Мария Клеопова (горячо). Разве ты не помнишь пророчества о воскресении? Иисус говорил, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену первосвященниками и книжниками, и быть убиту, но в третий день воскреснуть!
Мария Магдалина. Помню! Сегодня как раз третий день… Думаешь, он воскреснет!
Мария Клеопова (с верой). Да! (после паузы, задумчиво) Не знаю только, кто отвалит нам камень от двери гроба…


Сцена 4. Мария Магдалина, Мария Клеопова, Ангел Божий.

Мария Магдалина (в страхе). Кто это там, у Гроба?!
Мария Клеопова (спокойно мироносицам). Это Ангел Божий!
Ангел. Не ужасайтесь! Вы ищете Иисуса Назарянина, распятого?
Мария Клеопова. Да!
Ангел. Его нет здесь!
Мария Клеопова. Где же Он?
Ангел. Он воскрес! Зачем искать живого между мертвыми? (показывая на гроб). Вот место, где Он был положен.
Мария Клеопова. Воскрес? Как говорил?
Ангел. Да! Идите, скажите ученикам Его и Иоанну Богослову, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

Сначала за левую кулису уходит Ангел. Затем Мария Магдалина первая подходит ко Христу. За ней идет Мария Клеопова. Из-за правой кулисы выходит Мария Иоаннова и становится справа от Христа.

Сцена 5. Богородица, Мария Иоаннова, Мария Клеопова, Мария Магдалина, Христос.

Мария Клеопова (зрителям). Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия.
Мироносицы (все вместе). Христос воскресе из мертвых!
Мария Магдалина. Очистим чувствия и узрим неприступным светом Воскресения Христа блистающася, и радуйтеся рекуща, ясно да услышим, победную поюще.
Мироносицы (все вместе). Христос воскресе из мертвых!
Мария Иоаннова. Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное.
Христос. Мир вам!
Мария Иоаннова (сомневаясь). Может, мы видим духа?
Христос. Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.
Мария Клеопова (трогает Христа). Нет, это не дух, это Иисус. Он воскрес! Меня переполняет радость! Только музыка может выразить мои чувства!

Мария Клеопова играет на пианино.

Христос. Сбылось то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.
Мария Иоаннова. Что нам нужно делать?
Христос. Пойдите, возвестите ученикам, обо всем, что видели и слышали.

Мироносицы цепочкой уходят за правую кулису. Сначала идет Мария Иоаннова, за ней - Мария Магдалина, Мария Клеопова.

Сцена 6. Иоанн Богослов, Иоанн Марк.

Подходят к гробнице, рассматривают пелены.

Иоанн Марк. Гробница пуста! Где же тело?
Иоанн Б. Марк, Он воскрес!
Иоанн Марк. Разве такое возможно?
Иоанн Б. Человекам это невозможно, Богу же всё возможно!
Иоанн Марк (недоумевая). Зачем же Он умирал?
Иоанн Б. Чтобы искупить наши грехи Своею кровью! Как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут.
Иоанн Марк. Значит, все люди воскреснут? Когда?
Иоанн Б. Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
Иоанн Марк. Это будет в конце времен или в ближайшее время?
Иоанн Б. Истинно, истинно говорю: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.

Уходят.

Сцена 7. Понтий Пилат, Юлий и Плиний, Варавва.

Пилат идет ко гробу и натыкается на Варавву, который встает при приближении игемона.

Пилат. Что вы мне здесь сказки рассказываете! Не вижу никаких ангелов! Зато вижу… (удивленно) Кого бы вы думали? Разбойника!

Воины хватают Варавву.

Юлий. Что прикажешь с ним делать, игемон? Это настоящий зверь! Мы с Плинием, вдвоем, едва одолели его!
Пилат (Варавве). Зачем ты здесь?
Варавва (потрясенно). Игемон! Ты совершил ошибку!
Пилат (грозно, но с оттенком некоего страха). Что??
Варавва. Ты отпустил не того человека. Распять следовало меня, а не Иисуса!
Пилат (растерянно). Ты что же, не дорожишь своей жизнью?
Варавва. Я был осужден справедливо, ибо произвел в городе возмущение и убийство. А Иисус… Он ничего худого не сделал!
Пилат (со скрытым гневом и раздражением). Почему ты защищаешь Иисуса? Кто Он тебе?
Варавва (с благоговением). Иисус – Сын Божий! И Он – воскрес! Я был свидетелем Его Воскресения!
Пилат (со скепсисом). Так я тебе и поверю!
Варавва. Иисус и есть Мессия! Он не оставит души моей во аде и не даст святому своему увидеть тления!
Пилат (недовольно). Всякий разбойник будет учить меня…Увести его!
Юлий. Куда? В крепость?
Пилат (думает). Нет! Вышлите его из Иудеи. В Аравию, в Индию, куда угодно. Чтоб глаза мои его не видели.
Юлий. Есть командир!

Уводят Варавву.

Сцена 8. Понтий Пилат, Мария Магдалина.

Мария Магдалина (подходит к Пилату и дарит ему яйцо). Игемон! Христос воскрес!
Пилат (принимает яйцо). Что означает твое приветствие и твой дар?
Мария Магдалина. И приветствие, дар означают то, что Христос воскрес!
Пилат. Не может быть! Это противоречит законам природы! Я поверю в это только тогда, когда твое яйцо покраснеет!

Яйцо краснеет.

Мария Магдалина. Яйцо покраснело, игемон!
Пилат (обращаясь в зал). Христос воскрес? Христос воскрес? Христос воскрес?!

Занавес.






























Пролог.

В левой части сцены – интерьер домика. В домике стол, стул. За столом сидит римский воин (писец). В центре сцены – дерево, справа – овечка. Клавдия стоит по центру, в глубокой задумчивости.

Клавдия (писцу). Ты готов?
Писец. Готов, госпожа!
Клавдия. Тогда пиши: «Клавдия Прокула Фульвии Криспинилле – радоваться. Написал?
Писец. Написал, госпожа!
Клавдия. Продолжай… Ты просишь меня, любезная Фульвия, рассказать тебе обо всех событиях, произошедших со времен нашей разлуки. Ты хочешь знать о моей жизни в Иудее и здесь, в галлийском Вьенне. Повинуясь твоей просьбе, постараюсь собрать в моей памяти разбросанные обломки цепи моей жизни. Я не буду напоминать тебе о первых днях моей жизни, так мирно пролетевших в Нарбоне, под кровом родительским и в охранении твоей дружбы. Ты знаешь, что с наступлением моей шестнадцатой весны, я была соединена узами брака со всадником Пилатом, занимавшим тогда в Риме пост командира когорты преторианцев. Первые годы моего замужества прошли спокойно, небо даровало мне сына. Он был мне дороже дневного света! Но когда сыну моему минуло пять лет, Пилат по ходатайству префекта преторианцев Элия Сеяна был назначен проконсулом Иудеи…Написал?
Писец. Написал… Только не так быстро, госпожа!
Клавдия. Хорошо… Я была уверена, что Иудея – лишь начало  блистательной карьеры моего мужа. Однако судьба распорядилась иначе. Сюда, в Галлию, в Богом забытый Вьенн нас привел увиденный мною сон…
Писец (про себя) Сон? Люблю поспать! Эх, вздремнуть бы!
Клавдия (вспоминая). Понтий не поверил сну! Не послушался меня! И вот, его лишили власти, он стал скитаться из города в город, влача ношу скорби. Я следовала за ним… (дальше горько) «Жена Каина, - говорили мне люди»…
Писец (испуганно) Это писать, госпожа?
Клавдия. Это? Нет, не надо. Пиши следующее. В Иудее, а точнее в Кесарии, мы прожили 10 лет. Это было беспокойное и в то же время счастливое время… Кесария – приморский город. Наша вилла находилась на берегу моря. Мы засыпали и просыпались под шум прибоя… Сон приснился мне в тот год, когда мой муж судил галилейского проповедника Иисуса Назорея. Это произошло на праздник Пасхи… Сейчас Иисуса, рожденного Девой Марией, называют Богом или по крайней мере Сыном Божьим.
Писец (с недоверием). Разве такое возможно?
Клавдия (идет к краю сцены, занавес медленно закрывается). Даже не знаю, стоит ли ворошить прошлое?.. Дни проходят, ветер с Роны несет прохладу, ночью слышится плеск воды. Я готова начать свой рассказ. Настало время поведать, что случилось. Все по порядку.


Рецензии