Г Т О

                Вдох глубокий. Руки шире.
                Не спешите, три-четыре!
                Бодрость духа, грация и пластика…
                (В.Высоцкий)

       Ранняя осень 1978 года.  Багульник позолотился на осенних сопках, матросы посматривают на берег, мечтают походить и пошляться по земле, ногами камни попинать. Крейсер стоит в своей бухте Стрелок. Я уже почти два года отслужил, уже год как командир отделения.
      Служба идёт, дни похожи один на другой. В один из таких дней приходит ко мне наш командир ДЖ(дивизион живучести), капитан-лейтенант Сургачёв.
- Так, Володя, – он меня в зависимости от настроения по-разному называет, когда Володей,  а когда матрос Журбин, - бери половину дивизиона живучести, спускай с корабля  и веди по стенке в офицерский посёлок. Там у спортзала есть летняя спортплощадка. Найдёшь на ней мичмана, он вас уже ждёт, будете ему зачёты на значок ГТО сдавать.

Аббревиатура ГТО означает – готов к труду и обороне.

      Но, что интересно, моряки не носили значки ГТО в отличие от пехотинцев.
Не то что презирали, а просто я никогда не видел их на темно синей парадной форме матросов.

       Я в этот день был свободен от вахт, поэтому быстро собрал 30 молодых матросов (старослужащие послали и меня и всех молодых туда). Построил их на верхней палубе(на юте) крейсера и говорю:
- Так и так, ребята. Нам надо сдать нормативы ГТО. Мы сейчас идём на стадион в посёлок.
Парни мои похмыкали.
- Ну и классно, пойдём. Чего тут на железе сидеть. Хоть по родной земле походим, не всё ж по воде ходить - шариться.

       Все по очереди, отдавая честь кормовому Военно-морскому Флагу, сбежали с корабля, я последний сбежал. Построил их на стенке(пирс) и мы зашагали строем через кпп (контрольно - пропускной пост) на землю.
   КПП прошли, я дал команду «вольно» и уже вольным строем, переговариваясь, идём к спортзалу. Подходим к летней спортплощадке - на ней беговая дорожка, турники стоят, штанги в углу находятся. В общем, всё что положено есть.

       Мичман, бравый мужчина атлетического вида с военной выправкой, нас уже ждёт.
- О! с флагманского крейсера морячки! Очень хорошо. Приятно, что пришли. Давайте сейчас будем заниматься. В вашем распоряжении беговая дорожка. Все сейчас будете бегать, прыгать. А после проверим вашу физподготовку на турнике.
Мои матросы поскучнели.
- Ну, вот, привёл. Достанется сейчас.

       Скинули они верхнюю одежду на лавку и, не спеша, направились к беговой дорожке. Я же присел и думаю о превратностях морской службы.

       У моряков, которые на кораблях служат специфика такая: в рукопашную не ходим, из автоматов практически не стреляем, окопы не роем. На утренней зарядке руками помашем, вот и вся наша физкультура. У нас своя служба – обслуживание механизмов.
       Бывает, конечно, когда молодые матросы в трюм к годочкам спустятся, те им пиявку на лоб поставят и наставление дадут:
- Ну-ка, покажи свои оленьи ножки. Беги быстренько по трапу наверх, выскочи и там доложи, что такой-то хочет осмотреть отсек машины на корабле.
А трап короткий, это не беговая дорожка на стадионе. Поэтому ноги у матроса хорошо работают лишь на короткие расстояния, на 5-10 метров, а для дальних пробежек в 50 метров или 100 метров  совсем никакие.

       Смотрю я как мои матросы тяжело бегут и жаль мне их. Наконец, все прибежали, собрались у турника. Мичман им говорит:
- Моряки, сейчас будете сдавать зачёты. Нормативы такие: 12 раз подтянуться надо или же 12 раз сделать подъём с переворотом. Ну, в общем, кто что выберет.

       Я ему список отдал, он начал по нему вызывать. Мои матросики, конечно, выбрали подтягивание без переворотов. Они прямо по очереди шли и подтягивались. Я сижу на лавке, смотрю и стыдно мне за свой ДЖ.

      Матросы наши болтались на турнике как сосиски в мясной лавке. Кто три раза подтянулся, кто пять. Была парочка, которые и по восемь раз сумели подтянуться. Так прошли все 30 человек. Я встаю с лавки, начинаю их собирать к возвращению на корабль, а сам думаю:
- А что? на других кораблях лучше что-ли? Физподготовки у нас никакой нет. Руками утром на палубе помашем и всё.

       Неожиданно мичман поворачивается ко мне и говорит:
- Ну, а ты, матрос-годок? Давай тоже на турник.
Я аж опешил, думал, что меня сдача ГТО не касается. Моё дело организаторское, я вон матросов привёл. Поэтому говорю:
- А я-то тут причём?
- Ты же их привёл. Ты старший. Вот как старший покажи класс! – и мичман рукой на турник показывает.

       Елки-палки! Я не ожидал такого поворота. Оказывается и до меня дело дошло. А я без пробежки, без разогрева. Конечно, с турником я не просто знаком, дружил с ним.
       В нашем дворе отец мне хороший турник поставил. Мы с ребятами на нём подтягивались и по 20 и по 30 раз. Подъёмы с переворотами, и задний и передний, верчения по-нашему, делали так что земля с небом в одну точку соединялись. Мы с ребятами и с гирей тренировались. Была у нас гирька в 5 кг. Мы её к ноге привязывали и с ней делали перевороты. Так ведь с тех пор уже два года прошло, я за два года службы ни разу на турнике не был.

- Ну, давай, я подъём с переворотом сделаю, – в раздумье говорю мичману и иду к лавке раздеваться, сам же думаю, что мне его, подъём с переворотом, полегче будет сделать.
Мичман понимает, что подготовка у нас слабая и говорит:
- Добро. 12 раз по выбору или подтягивание или подъём с переворотом.
Скинул я с себя верхнюю одежду, тельник скидываю. И слышу я, как среди матросов приколы пошли.
- Что, командир, 200 граммов одежды помешают подтянуться!

       Я с голым торсом, в одних брюках прыгнул на турник и пошёл махать подъём с переворотом. А сам удивляюсь, как это у меня легко получается, мышцы помнят, даже тело разогреваться начало.
Вот так 10 раз маханул, а на 11-й раз тело отяжелело, еле-еле переворот окончил. На 12-й раз ноги закинул, а перевернуться не могу. Мичман подошёл, меня сзади ладошкой снизу вверх подтолкнул, вот так я по его толчку переворот и закончил.
Мичман отошёл, журнал свой раскрыл и с удовлетворением говорит:
- Ну, вот. Хоть один на пять сдал, - и ставит в журнале пятёрку.

       Я же ни на кого не смотрю, перед своими матросами стыдно за тот последний переворот, где мне помогли. Надеваю тельник и чувствую что устал, мышцы бьются каждой своей жилочкой сильно-сильно. Голландку на себя накидываю, от ребят глаза прячу. Вот же как! Раньше по 30 раз делал, а тут на 12-й раз не сумел. А матросы молча стоят, все 30 пар глаз на меня смотрят. Я оделся, мичмана спрашиваю:
- Мы сдали?
- Нормально сдали, - отвечает мичман, - ты на пятёрку сдал, две четвёрки есть. Нормально сдали, бывает хуже. Сейчас вот с другого корабля ожидаю матросов. Скоро подойдут. А вы свободны.

      Все быстренько построились и пошагали на корабль. Я сзади иду, ни на кого не смотрю. Поднялись на крейсер, все по кубрикам разбежались. День пошёл своим чередом. Обед. После обеда подсаживаются ко мне на коечку ребята с моего отделения Серёга с Герасимом. Рассказывают:
- Володя, все кто сходил на берег лично нам сказали: «А у вас командир отделения вот такой мужик! Так здорово вертелся на турнике. Мы даже не ожидали!»

     .


Рецензии