Маргинальный пояс. 6

информационные аспекты власти

Тень, знай свое место.

Е. Шварц

1. Феноменология власти
http://www.proza.ru/2018/06/21/815
2. Творческая элита
http://www.proza.ru/2018/06/27/768
3. Ордозная монада
http://www.proza.ru/2018/07/05/922
4. Замыкание в цепи
http://www.proza.ru/2018/07/12/693
5. Инерция исполнения
http://www.proza.ru/2018/07/19/1025

6. OS Голем

    Как известно, нет ничего более прочного, чем временные структуры. Фундаментальным результатом кратологии (изучающей власть) является то, что развитие таких структур не зависит от задач, которые они выполняют, и подчиняется каким-то другим специфическим законам. Каким именно? В фазе программирования рост аппарата соответствовал расширению и его полномочий, и его обязанностей. Эта закономерность сохраняется и в фазе исполнения; но понимаешь это не сразу, а только после того, как учтешь обязанности, не связанные с общественной функцией власти. Обязанности власти перед собой.
    Надо ясно понимать, что поле мотивации создается во всем социуме, включая и управляющие классы. Система все меньше нуждается в адептах, действующих из духовных побуждений; и экономический фактор играет все большую роль. Системе нужны люди, которым не интересно творчество – ни практическое, ни интеллектуальное. А что им интересно, что нужно? Натурально, потребление. Высокий уровень достатка для полуботов Управления – это аттрактант, притягивающий карьеристов; и все чаще побудительным мотивом их карьеры оказываются чисто меркантильные потребности. Коррупция власти – неизбежный результат кадровой политики на стадиях исполнения и стагнации, инициатива исходит от Системы.
    Для того, чтобы понять, что такое власть, необходимо уяснить себе одну вещь. Созданные обществом и присвоенные правящим классом материальные ценности – это не добыча Системы, это накладные расходы на содержание, поддержку и амортизацию ее подсистем. Включая кадровую политику; то есть, обслуживание подпрограмм-полуботов. Да, для «начальства», я об этом говорю.

    Нужно время. Смирение, терпение и повторение. Банальность – это истина, которую не услышали. Несмотря на все усилия мыслителей, мы так и не научились воспринимать власть как что-то отдельное от той массы людей, которые ее отправляют. Яко некое чудище обло-стозевно Левиафан инако Голем. Гоббс снял с власти заклятие анонимности; но мы следуем приоритету Лазарчука и Лелика, представивших нам более содержательную и современную, информационную модель Системы.
     – Одну его фразу я запомнил точно, дословно: главное, сказал Боб, это просто холодно и четко понимать, что обществу у нас противостоит не какая-то группа дураков и злоумышленников, не каста или враждебный класс, а интеллект – развитый, всезнающий, почти всемогущий абсолютно внеморальный – нечеловеческий интеллект информационной системы. Это – машина, мощная, надежно отлаженная программа, не знающая ни сбоев, ни усталости, ни отчаяния, ни восторгов.
     Надо отдавать себе отчет, что человечество находится во взаимодействии с абсолютно чуждым ему разумом, «настолько чуждым человеку, что даже самые отчетливые  его проявления мы обычно склонны трактовать как глупость или злую волю руководства, искать для них некие трансцендентные или приземленные объяснения. Признать  же их именно как проявления деятельности  иного  разума, преследующего свои сугубо эгоистические цели,  трудно  чисто  психологически:   приходится   отрешаться  от представления  о любом разуме как о кальке с разума человеческого. И тем  не менее,  придется  попробовать.
    С точки зрения своих целей и мотивов всякая «тупая» и «дурацкая» власть очень и очень логична. А ведь есть еще мотивы, которые мы себе не представляем. А есть – которые и представить не можем.
    – Пользу  или вред обществу Голем понимает абсолютно по-своему, поскольку рассматривает общество исключительно как среду обитания. Именно   поэтому   невозможно   предъявлять   Голему  претензии морального плана, эти категории  лежат вне сферы его мыслительной  деятельности. Это  не  проявление  чьей-то  злой  воли, это инстинктивное стремление, это врожденное,  имманентное  свойство  гигантского, всезнающего,  но примитивного, негибкого интеллекта Голема; свойство обретшего свободу поступков исполинского арифмометра. Система такой мощности давно пришла бы к осознанию  себя, если бы не считала эту задачу уже выполненной.
     Ничто человеческое, ни один… мессидж не воспринимается властью; и равномерно мы не понимаем ее логики и целей. Кроме одной: «Голем хочет жить».
    – Контакт с ним невозможен, переиграть его немыслимо, использовать в своих целях – глупо и преступно; глупо потому, что он вероятно и не подозревает о существовании человека… (Человека разумного – Ник.) Единственное, что можно сделать – это изучить его, и, изучив, уничтожить…
    Есть, впрочем, на этот счет и другие мнения, не столь радикальные:
   – Мы имеем дело с законом природы. Воевать против законов природы – глупо. А капитулировать перед законом природы – стыдно. В конечном счете – тоже глупо. Законы природы надо изучать, а изучив, использовать.
    Третьего мнения нет.
      
    После первой публикации «Маргинального пояса» меня спрашивали: «Насколько правда все это? Ну, вот то, что вы с Лазарчуком и Леликом пишете о компьютере власти. Это научный факт, что ли, или метафора такая?»
    Ни то, ни другое, но где-то рядом. Нужно время, чтобы увидеть суть в новых формах каждой новой эпохи; мы живем в XXI веке, а мыслим в XX… а то и в XVII. Человеческое мышление фатально отстает от времени, но человек к этому приспособился.
    – Сознание не способно воспринимать верхние образы такими, как есть, – пишет Лазарчук, – и подставляет взамен то знание, что ближе по смыслу.
    Вы умеете обращаться с компьютером? Вот и обращайтесь с властью как если бы она была компьютер. Это оптимальная линия поведения. Неважно, что и где, учили нас классики, неважно, «как оно есть на самом деле» (что есть истина?) Важно, как вести себя под давлением. Вести – себя. А не доверять это компьютеру или метафоре.

Литература:
Т. Гоббс. «Левиафан»
А. Лазарчук. «Зеркала»
А. Лазарчук, П. Лелик. «Голем хочет жить»
А. и Б. Стругацкие. «За миллиард лет до конца света»

7. Сумерки власти
http://www.proza.ru/2018/08/02/905
8. Классовый апартеид
http://www.proza.ru/2018/08/09/867
9. Цикл Соляриса
http://www.proza.ru/2018/08/16/1008
10. Кривологика Голема
http://www.proza.ru/2018/08/21/963
11. Невыносимая легкость бытия
http://www.proza.ru/2018/08/30/684
12. Ренегаты элиты
http://www.proza.ru/2018/09/06/954
Эпилог. Прыжки над пропастью
http://www.proza.ru/2018/09/13/564


Рецензии