Бабушка

поучительная историйка

Наверное, в каждом классе время от времени появляются нерадивые личности, напрочь отметающие обычные представления о нормальном ученике. Правда, личностями-то они как раз и не являлются, потому что никаких достижений не совершают, кроме одного: шокируют всех своим нежеланием учиться и подчиняться школьным порядкам.

–  Это, конечно, не ученица, но что поделаешь? Каждый имеет право на образование... – вздохнула завуч Ирина Евгеньевна, отправляя в наш класс Томку Лаврухину «на радость» классному руководителю.

– Вот, ребята, к нам пришла новая ученица...

– Так это же Томка из восьмого «Б»! Какая же она новая? – раздалось в классе.

– Да, это всем вам знакомая Тома Лаврухина, по решению педсовета ее перевели в наш класс, как в более сильный и дисциплинированный, и мы все надеемся, что вы дружески примете ее в коллектив, поможете с учебой и поддержите.

Но при первом же взгляде на Лаврухину становилось понятно, что ни в какой поддержке эта вертлявая пигалица не нуждается. Томка, выставив ногу вперед, снисходительно зыркала на нас, как будто это не мы, а она призвана взять над нами шефство.

Уже на следующий день Лаврухина решила, что новый коллектив должен получить представление, что за птица появилась в его рядах. Перед началом урока Ирина Евгеньевна внимательно оглядела класс и начала занятие, как будто не заметив кричащего яркого пятна среди обычных лиц. На самом видном месте Томкиной коротковолосой и по-птичьи прилизанной головы красовался дурацкий крест из двух сверкающих заколок, а на длинноносом лице круглились густо обведенные черной тушью глаза, похожие на свежие фингалы. Томка независимо озиралась. В классе осторожно хихикали, выжидательно посматривая на завуча.

– А вы на Лаврухину не смотрите, – вдруг заявила Ирина Евгеньевна, – потому что завтра она запросто может прийти с длинной-длинной косой или в рыжем парике.
Раздался смех.

– Да не смейтесь, не смейтесь, веселого тут мало. Я вот что вам скажу. Меня, когда я уже закончила институт, иногда называли девочкой, принимая за школьницу. Но те, кто изо всех сил старается еще в школе выглядеть взрослыми тетями, добиваются своего, и после двадцати их тоже могут назвать по ошибке, но не девочками, а бабушками.

– Уж куда уж там... – кудахнула Томка, но раздавшиеся смешки были явно не в ее пользу.

– Лучше ярко зажечься и быстро сгореть, чем долго томиться и медленно тлеть, – насмешливо процитировал кто-то.

Однако у Томки имелось и еще кое-что выдающееся. Она умудрялась дружить с двумя самыми хулиганистыми парнями в классе, причем их связывали какие-то общие интересы и бурные выяснения отношений. С Хмелевым и Новоселовым Лаврухина курила на задворках школы, точно так же сплевывая и матерясь, а на уроках эта троица постоянно перебрасывалась записками. Одна такая записка попала к Ирине Евгеньевне, та развернула ее и членораздельно прочла:
«Хмеля, я тебя люблю. А Новосела ненавижу!»

– Ох, Лаврухина, ну кто же пишет такие записки мальчикам? – в ответ на хохот, укоризненно покачала головой завуч.

– А что тут смешного, если это шутка? – возразила Лаврухина, сердито нахохлившись.

– А над шутками плакать принято? – резонно заметила Ирина Евгеньевна. – Это над такими горе-учениками плакать надо.

– Чужие записки вообще неприлично читать! – не сдавалась Томка.

– В таком случае не следует их писать на уроках. Для этого есть перемены.

Но кто на переменах пишет записки? В это шумное время была масса других увлекательных дел. Если честнАя компания не скрывалась покурить, то вовсю резвилась. Новоселов хватал чью-то шапку с помпоном, хозяйка шапки бегала в узких проходах между партами, пытаясь дотянуться до головы длинного и тощего обидчика, а тот скакал широкими галопинами, и помпон по-клоунски надетой шапки уморительно бил шутника по макушке. Лаврухина корчилась со смеху, приседала и хриплым басом выкрикивала:

– У-у-уссыка-а-аловка, у-у-уссыка-а-аловка!

Томка бросила школу, когда до конца восьмого класса оставалось чуть больше последней четверти. Учителя сокрушались. Ведь еще совсем немного – и хотя бы восьмилетка в кармане, а там, глядишь, и в училище какое-нибудь пойти можно, на те же курсы. Образумить  Лаврухину отрядили меня и мою соседку по парте. Мы и впрямь старались, уговаривали изо всех сил, но никакие доводы на Томку не подействовали. Не хочу и все! Напрасно мы искали поддержки у ее матери. Та только жалобно, даже как-то затравленно соглашалась и сокрушенно кивала, как это бывает с алкоголичками.

Однажды на городских танцах, куда нас случайно занесло за компанию с кем-то, мы встретили Томку.

– О, привет! А ты чего здесь, так далеко от своего района?

– Не выступай, где живешь, не живи, где выступаешь, – поучительно произнесла Томка.

Значит, она сюда «выступать» ходит. Ну-ну...

Выступление и правда состоялось. Безобразная женская потасовка, когда отчаянно визжат, бестолково размахивая руками, вцепляясь в чьи-то волосы и падая кверх ногами на радость толпе.

Еще раз я видела Томку, когда нам перевалило за двадцать.

– Ох, была на барахолке, устала как собака, – пожаловалась она.

Томка и правда выглядела не лучшим образом. Неужели обычная усталость в этом возрасте может обернуться таким землистым, безрадостным цветом лица? Все мои однокурсницы были гораздо свежее даже после тяжелой сессии. А тут... Сухая, потерявшая упругость кожа, круги под глазами, ранние морщины в уголках рта. И просто выспаться в этом случае уже недостаточно. Бабушка Лаврухина, за плечами которой лихая и бурная жизнь.


Рецензии
С героиней-Томкой всё понятно. А завуч молодец - с выдержкой и пониманием. Жаль, что эту бестолочь в школе удержать не смогли, хотя это дело было абсолютно бесполезное.

Степан Круговой   06.08.2018 11:21     Заявить о нарушении
Подумать только, из этого маленького рассказа Вам удалось точно понять натуру завуча! Ведь это действительно была неординарная личность, просто артистка. Никогда не повышая голос, вызывала такой трепет, что случалось, ученики падали в обморок прямо у доски. Одного при нас она успела подхватить.

Елена Катрич Торчинская   06.08.2018 12:26   Заявить о нарушении