Из истории Гориц на Шексне

Почти пять веков служит Богу и людям монашеская обитель на Шексне, освещая незримым духовным светом окрестную землю. Горицы! Кажется, что здесь, под Покровом Божией Матери, в уделах  преподобных Кирилла Белозерского и Ферапонта Можайского, и мог возникнуть только  монастырь «невест Христовых» – настолько это место, «в горах», созвучно женской душе с ее радостными взлетами и горькими печалями, со стремлениями к чистоте и целомудрию – к горнему миру.

Сколько знатных насельниц знали Горицы, а еще больше – незнатных, безвестных, смиренно и кротко несших свой крест. История монастыря, как и женская судьба,  полна страниц трагических и обыденных и неотделимо  вплетена в историю России и  нашей Церкви.

Начало монастырю положила княгиня Евфросиния Старицкая, вдова князя Андрея Ивановича - родного дяди Ивана IV Грозного. Она, как могла, пыталась выстоять в то сложное время, когда  жизнь знатных женщин всецело зависела от воли государя. И по ее замыслу обитель в древних Белозерских землях должна была стать для многих «тихим пристанищем от мирской суеты и превратностей».(1)   На левом берегу Шексны у подножия горы Мауры издревле стояли деревянные церкви Воскресения Христова и Введения Богородицы во храм. В 1544 году княгиня выстроила вместо деревянной каменную Воскресенскую церковь с  приделом в честь преподобного Кирилла Белозерского, а  рядом - теплую церковь с трапезной в честь образа Божией Матери «Одигитрия». Этот год и вошел в историю как год основания Воскресенского Горицкого девичего монастыря.

Из первых лет его существования сохранились только имена игумений – Анисия, Анастасия, София, Мариамиа, Анна. В 1563 году и сама  Евфросиния Старицкая была  пострижена в монахини с именем Евдокия (насильно или по собственной просьбе, но, безусловно, по воле царя) и вскоре стала насельницей  основанной ею обители. Вместе с ней иноческий постриг с наречением имени Александра приняла и ее племянница Иулиания, вдова царского брата Юрия. Знатные монахини пользовались глубоким уважением сестер монастыря и проводили жизнь  в правилах строгой христианской нравственности, в смирении и послушании.

Сначала Иван Грозный помогал Горицам – пожаловал земельные угодья и право перевоза через Шексну. Монастырь начал расти и развиваться, и к 1569 году здесь было уже около 70 монахинь. Но 9 октября этого года царские опричники убили сына Евфросинии-Евдокии – Владимира Старицкого, а 11 октября расправились и с ней. В водах Шексны мученическую смерть приняли безвинные инокини Евдокия, Мария, Александра и игумения  Анна, ставшие заложницами мужской борьбы за власть.

Тело Евдокии было погребено в Горицком монастыре, где ныне возвышается Троицкий собор, а после ее канонизации останки почитаются как святые мощи.
В XVI-XVIII веках Горицы не раз становились прибежищем и для многих других  женщин, вина или беда которых была лишь в их знатном происхождении и близости к царскому двору. Стены и храмы обители помнят и слезы отчаянии,  и слезы теплой молитвы. Жены Ивана Грозного – Анна Колтовская и Мария Нагая; Ксения Годунова – дочь царя Бориса, сосланная Лжедимитрием I; касимовская царица Фатьма Салтансейтовна; Варвара Арсеньева – родственница опального семейства Меншиковых; княгиня Екатерина Долгорукова – невеста императора Петра II – все они, попав в обитель не по своей воле,  имели здесь единственное упование – на волю Божию.

Новые испытания начались в Смутное время. 5 декабря 1612 года польско-литовские банды разорили обитель, поругали храмы Божии, а многих насельниц, не успевших скрыться, замучили. От литовского разорения Горицы возрождались с большим трудом. Царское жалование, сборы от перевоза через реку Шексну, от аренды монастырских земель и другие немногочисленные поступления не могли покрыть расходов на содержание и ремонт церквей и других монастырских построек, и они постепенно ветшали. Тогда знатные старицы, жившие в монастыре, вложили свои средства. И уже в 1625 году была выстроена новая Введенская церковь (за оградой монастыря), а в 1665 году отремонтированы старые храмы. Сами сестры нередко голодали, но с молитвой и трудом, со слезами и потом смогли пережить и это тяжелое время.

Однако, после большого пожара, случившегося в 1693 году, монастырь снова пришел в упадок и более 100 лет пребывал в забвении. Постепенно оскудевала и духовная жизнь инокинь. Померкла слава Гориц – духовного светоча Белозерского края. Еще более ухудшили положение  обители проведенные после указа Екатерины II в 1764 году секуляризация монастырских земель и введение штатов. Лежащие вокруг монастыря земли были отобраны в казну или отрезаны в пользу слобожан под пашню и сенокосы.

В 1811 году игуменией Горицкого Воскресенского монастыря была назначена монахиня Маврикия, в миру – Мария Матвеевна Ходнева, дочь небогатого белозерского помещика.  Промыслом  Божиим определенная в эту обитель, матушка Маврикия положила начало ее экономическому и духовному возрождению. Преодолев сопротивление многих монахинь, привыкших жить «по своему вкусу и обычаю» (2), Маврикия в согласии со своим наставником – архимандритом Кирилло-Новоезерского монастыря Феофаном (Соколовым) добилась преобразования Горицкого монастыря  из особножительного в общежительный. Была устроена общая трапеза, открыты новые мастерские и небольшой кирпичный завод, что обеспечило обители твердый доход. На взятой в аренду земле сестры сажали овощи, разводили коров и коз. В рукодельных мастерских шили белье, монашескую одежду, церковное облачение, изготавливали обувь. Сама игумения показывала  всем пример в труде. Она постаралась создать внутри монастыря  замкнутое натуральное хозяйство, полагая, что это снизить влияние на сестер «мира» с его суетой.

За 45 лет, что управляла обителью игумения Маврикия, изменился и сам облик монастыря. В 1821 году был возведен трехпрестольный собор, посвященный Святой Троице. А в 1832-м в монастыре появилась двухэтажная Покровская церковь, построенная на средства княжны Хованской. Старые деревянные стены вокруг монастыря были заменены каменными, построены длинные корпуса келий для сестер, трапезная палата, мастерская, хлебня, поварня с водопроводом, «странноприимница», больница и другие здания. Паломники отмечали особую атмосферу доброжелательности, царившую в монастыре,  любовь и уважение, которые проявляли сестры к своей благочестивой начальнице.

Монастырь начал расти, и к 1855 году здесь проживало уже 299 человек, из них 55 монахинь, причем все чаще стали поступать богатые женщины, вкладывавшие в казну монастыря свое состояние. Это вологодская дворянка А. Клементьева с тремя дочерьми, генеральша А. Готовцева, княжна П. Хованская и другие. Подробнее следует сказать о семействе Клементьевых, оставивших яркий след в истории Гориц. Так, на средства Александры Алексеевны Клементьевой (в иночестве Агнии) были выстроены ограда, два корпуса и частично Троицкий собор.  Старшая дочь Серафима (в иночестве Аркадия) стала «великой праведницей» (3),  младшая – Раиса (в иночестве Асенефа) – блаженной, получившей от Бога дар прозорливости (4).   

Горицкая обитель приобрела широкую известной по всей России. Труды матушки Маврикии были отмечены священноначалием и даже императорским семейством. Скончалась  настоятельница в 1861 году, незадолго до смерти приняв великую схиму с именем Мария, и похоронена в Троицком соборе. Ее дело продолжили средняя дочь А.А. Клементьевой – Аполлинария (в иночестве Арсения), которая, к сожалению, скончалась рано, в 1863 году, а также игумении Филарета, Нила, Арсения (Корчагина). Под их руководством во второй половине XIX века Горицы продолжали развиваться: укреплялось хозяйство, производились необходимые строительные и ремонтные работы. Благочинный обители архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иаков в рапорте митрополиту отмечал, что «Горицкий женский монастырь нашел в благоустройстве, как в отношении церковно-богослужебном и нравственном, так и в хозяйственном…» (5)

К началу ХХ  века Горицы превратились в одну из крупнейших и богатейших обителей Севера России. Здесь проживало уже около 550 насельниц. Благоденствие монастыря продолжалось до Октябрьской революции. А после 1917 года открылась новая, трагическая страница его истории, показавшая мужество, стойкость и духовную силу «невест Христовых» - от простых монахинь до настоятельницы.

Сначала здесь была образована  сельскохозяйственная артель «Колос», и несколько лет монахини жили привычной жизнью - в труде и молитве. Однако, монастырь - «гнездо врагов народа», продолжал оказывать большое влияние на местное население, и это не давало покоя новой власти. В 1932 году его закрыли, а насельницы разошлись жить по окрестным деревням.

Начиная с 1921 года, игумению Зосиму (Рыбакову) арестовывали несколько раз. Матушка знала о своей мученической кончине, предсказанной ей в детстве блаженной странницей, и мужественно готовилась ее принять.  Когда пришли ее арестовывать, радостно отворила дверь.  Лампады в ее келье были зажжены, она была готова – пошла на смерть, как на Пасху. Зосиму  расстреляли в белозерской тюрьме в день праздника Покрова Божией Матери 14 октября 1937 года.

Более 100 человек – инокинь, мирян и священников Кирилловского и Белозерского районов - арестовали, по так называемому  «делу  о контрреволюционной организации церковников», и отправили в Ленинград.  Почти всем им были вынесены смертные приговоры.   Стариц Горицкого монастыря расстреляли  в октябре 1937 года  в Левашовской пустоши, ставшей печально знаменитым местом массовых расстрелов и захоронений  жертв политических репрессий. Сейчас в память о них на Левашовском мемориале воздвигнут 6-метровый Поклонный крест.
Но и в годы гонений не прекращалось женское старчество горицких сестер. Те немногие матушки, которые выжили в это тяжкое время, укрепляли в людях веру, поддерживали слабых, утешали плачущих, исцеляли телесно и духовно. Некоторые старицы несли  нелегкий подвиг юродства. Последней из них была мать Калерия (Калинина).

После Великой Отечественной войны в стенах бывшего монастыря до 1973 года располагался Дом инвалидов. Церковные здания и другие строения по большей части были переданы музею и ветшали. В Троицком соборе разместился сельский Дом культуры, во Введенской церкви - тракторная мастерская, в Покровском храме - контора совхоза.

Начиная с 1990 года, в  Горицах началось  возрождение  приходской  жизни вокруг Введенского храма у стен монастыря.   6 октября 1999 года был образован Воскресенский  Горицкий женский монастырь, и  уже в 2000 году совершен первый постриг. В том же году Введенская церковь была передана монастырю.


Примечания:
1. Летопись Горицкого монастыря (Публикация Г.О.Ивановой)// Кириллов:Краеведческий альманах. Вып. 1, Вологда, 1994, С. 292.
2. Там же, С. 313.
3.Иоанн (Калинин).Воскресенский Горицкий девичий монастырь (Новгородской епархии) и его подвижницы. Кириллов, 1914, С. 13.
4. там же, С.14-18.
5.РГАДА, Ф.-1441, Оп. 3, Д.2004, Л. 40.


Рецензии
Здравствуйте, Елена!
С большим интересом прочитала про историю монастыря и его послушниц.
В 2010 году я путешествовала на теплоходе с 3-летним внуком до Шексны. Побывали и в Горицах. Из-за малыша на экскурсии не ходили, а только гуляли. Дошли и до
монастыря. Меня очаровали эти места. Много воздуха, воды, зелени. А в родном городе тем аномально жарким летом нечем было дышать от дыма горящих лесов. Горицы и Шексна казались райскими уголками на земле. Знать бы ещё про такое интересное прошлое этих мест.
С уважением

Светлана Грандэ   23.12.2023 14:52     Заявить о нарушении
Светлана, благодарю Вас за теплый отзыв. Места там, действительно, прекрасные. Я живу на Шексне в Череповце и очень люблю наши края. Историю писала несколько лет назад для монастырского сайта. С уважением.

Елена Булатова   23.12.2023 18:42   Заявить о нарушении