Иностранцы о России 15-16 веков
Современная наука не дает единого ответа на вопрос, как появилось слово «Русь». Большинство исследователей отмечает, что первоначально русью назывался народ или племя - по аналогии с племенами чудь, весь, корсь.
Пишет GOOGLE:
Уже в XV веке в русских записях понятия «Русь» и «Росия» (с одной «с») стали употребляться на равных. В документах XVII века второе слово стало встречаться чаще, чем «Русь», и писалось уже через удвоенное «с» - вероятно, по аналогии со словом «русский».
Повесть временных лет в начале XII века сообщала о событиях 862 года:
«И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы».
Под 882 годом в том же источнике указывалось:
«И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью».
Академик Дмитрий Лихачев уточнял, что оставалось неясно, прозывались ли русью только «прочие» или все вместе - варяги, славяне (вероятно, автор имел в виду племя словен) и другие.
Многочисленные гипотезы о происхождении слова «Русь» можно разделить на три группы.
1. Норманская теория возводит «Русь» к финскому Ruotsi, что значит «Швеция». С XVIII века норманисты пытались доказать, что шведы варяги, пришедшие на Русь во главе с Рюриком, дали покоренным племенам свое название.
Современные исследователи эту теорию критикуют, ведь в скандинавских источниках нет упоминаний о подобных событиях. Ученые спорят и о том, кем были варяги. Принято считать, что это скандинавы германского происхождения, однако существует версия, что варяги жили на южном побережье Балтийского моря и были славянским племенем. Она объясняет слова летописца о варягах, называвшихся «русью» и противопоставленных шведам. Эта версия не отрицает, что русские князья приглашали в наемники скандинавов. О путешествиях на Русь «на заработки» сообщалось и в северогерманских источниках.
2. Вторая теория о происхождении слова «Русь» - индоарийская. Согласно ей, слово имеет индоарийский корень ruksa-/ru(s)sa- («свет, светлый») и «Русь» переводится как «Белая сторона».
3. Третья теория - славянская. Праславянский корень rud-/rus- имеет значение «красный, рыжий». Сторонники этой теории предполагают, что народ получил имя либо по названию реки Рось — правого притока Днепра, — либо по названию города Руса (ныне — Старая Русса). Есть версия, что «русь» родственна «руслу» и могла обозначать ложбину, по которой протекает река. Так как восточные славяне селились по рекам, они могли называть себя «речным» народом подобно тому, как бедуины именуют себя «жителями пустынь», а приморские чукчи — «морскими жителями».
После возникновения в начале IX века государства восточных славян, под названием Русь объединились разные племена. Но в период феодальной раздробленности XII–XIV веков Русью часто называли лишь отдельные «центральные» княжества. Так, в новгородских документах о Руси говорилось как о сопредельных землях — сами новгородцы не считали свою республику частью Руси.
В сирийской хронике VI века упоминался народ hros или hrus, живший в Предкавказье. Имел ли он отношение к русам, доподлинно неизвестно. Византийцы, постоянно контактировавшие с восточными славянами, с IX века упоминали в документах неких росов. В православной Византии это название появилось не от слова «Русь», а из Священного писания, где упоминается воинственный северный народ рош. По-гречески еврейский звук [ш] произносился как [с], и потому библейское племя рош превратилось в росов. Отмечалось также, что имя свое росы получили за внешность, однако древние авторы не поясняли, о каких особенностях внешности шла речь. Но, учитывая корень «красный, рыжий», ученые предположили, что росы были светловолосы и красны лицом. Последнее могло быть последствием пребывания северян на южном солнце.
В сочинении византийского императора Константина Багрянородного «О церемониях» X века впервые встречается слово Rosia - страна росов.
Слово быстро вошло в книжный обиход и из греческих церковных книг в конце XIV — начале XV века попало в русский язык.
Уже в XV веке в русских записях понятия «Русь» и «Росия» (с одной «с») стали употребляться на равных. В документах XVII века второе слово стало встречаться чаще, чем «Русь», и писалось уже через удвоенное «с» — вероятно, по аналогии со словом «русский».
При Иване Грозном, принявшем в 1547 году титул царя, великое княжество Московское стало именоваться Русским царством (или на византийский манер - Российским).
В 1721 году Петр I переименовал Российское царство в Российскую империю.
ИНОСТРАНЦЫ ЕВРОПСКИЕ (у Путина поначалу "партнёры" - народ смеялся; при Путине, но позднее "лютые друзья" - народ издевался: они же враги обыкновенные - вот это в самую точку, завистники, мечтатели, они же коллективный запад, они же коллективный Гитлер, они же коллективный неофашизм, они же свора трусливая, но кусающаяся и по-прежнему желающая русским чего-то этакого).
А что они будут желать русским в ближайшие 50 лет, если не случится 3-я МВ, на этот раз ядерная) - можно даже не сомневаться.).
А когда они ещё не знали о том, как их в будущем будут называть русские, ПИСАЛИ:
Вот в 1413 году Новгород и Псков посетил француз ЖИЛЬБЕР ДЕ ЛАННУА.
В самом начале своего путешествия он пишет:
Отправился я за Нарову и прибыл в землю Русскую...Великий Новгород — удивительно большой город; он расположен на большой равнине, окруженной большими лесами, и находится в низкой местности среди вод и болот (parfont dеs eaues et des places maresqueueses).
Посреди упомянутого города течет большая река по имени Волхов (Wolosco).
Город обнесен плохими стенами, сделанными из плетня и земли (de cloyes et dе terre), тогда как башни каменны.
Этот город независим и имеет общинное правление (ville franche et seignourie de commune).
Здесь есть епископ, который представляет как бы их начальника.
И содержат они, равно как и все прочие pyccкие в Руси, которая очень велика, христианскую религию по своему обряду, такому же как и у греков...
Pyccкие этого города (Пскова) имеют длинные волосы, распущенные по плечам, а женщины имеют круглую диадему на макушке (deriere leurs testes), как у святых" .
Странно даже:Новгород и Псков он называет частью обширной Русской земли, жителей этих "сеньорий" называет русскими.
Спустя столетие Московию дважды посетил словенец СИГИЗМУНД ФОН ГЕРБЕРШТЕЙН, по завершении своих посольств написавший книгу "Записки о московских делах".
О названии страны он пишет:
О происхождении названия Russia (по-немецки именуемой Reissen) существуют различные мнения. Одни полагают, что оно произведено от (имени) Русса (Russus), брата [или внука (племянника?) (nepos)] польского (Polonorum, Polln) государя Леха (Lech), поскольку этот (Русс) был-де государем (Landtsfuerst) русских.
Другие ведут его от имени [весьма] древнего города Русы (Russum), неподалеку от Новгорода Великого (Nowogardia magna, Grofineugarten).
Есть и такие, которые объясняют это название смуглостью (fuscus, braun-schwarz) жителей.
Однако большинство считает , что “Руссия” — это измененное имя “Роксолания” (Roxolania).
Сами же московиты, отвергая подобные мнения, как не соответствующие истине, уверяют, будто их страна изначально называлась “Россея” (Rosseia), а имя это указывает на разбросанность и рассеянность ее народа, ведь “Россея” на русском языке и значит “разбросанность” или “рассеяние” - то есть, для него названия Россия и Московия являются синонимами,а о русских (московитах) он говорит,что "это народ славянский от колена Иафетова", и наречие их также славянское.
Далее Герберштейн пишет:"От времен Рюрика вплоть до нынешнего государя эти (Иоанна, (сына) Василия Слепого, московские) государи пользовались только титулом великих князей — или владимирских, или московских, или новгородских и проч., кроме Иоанна Васильевича, именовавшего себя господином (НГ и писавшего себя монархом) всей Руссии и великим князем [владимирским и проч.].
Нынешний же Василий Иоаннович присвояет себе титул [и имя царское]" - т.е. историю Руси Герберштейн считает историей Московии,а о современном состоянии России-Руси пишет: "Руссией владеют ныне три государя; большая ее часть принадлежит [великому] князю московскому, вторым является великий князь литовский, третьим — король польский, сейчас владеющий как Польшей, так и Литвой". Позор на его голову!
В 1588 году Россию посетил англичанин ДЖИЛЬС ФЛЕТЧЕР.
Он и вовсе свою работу о ней назвал "О государстве русском", отказавшись назвать страну Московией, и даже написал, что после победы над татарами "название Москвы сделалось славным и более известным свету, так что Московией некоторые стали называть не одно княжество, но всю Россию, по имени ее столицы", назвав Москву столицей всей России.
Француз ЖАК МАРЖЕРЕТ о московитах пишет следующее:
Эти русские (московиты) с некоторых пор, после того как они сбросили иго татар и христианский мир кое-что узнал о них, стали называться московитами - по главному городу Москве, который носит княжеский титул, но не первый в стране, так как государь именовался некогда великим князем владимирским и теперь еще называет себя великим князем владимирским и московским.
Поэтому ошибочно называть их московитами, а не русскими, как делаем не только мы, живущие в отдалении, но и более близкие их соседи.
Сами они, когда их спрашивают, какой они нации, отвечают: Russac, то есть русские, а если их спрашивают, откуда, они отвечают: is Moscova - из Москвы, Вологды, Рязани или других городов.
Но нужно также знать, что есть две России, именно: та, что носит титул империи, которую поляки называют Белая Русь, и другая - Черная Русь, которой владеет Польское королевство.
Об этом я хотел предуведомить читателя, чтобы он знал, что русские, о которых здесь идет речь, — это те, кого с некоторых пор ошибочно называют московитами, поскольку московитами могут называться жители всего лишь одного города; все равно как если бы всех французов стали называть парижанами по той причине, что Париж — столица королевства Франции, да и то с большим основанием, поскольку Париж - столица с незапамятных времен, а Москва является ею всего лишь сто или двести лет.
Также сокращенный титул их государя - Zar Hospodar y Veliquei knes N. fsia Russia, что следует, собственно, понимать, как «король, господин и великий князь нас, всех русских» или «всей России», можно понимать и так; но не московитов или Московии" - вот как, оказывается. уже в начале XVII века московиты считали себя русскими, хотя украинские историки доказали,что русские себя тогда называли только московитами, а Россию - Московией.
Иезуит АНТОНИО ПОССЕВИНО интересовался языком Московии, поскольку изыскивал способы обращения её жителей в католицизм.
Его слова:
Они(московиты) не знают (южно)славянского языка, хотя он настолько близок к польскому и русскому, что тот священник , славянин по национальности(хорват Дреноцкий), которого я послал в Москву, уже очень скоро стал многое понимать из московитского языка, хотя, напротив, московиты, с большим трудом, по-видимому, понимали по-славянски.
Они знают только русский язык, а греческий язык им недоступен" - странно,нам же доказали,что русский язык произошёл от южнославянского болгарского языка, а русский язык 16 века,оказывается, был далёк от болгарского.
Далее иезуит предлагает:
Следует основать подобную семинарию ... прежде всего в Вильне или Полоцке для русских из королевства польского и для тех, которые были взяты в плен в Московии на войне за последние три года" ,"Таким путем это (католицизм) с божьей помощью сможет дойти до той части России, которая принадлежит польскому королю, и до той, что принадлежит великому князю московскому" - т.е. Россию он считает резделённой страной, но её жители и в Литве и в Московии одинаково являются русскими.
О том же пишут швед АВГУСТИН МАЙЕРБЕРГ
Русское царство, которое ныне мы называем Московским, некогда простиралось широко по обоим берегам Днепра (Борисфена). Но в начале XI столетия по Христианскому летосчислению, когда, с одной стороны, сперва напали на него Поляки, а потом, с другой стороны, Литовцы, оно сильно уменьшилось в продолжение чуть ли не 400-летней тяжелой войны.
Потому что все течение Днепра, от его истоков до устья, с Белою (alba) и Черною (nigra), иначе Красною (rubra), или Малою (parva) Русью и обширнейшею Северскою областью (Severiense dilione). Поляки и литовцы постепенно отняли у русских Князей во многих походах.
Татарское иго свергнул наконец сын правнука Даниилова, Василия Темного, Иван благодаря убеждению и хитрой выдумке помогавшей ему супруги Софии Палеолог (uxore Sophia Paleologa): он погубил разным лукавством многих родственных себе Князей, соединил Русь в одно целое и назвался ее единодержавным Государем".
Голландец АДАМ ОЛЕАРИЙ
Россия или, как некоторые говорят, “Белая Русь” (именуемая по главному и столичному городу Москве, лежащему в середине страны, обыкновенно Московиею) является одною из самых крайних частей Европы.
Немец ГЕНРИХ ФОН ШТАДЕН:
Русская земля делится на разные княжества и провинции, большею частью вошедшие в содержание титула великого князя...
Он (крымский хан) выжег Москву и неуклонно стремится к тому, чтобы присоединить к себе Русскую землю, а великого князя с обоими его сыновьями увести с собой в Крым.
Швед ПЁТР ПЕТРЕЙ прожил в России начала XVII века четыре года,и он тоже прямо отождествляет московитов с русскими и с историей Руси:
Следуя по стопам древних писателей Трога Помпея, Аппиана Александрийского, Юлия Цезаря и других, им подобных, я намерен, в коротких словах, рассказать о земле москвитян или русских, местности ее и положении, о государях и великих князьях, в ней правивших, начиная с трех князей, Рюрика, Синеуса и Трувора, надобно полагать, родных братьев, родом из Пруссии, господствовавших в России в 752 году по Р. X., до ныне царствующего великого князя Михаила Федоровича", "Как в собственных летописях русских, так и в иностранных историях, встречаются разные мнения о том, откуда происходит название москвитян и русских и откуда они ведут свое начало. Но прежде всего надобно знать, что москвитяне и русские один и тот же народ, и в древности у Птолемея и Плиния назывались роксоланами. Некоторые говорят, что они называются так от герцога по имени Русса, должно быть, сына одного польского князя; таким образом русские называются по его имени. Другие отвергают это, потому что Россия древнее Польского королевства. Сами русские говорят, что Россия прежде называлась “Rosseja”, откуда произошло название земли “Россия”, а народа - “русские”. Это слово на их собственном языке означает такой народ, который отличен от других народов и стран и составился из разных наций и областей, у каждой был свой, княживший над нею, князь и государь. Это можно достаточно доказать не только языком их, но и их собственными князьями и государями, правившими ими, потому что каждый имел особенное княжество, княжил отдельно и очень отличался от прочих языком, однако ж только так, что слова в одном княжестве произносились иначе, чем в другом, но жители понимали друг друга. Это всего согласнее с правдой, по их собственному толкованию.
Петрей не признаёт и других открытий украинской исторической науки:
Княжество мордва тянется далеко на запад, по реке Волге, и платит такую же дань великому князю, как и черемиса. У них одна вера и один язык; они сходствуют и в одежде, в нравах и ухватках, только поля обрабатывают усерднее и живут в лучших домах, нежели черемиса.
Домашнее содержание и пищу получают от скота, диких зверей и птиц и продают москвитянам свои выделанные меха, также мед, воск и сало, получая от них за это все необходимое: муку, водку, сукно, соль и тому подобные товары.
У них свои собственные государи и князья, которые защищают их и правят ими; они платят им ежегодную дань, так же как и великому князю, разными красивыми мехами" - Петрей не считает мордву и русских одним народом, более того,он показывает,что по своим промыслам мордва и черемисы (они же Меря,марийцы) были далеки от земледельцев-русских.
Юхан Йерне (1696–1737) - шведский военный:
…Поскольку спешка обычно не приносит успеха, имеются большие ошибки и недостатки, допущенные при слишком поспешном основании города: кирпичи и раствор, из которых построены дома, непригодны, так как постоянно разрушались и размывались дождем; стены скоро треснут и развалятся; сами дома, поставленные на болоте, год от года опускаются все ниже, так что постоянно требуются значительные суммы на их ремонт...
... Я действительно должен одобрить в этом царстве бесчеловечное самодержавие, обычно столь ненавистное, поскольку этими людьми нельзя управлять иначе, как с крайней суровостью и хуже, чем собаками; свобода и мягкость там — смертельный яд, который мог бы разрушить государство; поэтому, несомненно, сама природа даровала им низменный и рабский нрав.
Записка, врученная франц.генералом Лалли-Толлендаль кардиналу Флери в мае 1738 года.
Mилостивейший государь! Я не могу дать вашему превосходительству более простой и в то же время более верной идеи о России, как сравнив ее с ребенком, который оставался в утробе матери гораздо долее обыкновенного срока, рос там в продолжение нескольких лет и, вышед наконец на свет, открывает глаза, видит предметы, на него похожие, протягивает свои руки и ноги, но не умеет ими пользоваться, чувствует свои силы, но не знает, на что их употребить. Нет ничего удивительного, что народ в таком состоянии допускает управлять собой первому встречному.
Генрих Седерберг - шведский военный пастор попал в плен в битве при Полтаве. В 1709-1718 годах жил в Москве, занимаясь обучением детей. Вернувшись в Швецию, составил «Заметки о религии и нравах русского народа».
...Открытых домов терпимости у них не существует, но блуд терпится и наказывается весьма редко, так как простой проступок прелюбодеяния считается неважным грехом. За содомский грех, который у них так же обыкновенен, как и у персов, взыскивают они тоже не очень строго, да и приводят их к этим порокам блуд и пьянство, в которых… они превосходят все другие народы.
Франсуа Габриель де Бре - баварский дипломат, в 1799–1801 годах жил в России в составе депутации от Мальтийского ордена. В 1808-1812 годы де Бре снова провел в России - теперь в качестве посланника Баварии.
Единство действия, присущее деспотизму, делает Россию очень страшной. Достаточно воли государя, чтобы потрясти все части этого обширного организма: никаких препятствий, никаких противовесов, никаких посредствующих властей. Чего желает император, то и совершается; прав он или неправ, это все равно. Так как в России все машина, то простота начала всякого движения делает эту машину очень величественной. Надо бояться не счастливых народов, а диких и фанатичных. У последних на первом плане является физическая сила и интенсивность действий, являющаяся результатом того, что это действие никогда не освещается размышлениями или партийными соображениями, умертвляющими действие. В России нет общественного мнения, да и не может быть.
«Россия в 1839 году» Астольфа де Кюстина.
Чем больше я узнаю Россию, тем больше понимаю, отчего император запрещает русским путешествовать и затрудняет иностранцам доступ в Россию. Российские порядки не выдержали бы и 20 лет свободных отношений между Россией и Западной Европой. Не верьте хвастливым речам русских: они принимают богатство за элегантность, роскошь - за светскость, страх и благочиние - за основания общества. По их понятиям быть цивилизованным - значит быть покорным; они забывают, что дикари иной раз отличаются кротостью нрава, а солдаты - жестокостью; несмотря на все их старания казаться прекрасно воспитанными, несмотря на получаемое ими поверхностное образование и их раннюю и глубокую развращенность, несмотря на их превосходную практическую сметку, русские еще не могут считаться людьми цивилизованными. Это татары в военном строю - и не более.
**********
Забыли современное (разумеется, "передовое" и западоподлизное) российско-русофобское ЛИБЕРАЛЬЁ, как рассуждают они (а рассуждают они параллельно хохло-нацистским историкам, выкопавшим Чёрное море):
Все мы (ага, умнейшие из умнейших, бля! - прим. моё) знаем,что Московия взяла славное имя Руси только в правление Петра I-го, а до тех пор ни сами московиты, ни их страна, ни их история не имели никакого отношения к Руси и русским, а были они лишь финно-угорскими дикарями, позаимствовавшими свой язык у болгарских миссионеров.
Удручает только то,что про сию непреложную истину не знали многочисленные западные путешественники, посещавшие Московию в те века.
Они же (либеральё):
Как мы видим, путешественники XV-XVII веков одну и ту же страну называли Россией (Русью) и Московией, один и тот же народ - русскими и московитами, истоки Московской Руси видели в Руси Киевской, но никак не в Орде, считали русских славянами, а их язык - родственником других славянских языков. Но не стоит огорчаться подобной подлости исторических источников:
МЫ ЗНАЕМ, ЧТО РУССКИЕ - НЕ РУССКИЕ, ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО ЛЕТОПИСЬ НАЙТИ.
*********
Тексты упомянутых авторов можно найти на сайте "Восточная литература", www.vostlit.info.
Часть текста честно СЛЯМЖЕНА у "1981dn".
Свидетельство о публикации №218072701231